Interested Article - Гефсиманский монастырь

Гефсима́нский монасты́рь (Монастырь равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании , официальное название: «Вифанская община во имя Воскресения Христова с церковью равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду») — православный женский монастырь в Восточном Иерусалиме . Занимает часть исторического Гефсиманского сада на склоне Елеонской горы . Относится к Русской духовной миссии в Иерусалиме в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (с 2007 года в составе РПЦ МП ).

Основан в 1934 году как женская монашеская община при храме Марии Магдалины , статус монастыря получил в 1988 году. Пещерная часовня во имя Страстей Господних освящена в 1988 году.

История

В 1929 году инокиня Валентина (Цветкова), из семьи московских интеллигентов, была поставлена архиепископом Анастасием (Грибановским) заведовать русским Гефсиманским участком, находившимся в ведении Русской духовной миссии с 1881 года, где в 1886 году на средства царской фамилии в честь императрицы Марии Александровны был выстроен храм святой Марии Магдалины .

Весной 1932 года в Иерусалим приехали на поклонение святым местам две англиканские монахини родом из Шотландии — Стелла (в миру Марион Робинсон) и Катрин-Френсис (в миру Аликс Спрот), которые, по авторитетной рекомендации, были поселены на Гефсиманском участке — сначала в так называемом «малом», или «Капустинском», домике, затем — в нижнем, «Великокняжеском» , которые сдавались постояльцам чтобы иметь средства для поддержания участка . Они ничего не знали ни о России, ни о Православии. Сестра Валентина однажды довольно долго беседовала с ними о России, рассказывала свои воспоминания о личном общении с Великой княгиней Елизаветой . Сестра Стелла перед самым отъездом из Англии приобрела небольшую брошюру о Великой княгине Елизавете Фёдоровне. Узнав, что останки убиенной покоятся под храмом святой Марии Магдалины, обе монахини стали посещать богослужения в этой церкви . Вдохновившись жизнью Великой княгини Елизаветы, они приняли православие с именами Мария и Александра .

Вифанская монашеская община

Вид на храм Марии Магдалины из Гефсиманского сада
Русская школа в Вифании

19 августа 1934 года архиепископ Анастасий (Грибановский) в храме Марии Магдалины постриг в монашество Марию Робинсон с сохранением имени Мария. Через три месяца он постригает Александру Спрот с именем Марфа и Валентину Цветкову с именем Варвара. Архиепископ Анастасий (Грибановский), который назначил монахиню Марию заведующей Русским Гефсиманским участком и хранительницей усыпальницы Елизаветы Феодоровны. Варвара (Цветкова) становилась её помощницей по Гефсимании, а Марфа (Спрот) — по Вифании . Будучи выходцами из состоятельных семей, Мария и Марфа жертвовали свои личные средства на обустройство монашеской общины, первоначально расположившейся в Вифании на участке Русской духовной миссии, приобретённом архимандритом Леонидом (Сенцовым) . Были отремонтированы разрушенные здания, цистерны-водосборники, благоустроен сад .

20 апреля 1935 года состоялось официальное открытие Вифанской женской монашеской общины во имя Воскресения Христова, а 9 октября 1936 года в Белграде митрополит Анастасий (Грибановский), к тому времени уже Первоиерарх РПЦЗ, возвёл монахиню Марию (Робинсон) в сан игуменьи с возложением наперсного креста с драгоценными украшениями . Община, собираемая игуменьей Марией, с самого начала была многонациональной. В ней молились и трудились палестинские девушки, русские эмигрантки и монахини из Европы .

На Лазареву Субботу 1937 года в Вифании открылась школа-интернат для православных арабских девочек , позже там открывается иконописная школа для живописи под руководством художницы Татьяны Косинской. В 1938 году было выстроено отдельное здание для школы. В том же году игуменья Мария передала управление школой сестре Марфе, а сама основала общежитие в Гефсиманском саду . В Вифании остались только те сёстры, которые занимались обучением и воспитанием учениц школы-интерната .

В 1948 года прекратилось действие Британского мандата над Палестиной , началась арабо-израильская война . Игумения Мария добилась опеки Красного креста над монашеской общиной в Гефсимании. Монастырь, оказавшийся политически на территории Иорданского королевства , принимал на своей территории русских и арабских беженцев .

В 1950 году в Гефсиманию прибыла очередная группа сестёр, пополнившая состав монастыря .

В 1951 году Святую Землю посетил архимандрит Мефодий (Кульман) , клирик Западноевропейского экзархата русских приходов . Несмотря на сложные взаимоотношения Западноевропейского экзархата с РПЦЗ, по почину и при поддержке архимандрита Мефодия с 1952 года Гефсиманскую общину периодически посещали группы паломников из Западной Европы по 50-60 человек в год. Наряду с организацией паломничества, он устраивает повсеместные сборы пожертвований на содержание русских монастырей на Святой Земле. По его благословению и под его руководством парижанка Наталья Середа, ставшая впоследствии монахиней Анной и подвизавшаяся при Вифанской общине, составляет паломнические сборники-путеводители «Святая Земля» (Париж, 1961) и «Спутник паломника по святым местам» (Париж, 1963) .

С 1967 по 2000 года в Гефсиманском монастыре подвизался известный в русском зарубежье духовник архимандрит .

В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования членов РПЦЗ из Австралии была построена небольшая открытая часовня, посвящённая евангельскому событию входа Господня в Иерусалим .

Монастырь

Вход в пещерную часовню Страстей Господних

В 1988 году, по случаю столетия освящения церкви Святой Марии Магдалины, Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря. В том же году в гроте, где, по преданию, спали апостолы Пётр, Иаков и Иоанн во время молитвы Иисуса перед арестом в Гефсиманском саду, была освящена пещерная часовня во имя Страстей Господних .

После 1991 года в Гефсиманский и Елеонский монастыри стали прибывать сёстры из стран СНГ . После того, как в 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару к лику святых, популярность монастыря значительно возросла .

В июне 1997 года, при посещении обители патриархом Алексием II , прибывшим в Святую Землю на торжества 150-летия Русской Духовной Миссии, настоятельница Анна (Карыпова), из «русских австралиек», несмотря на сложные на тот момент взаимоотношения между РПЦЗ и Московским патриархатом, встретила Патриарха хлебом-солью .

В ноябре 2012 года, в ходе паломничеств по святым местам Иерусалима, монастырь посетил патриарх Московский Кирилл , совершив молебен преподобномученицам великой княгине Елисавете Фёдоровне и инокине Варваре, произнеся приветственное слово и передав в дар храму обители образ Божией Матери .

Настоятельницы

  • (1934—1969)
  • (1969—1983)
  • (1983—1988)
  • (1989—1998)
  • (с 1999)

Примечания

  1. (неопр.) . Русская Православная Церковь Заграницей (7 июля 2017). Дата обращения: 22 июля 2017. 12 июля 2017 года.
  2. Мария Козлова. (неопр.) . pravoslavie.ru (26 октября 2004). Дата обращения: 21 июля 2017. 20 декабря 2017 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 22 июля 2017. 1 августа 2017 года.
  4. (неопр.) . ippo.ru (8 июня 2017). Дата обращения: 25 декабря 2021. 25 декабря 2021 года.
  5. (неопр.) Дата обращения: 21 июля 2017. 8 ноября 2017 года.
  6. Платонов П. В. (неопр.) . ricolor.org . Россия в красках (2 июля 2011). Дата обращения: 21 июля 2017. 8 ноября 2017 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  8. Ольга Богданова. (неопр.) . taday.ru (18 июля 2012). Дата обращения: 21 июля 2017. 30 июля 2017 года.
  9. (неопр.) . Патриархия.ru (12 ноября 2012). Дата обращения: 22 июня 2019. 22 июня 2019 года.

Литература

Same as Гефсиманский монастырь