Interested Article - Анфим VI (патриарх Константинопольский)

Патриа́рх Анфи́м VI ( греч. Πατριάρχης Άνθιμος Στ´ ; в миру Иоаннидис ( греч. Ἰωαννίδης ), также Куталианос ( греч. Κουταλιανός ); 1782 , остров Куталис в Мраморном море , Османская империя — 7 декабря 1877 ) — патриарх Константинопольский , занимавший престол трижды: 4 декабря 1845 — 18 октября 1848, 1853—1855, 1871—1873.

Биография и деятельность

Принял постриг на Афоне ; служил протосинкеллом Деркийской митрополии, затем возглавлял митрополии: Серр (с ноября 1829), Прусы (с июня 1833) и Эфеса (с апреля 1837).

В своё первое патриаршество (наследовал Мелетию III ), в 1847 году совершил канонизацию Патриарха Фотия I ; в 1848 году, инициировал издание в мае « Окружного послания единой святой кафолической и апостольской церкви ко всем православным христианам » , которое было подписано им самим (составлено бывшим Патриархом Константием I Мудрым ), Иерофеем Александрийским, Мефодием Антиохийским, Кириллом Иерусалимским , а также членами их синодов, — в ответ на энциклику папы Пия IX от 6 января 1848 года . Параграф 4-й Окружного послания гласил: «Из ересей, распространившихся, какими бог весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь — папизм . Но и сей последний (подобно первому, который уже совершенно исчез), хотя до ныне ещё в силе, не превозможет до конца, а прейдёт и низложится и велий глас небесный возгласит о нём: низложен ( Апок . 12, 10 )!»

В начале 1847 года патриарху и Синоду было дано султанское распоряжение предпринять реформу, согласно хатти-шерифу, церковного управления: в апреле было выработано 15 глав, согласно которым миряне входили в Синод наравне с иерархами Церкви; в его состав были включены великий логофет Николай Аристархис, самосский князь Стефан Вогородис ( греч. Στέφανος Βογορίδης ; Алеко-паша или Стойко Богоров) и бей Иоанн Психарис . Но уже в октябре 1848 года совет из 18 епископов опротестовал практику участия мирян в церковном управлении и она прекратилась .

Отрёкся от престола 18 октября 1848 года и жил в Константинополе и на Афоне ; ему наследовал Анфим IV , вторично восшедший на престол 19 октября того же года.

В 1895 году в Киеве было опубликовано частное письмо архимандрита Феофана (Говорова) к архиепископу Иннокентию (Борисову) от 9 марта 1857 года, до того хранившееся в личном архиве митрополита Макария (Булгакова) ; письмо было написано из Константинополя, где архимандрит Феофан состоял при посольской церкви, и содержало неофициальный доклад о текущем положении церковных и иных дел в Оттоманской империи, в частности сообщая следующее: «<…> К тому ещё — давно уже ходит молва о смене патриарха. — Ищет прежний Анфим . Редклифф с визирем готовы содействовать ему. Члены синода может быть и не прочь бы переменить патриарха — доброго, но робкого, как говорят и недалёкого. Только предвидя, что, заведши речь о смене его, они должны будут принять Анфима — нелюбимого и ославившегося взяточником , — положили всеми силами стоять за настоящего патриарха.»

После смещения 8 июля 1860 года патриарха Кирилла VII выборы впервые проходили по новому регламенту, предусматривавшему выдвижение кандидатов избирательным собранием, в число которого входили и миряне. 20 сентября того же года набрал наибольшее число (35) голосов при избрании кандидатов на патриарший престол; также получил большинство голосов на втором заседании избирательного собрания, оставившем 3-х кандидатов . Но в итоге архиереями был избран фаворит митрополитов-геронтов Кизический митрополит Иоаким (Иоаким II) .

Заняв 5 сентября 1871 года, после вынужденной отставки Григория VI , патриарший престол в третий раз, будучи к тому времени весьма уважаемым старцем.

Противостоял попыткам болгарских епископов- раскольников получить признание со стороны оттоманской Порты (неуспешно: в 1872 году Анфим (Чалыков) получил от турецкого правительства берат, предоставлявший ему права, провозглашенные султанским фирманом 1870 года), а также со стороны поместных православных Церквей (успешно). В августе — сентябре 1872 года председательствовал на Соборе в Константинополе осудившем болгар как схизматиков за « филитисм » (привнесение племенного начала).

Неспособность патриарха пресечь деятельность Болгарского экзархата (в том числе и в самом Константинополе, где была резиденция болгарского экзарха) вызвала недовольство крайней греческой партии, что вынудило Патриарха в общем собрании Синода и Совета 20 сентября 1873 года заявить о своей отставке . 30 сентября того же года принёс формальное, под прелогом старости, отречение и удалился на покой.

Комментарии

  1. Издано в русском переводе: «Окружное посланіе единой, святой соборной и апостольской церкви ко всѣмъ православнымъ христіанамъ». СПб., 1859.
  2. Имеется в виду Патриарх Кирилл VII
  3. Геронты в данном контексте суть старейшие митрополиты Вселенского трона, составлявшие после реформы управления патриаха Самуила I постоянный Синод Константинопольской Церкви.

Примечания

  1. от 22 июля 2009 на Wayback Machine (русский перевод)
  2. Откр.
  3. Дата обращения: 19 мая 2009. 22 июля 2009 года.
  4. И. И. Соколов . Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ. Опытъ историческаго изслѣдованія . Т. I, СПб., 1904, стр. 715.
  5. «Сужденія преосв. Ѳеофана, бывшаго епископа владимірскаго, о греко-болгарскомъ вопросѣ и о состояніи православной церкви на Востокѣ. (Съ предисловіемъ)». Ѳ.И. Титова // «Труды Кіевской духовной Академіи». 1895, май, стр. 33—66.
  6. Письмо архим. Ѳеофана къ архіеп. Иннокентію // «Труды Кіевской духовной Академіи». 1895, май, стр. 57.
  7. Дата по: Ѳ. Стояновъ-Бурмовъ . «Греко-болгарская распря въ шестидесятыхъ годахъ» // « Вѣстникъ Европы ». СПб, 1888, № 8, стр. 736.
  8. Ѳ. Стояновъ-Бурмовъ . «Греко-болгарская распря въ шестидесятыхъ годахъ» // « Вѣстникъ Европы ». СПб, 1888, № 8, стр. 741—742.
  9. И. И. Соколов . Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ. Опытъ историческаго изслѣдованія . Т. I, СПб., 1904, стр. 651.

Литература

Ссылки

  • справка на официальном сайте вселенской Патриархии
Источник —

Same as Анфим VI (патриарх Константинопольский)