Interested Article - Киреевский, Иван Васильевич

Ива́н Васи́льевич Кире́евский ( 22 марта [ 3 апреля ] 1806 , Москва 11 [23] июня 1856 , Санкт-Петербург ) — русский религиозный философ , литературный критик и публицист , один из главных теоретиков славянофильства . Старший брат П. В. Киреевского .

Главной философской темой И. В. Киреевского было самоопределение русской культуры перед лицом западноевропейской. Характерная разница между ними он объяснял особыми духовными, культурными и историческими корнями: отъединённостью Римской церкви от православия ; односторонней, в форме латинской культуры, рецепцией античного наследия на Западе; насильственным, в большинстве своём, характером западной государственности (по сравнению с российской). В противовес вырастающей из западной культуры рационалистической философии, характеризуемой формальностью, отвлечённостью и расколотостью разума на отдельные «факультеты», Киреевский выдвигает проект построения русской философии, ориентирующийся на присущий отечественной культуре идеал «целостного разума» как органического единства интеллектуальной, моральной и эстетической способности человека .

Биография

Происходил из семьи столбовых дворян Белёвского уезда Тульской губернии Киреевских . Родился 22 марта ( 3 апреля ) 1806 года в Москве в семье Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны . На шестом году лишился отца, умершего от тифа : он управлял Орловской больницей, где находились раненые русские и французские солдаты. В 1814 году в родовое имение Киреевских Долбино приехал близкий родственник Авдотьи Петровны, поэт В. А. Жуковский и прожил здесь почти два года; воспитание своих внуков-племянников, Ивана и Петра , Жуковский хотел сделать «одним из главных дел своей жизни». Хотя это намерение ему и не удалось осуществить, тем не менее между ним и племянниками установилась на всю жизнь прочная привязанность. Настроение Жуковского должно было повлиять на Киреевского в том же патриотическом духе, как и впечатления 1812 года; вкус к литературным занятиям был также развит в Киреевском Жуковским, советовавшим матери пустить всех детей по писательской дороге. К десяти годам Киреевский прочитал уже лучшие произведения русской и французской литературы, в двенадцать лет хорошо знал немецкий язык.

В 1822 году Елагины переехали в Москву. Здесь братья Киреевские занимались у лучших профессоров Московского университета : Мерзлякова , Снегирёва , Цветаева , Чумакова .

В 1823 году Киреевский поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел и стал одним из « архивных юношей », организовавших Общество любомудрия , которое самораспустилось в 1825 году после восстания декабристов .

Осенью 1829 года он посватался к любимой девушке и получил отказ. В начале 1830 года уехал в Германию, где находился его младший брат Пётр; в феврале-марте в Берлине он слушал лекции Гегеля ; затем приехал к брату в Мюнхен , где слушал лекции Шеллинга ; рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля , как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировоззрение, построенное на чувстве и чистой православной вере.

Осенью 1830 года, узнав о холере в Москве , срочно вернулся на родину. В 1832 году начал издавать журнал « Европеец » — запрещённый на третьем номере за его же статью «Девятнадцатый век», где были усмотрены требования конституции для России. Вкладывавшего в данное издание, что называется, всю свою душу, Киреевского в том же году постиг тяжелый внутренний кризис .

В 1834 году он женился на Наталии Петровне Арбеневой .

После многолетнего молчания в 1840-х гг. Киреевский попытался получить философскую кафедру в Московском университете , но его всё ещё считали неблагонадёжным.

Вместе со старцами Оптиной пустыни он стал работать над изданием сочинений Отцов Церкви . Духовником И. В. Киреевского стал схииеромонах Феодор .

В 1852 году славянофилы начинают издание « Московского сборника ». Киреевский опубликовал в нём свою статью «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», которая не понравилась властям, и выпуск журнала был прекращён.

В последние годы жизни Киреевский работает над курсом философии.

В 1856 году Киреевский умер от холеры. Был похоронен в Оптиной пустыни . В этом же году посмертно была опубликована его статья «О возможности и необходимости новых начал для философии» в журнале « Русская беседа ».

В 1856 году были изданы труды Киреевского в 2 томах.

Философские идеи

«…У нас есть Надежда и Мысль о великом назначении нашего отечества!»

В начале творчества Киреевского заметны «западнические» симпатии, вскоре сменившиеся мистицизмом и славянофильством . Отмечают, что его ранние взгляды — до постигшего его в 1832 г. внутреннего кризиса, существенно отличались от позднейших .

Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством , которое ведёт к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведёт к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

Как и Хомяков в учении о соборности , Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая даётся только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».

Вообще, цельность духа — одно из центральных понятий философии Киреевского. Она сочетает в себе чувственный, душевный и духовный опыты. При этом последний подчиняет себе первые два. Человек может достичь этой цельности духа только путём постоянной аскезы, прежде всего внутренней, выражающейся в борьбе со страстями. Философ был сторонником идеи изначальной падшести человека, а потому считал, что только путём самостоятельного выстраивания собственной личности путём обращения к мистическому опыту человек может преодолеть первородный грех .

Сочинения

  • Киреевский И. В. // Русский архив , 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — С. 959—965.
  • Киреевский И. В. Критика и эстетика. — М. : Искусство , 1979. — 440 с. — ( ). — 20 000 экз.
    • / Сост., авт. вст. ст., авт. прим. Ю. В. Манн . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Искусство, 1998. — 464 с. — ( ). — ISBN 5-210-00917-3 .
  • Киреевский И. В. Избранные статьи. — М. : Современник , 1984. — 384 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»). — 20 000 экз.
  • Киреевский И. В. Разум на пути к истине: Философские статьи, письма, дневник. — М. : Правило веры, 2002. — 662 с. — 4000 экз. ISBN 5-7533-0119-3 .
  • Киреевский И. В. . — СПб. : Общество памяти игуменьи Таисии, 2006. — 112 с. — 800 экз.
  • Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полное собрание сочинений: В четырёх томах / Сост. . — М. : Гриф, 2006. — ISBN 5-89668-104-6 .
  • Киреевский И. В. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — 448 с. ISBN 978-5-902725-07-7

Электронные публикации

  • : (Письмо к г. Е. Е. Комаровскому) / [Соч.] И. Киреевского. — [Москва] : тип. Ал. Семена, ценз. 1852. — 68 с.

Примечания

  1. Киреевский Иван Васильевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Катасонов B. H. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  3. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. 2-е изд. 1977.
  4. .
  5. . Дата обращения: 19 августа 2023. 19 августа 2023 года.
  6. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. С. 78.
  7. . Дата обращения: 18 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  8. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. — М.: Республика, 1995.
  9. Рожковский В. Б. // Философия права. — 2009. — № 4 . — С. 16—20 . 15 марта 2022 года.

Литература

  • Милюков П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XV. — С. 151—153.
  • Князев Г. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 672—695.
  • Лясковский В. Н. Братья Киреевские, жизнь и труды их. — СПб. : , 1899. — 99 с. . .
  • Лушников А. Г . И. В. Киреевский: Очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения. — Казань: Центральная тип., 1918. — 246 с.
  • Смолич И. К. // Путь . — 1932. — № 33 . — С. 52—66 .
  • Черейский Л. А. // Черейский Л. А. Пушкин и его окружение / АН СССР. Отд. лит. и яз. Пушкин. комис. Отв. ред. В. Э. Вацуро. — 2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1989. — С. 191—192.
  • Мюллер Э . И. В. Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии . — 1993. — № 5. — С. 114—129
  • Каменский З. А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. — СПб. : Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2003. — 536 с. — ISBN 5-88812-140-1 .
  • Василий (Саяпин), иером., Шарипов А. М. Иван Васильевич Киреевский : возвращение к истокам. — Москва : Изд-во Главархива Москвы, 2006. — 405 с. — ISBN 5-7228-0142-9
  • Гвоздев А. В. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия, вып. 15. — 2006. — С. 142—167
  • Разум духовной и разум естественный: вера и разум в философии И. В. Киреевского // Философия и культура. 2008. — № 12 (12). — С. 157—182.
  • Судаков А. К. Философия цельной жизни. Миросозерцание И. В. Киреевского. — М. : Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. — 464 с. — ISBN 978-5-88373-087-9 .
  • Судаков А. К. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXIV : « Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 105-115. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-039-4 .
  • Иванов М. С. // Вопросы богословия. 2020. — № 2 (4). — С. 189—206.
  • // Вестник Свято-Филаретовского института. — 2019. — Вып. 31 . — С. 189—203 .
  • Гасак Д. С. // Вестник СФИ. — 2019. — Вып. 31. — С. 204—234.
  • Лушников Д. Ю., свящ., Гаврилов И. Б., Иванов П. К. // Христианское чтение. — 2019. — № 1 . — С. 167—179 . — doi : .

Ссылки

Источник —

Same as Киреевский, Иван Васильевич