Interested Article - Охотники-собиратели

Наскальная живопись в Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре
Бушмен , изготовляющий ядовитые стрелы
Охотники-собиратели пигмеи в бассейне Конго в августе 2014 г.

Охо́тники-собира́тели , охо́тники и собира́тели хозяйственно-культурный тип , характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой ( присваивающее хозяйство ) и высокой кочевой мобильностью; при этом биологическая продуктивность охотничьих ресурсов, необходимая для воспроизводства людей, существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения и воспроизводства.

Плотность населения охотников-собирателей напрямую зависит от количества охотничьих ресурсов. Например, основанная на охоте, рыболовстве и собирательстве экономика обеспечивала плотность населения в 1 человек на 2,5 км². среди индейцев Калифорнии до европейской колонизации. Напротив, среди эскимосов — охотников на карибу , плотность населения составляла 1 человек на 312 кв. км . При охоте и собирательстве в пустынях Центральной Австралии для обеспечения жизни 1 человека необходимо до 200 кв. миль территории, по подсчетам М. Меггитта в племени валбири в 19 веке плотность населения составляла 1 человек на 90 км²., в племени аранда 1 человек на 32,4 км²., а у озера Маккэй в центральной Австралии 1 человек на 415 км². При этом на берегах больших рек плотность населения составляла 1 человек на 7,8 км² и 3-4 человека на 2-2,5 км реки, а на морских побережьях — 2-5 человек на 1 кв. км . По мнению В. М. Массона, в целом для присваивающей экономики плотность населения оценивается в среднем в 5 — 7 человек на 100 км² . При дальнейшем переходе к земледельческому типу экономики, затем к индустриальному и, наконец, к современному, площадь земли, необходимая для обеспечения потребностей одного человека, уменьшается .

Для общества, в котором основными занятиями являются охота и собирательство , характерна очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на 1 км²), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. По последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки ( пигмеев , бушменов , хадза ) характерно достаточно определённое равенство всех членов общины; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах. [ источник не указан 1200 дней ]

Археологические находки свидетельствуют, что в древности охотой женщины занимались наравне с мужчинами. В погребениях эпохи охотников-собирателей на американских континентах среди похороненных с охотничьим оружием людей от 30 % до 50 % — женщины (в разных погребениях), что опровергает современный миф о мужчине-охотнике и женщине-собирательнице .

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки ), которые могут характеризоваться осёдлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на км²), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Например, тлинкиты имели постоянные зимние поселения, самое маленькое из которых насчитывало 4 или 5 домов с населением меньше ста человек, а самое крупное имело до 25 домов и около тысячи человек (J. Swanton описывает поселение из 36 домов в Ситке , но это поселение появилось уже при европейцах, в результате слияния групп из разных племен и было нетипичным). Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей ресурсной базы .

Ситуация кардинально изменилась после так называемой неолитической революции , в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши (переход к возделыванию сельхозкультур, скотоводство).

Традиционный охотник-собиратель или собиратель — это человек, ведущий образ жизни, унаследованный от предков, при котором большая часть или вся пища добывается путем её сбора из местных источников, особенно съедобных диких растений, а также насекомых, грибов, мёда или других безопасных для употребления в пищу продуктов, включая охоту на дичь (преследование и/или отлов и убийство диких животных, ловля рыбы). Общества охотников-собирателей контрастируют с более осёдлыми сельскохозяйственными обществами, которые в основном полагаются на выращивание сельскохозяйственных культур и разведение домашних животных для производства продуктов питания, хотя границы между этими двумя образами жизни не слишком различимы.

Охота и собирательство были первоначальной и наиболее устойчивой успешной конкурентной адаптацией человечества в мире природы, занимая по времени не менее 90 процентов в истории человечества . После изобретения сельского хозяйства, особенно орудий производства продуктов, не изменившие образ жизни охотники-собиратели были вытеснены или завоёваны земледельческими или скотоводческими группами в большинстве частей мира .

Лишь несколько современных обществ неконтактных людей все ещё классифицируются как охотники-собиратели, многие из них дополняют свою деятельность по добыче пищи садоводством или скотоводством .

Археологические свидетельства

Охота и собирательство, по-видимому, были стратегией жизнеобеспечения, использовавшейся человеческими обществами примерно 1,8 миллиона лет назад — Homo erectus и Homo sapiens с момента своего появления около 200 000 лет назад. Он оставался единственным способом существования до конца периода мезолита около 10 000 лет назад, и после этого был заменен лишь постепенно с распространением неолитической революции. Доисторические охотники-собиратели жили группами, состоявшими из нескольких семей в несколько десятков человек .

В 1970-х годах Льюис Бинфорд предположил, что древние люди добывали пищу за счёт сбора уже умерших животных , а не охоты . Однако более поздние исследования показали, что древние люди, начиная с неандертальцев , падалью не питались, так как не были к этому приспособлены, а могли употреблять в пищу только свежую добычу, предпочитая коллективную охоту на крупных животных, которые давали больше мяса. Также по возможности они добывали мелких животных и рыбу, собирали морепродукты, съедобные дикоросы . Возможно, древние люди могли отбирать свежеубитую добычу у крупных хищников, следуя за ними . Археологические и генетические данные свидетельствуют о том, что исходные популяции палеолитических охотников-собирателей выжили в редколесных районах и рассеялись по районам с высокой первичной продуктивностью, избегая при этом густого лесного покрова .

Согласно гипотезе бега на выносливость, бег на длинные дистанции, как и настойчивая охота, метод, все ещё практикуемый некоторыми группами охотников-собирателей в наше время, вероятно, был движущей силой эволюции, ведущей к развитию определённых человеческих характеристик.

Охотники-собиратели (желтые) 4000 лет назад.

Начиная с перехода от среднего к верхнему палеолиту , около 80 000-70 000 лет назад, некоторые группы охотников-собирателей начали специализироваться, концентрируясь на охоте на меньшую (часто более крупную) дичь и сбор меньшего количества пищи. Эта специализация также включала создание специальных инструментов — таких, как рыболовные сети, крючки и костяные гарпуны. Переход в последующий период неолита в основном определяется беспрецедентным развитием зарождающихся методов ведения сельского хозяйства. Земледелие зародилось ещё 12 000 лет назад на Ближнем Востоке, а также независимо возникло во многих других областях, включая Юго-Восточную Азию, части Африки, Мезоамерику и Анды .

Глобальная карта, иллюстрирующая упадок собирательства/рыбалки/охоты по всему миру.

(англ.) также использовалось в качестве системы производства продуктов питания в различных частях мира. Лесные сады возникли в доисторические времена вдоль поросших джунглями берегов рек и во влажных предгорьях муссонных регионов. В процессе постепенного улучшения семьями своего непосредственного окружения были выявлены, защищены и улучшены полезные виды деревьев и виноградных лоз, а нежелательные виды были устранены. В конце концов лучшие интродуцированные виды были отобраны и включены в сады .

Многие группы продолжали свой образ жизни охотников-собирателей, хотя их численность постоянно сокращалась, отчасти в результате давления со стороны растущих сельскохозяйственных и скотоводческих общин. Многие из них проживают в развивающихся странах — в засушливых регионах либо в тропических лесах. Территории, которые раньше были доступны для охотников-собирателей, были и продолжают захватываться поселениями земледельцев. В результате конкуренции за землепользование общества охотников-собирателей либо переняли эту практику, либо перебрались в труднодоступные районы. Джаред Даймонд обвинил человеческое сообщество в снижении доступности диких продуктов, особенно ресурсов животного происхождения. Согласно Даймонду, в Северной и Южной Америке, например, большинство крупных видов млекопитающих вымерло к концу плейстоцена из-за чрезмерной эксплуатации людьми . Он предположил, что это может быть одним из нескольких объяснений, предложенных для четвертичного вымирания .

По мере увеличения числа и размера сельскохозяйственных обществ, они расширялись за счёт земель, традиционно используемых охотниками-собирателями. Этот процесс расширения за счёт сельского хозяйства привел к развитию первых форм правления в сельскохозяйственных центрах, таких как Плодородный Полумесяц, Древняя Индия , Древний Китай, Ольмеки , страны Африки к югу от Сахары и Норте-Чико .

В результате почти повсеместной зависимости человечества от сельского хозяйства, немногие современные культуры охотников-собирателей живут в районах, непригодных для сельскохозяйственного использования.

Археологи для отслеживания деятельности охотников-собирателей могут считать доказательством использование каменных орудий, включая мобильность . Этноботаника — область исследований, которая документирует пищевые растения различных народов и племён по всему миру.

Общие характеристики

Бушмен из Намибии. Многие бушмены до сих пор живут как охотники-собиратели

Среда обитания и население

Большинство охотников-собирателей ведут кочевой или полукочевой образ жизни и живут во временных поселениях. Мобильные сообщества обычно строят убежища из недолговечных строительных материалов или могут использовать укрытия из естественных камней, если они доступны.

Некоторые культуры охотников-собирателей, такие как коренные народы северо-западного побережья Тихого океана и йокуты , жили в особенно богатой среде, которая позволяла им вести оседлый или полуоседлый образ жизни. Одним из самых ранних примеров постоянных поселений является осиповская культура (14-10,3 тыс. лет назад) , которая жила в богатой рыбой среде, что позволяло им оставаться на одном и том же месте круглый год . Одна группа, чумаши , имела самую высокую зарегистрированную плотность населения среди всех известных обществ охотников и собирателей, по оценкам, 21,6 человека на квадратную милю и имели от 20 тысяч до 30 тысяч человек в начале 16 века, которые населяли от 75 до 100 постоянных деревень на берегах рек или океана с численностью жителей в мелких населенных пунктах от нескольких домов на одну семью от 30 человек и до более тысячи человек в крупных населенных пунктах . Жившие рыбной ловлей индейцы- тлинкиты имели постоянные поселения до 25 домов с около тысячи жителей .

Историческая динамика

С развитием земледелия оседлые группы населения повсеместно вытесняли охотников-собирателей. Это объясняется тем, что земледельцы размножались быстрее, чем кочевые охотники-­собиратели.

Социально-экономическая структура

Охотники-собиратели, как правило, придерживаются эгалитарного социального этоса , хотя оседлые охотники-собиратели (например, населяющие северо-западное побережье Северной Америки) являются исключением из этого правила . Например, у бушменов (сан) на юге Африки есть социальные обычаи, которые категорически препятствуют накоплению и проявлению власти и поощряют экономическое равенство через разделение продуктов питания и материальных благ . Карл Маркс определил эту социально-экономическую систему как первобытный коммунизм [ страница не указана 405 дней ] .

Разделение мяса Мбенджеле

Эгалитаризм, типичный для людей-охотников и собирателей, никогда не бывает тотальным, но поразителен, если рассматривать его в эволюционном контексте. Один из двух ближайших родственников приматов человечества, шимпанзе, совсем не равноправен, образуя иерархию, в которой часто доминирует альфа-самец. Контраст с человеческими охотниками-собирателями настолько велик, что палеоантропологи широко утверждают, что сопротивление подчинению было ключевым фактором, движущим эволюционным появлением человеческого сознания, языка, родства и социальной организации .

Большинство антропологов считают, что у охотников-собирателей нет постоянных лидеров; вместо этого человек, проявляющий инициативу в любой момент времени, зависит от выполняемой задачи [ страница не указана 405 дней ] .

Внутри определённого племени или народа охотники-собиратели связаны как родственными связями, так и принадлежностью к группе (месту жительства/домашней группе) . Постбрачное проживание среди охотников-собирателей имеет тенденцию быть матрилокальным, по крайней мере первоначально . Молодые матери могут получать помощь по уходу за ребёнком от своих матерей, которые продолжают жить поблизости в том же лагере . Системы родства и происхождения среди людей-охотников-собирателей были относительно гибкими, хотя есть свидетельства того, что раннее человеческое родство в целом имело тенденцию быть матрилинейным .

Принято считать, что большую часть собирательства занимали женщины, а мужчины занимались охотой на крупную дичь. Иллюстративным отчётом является исследование Меган Бизеле южноафриканского племени Ju/'hoan «Женщины любят мясо» [ страница не указана 405 дней ] . Недавнее исследование предполагает, что разделение труда по половому признаку было фундаментальной организационной инновацией, которая дала Homo sapiens преимущество над неандертальцами, позволив нашим предкам мигрировать из Африки и расселиться по земному шару .

Эта точка зрения была оспорена антропологами-феминистками в 1970-х годах, которые указали, что в антропологии исторически чрезмерное внимание уделялось мужчинам. Стереотип «мужчина-охотник, женщина-собиратель» мог описывать обычное разделение труда, но мужчины в обществах охотников-собирателей по-прежнему помогают в сборе, особенно когда женщины устали или больны, или охота не увенчалась успехом. Женщины охотились с различным оружием, собаками или духовыми трубками и отравленными дротиками. Женщины тоже могли ловить животных, используя сети или корзины для поимки крабов и рыбы .

Исследование 1986 года показало, что у большинства охотников-собирателей существует символически структурированное разделение труда по половому признаку [ страница не указана 405 дней ] . Однако верно то, что в незначительном меньшинстве случаев женщины охотились на ту же добычу, что и мужчины, иногда делая это вместе с мужчинами. Среди народа Ju'/hoansi в Намибии женщины помогают мужчинам выслеживать добычу в загонной охоте . В австралийском Martu и женщины, и мужчины участвуют в охоте, но с разным стилем гендерного разделения; в то время как мужчины готовы пойти на больший риск, охотясь на более крупных животных, таких, как кенгуру, ради политической выгоды в качестве формы «конкурентного великодушия», женщины нацеливаются на более мелкую дичь, такую, ​​как ящерицы, чтобы прокормить своих детей и поддерживать рабочие отношения с другими женщинами, предпочитая более постоянную работу по снабжению пропитанием .

Останки 9000-летней женщины-охотницы вместе с набором снарядов и орудиями для обработки животных были обнаружены на андском участке Wilamaya Patjxa, округ Puno в Перу .

Гравюра XIX века с изображением лагеря коренных австралийцев .

На конференции «Человек-охотник» 1966 года антропологи Ричард Боршей Ли и Ирвен ДеВор предположили, что эгалитаризм был одной из нескольких центральных характеристик кочевых охотничьих и собирательских обществ, поскольку мобильность требует минимизации материальных владений среди населения. Следовательно, никакой излишек ресурсов не может быть накоплен ни одним членом. Другими характеристиками, предложенными Ли и ДеВор, были изменчивые территориальные границы, а также демографический состав.

На той же конференции Маршалл Сахлинз представил доклад под названием «Заметки об изначальном обществе изобилия», в котором он бросил вызов популярному мнению о жизни охотников-собирателей как об «одинокой, бедной, отвратительной, жестокой и короткой», как говорил Томас Гоббс в 1651 году. Согласно Салинсу, этнографические данные показали, что охотники-собиратели работали гораздо меньше часов и имели больше свободного времени, чем типичные члены индустриального общества, и при этом они хорошо питались. Их «богатство» исходило из представления о том, что они довольствуются очень немногим в материальном смысле . Позже, в 1996 году, Росс Сакетт провел два различных метаанализа, чтобы эмпирически проверить точку зрения Салина. В первом из этих исследований было рассмотрено 102 исследования распределения времени, а во втором — 207 исследований затрат энергии. Сакетт обнаружил, что взрослые в сообществах собирателей и садоводов работают в среднем около 6,5 часов в день, тогда как люди в сельскохозяйственных и промышленных обществах работают в среднем 8,8 часов в день .

Исследователи Гурвен и Каплан подсчитали, что около 57 % охотников-собирателей достигают возраста 15 лет. Из тех, кто достигает 15-летнего возраста, 64 % продолжают доживать до 45 лет или старше. Таким образом, ожидаемая продолжительность жизни составляет от 21 до 37 лет . Далее они подсчитали, что 70 % смертей происходят из-за болезней того или иного рода, 20 % смертей происходят из-за насилия или несчастных случаев и 10 % из-за дегенеративных заболеваний.

Взаимный обмен и совместное использование ресурсов (например, мяса, полученного в результате охоты) важны в экономических системах обществ охотников-собирателей . Таким образом, эти общества можно охарактеризовать как основанные на « экономике дарения ».

В документе 2010 года утверждалось, что, хотя у охотников-собирателей может быть более низкий уровень неравенства, чем в современных индустриальных обществах, это не означает, что неравенства не существует. Исследователи подсчитали, что средний коэффициент Джини среди охотников-собирателей составлял 0,25, что эквивалентно Дании в 2007 году. Более богатые члены сообщества с большей вероятностью имели таких же богатых детей, как и они, чем более бедные члены их сообщества. Действительно, общества охотников-собирателей демонстрируют понимание социальной стратификации, хотя исследователи согласились с тем, что охотники-собиратели были более эгалитарными, чем современные общества .

Это исследование, однако, изучало исключительно современные сообщества охотников-собирателей, предлагая ограниченное представление о точной природе социальных структур, существовавших до неолитической революции. Ален Тестар и другие говорят, что антропологи должны быть осторожны при использовании исследований нынешних обществ охотников-собирателей для определения структуры обществ в эпоху палеолита, подчёркивая межкультурные влияния, прогресс и развитие, которые такие общества претерпели за последние 10 000 лет . Таким образом, объединённые антропологические и археологические данные на сегодняшний день продолжают поддерживать предыдущее понимание ранних охотников-собирателей как в значительной степени эгалитарных.

Изменчивость

Пара из саванны Пуме во время охоты и собирательства на льяносе в Венесуэле. Мужчина носит лук, три стрелы со стальными наконечниками и шляпу, напоминающую голову аиста джабиру, в качестве маскировки, чтобы подойти достаточно близко к оленям для выстрела. Женщина несет палку-копалку со стальным наконечником и корзину для сбора дикорастущих клубней.

Общества охотников-собирателей проявляют значительную изменчивость в зависимости от климатической зоны/зоны жизни, доступных технологий и социальной структуры. Археологи изучают наборы инструментов охотников-собирателей, чтобы измерить изменчивость среди разных групп. Коллард и др. (2005) обнаружили, что температура является единственным статистически значимым фактором, влияющим на набор инструментов охотников-собирателей. . ​​Используя температуру в качестве косвенного показателя риска, исследования Колларда и других показывают, что среда с экстремальными температурами представляет угрозу для систем охотников-собирателей, достаточно серьёзную, чтобы оправдать повышенную изменчивость инструментов. Эти результаты подтверждают теорию Торренса (1989) о том, что риск неудачи действительно является наиболее важным фактором, определяющим структуру инструментов охотников-собирателей .

Один из способов разделить группы охотников-собирателей — по их системам возврата. Джеймс Вудберн использует категории «немедленное возвращение» охотников-собирателей для эгалитаризма и «отсроченное возвращение» для неэгалитаризма. Немедленно возвращающиеся собиратели потребляют свою пищу в течение дня или двух после того, как добыли её. Собиратели с отсроченным возвращением хранят излишки пищи .

Охота-собирательство было обычным способом существования людей на протяжении всего палеолита, но наблюдение за современными охотниками и собирателями не обязательно отражает палеолитические общества; изученные сегодня культуры охотников-собирателей имели тесные контакты с современной цивилизацией и не представляют собой «первозданные» условия, характерные для народов, не контактировавших с ними .

Переход от охоты и собирательства к земледелию не обязательно является односторонним процессом. Утверждалось, что охота и собирательство представляют собой адаптивную стратегию, которую все ещё можно использовать, если это необходимо, когда изменение окружающей среды вызывает у земледельцев сильный пищевой стресс . На самом деле, иногда бывает трудно провести четкую грань между земледельческим обществом и обществом охотников-собирателей, особенно с учётом повсеместного распространения земледелия и, как следствие, культурного распространения, которое произошло за последние 10 000 лет .

В настоящее время некоторые ученые говорят о существовании в культурной эволюции так называемых смешанных экономик или двойных экономик, предполагающих сочетание добывания пищи (собирательства и охоты) и производства продуктов питания или когда собиратели имеют торговые отношения с земледельцами .

Америка

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что собиратели-охотники за крупными животными пересекли Берингов пролив из Азии (Евразии) в Северную Америку по сухопутному мосту ( Берингии ), существовавшему между 47 000 и 14 000 лет назад . Около 18 500-15 500 лет назад эти охотники-собиратели, как полагают, следовали за стадами ныне вымершей плейстоценовой мегафауны вдоль свободных ото льда коридоров, которые простирались между Лаврентийским ледяным щитом и (англ.) . Другой предложенный маршрут заключается в том, что либо пешком, либо на примитивных лодках они мигрировали вдоль побережья Тихого океана в Южную Америку .

Иллюстрация палеоиндейцев , охотящихся на глиптодона

Охотники-собиратели в конечном итоге процветали по всей Америке, в основном базируясь на Великих равнинах Соединенных Штатов и Канады, с ответвлениями на восток до полуострова Гаспе на атлантическом побережье и на юг до Чили , Монте-Верде . Американские охотники-собиратели были разбросаны по обширной географической территории, поэтому в образе жизни существовали региональные различия. Тем не менее, все отдельные группы имели общий стиль изготовления каменных орудий, что позволяло идентифицировать стили (англ.) и их прогресс. Эта технология раннего палеоиндийского периода (англ.) была обнаружены в Северной и Южной Америке и использовалась очень мобильными группами, состоящими примерно из 25-50 членов большой семьи .

В (англ.) произошли изменения окружающей среды с более теплым и (англ.) климатом и исчезновение последней мегафауны . Большинство групп населения в это время все ещё были очень мобильными охотниками-собирателями. Однако отдельные группы начали сосредотачиваться на ресурсах, доступных им на местном уровне, и, таким образом, археологи определили модель растущего регионального обобщения, как это видно на примере традиций Юго -Запада , (англ.) , Поверти-Пойнт , (англ.) и Плано . Эти региональные адаптации станут нормой, меньше полагаясь на охоту и собирательство, с более смешанной экономикой мелкой дичи, рыбы , сезонных дикорастущих овощей и собранных растительных продуктов .

Такие ученые, как Кэт Андерсон, предположили, что термин «охотник-собиратель» является редуктивным, поскольку подразумевает, что коренные американцы никогда не оставались на одном месте достаточно долго, чтобы влиять на окружающую их среду. Тем не менее, многие из ландшафтов в Америке сегодня связаны с тем, как коренные жители этой области изначально ухаживали за землей. Андерсон специально рассматривает коренных жителей Калифорнии и методы, которые они использовали, чтобы адаптировать свою землю. Некоторые из этих методов включали обрезку, прополку, посев, сжигание и выборочный сбор урожая. Эти методы позволили им получать из окружающей среды устойчивые результаты на протяжении веков .

Калифорнийские индейцы негативно относятся к идее дикой природы. Они считают, что дикая природа является результатом того, что люди теряют свои знания о мире природы и о том, как заботиться о ней. Когда земля снова превратится в пустыню после потери связи с людьми, тогда растения и животные отступят и спрячутся от людей .

Современные и ревизионистские взгляды

Лагерь шошонов в горах Уинд-Ривер в Вайоминге, фото Перси Джексона, 1870 г.

Некоторые теоретики, отстаивающие «ревизионистскую» критику, подразумевают, что, поскольку «чистые охотники-собиратели» исчезли вскоре после начала колониальных (или даже сельскохозяйственных) контактов, ничего значимого о доисторических охотниках-собирателях нельзя узнать из исследования современных (Kelly , 24-29; см. Wilmsen )

Ли и Гюнтер отвергли большинство аргументов, выдвинутых Уилмсеном . Дорон Шульцинер и другие утверждали, что мы можем многое узнать об образе жизни доисторических охотников-собирателей из исследований современных охотников-собирателей, особенно их впечатляющий уровень эгалитаризма .

Многие охотники-собиратели сознательно манипулируют ландшафтом, вырезая или сжигая нежелательные растения, одновременно поощряя желательные, а некоторые даже идут на подсечно-огневую деятельность, чтобы создать среду обитания для диких животных. Эти виды деятельности имеют совершенно иной масштаб, чем те, которые связаны с сельским хозяйством, но тем не менее они на каком-то уровне являются одомашниванием. Сегодня почти все охотники-собиратели в той или иной степени зависят от одомашненных источников пищи, которые либо производятся неполный рабочий день, либо обмениваются на продукты, добытые в дикой природе.

Некоторые земледельцы также регулярно занимаются охотой и собирательством (например, земледелием в безморозный период и охотой зимой). Третьи, в развитых странах, отправляются на охоту в первую очередь для отдыха. В бразильских тропических лесах те группы, которые недавно полагались или даже продолжают полагаться на методы охоты и собирательства, по-видимому, переняли этот образ жизни, отказавшись от большей части сельского хозяйства, чтобы избежать колониального контроля, и в результате заноса европейских болезней сокращение их населения дошло до уровня, при котором сельское хозяйство стало затруднительным.

Трое австралийских аборигенов на острове Батерст в 1939 году. Согласно Петерсону (1998), население острова было изолировано на протяжении 6000 лет до 18 века. В 1929 году три четверти населения содержали себя за счет (англ.)

Тем не менее, есть ряд современных охотников-собирателей, которые после контакта с другими обществами продолжают свой образ жизни с очень небольшим внешним влиянием или с изменениями, которые увековечивают жизнеспособность охоты и собирательства в 21 веке . Одной из таких групп является Pila Nguru ( (англ.) ) из Западной Австралии , чья среда обитания в Великой пустыне Виктория оказалась непригодной для европейского сельского хозяйства (и даже скотоводства). Другие — сентинельцы с Андаманских островов в Индийском океане , которые живут на Северном Сентинельском острове и до настоящего времени сохранили свое независимое существование, отражая попытки вступить с ними в контакт . Саванные (англ.) в Венесуэле также живёт в районе, неблагоприятном для крупномасштабной экономической эксплуатации, и поддерживает свое существование за счет охоты и собирательства, а также выращивания небольшого количества маниока, которое дополняет, но не заменяет зависимость от добываемой пищи .

Рождаемость и продолжительность жизни

Исторических данных по колебаниям численности и поло-возрастному составу населения в племенах охотников-собирателей немного. Основным фактором, сдерживающим численность населения у охотников-собирателей, была и является продуктивность природных (охотничьих) ресурсов (ёмкость охотничьих угодий) . Моделирование показывает, что численность охотников-собирателей испытывает регулярные колебания, связанные с периодическим истощением охотничьих ресурсов . В благоприятные периоды происходил всплеск рождаемости. В периоды голода у женщин австралийских аборигенов, инуитов, индейцев наблюдалось некоторое снижение частоты овуляции . Хотя голод и недоедание не приводили к значительному снижению рождаемости, но дети, рождённые в голодные периоды, были более слабыми, с недостаточным весом, чаще умирали от холода, голода и болезней . У многих племён в частые периоды голода практиковались инфантицид и геронтоцид . Влияния каких-либо табу на половые контакты либо примитивных способов контрацепции, которые ограничивали бы рождаемость, современные исследователи не обнаружили . Ограниченность охотничьих ресурсов приводила к регулярным межплеменным стычкам за охотничьи территории, в которых гибла часть населения. При переходе племён с кочевого на оседлый образ жизни с использованием примитивного неолитического сельского хозяйства рождаемость у женщин возрастала примерно на 17 %, хотя одновременно возрастала заболеваемость и смертность детей от инфекционных болезней и гельминтов, но общая численность населения медленно увеличивалась .

Исследования причин смертей в современных племенах охотников-собирателей, а также на основе археологических и палеодемографических данных, показало, что причиной смерти в 70 % случаев становились инфекционные либо желудочно-кишечные болезни, в 20 % — травмы, увечья, гибель в межплеменных конфликтах, в 9 % — дегенеративные заболевания костно-мышечной системы. Низкая средняя продолжительность жизни охотников-собирателей (не более 30 лет) связана с высокой младенческой и детской смертностью, но у тех, кто дожил до 20 лет, смертность была достаточно низкой, 2/3 из них перешагивали возраст в 40 лет .

Негритосы ( Негритос ) на Филиппинах, 1595.

Современные группы охотников-собирателей

Общественные движения

  • Анархо-примитивизм , стремящийся к упразднению цивилизации и возвращению к жизни в дикой природе.
  • Фриганизм предполагает сбор еды (а иногда и других материалов) в контексте городской или пригородной среды.
  • Сбор урожая включает в себя сбор продуктов, которые традиционные фермеры оставили на своих полях.
  • Палеолитическая диета , которая стремится к диете, подобной диете древних групп охотников-собирателей.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 января 2020. 11 января 2020 года.
  2. . Дата обращения: 14 января 2020. 11 января 2020 года.
  3. Массон В. М. Первые цивилизации. Часть первая: первые цивилизации и всемирная история. Глава 3: раннеземледельческая эпоха — истоки цивилизации
  4. Дата обращения: 28 февраля 2018. Архивировано из 20 февраля 2019 года.
  5. Nikos-Rose K. : [ англ. ] : [ 8 ноября 2020 ] / Karen Nikos-Rose // UC Davis. — 2020. — 4 November.
  6. Haas, Randall. Female hunters of the early Americas : [ англ. ] / Randall Haas, James Watson, Tammy Buonasera … [ et al. ] // Science Advances : журн. — 2020. — Vol. 6, no. 45 (4 November). — Eabd0310. — doi : .
  7. . Дата обращения: 17 апреля 2023. 17 апреля 2023 года.
  8. . Дата обращения: 23 октября 2022. 21 августа 2022 года.
  9. Дата обращения: 27 января 2023. 27 января 2023 года.
  10. Ember, Carol R. (июнь 2020). Дата обращения: 14 сентября 2022. 11 октября 2021 года.
  11. Before the Dawn. — London : The Penguin Press, 2006. — ISBN 1594200793 .
  12. Richard B. Lee & Richard Daly, "Introduction: Foragers & Others, " in: The Cambridge Encyclopedia of Hunters & Gatherers (Cambridge University Press, 1999), ISBN 052157109X , pp. 1-20.
  13. Stephens, Lucas; Fuller, Dorian; Boivin, Nicole; Rick, Torben; Gauthier, Nicolas; Kay, Andrea; Marwick, Ben; Armstrong, Chelsey Geralda; Barton, C. Michael (2019-08-30). "Archaeological assessment reveals Earth's early transformation through land use". Science (англ.) . 365 (6456): 897—902. Bibcode : . doi : . : . ISSN . PMID . S2CID .
  14. Why Forage? Hunters and Gatherers in the Twenty-first Century. — Santa Fe; Albuquerque : School for Advanced Research, University of New Mexico Press, 2016. — ISBN 978-0826356963 .
  15. Greaves, Russell D. Economic activities of twenty-first century foraging populations // Why Forage? Hunters and Gatherers in the Twenty-First Century. — Santa Fe; Albuquerque : School for Advanced Research, University of New Mexico Press, 2016. — P. 241–62. — ISBN 978-0826356963 .
  16. Groeneveld, Emma . (9 декабря 2016). Дата обращения: 9 апреля 2018. 8 октября 2022 года.
  17. Binford, Louis (1986). "Human ancestors: Changing views of their behavior". . 3 : 235—57. doi : .
  18. . antropogenez.ru . Дата обращения: 28 января 2023. 7 августа 2021 года.
  19. . «Элементы» . Дата обращения: 28 января 2023. 9 мая 2021 года.
  20. Gavashelishvili, A.; Tarkhnishvili, D. (2016). "Biomes and human distribution during the last ice age". Global Ecology and Biogeography . 25 (5): 563. doi : .
  21. Fagan, B. (1989). People of the Earth , pp. 169-81. Scott, Foresman. ISBN 978-0673399083
  22. в « Книгах Google »
  23. Guns, Germs and Steel. — London : Vintage, 1998. — ISBN 0099302780 .
  24. Blades, B (2003). "End scraper reduction and hunter-gatherer mobility". American Antiquity . 68 (1): 141—56. doi : . JSTOR . S2CID .
  25. Verdolivo, Matthew (англ.) . National Geographic (4 ноября 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. 17 ноября 2020 года.
  26. Chiotis, Eustathios. . — CRC Press, 2018. — ISBN 978-1351260237 .
  27. . siberiantimes.com . Дата обращения: 14 января 2023. 22 апреля 2021 года.
  28. Pringle, Heather (22 April 2015). . . Tula Foundation and . из оригинала 22 апреля 2021 . Дата обращения: 24 июня 2019 .
  29. . Дата обращения: 14 января 2023. 8 марта 2022 года.
  30. Olson R.L. Social Structure and Social Life on the Tlingit in Alaska / / Anthropological Records. — 1967. — Vol. 26. — P. 1 — 123. р. 5
  31. Widlok, Thomas. : [ англ. ] / Thomas Widlok, Wolde Gossa Tadesse. — Berghahn Books, 2006. — P. ix–x. — ISBN 978-1845452131 .
  32. Lourandos, Harry. : [ англ. ] . — Cambridge University Press, 1997. — P. 24. — ISBN 978-0521359467 .
  33. Fitzhugh, Ben. : [ англ. ] . — Springer Science & Business Media, 2003. — P. 4–5. — ISBN 978-0306478536 .
  34. Cashdan, Elizabeth A. (1980). . American Anthropologist . 82 (1): 116—20. doi : . ISSN . JSTOR .
  35. Scott, John; Marshall, Gordon (2007). A Dictionary of Sociology . US: Oxford University Press. ISBN 978-0198609872 .
  36. Erdal, D.; Whiten, A. (1994). . Current Anthropology . 35 (2): 175—83. doi : . S2CID .
  37. Erdal, D. and A. Whiten 1996. «Egalitarianism and Machiavellian intelligence in human evolution». In, P. Mellars and K. Gibson (eds), Modelling the early human mind. Cambridge: McDonald Institute Monographs. [ ISBN? ]
  38. Christopher Boehm (2001). , Cambridge, MA: Harvard University Press.
  39. Gintis, Herbert. 2013. «The Evolutionary Roots of Human Hyper-Cognition.» Journal of Bioeconomics 15 (1): 83-89.
  40. Gintis, Herbert, Carel van Schaik, and Christopher Boehm. 2019. «Zoon Politikon: The Evolutionary Origins of Human Socio-Political Systems.» Behavioural Processes, Behavioral Evolution , 161 (April): 17-30. doi : .
  41. Gowdy, John M. Limited Wants, Unlimited Means: A Reader on Hunter-Gatherer Economics and the Environment. — St Louis : Island Press, 1998. — ISBN 155963555X .
  42. Dahlberg, Frances. . — London : Yale University Press, 1975. — ISBN 0300029896 .
  43. Erdal, D. & Whiten, A. (1996) «Egalitarianism and Machiavellian Intelligence in Human Evolution» in Mellars, P. & Gibadfson, K. (eds) Modelling the Early Human Mind . Cambridge MacDonald Monograph Series. [ ISBN? ]
  44. . Lecture 8 Subsistence, Ecology and Food production . Harvard University (Spring 2002). Дата обращения: 11 марта 2008. Архивировано из 10 апреля 2008 года.
  45. Marlowe, Frank W. (2004). . Current Anthropology . 45 (2): 277—84. doi : . S2CID .
  46. Hawkes, K.; O'Connell, J. F.; Jones, N. G. Blurton; Alvarez, H. P.; Charnov, E. L. (1998). . Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America . 95 (3): 1336—39. Bibcode : . doi : . PMC . PMID . из оригинала 28 апреля 2019 . Дата обращения: 14 января 2023 .
  47. Knight, C. 2008. «Early human kinship was matrilineal». In N. J. Allen, H. Callan, R. Dunbar and W. James (eds.), Early Human Kinship . Oxford: Blackwell, pp. 61-82. [ ISBN? ]
  48. Biesele, M. (1993). Women Like Meat. The folklore and foraging ideology of the Kalahari Ju/'hoan. Witwatersrand: University Press. [ ISBN? ]
  49. Lovgren, Stefan (December 7, 2006). . National Geographic News . из оригинала 4 июня 2011 . Дата обращения: 14 января 2023 .
  50. Lee, Richard B. / Richard B. Lee, Richard Heywood Daly, Richard Daly. — 16 December 1999. — P. 411–13. — ISBN 978-0521571098 .
  51. Testart, A. (1986). Essai sur les fondements de la division sexuelle du travail chez les chasseurs-cueilleurs. Paris: Éditions de l'École des Hautes Études en Sciences Sociales. [ ISBN? ]
  52. Biesele, Megan; Barclay, Steve (March 2001). . African Study Monographs . Suppl. 26: 67—84.
  53. Bird, Rebecca Bliege; Bird, Douglas W. (2008-08-01). . Current Anthropology . 49 (4): 655—93. doi : . ISSN . PMID . S2CID .
  54. Wei-Hass, Maya (англ.) . National Geographic (4 ноября 2020). Дата обращения: 13 июня 2021. 17 февраля 2021 года.
  55. Sahlins, M. (1968). «Notes on the Original Affluent Society», Man the Hunter. R.B. Lee and I. DeVore (New York: Aldine Publishing Company) pp. 85-89. ISBN 020233032X . See also: Jerome Lewis, . Дата обращения: 14 января 2023. Архивировано из 13 мая 2013 года. , Radical Anthropology , No. 2, 2008, and John Gowdy, от 24 февраля 2021 на Wayback Machine , in Lee, Richard B (2005). Cambridge Encyclopedia of Hunters and Gatherers .
  56. Sackett, Ross. 1996. «Time, energy, and the indolent savage. A quantitative cross-cultural test of the primitive affluence hypothesis». Ph.D. diss., University of California, Los Angeles. via от 10 апреля 2022 на Wayback Machine
  57. Guenevere, Michael; Kaplan, Hillard (2007). (PDF) . Population and Development Review . 33 (2): 326. doi : . (PDF) из оригинала 20 октября 2017 . Дата обращения: 14 января 2023 .
  58. Smith; Alden, Eric; Hill, Kim; Marlowe, Frank W.; Nolin, David; Wiessner, Polly; Gurven, Michael; Bowles, Samuel; ; Hertz, Tom; Bell, Adrian (2010). . Current Anthropology . 51 (1): 19—34. doi : . PMC . PMID .
  59. ; ; ; Legros, Dominique; Linkenbach, Antje; Morton, John; Peterson, Nicolas; Raju, D. R.; ; Smith, Eric Alden; Walter, M. Susan; (February 1988). . Current Anthropology (англ.) . The University of Chicago Press . 29 (1): 1—31. doi : . JSTOR . S2CID . из оригинала 18 апреля 2021 . Дата обращения: 14 января 2023 .
  60. Collard, Mark; Kemery, Michael; Banks, Samantha (2005). (PDF) . Canadian Journal of Archaeology (29): 1—19. (PDF) из оригинала 5 марта 2023 . Дата обращения: 14 января 2023 .
  61. Torrence, Robin. Retooling: Towards a behavioral theory of stone tools // . — Cambridge University Press, 1989. — P. 57–66. — ISBN 978-0521253505 .
  62. . — Washington : Smithsonian Institution, 1995. — P. 31. — ISBN 1560984651 .
  63. Portera, Claire C.; Marlowe, Frank W. (January 2007). (PDF) . Journal of Archaeological Science . 34 (1): 59—68. doi : . Архивировано из (PDF) 27 февраля 2008 .
  64. The Cambridge Encyclopedia of Hunters and Gatherers / Lee, Richard B. ; Daly, Richard. — Cambridge University Press, 1999. — ISBN 0521609194 .
  65. Hayes-Bohanan, Pamela (2010). Birx, H. James (ed.). . 21st Century Anthropology: A Reference Handbook . 1 : 409—18. doi : . ISBN 978-1452266305 – via Gale Virtual Reference Library.
  66. Svizzero, S.; Tisdell, C. (2015). . Social Evolution & History . 14 . из оригинала 22 апреля 2021 . Дата обращения: 14 января 2023 .
  67. . National Geographic Society. (1996–2008). Дата обращения: 6 октября 2009. Архивировано из 1 мая 2011 года.
  68. . Scientific American . Дата обращения: 17 ноября 2009. 14 сентября 2011 года.
  69. Fladmark, K. R. (January 1979). . American Antiquity . 1. 44 (1): 55—69. doi : . JSTOR . S2CID .
  70. Eshleman, Jason A.; Malhi, Ripan S.; Smith, David Glenn (2003). . Evolutionary Anthropology . University of Illinois at Urbana–Champaign. 12 : 7—18. doi : . S2CID . Дата обращения: 17 ноября 2009 .
  71. Broster, John . Tennessee Department of Environment and Conservation. Tennessee Historical Society. Online Edition provided by: The University of Tennessee Press (2002). Дата обращения: 21 ноября 2009. 3 февраля 2012 года.
  72. . ScienceDaily (2001). Дата обращения: 10 апреля 2010. 28 октября 2020 года.
  73. Fiedel, Stuart J. . — Cambridge University Press, 1992. — P. 151. — ISBN 978-0521425445 .
  74. Stuart B. Schwartz, Frank Salomon. . — Cambridge University Press, 1999. — ISBN 978-0521630757 .
  75. Anderson, Kat. Tending the Wild : [ англ. ] . — 2013. — P. 1–10. — ISBN 978-0520280434 .
  76. Kelly, Raymond (October 2005). . PNAS . 102 (43): 15294—98. doi : . PMC . PMID .
  77. Wilmsen, Edwin. . — University of Chicago Press, 1989. — ISBN 0226900150 .
  78. Lee, Richard B.; Guenther, Mathias (1995). . Current Anthropology . 36 (2): 298—305. doi : . S2CID .
  79. Lee, Richard B. (1992). . American Anthropologist . 94 : 31—54. doi : . : .
  80. Marlowe, Frank W. . — Smithsonian Institution Press, 2002. — P. 247.
  81. Shultziner, Doron (2010). . Biology and Philosophy . 25 (3): 319—46. doi : . S2CID . из оригинала 14 января 2023 . Дата обращения: 14 января 2023 .
  82. Peterson, Nicolas; Taylor, John (1998). . Australian Aboriginal Studies . Australian Institute of Aboriginal and Torres Strait Islander Studies. 1998 . из оригинала 14 августа 2020 . Дата обращения: 14 января 2023 .
  83. Pandya, Vishvajit. . — University Press of America, 2009. — P. 357. — ISBN 978-0761842729 .
  84. Archived at and the . Архивировано из 7 января 2014 года. : . Дата обращения: 30 мая 2017. 14 января 2023 года.
  85. Kramer, Karen L. Diversify or replace: what happens when cultigens are introduced into hunter-gatherer diets. // Why Forage? Hunters and Gatherers in the Twenty-First Century / Karen L. Kramer, Russell D. Greaves. — Santa Fe; Albuquerque : School for Advanced Research Press and University of New Mexico Press, 2016. — P. 15–42. — ISBN 978-0826356963 .
  86. Brian Hayden. // World Archaeology. — 1972-10-01. — Т. 4 , вып. 2 . — С. 205–221 . — ISSN . — doi : .
  87. Miikka Tallavaara, Erlend Kirkeng Jørgensen. // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. — 2021-01-18. — Т. 376 , вып. 1816 . — С. 20190708 . — doi : . 5 октября 2021 года.
  88. : [ 14 февраля 2021 ] / В. А. Попов // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 474. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2 .
  89. Нальчикова Е. // Власть. — 2007. — Вып. 8 . — С. 71–73 . — ISSN . 5 октября 2021 года.
  90. K. A. Spielmann. // Human Ecology. — 1989-09. — Т. 17 , вып. 3 . — С. 321–345 . — ISSN . — doi : . 5 октября 2021 года.
  91. Abigail E. Page, Sylvain Viguier, Mark Dyble, Daniel Smith, Nikhil Chaudhary. (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences. — 2016-04-26. — Vol. 113 , iss. 17 . — P. 4694–4699 . — ISSN . — doi : . 5 октября 2021 года.
  92. Michael Gurven, Hillard Kaplan. (англ.) // Population and Development Review. — 2007. — Vol. 33 , iss. 2 . — P. 321–365 . — ISSN . — doi : . 5 октября 2021 года.

Литература

На английском языке

Книги:

  • / Barnard, A. J.. — Berg, 2004. — ISBN 1859738257 .
  • Bettinger, R. L. . — Plenum Press, 1991. — ISBN 0306436507 .
  • Bowles, Samuel. / Samuel Bowles, Herbert Gintis. — Princeton University Press, 2011. — ISBN 978-0691151250 . (Reviewed in )
  • Brody, Hugh. . — North Point Press, 2001. — ISBN 057120502X .
  • Why forage?: hunters and gatherers in the twenty-first century. — Santa Fe, Albuquerque : School for Advanced Research Press, University of New Mexico Press, 2016. — ISBN 978-0826356963 .
  • . — Aldine de Gruyter, 1968. — ISBN 020233032X .
  • Meltzer, David J. . — Berkeley : University of California, 2009. — ISBN 978-0520250529 .
  • / Morrison, K. D. ; L. L. Junker. — Cambridge University Press, 2002. — ISBN 0521016363 .
  • / Panter-Brick, C. ; R. H. Layton ; P. Rowley-Conwy. — Cambridge University Press, 2001. — ISBN 0521776724 .
  • Turnbull, Colin. . — Touchstone, 1987. — ISBN 978-0671640996 .

Статьи

  • Mudar, Karen; Anderson, Douglas D. (Fall 2007). (PDF) . Asian Perspectives . 46 (2): 298—334. doi : . : . S2CID . (требуется подписка)
  • Nakao, Hisashi; Tamura, Kohei; Arimatsu, Yui; Nakagawa, Tomomi; Matsumoto, Naoko; Matsugi, Takehiko (30 March 2016). . Biology Letters . The Royal Society publishing. 12 (3): 20160028. doi : . PMC . PMID . Our results suggest that the mortality due to violence was low and spatio-temporally highly restricted in the Jomon period, which implies that violence including warfare in prehistoric Japan was not common.
  • Ember, Carol R. . Explaining Human Culture . Human Relations Area Files. — «Most cross-cultural research aims to understand shared traits among hunter-gatherers and how and why they vary. Here we look at the conclusions of cross-cultural studies that ask: What are recent hunter-gatherers generally like? How do they differ from food producers? How and why do hunter-gatherers vary?» Дата обращения: 22 февраля 2018.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • Balmer, Yves . Andaman Association (2013). Архивировано из 11 января 2014 года.
Источник —

Same as Охотники-собиратели