Interested Article - Бушмены

Бушменка из Ботсваны
Бушменские дети из Намибии
Жилище бушменов в резервации, Намибия

Бушме́ны ( сан, са, сонква, масарва, басарва, куа ) — собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящим на койсанских языках и относимым к капоидной расе . Общая численность — около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним генотипом , являются носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А .

Проживают на территории Южной Африки, которая охватывает Ботсвану , Намибию , Анголу , Замбию , Зимбабве и Лесото .

Общие сведения о бушменах

Английское «бушмен» ( англ. Bushman ) означает «человек степи» ( англ. Bush — «кустарник, местность, поросшая кустарником ») и иногда считается оскорбительным (название им дали ещё до англичан колонисты из Голландии, от нидерл. bosjesman — «лесной человек»); однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а наиболее широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама ) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер», «чужой»). Согласно антропологу Ричарду Боршею Ли , к концу 1990-х самоназвание «сан» получило достаточное распространение среди бушменов.

Антропологически отличаются от других негроидов , поскольку имеют более светлую кожу и некоторые другие характерные особенности; относятся к так называемой капоидной малой расе . Представители этой народности имеют очень низкий рост, до 150 сантиметров. Кожа имеет красноватый оттенок и склонность к преждевременному образованию морщин. Лицо имеет монголоидные черты. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» — личинок муравьёв. Лакомством считается жареная саранча .

Бушмены традиционно вели полукочевой образ жизни, сезонно перемещаясь в определённых областях, в зависимости от наличия ресурсов, таких как вода, дикие животные и съедобные растения.

История

Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Генетические расхождения бушменов и остального человечества насчитывают по крайней мере 60 тыс. лет . Набор инструментов, близких к тем, которые используют современные сан, был обнаружен в пограничной пещере в провинции Квазулу-Натал в 2012 году и датируется ок. 44000 г. до н. э. Древнейший череп бушменского типа насчитывает 10 тыс. лет . Генетические данные демонстрируют древнее расселение бушменов в Южной Африке ( ЮАР , Ангола , Мозамбик , Лесото , Ботсвана , Намибия ) . Исследование генетического разнообразия африканских стран, завершённое в 2009 году, показало, что бушмены относятся к пяти группам населения с самыми высокими измеренными уровнями генетического разнообразия среди 121 отдельной выборки африканских популяций . Определённые группы бушменов являются одной из 14 известных до сих пор «наследственных групп населения», то есть «группы населения с общим генетическим происхождением, которые разделяют этническую принадлежность и сходство как в своей культуре, так и в свойствах своих языков» .

Начиная с XV века н. э. постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари . Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны .

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

В декабре 2005 года , руководитель ботсванской общественной организации « » был награждён премией «За правильный образ жизни» ( The Right Livelihood Award ) за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни» .

В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза , которых иногда называют «бушменами Восточной Африки» .

Социальный строй

Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей . Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь , которому приписывается умение общаться с духами , вызывать дождь , лечить болезни .

Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берёт из нуклеарной семьи , затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляют объединения пар. Часто брак моногамный , но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.

Язык

Бушмены говорят на койсанских языках , на которых также говорят готтентоты . Эти языки отличаются от всех остальных языков мира тем, что в них широко распространены щёлкающие согласные .

Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки , легенды и песни .

Фольклор

Бушменские сказки и легенды выделяются среди всех остальных сказок и по своей форме, и по содержанию: это не столько сказки, сколько басни и мифы. Действующими лицами в них выступают животные, и прежде всего кузнечик, которому приписывается создание Солнца, Луны и многих животных. Небесные светила бушмены также наделяют именами животных. Так, пояс Ориона они называют тремя самками черепахи, висящими на палке; Южный Крест — львицами; Магелланово облако — каменным козлом. Своих предков они наделяют зооантропоморфными признаками, это полулюди-полуживотные. До наших дней дошли наскальные изображения предков бушменов . Ко времени появления европейцев в Южной Африке, ещё в середине XVII века, бушмены жили в условиях каменного века.

Источники еды и питья

Мужчины , искусные охотники , охотятся с помощью луков и стрел , наконечники которых отравлены ядом . Яд, диамфотоксин , парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых личинок жуков Diamphidia . Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев.

Женщины — собирательницы , могут собрать до 60 видов съедобных ягод , семян , луковиц , клубней , листьев . В разное время года могут найти съедобные личинки насекомых , муравьиные яйца, медоносные соты .

Из семян, которые скапливаются в муравейниках , бушмены варят кашу. Лакомство — жареная саранча . Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку с фильтром на конце и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца .

Одежда

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений .

Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои причёски, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке — обычай, присущий женщинам. Также они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам (Jolly 2006: 70).

Религия

Большая часть народа придерживается традиционной самобытной бушменов. Его первоначальная форма неизвестна, поскольку он был сильно модифицирован из-за взаимодействия с христианством. Также присутствуют христиане . Когда шаман входит в транс, принято говорить, что он «умирает» — сам транс довольно часто называют маленькой смертью или половинкой смерти (Dowson 2007: 55). Фольклор довольно обширен и разнообразен. Также сан принадлежит немалое количество искусно выполненных наскальных рисунков. Шаманы южного Дракенсберга танцевали и входили в транс в каменных пещерах, в которых всегда присутствовали наскальные рисунки (Lewis-Williams and Dowson 1990: 12).

Галерея

Знаменитые бушмены

Самым известным среди бушменов считается Нкъхау — намибийский фермер . Стал знаменитым после того, как сыграл бушмена из Калахари Хихо в двух комедийных фильмах: « Наверное, боги сошли с ума » и его продолжении , а также ещё в трёх неофициальных продолжениях, снятых в Гонконге : « Crazy Safari », « Crazy Hong Kong » и « ».

Ройял ǀУиǀоǀоо (англ. Royal Johan Kxao ǀUiǀoǀoo), избранный в 2000 году по спискам СВАПО в парламент Намибии , стал первым бушменом-депутатом. Другим известным бушменским активистом является Рой Сезана, соучредитель движения «Первые народы Калахари», отстаивающего их права в Ботсване.

См. также

Примечания

  1. Anaya, James (2010-06-02). (PDF) (Report). United Nations Human Rights Council. A/HRC/15/37/Add.2. (PDF) из оригинала 6 октября 2018 . Дата обращения: 17 октября 2019 .
  2. . Дата обращения: 2 мая 2009. Архивировано из 4 мая 2009 года.
  3. . Дата обращения: 18 мая 2009. 20 ноября 2015 года.
  4. Walsham How, Marion. The Mountain Bushmen of Basutoland (англ.) . — Pretoria : J. L. Van Schaik Ltd., 1962.
  5. . Дата обращения: 28 декабря 2013. 30 декабря 2013 года.
  6. . Дата обращения: 28 декабря 2013. 28 июля 2014 года.
  7. Александр Соколов. Мифы об эволюции человека
  8. . Дата обращения: 28 декабря 2013. 16 июля 2012 года.
  9. Connor, Steve (2009-05-01). . The Independent . из оригинала 3 февраля 2014 . Дата обращения: 19 января 2014 .
  10. Gill, Victoria (2009-05-01). (online edition) . BBC World News . British Broadcasting Corporation . из оригинала 1 июля 2009 . Дата обращения: 3 сентября 2009 .
  11. Tishkoff, S. A.; Reed, F. A.; Friedlaender, F. R.; Ehret, C.; Ranciaro, A.; Froment, A.; Hirbo, J. B.; Awomoyi, A. A.; Bodo, J. -M.; Doumbo, O.; Ibrahim, M.; Juma, A. T.; Kotze, M. J.; Lema, G.; Moore, J. H.; Mortensen, H.; Nyambo, T. B.; Omar, S. A.; Powell, K.; Pretorius, G. S.; Smith, M. W.; Thera, M. A.; Wambebe, C.; Weber, J. L.; Williams, S. M. The Genetic Structure and History of Africans and African Americans (англ.) // Science : journal. — 2009. — Vol. 324 , no. 5930 . — P. 1035—1044 . — doi : . — . — PMC .
  12. . Дата обращения: 14 октября 2011. 7 марта 2016 года.
  13. A. Knight et al.:. African Y Chromosome and mtDNA Divergence Provides Insight into the History of Click Languages (англ.) // Current Biology . — Cell Press , 2003. — Vol. 13 . — P. 464—473 .
  14. В. Кабо. . — М. : Наука, 1986. 29 апреля 2007 года. . Дата обращения: 25 июля 2007. Архивировано 29 апреля 2007 года.
  15. Татаровская И. Г. Картина мира и её основные элементы в мифологии народов Тропической и Южной Африки // Теория и практика общественного развития, 2009, N3-4, С.108-117
  16. . Дата обращения: 3 августа 2015. Архивировано из 7 сентября 2015 года.
  17. В. И. Травина «Тайны пустынь» — М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“, 2003 — 352с (интересно об неизвестном)» (стр. 169—175, Бушмены)
  18. Joshua Project: от 19 февраля 2016 на Wayback Machine , 5 October 2015.

Литература

Ссылки

  • , более 200 фотографий бушменов жуцъоанси и природы Бушменланда
Источник —

Same as Бушмены