Interested Article - История Северной Македонии

Республика Северная Македония и историческая область Македония

История Северной Македонии как государства насчитывает немногим более полувека: в 1945 году в составе Федеративной народной республики Югославия была образована Народная республика Македония (с 7 июля 1963 — Социалистическая Республика Македония ), которая после распада федерации в 1991 году получила независимость. Относительно молодым является и македонский ( славяно-македонский ) народ, сложившийся лишь в XX веке.

Территория сегодняшней Северной Македонии не имела отношения к истории античного македонского царства на раннем этапе его истории.

На территории современной Республики Северная Македония в эпоху создания « Илиады » (VIII в. до н. э.) жили племена пеонийцев.

В IV веке до н. э. на территории Северной Греции сложилось древнемакедонское государство , которое подчинило города-государства Древней Греции , установило контроль кроме прочего и над территорией сегодняшней Северной Македонии, а в период правления Александра Великого стало основой огромной эллинистической империи , охватившей земли до Индии и Египта , и распространившей греческий язык и культуру в этом регионе. После смерти Александра его держава распалась, а во II веке до н. э. в результате Македонских войн вся географическая Македония была завоёвана Римской республикой . В течение последующих нескольких столетий весь регион географической Македонии оставался римской провинцией и в таком качестве в 395 году был включен в состав Восточной Римской империи ( Византии ).

Новый этап в истории географической Македонии начался в VI веке, когда на этих землях расселились древние славяне , после чего территория Северной Македонии попеременно находилась в составе Византийской империи и болгарских царств, а её история была частью истории болгарского народа. После пяти веков османского господства и в результате Балканских войн 1912 - 1913 годов, территория Северной Македонии вошла в состав югославского государства под именем Вардарская бановина и начался процесс обособления её населения от Болгарии. Отдельная государственная формация на территории Северной Македонии была впервые создана после Второй мировой войны, в рамках нового федеративного югославского государства.

После развала Югославии, было создано независимое государство, которое после трений возникших с соседями по причине политики " антиквизации " его истории и попытки узурпации истории соседей было принято в ООН под временным именем Бывшая Югославская Республика Македония.

После подписания Преспанского соглашения 2019 года, новое государство отмежевалось от политики "антиквизации" своей истории и претензий к соседям, и приняло имя Северная Македония, что дифференцирует его от исторической Македонии.

Доисторический период

Согласно археологическим свидетельствам, территория современной Северной Македонии была заселена по крайней мере с эпохи неолита . Через территорию географической Македонии происходили миграции в Европу неолитических культур из Анатолии.

Античная Пеония

Греческие Эпир и Македония (черный цвет) и Пеония (фиолетовый) в 4 в. до н. э.

С древнейших времён на территории сегодняшней Северной Македонии царило большое этническое разнообразие. Это было вызвано тем, что эта территория оказалась легко доступной набегам или мирно захватывалась многочисленными народами, пришедшими с юго-запада, севера, востока или из Малой Азии. В древности здесь жило значительное число племён: эпирских, иллирийских, пеонийских, фракийских и др. Территория сегодняшней Северной Македонии к очагу македонского государства, который находится на территории Греции, почти не имела отношения. Здесь жили преимущественно племена пеонийцев . Пеонийскоe царство существовало в 1 тыс. до н. э. между Македонией и Фракией. Пеонийцы занимали земли между Аксием на западе и горой Мессапией (Μεσσάπιον, собственно «Между-речная») на востоке, вероятно, тождественной хребту Осоговска-Планина. На юге граница их расселения проходила ниже впадения в Аксий рек Эригон ( Црна ) и Астиба (совр. Брегальница ), на севере — где-то между пеонийской столицей Билазора (совр. Велес ) и городом Скупи (ныне Скопье , столица Северной Македонии ). К середине 1 тыс. до н. э. они были оттеснены консолидировавшимися македонянами. В Пеонии македоняне овладели узкой полосой земли вдоль реки Аксия, простирающейся по материку вглубь до Пеллы и моря.

Античная Македония

Македония в период правления Филиппа II , 336 г. до н. э.

Территория сегодняшней Северной Македонии не имела отношения к раннему периоду Античной Македонии. В VIII веке до н. э. в районе Эдессы на территории Греции сложилось Древнемакедонское государство , во главе которого стояли представители династии Аргеадов . По легенде, первым царём македонян был Пердикка I (ок. 707 660 гг. до н. э. ). В V веке до н. э. территория Македонии значительно расширилась. Её столицей стал город Пелла , была осуществлена консолидация царской власти, реорганизована армия, началась активная разработка месторождений металлов. Параллельно неуклонно усиливалось культурное влияние греческих городов-государств, хотя сами греки продолжали считать македонян варварами , несмотря на греческое происхождение последних. Такое отношение греческих городов-полисов к македонянам было связано прежде всего с низким культурным уровнем и отсутствием демократического политического устройства Македонии. В период правления Филиппа II ( 359 336 гг. до н. э. ) Македония подчинила эгейское побережье , включая полуостров Халкидики , часть Фракии и (в том что касается территории сегодняшней Северной Македонии) район Охридского озера , установила власть над Фессалией и Эпиром . В результате битвы при Херонее в 338 году до н. э. под контроль Филиппа II перешла вся материковая Греция . Его сын Александр III Македонский ( 336 323 гг. до н. э. ) продолжил экспансию отца. В серии всегреческих походов он покорил Персидскую империю , завоевал Египет , Бактрию и Согдиану , дошёл до Индии .

Македония накануне Второй Македонской войны , 200 г. до н. э.

После смерти Александра Македонского его империя распалась. Македония и остальная Греция перешли под власть Антипатра , одного из полководцев ( диадохов ) Александра, однако его власть оказалась непрочной. На протяжении последующих десятилетий престол Македонии оспаривали между собой потомки различных диадохов ( эпигоны ), пока в 277 году до н. э. не установилось правление династии Антигонидов . В этот период были отражены вторжения кельтов , основаны Фессалоники , благодаря притоку рабов и богатств с Востока укрепилась местная аристократия, выросли города.

Древний Рим

В конце III века до н. э. Македония столкнулась с более сильным противником — Римской республикой . В Первой и Второй Македонских войнах царь Филипп V потерпел поражение. После разгрома при Киноскефалах в 197 году до н. э. Македония была вынуждена отказаться от Фракии , Фессалии и Иллирии и лишилась флота. Попытка организации антиримской коалиции, предпринятая Персеем провалилась: в результате Третьей Македонской войны ( 171 168 гг. до н. э. ), завершившейся сражением при Пидне , Македонское государство перестало существовать, страна была разделена на четыре автономные области. Наконец, в 146 году до н. э. , после подавления восстания Андриска , территория всей географической Македонии была включена в состав Римской республики, образовав провинцию Македония .

Развалины древнего города Стоби

Центром римской провинции Македония стала Фессалоники . Управление осуществляли назначаемые римским сенатом преторы , позднее — проконсулы с широким объёмом полномочий. Города сохранили определённый уровень самоуправления. Вхождение в состав Римской республики обезопасило границы страны от нападения соседних племён, способствовало подъёму городов и торговли, развитию путей сообщения. Особое значение для Македонии имела римская дорога Via Egnatia , соединявшая Диррахий с Фессалоникой и Босфором — важнейший торговый путь из Италии в Малую Азию . В конце I века до н. э. Македония стала ареной гражданских войн в Римской республике, но после победы Октавиана Августа на более, чем 200 лет в стране установился мир. Массированная римская экспансия I века сделала Македонию внутренней провинцией империи . В то же время сюда начинает проникать христианство . Согласно Деяниям апостолов , первыми проповедниками новой религии в Македонии (территория современной Греции) были Св. Павел и Св. Сила , а греческий город Филиппы стал первым городом в Европе , где возникла христианская община . Во второй половине III века Римская империя переживала серьёзный внутриполитический и хозяйственный кризис. Территория Македонии была разорена набегами готов . В результате реформ Диоклетиана империя была разделена на диоцезы . Македония вместе с остальной Грецией вошла в состав диоцеза Македония, который являлся частью префектуры Иллирия . Административным центром диоцеза стала Фессалоника, которая превратилась в один из крупнейших городов империи. В 380 году император Феодосий I своим эдиктом, изданным в Фессалонике, провозгласил христианство государственной религией. В 395 году империя была окончательно разделена, Македония, на территории которой были образованы две провинции — Македония Первая (на юге) и Македония Вторая (на севере, включает территорию сегодняшней Северной Македонии), — отошли к Восточной Римской империи ( Византии ) с центром в Константинополе . На протяжении конца IV — начала VI века географический регион Македонии периодически подвергался набегам кочевников вестготов , гуннов , остготов , — в результате чего хозяйство пришло в упадок, города опустели, центральная власть стала фактически номинальной.

Территория географического региона Македония в Средние века

Приход славян к Византии

Переломным событием в истории географического региона Македонии стал приход славян . Уже в начале VI века славянские племена начали совершать набеги из-за Дуная на византийские земли. В 517 году славяне опустошили Македонию, Эпир и Иллирию . По свидетельству Прокопия , в период правления Юстиниана I они ежегодно вторгались в пределы империи. В 550 году славяне предприняли первую попытку захватить Фессалоники . В 626 году , совместно с аварами , осаждали Константинополь . С конца VI века славянские племена главным образом занимались грабительскими набегами. Византийская власть на территории от Адриатики до Эгейского моря практически перестала существовать, а города были разорены и опустошены. К концу VII века географический регион Македонии, за исключением Фессалоники и ряда прибрежных областей, где греки жили непрерывно, был снова заселен местным греческим населением.

Во второй половине VII века среди славян, расселившихся на Балканах, возник племенной союз во главе с князем Пребондом из племени ринхинов , однако он вскоре распался, потерпев поражение от византийцев у Фессалоник в 680 году . В то же время на территорию Македонии проникла часть протоболгар хана Кубера , которые также в союзе с местными славянами попытались захватить Фессалонику в 685 году . Одним из мероприятий, направленных на ослабление славянской угрозы, стали переселения славян с подчинённых территорий в Малую Азию . Начиная с периода правления Михаила III , славяне стали активно привлекаться на государственную службу в Византии, а дети из славянских семей получили доступ в греческие школы. Это способствовало нормализации славяно-византийских отношений.

В составе Болгарского царства

Монастырь Святого Наума на берегу Охридского озера

Во второй половине IX века территория Македонии была завоёвана войсками Первого Болгарского царства . Под властью Византии осталась лишь Фессалоника с округом. Большое значение для развития культуры славян имела миссия Кирилла и Мефодия . В конце 880-х гг. ученик Мефодия Св. Климент основал на берегу Охридского озера монастырь . Недалеко от него другой монастырь был основан в 905 году Св. Наумом . Эти обители стали важнейшими центрами распространения христианства и образования во всей Болгарии. В результате, очевидно, в начале X века христианизация балканских славян была завершена. В то же время, однако, именно Македония и соседняя Фракия стали ядром распространения еретического учения богомильства , которое быстро завоёвывало популярность среди славян Балканского полуострова .

Западно-Болгарское царство при Самуиле

В 970 971 восточная часть территории Болгарского царства была отвоёвана войсками Византии и Святослава Игоревича . Самостоятельность сохранили лишь области к западу от реки Искыр , где правили комитопулы Давид, Моисей, Аарон и Самуил . Последнему вскоре удалось объединить под своей властью всю территорию от Дуная до Фессалии . Ядром государства Самуила, получившего у историков название Западно-Болгарское царство , являлась территория Северной Македонии, а столицей был Охрид . В 997 году Самуил принял титул царя . На протяжении всего своего правления он вёл практически не прекращавшиеся войны с Византией. Ему удалось присоединить Эпир , современные Албанию и северо-восточную Болгарию , а также значительную часть Сербии , однако в 1014 году войска Самуила были наголову разбиты в Беласицкой битве . 15 000 пленных болгар были ослеплены по приказу византийского императора Василия II , сердце Самуила не выдержало, и он скончался. Его преемники не смогли организовать сопротивления: в 1018 году Болгарское царство пало, его территория, включая Северную Македонию, вернулись в состав Византийской империи.

Западно-Болгарское царство Самуила характеризовалось частью историков как первое славянское государство на Балканах, возникшее в результате восстания комитопулов против болгарской власти. Большинство современных исследователей, однако, считают державу Самуила продолжением Первого Болгарского царства, опираясь на отсутствие данных об осознании себя славянами того времени отдельным народом и на тот факт, что наиболее точные — византийские источники однозначно именовали жителей державы Самуила болгарами .

Византийская Македония

В рамках Византийской империи бо́льшая часть Северной Македонии входила в состав фемы Болгария, административным центром которой первоначально являлся город Скопье , с 1150 года Ниш . Прибрежные области были присоединены к феме Фессалоники . Византийская фема Македония не имела отношения к географическому региону Македонии и располагалась во Фракии (центр — Адрианополь ). Фемы управлялись стратигами , соединявшими в своих руках гражданскую и военную власть. Вхождение в состав Византии привело к ускорению процессов феодализации в Северной Македонии, расширению условного землевладения ( прониарная система ) и усилению зависимости крестьян. Главной категорией крестьянства стали парики , земельные участки которых считались собственностью светских или духовных феодалов , перед которыми парики были обязаны уплатой натуральной или денежной ренты и выполнением барщинных работ .

Хотя после падения Первого Болгарского царства был упразднён Болгарский патриархат , в 1019 году была учреждена Охридская архиепископия . Её глава использовал титул «архиепископа всей Болгарии», ему подчинялось большинство епископов Северной Македонии, а также епископы Западной Болгарии, Сербии и Албании. Первым архиепископом Охридским стал славянин Йован из Дебара , однако в дальнейшем этот пост замещался, по-преимуществу, греками . Греческий язык стал официальным языком Охридской церкви, лишь на приходском уровне сохранилось богослужение на старославянском . Несмотря на репрессии, в византийской Македонии продолжало существовать богомильство , центрами которого были , Мелник , Прилеп .

Вхождение в состав Византии привело к усилению налогового бремени: натуральные подати в пользу государства были заменены денежными, введены поземельный и подымный налоги, а также, позднее, налог на имущество. Это привело к крупному восстанию Петра Деляна 1040 1041 гг., охватившему почти всю территорию Северной Македонии и западной Болгарии. Следующее крупное восстание вспыхнуло в 1072 году в Северной Македонии и Косове под предводительством Георгия Войтеха и Константина Бодина . Константин был провозглашён в Призрене царём Болгарии. В 1073 году , однако, мятеж был подавлен.

В конце XI века внешнеполитическое положение Византии резко осложнилось в результате поражений от турок-сельджуков и участившихся набегов печенегов , огузов и половцев (куманов). Часть последних по разрешению императора поселилась на территории сегодняшней Северной Македонии, где разместилась в районе современного Куманова . В то же время в Византию вторглись войска норманнов Роберта Гвискара и Боэмунда Тарентского . В 1082 году норманны захватили Диррахий , Охрид , Скопье, Касторию и двинулись в Фессалию . Хотя после смерти Гвискара в 1085 году норманны отступили, в 1096 году они вновь пересекли Македонию, направляясь в составе армий Первого крестового похода в Палестину . Спустя столетие, в 1185 году , на территорию региона Македонии вторглись норманнские войска Сицилийского короля Вильгельма II . Они захватили Диррахий и по Via Egnatia двинулись к Фессалоникам , которые спустя месяц также пали и были разграблены. Лишь в конце 1185 года византийцам удалось изгнать норманнов с Балканского полуострова.

Между Болгарией, Сербией и Византией

В конце XII века была восстановлена независимость Болгарии и Сербии . Пользуясь ослаблением Византии, новые государства начали экспансию в направлении Македонии. Уже в 1189 году сербы захватили Скопье . В 1190-е гг. болгарский боярин Добромир Хриз , подняв восстание в районе Струмицы , создал небольшое самостоятельное княжество в южной части современной Северной Македонии . Центром владений Хриза стал Просек . Ему удалось разбить византийские войска, а в 1201 году овладеть Битолой и Прилепом . Однако новый поход императора Алексея III в 1202 году завершился разгромом Хриза и ликвидацией его княжества. В следующем году на эти земли вторглась армия болгарского царя Ивана Калояна , которая завоевала всю внутреннюю Македонию. Падение Константинополя в результате Четвёртого крестового похода 1204 года привело к образованию Фессалоникского королевства во главе с Бонифацием Монферратским , находящегося в вассальной зависимости от Латинской империи .

На протяжении последующих десятилетий за обладание землями региона Македонии велись практически непрерывные войны между Болгарией, Сербией, Фессалоникой, Эпиром и Никейской империей . Некоторое время ( 1207 1214 ) в Северной Македонии существовало полунезависимое княжество севастократора Стреза . В 1215 году большая часть земель региона Македонии была аннексирована Эпирским деспотатом, в 1224 году Эпиру удалось захватить Фессалонику. Однако в Клокотницком сражении в 1230 году войска эпирского деспота Феодора Ангела были разбиты армией болгарского царя Ивана Асеня II , что привело к вхождению всей географической Македонии (кроме Фессалоники) в состав Второго Болгарского царства . Но уже в конце 1240-х гг. началась активная экспансия Никейской империи, в результате которой Фессалоника и большая часть южной Македонии перешли под её контроль. В 1258 году сербские войска на некоторое время захватили Скопье и Прилеп . В 1257 году Константин I Тих , сын боярина Тиха из Скопье был избран боярами новым царём. В последующей войне прежний царь Мицо Асень был разбит и в 1261 году бежал в Никейскую империю к Михаилу VIII Палеологу . Константину Асену удалось захватил снова Скопье и Прилеп .

В 1261 году Михаил VIII Палеолог взял Константинополь и восстановил Византийскую империю. В том же 1261 году Константин Асен нападает на Константинополь , но терпит поражение. В том же 1264 году он предпринимает повторный поход против Византии. В 1277 году недовольство царем вылилось в крестьянское восстание под руководством Ивайло , в котором царские войска были разбиты и сам царь Константин Асен погиб.

Географический регион Македонии в составе Сербской державы

В 1281 году король Стефан Милутин занял всю Северную Македонию, что было подтверждено сербо-византийским миром 1299 года . Его преемник Стефан Дечанский , разбив в Велбуждской битве в 1330 году болгарскую армию, оккупировал земли в среднем течении Вардара и Струмы , а также район Охридского озера . Вхождение региона Македонии в состав Сербского государства было завершено при Стефане Душане , который, воспользовавшись гражданской войной в Византии, к 1348 году захватил весь регион Македонии, кроме Фессалоники, а также Эпир , Фессалию и часть Центральной Греции .

Территория рагиона Македонии стала центром державы Стефана Душана. Его двор находился в Скопье и греческом Серре . В 1346 году был учреждён Печский патриархат , а Стефан Душан коронован царём сербов и греков. Сербское государство находилось под сильным влиянием византийских традиций. Была сформирована разветвлённая бюрократическая система, усилилась централизация власти, было кодифицировано законодательство ( Законник Стефана Душана ). Одновременно происходило укрепление земельной аристократии ( властели ), дальнейшее развитие прониарной системы и закрепощение крестьянства.

После смерти Стефана Душана в 1355 году Сербская держава распалась. Его преемник, Стефан Урош V , сохранил лишь номинальную власть. Фессалия и Эпир перешла под контроль провозгласившего себя царём Симеона Синиши . В Серрах укрепилась вдова Душана царица Елена , а после её смерти в 1365 году — деспот Углеша Мрнявчевич . Прилеп и западные области сегодняшней Северной Македонии стали ядром государства короля Вукашина , брата Углеши. Территория к востоку от Вардара до Родоп вошла в состав владений Константина Драгаша . Возникли также и другие мелкие образования, управляемые местными аристократами, фактически независимыми от центральной власти. Наибольшую роль в Северной Македонии играли Углеша и Вукашин Мрнявчевичи, которым в 1369 году удалось разбить войска царя Стефана Уроша V и князя Лазаря и закрепить самостоятельность своих княжеств.

Турецкое завоевание

Феодальная анархия, воцарившаяся на территории региона Македония после распада державы Стефана Душана, ослабляла обороноспособность этих земель перед лицом надвигающейся угрозы со стороны турок-османов . Уже в 1345 году , заняв Галлиполи , турки укрепились на европейском континенте. В 1365 году был захвачен Адрианополь . С целью отражения османской угрозы Углеша и Вукашин Мрнявчевичи сформировали крупную армию и двинулись к Адрианополю. Однако в Марицкой битве 26 сентября 1371 года их войска были наголову разбиты, а братья пали в бою. Это поражение привело к переходу региона Македонии под контроль турок: Константин Драгаш и королевич Марко , преемник Вукашина, признали сюзеренитет османского султана. В 1383 году турки захватили Серры , затем — Штип , Прилеп и Битолу . В 1387 году пали Фессалоники . Решающее значение для судьбы географической Македонии имела битва на Косовом поле в 1389 году , после которой османская мощь резко усилилась. Уже в 1393 году было захвачено Скопье . Наконец в 1395 году в сражении при Ровине в Валахии погибли Константин Драгаш и королевич Марко, а их княжества прекратили существование. Территория всей географической Македонии окончательно вошла в состав Османской империи .

Географический регион Македония в составе Османской империи

Организация османской власти

В результате турецкой экспансии XV — начала XVI веков географический регион Македония превратилсяь из пограничной во внутреннюю провинцию Османской империи, далёкую от полей военных действий. В административном отношении регион входил в состав эялета Румелия , который, в свою очередь, делился на санджаки . Границы и число санджаков часто менялись. Первоначально территория региона относилась к санджакам Кюстендил , Охрид и . Последний в XVII веке был разделён на несколько более мелких санджаков, в частности Кавала , Селеник и Ускуб .

Османская империя являлась централизованным абсолютистским теократическим государством. Официальной религией был ислам , причём мусульманское духовенство осуществляло не только религиозные функции, но и играло ведущую роль в судебной и образовательной системе страны. Христианская религия не преследовалась, однако её приверженцы были ограничены в правах, уплачивали подушную подать харадж , не могли замещать государственные должности или носить оружие. Это способствовало переходу части славянского населения Балканского полуострова в ислам. В то же время, православная церковь во главе с Константинопольским патриархом признавалась в качестве самоуправляющейся религиозной общности ( миллета ), сохраняла свои владения и имущество, а также автономию в церковных, культурных и образовательных вопросах. Христиане были освобождены от военной службы, однако были обязаны уплачивать «налог кровью» ( девширме ) — регулярно отдавать часть мальчиков для комплектации элитного янычарского войска .

Вся земля в Османской империи считалась собственностью султана , который передавал её на условии несения военной службы спахиям . Владения спахий подразделялись, в зависимости от размеров, на тимары , и . Часть хасов принадлежала непосредственно султану или членам его семьи. Первоначально тимары и зиаметы не наследовались, но с течением времени спахии постепенно добились закрепления своих земель на наследственном праве и ограничения условного характера своего держания. Кроме того существовали церковные земли ( вакуфы ) и земли, принадлежащие на праве свободной собственности ( чифтлики ). Роль последних неуклонно возрастала на всём протяжении истории Османской империи: спахийно-ленная система постепенно разлагалась, земля переходила в собственность её владельцев. Зависимое население ( райя ) обрабатывало свои наделы за определённые денежные или натуральные повинности в пользу государства и землевладельца. Крестьянство в своей массе оставалось лично свободным, а величина поземельных повинностей фиксировалась государством, что ставило сельское населения Османской империи в несколько лучшее положение, чем в Центральной и Восточной Европы . Население городов также было свободным, в профессиональном плане ремесленники объединялись в цехи восточного типа ( эснафы ), отдельные для мусульман и христиан. Наибольшую роль в географическом регионе Македонии приобрели Салоники , которые стали главным центром торговли Балканского полуострова с Западной Европой . В 1685 году в Салониках было открыто постоянное торговое представительство французских купцов, позднее — венецианских , английских и голландских .

Освободительное движение и этнические изменения

Пёстрая мечеть в городе Тетово была построена в 1438 году

Основной формой сопротивления христианского населения македонских вилайетов османской власти являлось гайдучество . Хотя в большинстве случаев отряды гайдуков представляли собой банды деклассированных элементов, занимавшихся грабежом и разбоем, часть из них действительно вела партизанские действия именно против турецких воинских соединений и чиновников, что позволила гайдукам занять существенное место в народном фольклоре . Тем не менее, гайдучество сохраняло локальный характер и серьёзно не могло угрожать османской власти в географическом регионе Македонии.

Роль церкви в освободительном движении в Северной Македонии не была значительной. Охридская архиепископия под османской властью сохраняла автономию, причём некоторые архиепископы пытались проводить антитурецкую политику и искали опору среди европейских государств. Однако влияние архиепископства неуклонно снижалась из-за давления со стороны греческого духовенства Константинопольской патриархии и восстановления Сербской православной церкви , под юрисдикцию которой перешли епархии Северной Македонии. Рост напряжения между греческим и славянским духовенством привёл в 1767 году к упразднению Охридского архиепископства.

В 1689 году , под влиянием успешных действий австрийских войск против турецкой армии в Венгрии и Сербии в Северной Македонии вспыхнули ряд массовых восстаний. Наиболее крупное выступление имело место в октябре 1689 г. на северо-востоке сегодняшней Северной Македонии под руководством воеводы Карпоша . Гайдуки Карпоша, действующие в сотрудничестве с армией , выбили турок из Куманова и Скопье . Однако уже в ноябре из-за эпидемии и османского контрнаступления австрийские войска покинули Северную Македонию. После долгого сопротивления пало Куманово, Карпош был захвачен и казнён. Османская власть в Северной Македонии была восстановлена.

В XV—XVI веках существенно изменился этнический состав населения географического региона Македония. Из Малой Азии сюда переселялись турки , в городах возникли колонии евреев и греки стали возвращаться в города. Особенно сильно увеличилась доля греческого населения в Салониках . Часть славянского населения приняла ислам, образовав этническую прослойку торбешей . После отступления австрийских войск из Северной Македонии и Сербии в 1689 года по призыву печского патриарха Арсения III начался массовый исход православного населения за Дунай и Саву . Этот исход затронул и Северную Македонию: обширные области запада Северной Македонии обезлюдели, на место эмигрировавших славян постепенно стали переселяться албанцы , которые к этому времени уже приняли ислам и лучше адаптировались к условиям жизни в Османской империи.

Многие славяне, принявшие ислам , были ассимилированы другими мусульманскими народами и ныне являются частью албанского и турецкого этносов . В наибольшей мере данный процесс затронул районы Тетова , Куманова и Гостивара .

Упадок Османской империи

город Битола в XIX веке

В XVIII веке Османская империя переживала упадок. Войны с Австрией и Россией привели к потере ряда территорий и затяжному финансовому кризису, который в свою очередь повлёк резкий рост налогового бремени. Были введены новые налоги ( десятина ) и повышены существующие. Сбор налогов перешёл в руки местных чиновников и землевладельцев, чья власть существенно усилилась. Военно-ленная система находилась в глубоком кризисе. Спахийное землевладение вытеснялось чифтлическим, при котором земля находилась в полной собственности её владельца. Это сопровождалось усилением эксплуатации крестьянства, ростом барщины и сгоном крестьян с земель. Центральная власть резко ослабла, в государстве воцарилась анархия: власть перешла в руки местных пашей и беев , в то время как банды (мусульманских гайдуков) практически беспрепятственно разбойничали на дорогах и разоряли страну. В западной части географического региона Македония укрепились Мехмед-паша Бушати и Али-паша Тепеленский , выходцы из албанских семей , фактически не подчинявшиеся Стамбулу и проводившие на подвластных им землях собственную внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичные полусамостоятельные образования во главе с представителями албанской или турецкой аристократии возникли и в других областях географического региона Македонии. Попытки центральных властей навести порядок и провести необходимые реформы наталкивались на упорное сопротивление местной знати и янычаров, которые нередко прибегали к вооружённым выступлениям против политики султана. Лишь в начале XIX века султану Махмуду II удалось обуздать местную аристократию, упразднить янычарское войско и начать осуществление административной и военной реформ. Однако положение осложнялось подъёмом освободительных движений народов Балканского полуострова: в 1815 году возникло автономное Сербское княжество , а после поражения в русско-турецкой войне 1828 1829 годов Османская империя признала независимость Греции .

Эпоха Танзимата

В 1839 году в Османской империи началось осуществление масштабных реформ, нацеленных на превращение страны в современное государство (эпоха Танзимата ). , утверждённый султаном Абдул Меджидом I в 1839 году, частично уравнял христиан в гражданских правах с мусульманами и реорганизовал судебную и налоговую систему, ликвидировав откупа . Затем была проведена военная реформа, создавшая постоянную армию, комплектуемую по призыву из мусульман, введены гражданский и уголовный кодексы по французскому образцу, реорганизована система образования. Эти преобразования вызвали « » в 1843 1845 гг. в Северной Македонии и Косове. После его подавления была проведена административная реформа: на месте огромных старых эялетов были учреждены более мелкие административные единицы — вилайеты , во главе которых встали назначаемые султаном губернаторы ( валии ), при которых действовали советы из представителей местных жителей, как мусульман, так и христиан. Территория географического региона Македонии была разделена между Косовским, Монастырским и Салоникским вилайетами.

Большое значение имела аграрная реформа, осуществление которой началось уже в 1832 году . Было упразднено спахийное землевладение и повинности крестьян в пользу спахий, вместо которых введена частная собственность на землю и поземельный налог в пользу государства. Бывшие спахии получили финансовую компенсацию из государственного бюджета. Крестьяне, обрабатывавшие бывшие спахийные земли, свои наделы в собственность не получили — их повинности фактически трансформировались в арендные платежи землевладельцу. Тем не менее, для определённых категорий крестьянства было предусмотрено право выкупа своих наделов. Аграрная реформа способствовала расслоению крестьянства, обезземеливанию его беднейшей части и формированию сельской буржуазии.

Кульминацией преобразований эпохи Танзимата стал хатт-и хумаюн 1856 года , установивший равенство всех граждан империи независимо от их религиозной принадлежности. Это de jure открыло перед христианами возможности для занятия государственных постов и службы в армии. Были также введены гарантии неприкосновенности личности и собственности.

Реформы Танзимата имели большое значение для трансформации Османской империи и оживлении её социально-экономического и культурного развития. Однако, в значительной степени, они остались на бумаге: их реализация на местах, в частности в относительно удалённой от Стамбула географического региона Македонии, была неполной и непоследовательной. В частности, здесь сохранялось господство крупного помещичьего хозяйства, а доля крестьян, получивших землю в собственность, оставалась небольшой. При этом социальные отношения в деревне сохраняли религиозную окраску: землевладельцы были, по преимуществу, мусульмане, крестьяне — православными. Фактическая власть в географическом регионе Македонии принадлежала местной аристократии, полностью отсутствовали гарантии безопасности, везде действовали вооружённые банды, с которыми были не в силах справиться немногочисленные отряды османской армии и полиции, процветала коррупция.

В то же время, Танзимат открыл турецкий рынок перед западным капиталом. Уже в 1871 году началось строительство первой железной дороги Салоники—Скопье ( бельгийский капитал), которая позднее была продолжена через Сербию до Австро-Венгрии . В 1894 году была завершена железная дорога из Салоник в Битолу ( немецкий капитал), в 1896 году — из Салоник в Александруполис и далее на Стамбул ( французский капитал).

Национальное Возрождение славянского населения

С конца XVIII века среди славянского населения Османской империи начали активно развиваться процессы Национального Возрождения и формирования современных наций. В географическом регионе Македонии, где в Средние века не существовало отдельной македонской народности, эти процессы протекали, главным образом, в русле Болгарского национального возрождения . В то же время, часть македонских славян к этому времени эллинизировалась, приняла греческую национальную культуру и поддерживала « Великую идею » реставрации Византийской империи. В конце XIX века активизировалась политика Сербии в Северной Македонии, что также привело к принятию частью местного населения сербской национальной ориентации. Среди албанцев региона Македонии в конце XIX века протекал ускоренный процесс албанского национального возрождения и становления единой албанской нации. В результате регион Македонии стала территорией пересечения национальных агитаций различных народов Балканского полуострова.

Наибольшее значение имело болгарское национальное возрождения, одним из центров которого стали македонские земли. Уже в 1837 году в Велесе возникла первая болгарская светская школа. Затем болгарские школы были открыты в Скопье, Штипе , Охриде , Битоле , Салониках и других городах региона Македонии. В начале 1860-х гг. македонские болгары были вовлечены в движение за формирование автокефальной Болгарской православной церкви . Национальное движение болгар увенчалось успехом 1870 года с учреждением Болгарского экзархата , которому к середине 1870-х годов удалось включить в свой диоцез большую часть этнически болгарских земель Македонии . В начале 1870-х гг. под его начало перешли скопская, битольская и охридская епархии, где были проведени плебисциты среди православного населения. Создание автокефальной болгарской церкви дало новый толчок к расширению сети болгарских школ и просветительских организаций в регионе Македонии. Тем не менее, до начала XX века процесс формирования болгарской нации не был завершён [ источник не указан 547 дней ] , а значительная часть сельского славянского населения региона Македонии оставалось этнически невыраженной. [ источник не указан 547 дней ]

Хотя, по общему мнению историков, в XIX веке македонского народа в современном значении ещё не существовало, определённую проблему представляет вопрос о существовании в этот период предпосылок к его возникновению. Если болгарская и греческая исторические школы отрицают наличие сколь-либо самостоятельного македонского этнического самосознания, исследователи из Северной Македонии, опираясь на статью «Македонский вопрос» Петко Славейкова 1871 года , заявляют о начале складывании определённой этнической отличности македонских славян от болгар на основе принадлежности к разным православным церквям. Кроме того, разговорный язык славянского населения Македонии несколько отличался от уже кодифицированного на основе восточных диалектов болгарского языка .

Возникновение Македонского вопроса

Памятник революционеру и одному из основоположников македонизма Георгию Пулевскому в Скопье

В период русско-турецкой войны 1877—1878 годов около 1000 добровольцев из региона Македонии приняло участие в военных действиях против войск Османской империи. Русские войска, однако, не вступили в регион Македонии, остановившись у Кюстендила . По условиям Сан-Стефанского договора 1878 года было образовано автономное Болгарское княжество, в которое предусматривалось включить всю географическую Македонию, за исключением Салоник и полуострова Халкидики . Однако против этого резко выступили западные державы, Сербия , Греция и греческое население Македонии. В результате переговоров на Берлинском конгрессе 13 июля 1878 года был заключён новый мирный договор: территория Болгарского княжества была значительно сокращена, образовано отдельная автономная единица Восточная Румелия , а вся географическая Македония осталась в составе Османской империи. В соответствии со статьёй 23 Берлинского мира христианское население Македонии и Фракии должно было в будущем также получить самоуправление в рамках империи. Если греческое и грекофильское население Македонии, а также македонские мусульмане с воодушевлением приняли условия Берлинского договора, не допустившего присоединение региона к Болгарии, то болгарское население было возмущено. В Пиринской Македонии в октябре 1878 года вспыхнуло , которое, однако, было к лету 1879 года подавлено. В соответствии с решениями Берлинского конгресса была организована комиссия для выработки предложений по предоставлению Македонии автономии. В комиссию, однако, не были включены македонские славяне, которые после Кресненского восстания рассматривались Портой как «болгарские повстанцы». Разработанный комиссией проект самоуправления Македонии, однако, был отвергнут султаном в 1880 году . Санкций великих держав не последовало и вопрос автономии остался нерешённым.

В конце XIX века активизировались претензии балканских стран на регион Македонии. Помимо Болгарии и Греции, давно считающих Македонию своей исторической территорией, на политическую сцену вышла Сербия, заявившая, что македонские славяне являются в действительности сербами . Позиция Греции заключалась в том, что большая часть славян проживающих в регионе Македонии начинало делать попытки отождествления себя — славян по крови и сознанию — с древними македонянами. Это было не допустимо для Греции. В результате в регионе Македонии развернулась борьба между Болгарией, Грецией и Сербией за привлечение на свою сторону этнически не выраженного местного славянского населения, главным образом путём создания параллельных систем образования и расширения сфер влияния национальных православных церквей. Если в первое время после образования Болгарского княжества из-за сопротивления османских властей и Константинопольского патриархата болгарское влияние в Македонии несколько уменьшилось, то в 1890-е гг., в результате потепления турецко-болгарских отношений в правление Стефана Стамболова в ходе греко-турецкой войны 1897 года , болгарское национальное движение в регионе Македонии вновь активизировалось. Число болгарских школ в 1900 году достигло 781, были учреждены болгарские гимназии в Салониках, Битоле и Скопье, созданы новые епархии Болгарского экзархата. Тем не менее, греческое национальное движение также укрепило свои позиции: в 1900 году в регионе Македонии насчитывалось уже 613 греческих школ, а четверть македонских славян сохраняло принадлежность к Константинопольскому патриархату. Параллельно быстро развивалось албанское национальное движение, одним из главных требований которого, в соответствии с программой Призренской лиги 1878 года , стало объединение всех населённых албанцами земель, включая запад нынешней Северной Македонии, в единое автономное образование в составе империи. Согласно данным переписи населения в 1895 году в Скопском санджаке, Битольском и Салоникском вилайетах проживало 2,5 миллиона человек, из которых 692,742 составляли болгары, 1,137,315 — муслимане , 603,242 — греки и 68,432 — евреи и др.

К концу XIX века относится возникновение идеи македонизма . Впервые с ней выступил, преследуя великосербские политические цели, сербский дипломат Стоян Новакович , заявивший в 1888 году , что славянское население региона Македонии образовывает отдельный македонский народ и не является ни болгарами, ни сербами. В 1902 году в Санкт-Петербурге студенты из Македонии заложили Македонское научно-литературное товарищество, пропагандирующее, в частности, идею самобытности македонской нации. В 1903 году Крсте Мисирков в своей работе «О македонских проблемах» обосновал существование особого македонского языка и признал наличие у македонцев собственных политических интересов. Идеи македонизма были поддержаны в Сербии, однако на территории региона Македонии не нашли сколь-либо широкого круга сторонников: большинство македонских славян, и, прежде всего, культурная и политическая элита, к этому времени относило себя к болгарам.

ВМОРО, Илинденское восстание и превращение региона Македонии в арену борьбы балканских государств

В начале 1890-х гг. македонские студенты, обучающиеся в Софии , основали «Молодое македонское литературное общество», которое стало ядром движения за автономию Македонии. Нормализация болгаро-турецких отношений в правление Стефана Стамболова повлекла роспуск этой организации. Однако уже 3 ноября 1893 года радикальная славянская македонская молодёжь заложила в Салониках новую, тайную организацию, позднее получившую название « Внутренняя македонско-одринская революционная организация » ( ВМОРО ). У её основания стояли Даме Груев , Иван Хаджиниколов , Гоце Делчев и Гёрче Петров . ВМОРО должна была возглавить борьбу за автономию Македонии и Адрианопольской (Одринской) Фракии от турецкой власти. Организации удалось создать разветвлённую сеть своих отделений по всей Македонии и приобрести значительное влияние среди населения. Были также образованы боевые отряды ( ), которые зачастую прибегали к террористическим актам для привлечения внимания к македонскому вопросу и финансирования деятельности ВМОРО. С самого своего возникновения лидеры ВМОРО ставили своей конечной целью присоединение регионов Македонии и Фракии к Болгарии. Однако политические разногласия внутри организации, этническая пестрота региона Македонии и неблагоприятная внешнеполитическая ситуация заставляли ВМОРО выдвинуть на первый план более умеренное требование полной политической автономии Македонии. Это позволяло привлечь на сторону ВМОРО более широкие слои населения разных национальностей и вероисповеданий. Тем не менее, уровень участия в деятельности ВМОРО мусульман ( торбешей , албанцев и турок ) оставался достаточно низким, организация сохраняла по-преимуществу славянско-болгарский характер.

Параллельно с ВМОРО в Болгарии в 1895 году возникла ещё одна македонская революционная организация — (ВМОК, верховисты). В отличие от ВМОРО, ВМОК опирался, прежде всего, на македонско-фракийской диаспоры в Болгарии. ВМОК стал вторым после ВМОРО нелегальным институтом болгарского национального движения, выступившим за достижении македоно-одринской автономии насильственным путем. В своей стратегии верховисты делали главный упор не на всеобщее вооружённое восстание, а на операции небольших отрядов, действующих с болгарской территории, а также на пропаганде среди европейских государств. Отношения ВМОРО и ВМОК иногда были напряжёнными.

В 1901 1902 гг. набеги чет верховистов и столкновения отрядов ВМОРО с частями османской армии и мусульманской самообороны ( башибузуками ) переросли в непрекращающуюся партизанскую войну. Осенью 1902 г. в Пиринской Македонии произошло восстание македонских болгар, известное как Горноджумайское восстание. Восстание было подавлено османскими войсками.

Солдаты Османской империи в Скопье, 1903 год

В начале ноября 1902 г. конгресс ВМОРО принял решение о подготовке всеобщего восстания. Весной 1903 года участились террористические акции радикального крыла ВМОРО, которые вызвали ответные репрессии османских властей. В ситуацию вмешались европейские державы, под давлением которых Стамбул согласился начать осуществление реформ в Македонии, а Болгария распустила ВМОК. Тем не менее столкновения продолжались. В соответствии с решением ВМОРО в Ильин день 2 августа 1903 года в регионе Македонии вспыхнуло вооружённое восстание, вошедшее в историю как Илинденское восстание . Его центром стал Битольский вилайет . Восстание быстро распространилось на долину Вардара и области Флорины , Кастории , Охрида и Эдессы . Повстанцы захватили ряд городов, в том числе Крушево , где была провозглашена Крушевская республика . К восстанию присоединились и четы верховистов, а также население Адрианопольской Фракии.

В поддержку повстанцев выступила Болгария, однако под давлением западных держав и России она ограничилась лишь дипломатическими мерами. ВМОРО также не удалось добиться присоединения к восстанию македонских торбешей, албанцев, турок, греков и сербов, тем более, что греческое население региона стремилось к воссоединению Македонии с Грецией. Это предопредилило крах движения. Против восставших была направлена османская армия и отряды самообороны, насчитывающие вместе около 250 тысяч человек, которые приступили к подавлению восстания. По неполным сведениям, в регионе Македонии была сожжена 201 деревня, убито более 4,5 тысяч человек христианского населения. Не менее 30 тысяч македонцев бежало в Болгарию.

Македонские крестьяне

После подавления Илинденского восстания под давлением держав Османская империя осуществила в регионе Македонии ряд реформ. Отряды башибузуков были распущены, христиане получили доступ во все государственные органы, был учреждён пост генерального инспектора Македонии, заместителей которого назначали Россия и Австро-Венгрия . В 1904 году было подписано болгарско-турецкое соглашение, по которому участники восстания были амнистированы , а Болгария, в свою очередь, запретило деятельность ВМОРО и ВМОК на свой территории.

В 1905 году свои претензии на влияние в регионе Македонии заявила ещё одна страна — Румыния, которая действовала через влахов, живущих на юге Македонии. В мае 1905 года после получения румынской ноты с угрозой разрыва отношений, султан Абдул-Хамид II предоставил влахам Османской империи те же права, что и другим немусульманским народностям (в том числе возможность вести богослужение на родном языке) . Дело дошло до греко-румынского противостояния в 1905 году: греческий посланник покинул Бухарест, в Румынии были закрыты все греческие школы, греко-румынский торговый договор 1900 года был расторгнут румынской стороной . В 1905—1906 годах активизировались вооруженные столкновения в Македонии: например, в марте 1906 года греческие четники вырезали 60 болгар в селе Загоричаны . Ответом стали греческие погромы, прокатившиеся по Болгарии в июле 1906 года. В 1906—1907 годах Македония превратилась в территорию, на которой активные партизанские действия вели болгарские, греческие и в незначительной степени сербские четы. По официальным данным местных властей, в 1907 году в трех вилайетах ( Солунском , Монастырском и Косовском вилайетах) действовали 110 чет . Правда, общая численность четников была невелика — 1205 человек в 1907 году . По национальному признаку деление четников (на 1907 год во всех трех вилайетах) было следующим: болгарские (77 чет, 661 четник), греческие (27 чет, 370 четников) и сербские (6 чет, 174 четника) . Греческих чет было больше всего в Монастырском вилайте, а в Косовском, где не было греческого населения, их не было вовсе . Сербские четники, напротив, действовали лишь в Косовском и Монастырском вилайетах. Болгарские четы действовали во всех трех вилайетах .

Сербское завоевание Северной Македонии

В 1912 г. современную территорию Северной Македонии завоевала Сербия, чье правительство решило ассимилировать проживавших на ее территории македонцев и особенно болгар в сербов. Для этого из Македонии изгнали болгарских учителей и священников или силой заставили их отречься от болгарской национальности и признать себя сербами. Также запретили ввоз болгарской прессы в Македонию. Типично болгарские имена заменялись на сербские, болгарское окончание фамилий "ов" в официальных документах заменяли на сербское "ич". По словам епископа Мефодия (Кусева), родом из македонского города Прилеп , сербское иго для македонских болгар тяжелее, чем турецкое, так как турки по крайней мере не пытались насильственно их ассимилировать, чем занимается Сербия . В результате завоевания и запрета на выражение болгарской идентичности, десятки тысяч болгар, особенно образованных, были вынуждены покинуть Македонию и переселиться в Болгарию, что привело к существенному ослаблению болгарского элемента.

Северная Македония в межвоенный период

Вардарская Македония в составе Югославии

Территория Вардарской бановины

Северная Македония, ставшая частью Сербского королевства после Балканских войн (1912-1913) с коротким перерывом в 1915-18 гг., когда она оказалась под контролем Болгарии, была одной из самых слаборазвитых югославских территорий. Число неграмотных в Вардарской бановине (70,9 % населения в 1931 году) было намного выше, чем в среднем по королевской Югославии (44,6 % в 1931 году) . В регионе продолжалась насильственная ассимиляция македонцев и особенно болгар в сербов, в основном через школьное образование . Албанцы также не имели возможности получать образование на своем языке в государственных школах, кроме одной школы в Скопье. Сопротивление насильственной ассимиляции осуществляла организация ВМРО , убивавшая не только югославских чиновников и офицеров, но иногда и мирное население - сербских колонистов, переселившихся в Македонию в межвоенное время. Организация насчитывала до 2 тыс. активных членов и совершила около 500 нападений на сербских официальных лиц и колонистов в межвоенное время, в результате которых погибли сотни людей. Сербские войска в качестве мести за убийство ВМРО 30 мирных жителей в Овчепольском регионе в январе 1923 г. убили в марте всё мужское население деревни Гарван .


Северная Македония во Второй мировой войне

Из-за нарушения прав македонцев, албанцев и особенно болгар, а также из-за слабого экономического развития Северной Македонии под управлением югославских королей, ее жители не стали защищать Югославию при ее распаде и вторжении немецких войск 6-17 апреля 1941 г., и в результате Македония была быстро занята немцами. 19 апреля на ее территорию по договоренности с нацистской Германией вошли болгарские войска. Значительная часть населения, прежде всего македонские болгары, встречали болгарские войска с ликованием и цветами, воспринимая их как освободителей от сербского ига. Такие массовые восторженные встречи произошли во многих македонских городах с большим процентом болгар: Скопье, Охрид, Прилеп, Штип, Кавадарци, Гевгелия. События апреля 1941 г. были сравнимы с народным ликованием многих македонцев, встречавших болгарские войска в Первую мировую войну осенью 1915 г. . В дальнейшем многие разочаровались в Болгарии из-за коррупции, бюрократии и произвола части болгарской оккупационной администрации, и в Македонии возникло проюгославское партизанское движение. В ответ на действия партизан болгарскими оккупационными войсками были совершены военные преступления, хотя их было несопоставимо меньше, чем в сербской или греческой оккупационной зоне, в которых было гораздо более активное сопротивление болгарской оккупации. В частности, произошло убийство 12 молодых македонцев по обвинению в помощи партизанам, в том числе 8 несовершеннолетних (15-17 лет) в селе Ваташа 16 июля 1943 г. .

Болгарские авторы утверждают, что, в отличие от сурового подхода болгарских оккупационных войск, болгарская гражданская администрация в 1941-44 гг. несмотря на все недостатки, вкладывала значительные средства в благоустройство и повышение уровня развития Северной Македонии и строила там школы, больницы, библиотеки и дороги .

В конце войны болгарские оккупационные власти образовали Независимое государство Македония , просуществовавшее несколько месяцев в 1944 году .

Социалистическая республика Македония

Сразу после ухода болгарских войск в ноябре 1944 г., вместе с которыми ушла значительная часть македонских болгар, в Македонии новое руководство, состоявшее из македонских партизан, которые преследовались при болгарской оккупации, в качестве мести начало массовые репрессии против оставшихся в республике выдающихся болгарских деятелей. По некоторым данным, всего за первые два года коммунистической власти были убиты тысячи известных македонских болгар, многие из которых были невиновны в каких-либо преступлениях. Убийства осуществлялись под руководством Светозара "Темпо" Вукмановича, руководителя Главного политического управления Югославской народной армии и заместителя Министра обороны маршала Тито . Остальные болгары должны были принять македонскую национальную идентичность . Новое руководство боролось также против сербского национального элемента. Бежавшим в Сербию во время болгарской оккупации сербским колонистам было запрещено возвращаться в Македонию, а многие оставшиеся сербы были вынуждены ассимилироваться в македонскую нацию. Всё это вкупе с мероприятиями по укреплению македонской национальной идентичности среди славян республики привело к серьезному ослаблению сербского и фактическому исчезновению болгарского национального элемента в Македонии.

В СФРЮ Северная Македония была одной из наименее экономически развитых республик и постоянно имела статус «неразвитого» региона, что давало право на дотации и льготные кредиты из федерального центра. С 1960-х годов Северная Македония получала льготные кредиты по низкий процент и на длительный срок из Фонда Федерации для кредитования экономически недостаточно развитых республик и областей . 26 июля 1963 года произошло землетрясение в Скопье магнитудой 6,9 по шкале Рихтера, которое разрушило большую часть города.

Коммунистические власти способствовали подъёму македонского самосознания, в частности позволили провозгласить автокефалию неканонической Македонской православной церкви . Однако Болгарская православная церковь , существовавшая в регионе до 1913 г., продолжала оставаться под запретом.

Начавшийся распад Югославии затронул и Северную Македонию. Уже в мае 1989 году произошли выступления в селе , которые привели к тому, что власти республики были вынуждены извиниться перед гражданами и отстранить от власти некоторых местных функционеров . В том же 1989 году правящий Союз коммунистов Македонии сменил название на Союз коммунистов Македонии — Партия демократических преобразований, а 21 апреля 1991 года на Социал-демократический союз Македонии (часть партийцев не согласилась и создала в 1992 году Союз коммунистов Македонии — Движение за свободу) .

Македонский вопрос в Болгарии и Греции

Республика Северная Македония

Первые парламентские многопартийные выборы состоялись 11 ноября 1990 года . 20 марта 1991 года Собрание избрало первое правительство во главе с Николой Клюсевым , а президентом (председателем) республики стал Киро Глигоров .

15 января 1992 года Болгария первой признала независимость Республики Македония под её конституционным именем. Впоследствии этому примеру последовали Турция , Словения , Россия , США и другие страны.

В 1996 году в стране был принят новый закон о местных выборах. Кандидаты из Демократической партии албанцев (ДНА) одержали победу в нескольких муниципалитетах на западе страны. Мэр Гостивара и мэр Тетова Алайдин Демири подняли флаг Албании над зданиями правительств муниципалитетов. В июле 1997 года это привело к конфликту с полицией, в котором погибло 9 человек .

В 1999 году , во время военной операции НАТО против Югославии страна предоставила свою территорию для подготовки наземной операции сил альянса, а также приняла значительное количество албанцев , беженцев из Косово.

В конце 2018 года было подписано Преспанское соглашение с Грецией. Согласно соглашения, бывшая югославская республика отказалась от всяких претензий на греческую античную историю, отмежевалась от истории греческой исторической провинции Македония и приняла имя Северная Македония.

Под её новым конституционныи именем, в феврале 2019 года Северная Македония подписала протокол о вступлении в НАТО .

Конфликт 2001 года

В 2001 году произошел конфликт между правительственными войсками и албанскими сепаратистами Армии национального освобождения , выступающими за независимость северо-западных районов, в числе которых многие были бывшими бойцами Армии Освобождения Косова . Под давлением международного сообщества стороны заключили Охридское соглашение , предоставившее албанцам существенные права и квоты в обмен на мирное сосуществование.

Таким образом, в марте 2001 года республика, которой удалось избежать военных действий на своей территории во время распада Югославии , столкнулась с волной сепаратизма со стороны албанского меньшинства. Сепаратисты стремились увеличить права албанцев, проживающих на территории Северной Македонии. В частности, они выступали за создание албанской автономии в районе города Тетово (северо-западные территории). Среди требований было и установление пропорционального представительства албанцев в структурах государства.

Открытые выступления сепаратистов, рост террористических актов, а также распространение среди албанских македонцев идеи объединения албанских земель ( Албании , северо-западной части Северной Македонии (Тетово), Косово, северные районы Греции и южные территории нынешней Черногории ) в « Великую Албанию » побудило политиков создать так называемое «правительство политического единства» в мае 2001.

Итогом стал договор о политическом разрешении кризиса, подписанный в городе Охрид в августе 2001 года. Позднее, в ноябре того же года были приняты 15 поправок к Конституции, которые исходили из принципов Охридского соглашения .

Примечания

  1. Лабаури, Дмитрий Олегович. Болгарское национальное движение в Македонии и Фракии в 1894—1908 гг: Идеология, программа, практика политической борьбы. — София, 2008. — С. 210.
  2. Shaw, Stanford; Shaw, Ezel. History of the Ottoman Empire and Modern Turkey: Volume 2, Reform, Revolution, and Republic: The Rise of Modern Turkey 1808—1975 (11 ed.). Cambridge University Press. p. 208. ISBN 978-0-521-29166-8 .
  3. Лабаури, Дмитрий Олегович. Болгарское национальное движение в Македонии и Фракии в 1894—1908 гг.: Идеология, программа, практика политической борьбы. София, 2008, с. 87.
  4. Мультатули, Петр. Внешняя политика Императора Николая (1894—1917), Москва, 2013, с. 428.
  5. Сквозников А. Н. «Историческое право» и борьба балканских государств за территорию в последней четверти XIX — начале XX веков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2014. — № 1 (15). — С. 10
  6. Сквозников А. Н. «Историческое право» и борьба балканских государств за территорию в последней четверти XIX — начале XX веков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2014. — № 1 (15). — С. 11
  7. Косик В. И. Балканы: «Порвалась цепь великая…» (середина XIX — начало XXI вв.). — М.: Институт славяноведения РАН, 2014. — С. 170. Режим доступа: от 19 октября 2016 на Wayback Machine
  8. Кусев М. Македония в своите жители само сърби няма // София: Гражданин. — 1913. Режим доступа: от 29 марта 2022 на Wayback Machine
  9. Биро Л. Регионализм и централизм между двум войнами (на примере Югославии). Взгляд из Венгрии // Славянский мир в третьем тысячелетии. — 2013. — № 8-1. — С. 223—224
  10. Църнушанов К. Македонизмът и съпротивата на Македония срещу него. София: Унив. изд. «Св. Климент Охридски». - 1992.
  11. Poulton H. Who are the Macedonians? Bloomington: Indiana University Press, 1995
  12. Църнушанов К. Македонизмът и съпротивата на Македония срещу него. София: Унив. изд. «Св. Климент Охридски». - 1992. Режим доступа: от 13 июня 2022 на Wayback Machine
  13. . Дата обращения: 30 июня 2022. 17 июня 2021 года.
  14. Димо Казасов. Бурни години 1918 – 1944. София, "Народен печат", 1949
  15. Църнушанов К. Македонизмът и съпротивата на Македония срещу него. София: Унив. изд. «Св. Климент Охридски». - 1992. Режим доступа: от 13 июня 2022 на Wayback Machine
  16. Буквич Р. Региональная проблема социалистической Югославии в 1945—1991 гг. // Вестник Мордовского университета. — 2014. — № 3. — С. 139
  17. Митревска Я., Сельцер Д. Г. Дезинтеграционные процессы в СФРЮ и Социалистическая Республика Македония (1985—1991 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 2 (106). — С. 326
  18. Митревска Я., Сельцер Д. Г. Партийная номенклатуры Социалистической Республики Македония в эпоху постсоциализма: личные судьбы и карьерный анализ // Pro nunc. Современные политические процессы. — 2014. — № 1 (13). — С. 198—199

Ссылки

  • Евдокимович А. Л. (недоступная ссылка) // Журнал Российские и славянские исследования, Вып. 3 — 2008 г.
  • Македония. история // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . — 2000. (рус.)
  • (рус.)
Источник —

Same as История Северной Македонии