Interested Article - Хентай

Слово «хентай», записанное иероглифами (кандзи)

Хента́й ( яп. 変態 или ヘンタイ (инф.) , «извращение» ) — жанр японской анимации ( аниме ), комиксов ( манги ), а также изображений соответствующей стилистики, основным элементом которых являются содержащиеся в них эротические или порнографические сцены . Его появление и развитие обусловлено специфично японским культурно-историческим отношением к эстетике и сексуальности , свою роль также сыграли некоторые юридические и экономические реалии Японии . Слово «хентай» распространено в западном мире и СНГ, а в самой Японии используются другие термины, например, дзюхати-кин ( яп. 18禁 , букв. «запрещено [до] 18») .

Так же, как и в случае с обычным аниме, большинство аниме в жанре хентая создано по мотивам манги (в данном случае — хентай-манги). Как правило, они содержат следующие характерные черты: посредственная, по сравнению с произведениями для широкой аудитории, анимация или графика ; кукольные, почти детские лица персонажей; показ различных сексуальных девиаций (особенно сцен изнасилования и других проявлений сексуальной жестокости) . Сюжеты могут быть как простыми и незамысловатыми, так и запутанными и сложными . Хентай не предназначен для трансляции по телевидению , поэтому выпускается в формате OVA — для домашнего просмотра. Он также существует в форме компьютерных игр и додзинси — произведений любительского творчества, самостоятельно издаваемых авторами . Он известен и популярен в западных странах и в России . Разновидность аниме и манги, не относящаяся к хентаю, но содержащая намёки на эротические сцены или большое количество шуток с сексуальным подтекстом, называется этти ( яп. ) .

Этимология

Хотя хентаем на Западе и в СНГ называют порнографию в аниме и манге, в самой Японии слово не используется в этом смысле . «Хентай» состоит из двух иероглифов: хэн ( ) — «странный» — и тай ( ) — «поведение», и дословно оно обозначает « » или « ». До конца XIX века оно не носило никакого сексуального подтекста. В 1894 году на японском языке был опубликован перевод труда Рихарда Крафт-Эбинга « » (1886), посвященного сексуальным девиациям . На японском языке название звучало как «Хэнтай сэйёку синригаку», оно ввело в медицинскую терминологию оборот, популяризированный в послевоенной японской прессе, — хэнтай сэйёку ( яп. 変態性欲 , « половое извращение ») . Слово «хентай» в том виде, в каком оно было заимствовано в западной культуре поклонниками аниме и манги , является сокращённым вариантом термина хэнтай сэйёку . В Японии им называют человека, страдающего какой-либо формой полового извращения. Оно имеет негативную окраску и может использоваться для обозначения эротических и порнографических произведений, но лишь тех, где показаны сексуальные девиации . В остальных случаях используется «эро» (например, эро-манга — эротическая манга ), сэйдзин ( яп. 成人 , «взрослый») или дзюхати-кин ( 18禁 ) . Таким образом, слово «хентай» за рубежом приобрело собственное, более широкое значение. В русском языке слово также закрепилось и записывается с отступлением от системы Поливанова — «хентай» вместо «хэнтай» .

Термин « этти » является производным от слова «хентай» и когда-то был его синонимом . «Этти» — японское произношение английской буквы «H» («эйч»), первой в слове hentai , если записывать его латинскими буквами . После Второй мировой войны , популяризировавшей в Японии английский язык, слово «хентай» начали записывать как Hentai . Скоро одна буква «H» начала заменять целое слово , однако значение его начало меняться — «этти» стало обозначать нечто непристойное, в широком смысле, в отличие от термина «хентай», сохранявшего сильную связь с некими девиациями .

История

Сюнга из серии «Прелюдия к желанию» ( Нэгай но итогути ) Китагавы Утамаро , 1799 год

Большинство исследователей согласно с тем, что эротическая манга берёт своё начало в период Эдо (1600—1868), когда возникло новое направление в изобразительном искусстве — гравюры в стиле укиё-э . Эротические гравюры — сюнга — были запрещены после Реставрации Мэйдзи (1868), однако, они оказали большое влияние на визуальный ряд и сюжеты современной японской порнографии . Современный хентай получил своё развитие в 1970-х годах . Первопроходцем в мире эротической манги стал Го Нагаи , чья юмористическая работа Harenchi Gakuen (1969) подверглась суровой критике за вульгарный сюжет и повлекла за собой протесты женских ассоциаций и родительских комитетов . В 1969 году было показано первое эротическое аниме — Senya Ichiya Monogatari . Популярность завоевала эротическая гэкига . Распространение кассетных видеомагнитофонов и проигрывателей лазердисков в 1980-х годах дало новый толчок рисованой порнографии, с тех пор занимающей видное место в индустрии видеофильмов . Появились классические OVA-сериалы Lolita Anime , Cream Lemon , « Уроцукидодзи » . В 1980-х и 1990-х возникали и развивались отдельные жанры и направления: , , и другие .

Мировое открытие аниме в конце 1980-х годов и распространение Интернета привели к тому, что хентай стал широко известен и популярен на североамериканском континенте и в Европе за счёт откровенности и качества графики . В 1994—1995 за пределами Японии впервые была издана хентайная манга . Некоторые работы — La Blue Girl (1992), « Кайт — девочка-убийца » (1998) — приобрели культовый статус благодаря интересной сюжетной линии или тщательно проработанным характерам персонажей . Отсутствие конкуренции на Западе, расширение рынка потребителей и распространение в Японии дали очередной толчок жанру . В 2000 году слово «хентай» было 41-м по популярности поисковым запросом в Интернете . По данным на август 2022 года, в базе данных Anime News Network содержится информация о 2330 хентайных манга- и аниме-сериях , из которых более 2000 были произведены между 2000 и 2012 годами .

Цензура

Пример хентая с цензурой и без

Японские законы, действовавшие со времён Второй мировой войны до начала 1990-х годов, запрещали графическое изображение половых органов , поэтому создатели хентая подвергали свои работы частичной цензуре , например, ретушировали половые органы или изображали их символически . Этим объясняется большое количество фантастических персонажей в хентае — монстров , демонов , роботов , инопланетян , чьи половые органы внешне отличаются от человеческих . Кроме того, художники начали изображать персонажей с минимумом анатомических подробностей и без лобковых волос (до 1991 года действовал запрет на их показ ), что привело к распространению в хентае образов совсем юных девушек, почти подростков , которые на взгляд европейца похожи на детей .

Отмена этих запретов в начале 1990-х годов позволяет включать более откровенные изображения в аниме, мангу, кинематограф и фотографию, однако данная тенденция пока проявляется лишь в иностранных релизах аниме, в которых практически всегда отсутствовали цензурные наложения (создатели не добавляли цензуру при выпуске аниме в США и Европе) . При переводе возникали другие тонкости: например, законодательство США запрещает сексуальные акты между несовершеннолетними, в том числе в рисованной форме. Поэтому в американских релизах вырезаются некоторые сцены, в некоторых случаях меняется возраст персонажей. Так произошло с OVA La Blue Girl , героиня которого в английском переводе превратилась из школьницы в студентку, кроме того, были вырезаны все порнографические сцены с участием миниатюрного ниндзя Нин-Нина, товарища главной героини, потому что он внешне напоминал ребёнка . В Великобритании , Франции , Испании также практикуется вырезание отдельных сцен .

Классификация

Порнографические сцены, обыгрываемые в хентае, могут быть разного содержания, характера и степени откровенности . Как и обычная порнография, хентай классифицируется главным образом по содержанию эротических сцен. В нём широко представлены такие формы половой жизни человека, как оральный секс , анальный секс , групповой секс , мастурбация , получение первого сексуального опыта, секс в общественных местах, петтинг и т. п. Типичными героинями являются медсёстры, домохозяйки, горничные, учительницы, школьницы, девушки в вагонах пригородных электричек и метро, к которым пристают незнакомцы . Специфические для хентая направления включают в себя однополые отношения ( — между мужчинами, — между женщинами) и ( лоликон и менее популярный сётакон ), однако, для их обозначения используются именно эти термины («яой», «юри» и т. д.), а не слово «хентай». Хентаем традиционно называют только работы гетеросексуального порнографического содержания .

Несмотря на порнографическую направленность, классифицировать хентай исключительно по содержанию эротических сцен ошибочно, поскольку в нём так же выделяются сюжетные жанры — комедия , , научная фантастика , фэнтези , романтика и другие . Наиболее популярны научная фантастика, фэнтези и романтика . Хотя большое количество произведений посвящено неким мистическим событиям и борьбе добра и зла, существуют работы о повседневной жизни, в том числе достаточно реалистические . Действие , , G-Taste происходит в рамках офиса, университета или квартиры . Ряд произведений — , , Venus 5 , — пародирует другое популярное аниме .

Тентакли

«Сон жены рыбака» Хокусая — гравюра по дереву, изображающая половое сношение женщины и осьминога (1820)

В представлении западного зрителя тентакли — анатомически неправдоподобные фаллообразные щупальца — символизируют хентай как явление . Подобная картина была проиллюстрирована ещё в 1820 году Хокусаем , изобразившим на гравюре «Сон жены рыбака» половое сношение женщины и пары осьминогов . Однако изобретателем современного жанра считается мангака Тосио Маэда , чья « Уроцукидодзи. Легенда о сверхдемоне » (1986) принесла большую популярность хентаю с тентаклями , а аниме стало одним из самых узнаваемых в мире . Кроме качественной анимации, его выделил цельный сюжет в стилистике , по степени интересности которого профессор Сьюзан Нэпьер ставит «Уроцукидодзи» на один уровень с популярным аниме-сериалом « Евангелион » .

Тосио Маэда пояснял, что выдумать фантастическое существо ( демона с щупальцами) в качестве одного из главных героев его вынудило японское законодательство, запрещающее изображение откровенных эротических сцен между людьми . Кроме того, на тот момент сюжеты и сцены в манге подобной тематике были сильно стандартизированы, не всё одобрялось редакторами, а Маэда для своей работы хотел придумать что-то особенное. Линия «Уроцукидодзи» была впоследствии продолжена как самим Маэдой в Demon Beast Invasion и культовой La Blue Girl , так и в более поздних Angel of Darkness , Venus 5 , Jiburiru , Alien from the Darkness , Legend of Lyon Flare и многих других произведениях . Это частая тематика в манге, публикующейся в таких порнографических журналах, как Comic Unreal (издательство — Kill Time Communication ).

«ML» (бара) и «BL» (яой)

Манга для гомосексуальных мужчин в Японии называется «гэйкоми» ( яп. ゲイ コミ , от англ. gay comics ) или «ML» ( псевдоангл . Mens' Love — «мужская любовь»). Среди европейских читателей этот жанр известен как бара . В ML-манге в большом количестве рисуются порнографические сцены и мало внимания уделено развитию отношений между персонажами . Мужчины изображены чрезмерно мужественными, с большими мускулами, волосами на груди, усами; показана повседневная жизнь гомосексуальных мужчин, например, затрагиваются темы однополых браков , гей-парадов , каминг-аута . В западном мире эти работы не издавались и малоизвестны , за исключением короткой манги Kuso Miso Technique из журнала « Барадзоку », превратившейся в интернет-мем благодаря бессмысленному сюжету и нереалистичности .

Яойная манга в книжном магазине Сан-Франциско . Книги, завёрнутые в полиэтилен , содержат откровенные эротические сцены

Куда более популярен жанр «яой» или «BL» (псевдоангл. Boys' Love ), также изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами , но по сути являющийся аналогом любовных романов и мыльных опер , в котором мужские персонажи принимают гендерные роли гетеросексуальной пары . Авторами и целевой аудиторией яоя являются гетеросексуальные девушки и женщины . Далеко не весь яой содержит откровенную порнографию ; однако, хотя во многих работах непосредственно эротические сцены занимают небольшое место, в целом, этот жанр предназначен для взрослой женской аудитории . Возникновение яоя, получившего популярность в 1970-х годах , связано с тем, что традиционная японская культура считала недопустимым для девушки быть инициатором романтических отношений, поэтому мангаки начали изображать вместо женского персонажа юношу-гомосексуалиста с женственной внешностью . Персонажи, как правило, нарисованы нереалистично , а отношения между ними идеализированы . Манга на данную тематику публикуется во многих журналах, старейшим из которых является June ( ジュネ , дзюнэ ) . Многие работы приобрели значительную популярность в Европе и США — Ai no Kusabi , Kizuna , Haru wo Daiteita , , Gravitation , Love Mode . Анимация, особенно явно порнографического содержания ( Boku no Sexual Harassment , Sensitive Pornograph ), выпускается в формате OVA.

Лесбийские отношения

Под условным названием «юри», «сёдзё-ай» ( сёдзё , девушка; ай , любовь) или «GL» ( псевдоангл . Girls Love — «любовь девочек») выступают аниме и манга, в которых изображены гомосексуальные отношения между женскими персонажами . Термином «сёдзё-ай» в Европе и США традиционно обозначают такие произведения, где откровенным сценам не уделяется большого внимания, когда же акцент делается на сексуальной стороне отношений, используется слово «юри» . Первым аниме, изображавшим сексуальный акт между девушками, считается Senya Ichiya Monogatari 1969 года, а первой мангой, полностью посвященной лесбийским отношениям, — работа Рёко Ямагиси Shiroi Heya no Futari 1971 года . Тематика девичьей любви нашла отражение в манге для девушек 1970-х годов. В 1990-х годах, когда японское общество начало терпимее относится к лесбийским отношениям, в юри начали появляться порнографические сюжеты . Хотя не вся юри-манга и аниме имеют эротическое содержание, для работ в этом жанре откровенные сцены стали столь традиционными, что в сознании поклонников аниме и манги понятие «юри» неразрывно связано с понятием «хентай» . Некоторые фанаты, как замечено на сайте аниме-фестиваля « », даже полагают, что юри является прародителем хентая . В настоящее время этот жанр распространён не так широко, как яой . Эта порнография рассчитана по большей части на мужскую аудиторию .

Юри публикуется как в специальных журналах тематической манги ( Comic Yuri Hime , Comic Lily , Tsubomi ), так и в других изданиях. В хентае с юри, как и в хентае других жанров, фигурируют разнообразные темы: романтический любви ( Shoujo Sect ), элементы комедии ( Nageki no Kenkou Yuuryouji ), драмы ( G-Taste ), ужасы ( Hotaruko ) и так далее.

Футанари

Футанари ( яп. 二形 , « гермафродитизм ») изображает гермафродитов, интерсексов или других людей, обладающих женским строением тела, но по каким-либо причинам получающих мужские половые признаки. К ним, в первую очередь, относятся подчёркнуто эротизированные девушки, у которых присутствует половой член . Помимо пениса (часто невероятного размера), могут наличествовать и женские гениталии . Персонажи-футанари обычно вступают в половой контакт с женщинами, изредка — с мужчинами (так как порнографическая манга ориентирована, в первую очередь, на мужскую аудиторию) .

Персонаж-футанари присутствовал уже в одной из серий Cream Lemon в 1987 году . В 1990-х жанр приобрёл популярность, быстро превратившись из специфического увлечения отдельных любителей в популярное и массовое явление . Как замечает Джейсон Томпсон в книге , интерес к футанари охватил значительную часть индустрии, а его элементы стали проникать и в другие жанры . В Японии издательствами , и другими публикуется ряд специализированных антологий манги . На Западе наиболее известным футанари-мангакой является Тосики Юи .

Эрогуро

Тематика эрогуро (также просто гуро ), получила своё развитие в японской литературе и живописи 1920-х 1930-х годов . Это течение акцентируется на проявлении крайних форм насилия, эстетике и эротизме убийств и смерти и, в целом, на всём, что выходит за рамки нормы . Эрогуро-хентай также называют «жёстким» или «жестоким хентаем» . Несмотря на отсутствие чёткой классификации, в эрогуро можно выделить несколько основных тем: сцены изнасилований, избиений и истязаний , некрофилия , изображение суицида , ампутации конечностей , асфиксия (изображение агонии и смерти от недостатка кислорода), каннибализм , ритуальные убийства , различные связывания , пытки и другие варианты насильственной смерти жертвы .

В настоящее время в Японии издаётся несколько десятков легальных и полулегальных журналов тематической манги . Наиболее известным из них остаётся Garo , который прекратил существование в 2002 году. , создавший этот журнал в 1964 году , даже не платил поначалу авторам, так как не мог себе позволить такие траты . Тиражи Garo зачастую составляли лишь 7 тыс. копий в месяц, а в 1980-х годах снизились до 150 копий в год, однако, многие мангаки Garo , в том числе создатели эрогуро, впоследствии получили широкую известность . Среди признанных авторов эрогуро — Кадзуити Ханава , , Суэхиро Маруо , Хэммару Матино , Синтаро Каго и уже упоминавшийся Тосио Маэда . Кроме того, к эрогуро иногда относят мангак, работающих в жанре ужасов , как Хидэси Хино и Дзюндзи Ито .

Ранние сексуальные отношения

По статистике, 30 % хентая содержит сётакон и лоликон , эротические сцены с участием детей 8—12 лет . Закон, запрещающий производство и распространение детской порнографии, в Японии рисованную продукцию не охватывает .

В сётаконе в эротическом контексте изображаются мальчики . Психолог полагает, что он возник в начале 1980-х годов и изначально являлся поджанром яоя, а со временем трансформировался и четко разделился на «мужской» и «женский»: Сайто пишет, что сётаконная манга, созданная женщинами, по структуре идентична яою, тогда как мангаки-мужчины изображают маленьких мальчиков «как девочек с пенисами» . Большая часть сётаконной манги публикуется в форме додзинси (неофициально), в ML-журналах или в специализированных антологиях: Shounen Romance ( яп. 少年浪漫 ) , Shounen Shikou ( 少年嗜好 ), Shounen Ai no Bigaku . С 1995 года и по наши дни проводится ежегодный фестиваль сётаконных додзинси «Сётакет» ( ショタケット , сётакон + кет от «маркет» , «рынок»).

Лоликон — японское название «комплекса ». В лоликонной манге и аниме изображаются сексуальные отношения с участием девочек . Жанр также появился в 1980-х годах, а первое аниме в нём ( Lolita Anime ) было снято в 1984 году . В Японии слово «лоликон» не несёт резко отрицательного значения: подобная манга не обязательно является порнографической и рисуется не только мужчинами, но и мангаками-женщинами, например, среди авторов лоликонной манги — Каору Ватасия ( Kodomo no Jikan ) и ( Rizelmine ) . В западной культуре, однако, термины лоликон и сётакон означают материалы, близкие по содержанию к детской порнографии , и не издаются . Исследователь считает, что терпимость к ним в Японии исходит из национальных традиций, согласно которым ценится свобода человеческой фантазии и право на её выражение: «Секс взрослых со школьницами находится под запретом, но абсурдно отрицать, что подобные идеи порой овладевают умами некоторых людей» .

Другие жанры

Пример бакуню — изображение женщины с грудью большого размера

В хентае широко представлены отдельные популярные в японской порнографии направления :

  • бакуню , буквально «взрывающиеся груди» — изображение женщин с огромной грудью ( , Bakunyuu Maid Kari , Bakunyuu Oyako ).
  • сибари — эротическое связывание ( Hana Dorei , Maison Plaisir , Gakuen Sodom ).
  • буккакэ — групповая мастурбация с последующей эякуляцией на лицо или грудь одного из участников ( , , Bible Black ).
  • , буквально «протекание» — изображение женщин в момент мочеиспускания ( Omorashi Tenshi , Tenina! , , Maniax )
  • мадзакон ( マザコン , «материнский комплекс») — эдипов комплекс , фиксация на образе матери ; в данном контексте — сексуальные отношения между матерью и сыном ( Erotic Heart Mother , Classmate no Okaasan , Bakunyuu Oyako , Mother Knows Breast ). Также популярен инцест между братом и сестрой .
  • нэторарэ (сокращенно NTR ) — измена , от яп. «нэтору» ( яп. 寝取る ) , что означает «наставить рога кому-либо». Концепт популярен в компьютерных играх и манге ( , Ai Can , Haitoku Tsuma ) .

Изредка в отдельный жанр хентая выделяют порнографическую мангу для женщин — рэдикоми (калька с англ. ladies’ comics , то есть «комиксы для женщин») . В конце 1980-х годов, когда появились первые специализированные женские журналы манги, публикуемые работы были очень откровенными, однако, крупнейшие рэдикоми -издания современности не содержат порнографии .

Индустрия

Аниме

Порнографические аниме выпускаются для домашнего просмотра (в формате OVA) на видеокассетах , DVD , Blu-ray -дисках . Из анимационных студий наиболее известны Green Bunny , A1c ( ), и , торговая марка MS Pictures ( ミルキーズピクチャーズ ). В отличие от коммерческой анимации, существующей ради получения значительной прибыли, от хентая требуется лишь окупить затраты на создание . Подобные проекты рассчитаны на низкий бюджет и делаются быстро (что объясняет низкое качество анимации), но продаются дорого и небольшим числом копий . Учитывая узкий круг потенциальной аудитории, издатели стараются получить повышенный доход от единичных продаж при минимальных затратах , за редкими исключениями, например, режиссёр , снявший Angel Blade (2001), специализировался на аниме для широкой аудитории, поэтому задействовал при создании Angel Blade более высокий бюджет . Однако традиционная тактика — быстрое создание дешёвого продукта, а затем реализация по высокой цене — вызывает отрицательную реакцию потребителей и не выгодна студиям, которые были наняты для создания анимации . Лишь активно противостояла этой традиции, производя высококачественные эротические аниме и продавая DVD-диски по невысокой цене, но инициатива не была поддержана другими студиями .

Множество компаний занимаются лицензированием и распространением хентая за рубежом: ADV Films , , , , , , . На русский язык некоторые аниме, в частности, «Уроцукидодзи» и « Красотки-головорезы », были переведены MC Entertainment .

Манга

Стеллажи с хентай мангой в японском книжном магазине
В таких журналах, как Manga Bangaichi издательства Core Magazine , до сих пор присутствует умеренная цензура

В Японии публикуется большое количество журналов порнографической манги, охватывающих разные темы. Крупнейшие издатели, по данным на 2009 год, — Core Magazine , , , и Kill Time Communication . В числе конкурирующих издательств находились компании и до банкротства в 2007 году, а также , которая в начале 2000-х годов лидировала по количеству выпускаемой манги, но впоследствии стала развивать свой бизнес в других направлениях .

Akane Shinsha выпускает такие журналы, как Comic Tenma (1998), Comic choiS! (2006), издания лоликон-манги Comic RiN , и (2002). Comic LO — один из наиболее дорогостоящих журналов компании, посвящённый тематике лоликона («LO» в названии означает «Lolita Only», англ. «только лоликон») . Core Magazine печатает бакуню -журнал Comic HOTMiLK (2007), журналы общей тематики Comic MegaStore , Comic Zero EX (2007), издания БДСМ -манги Comic Nyan2 Club GOLD (2006) и Manga Bangaichi . Дорогостоящие издания порнографической манги, превосходящие ценой 600 иен, включают 2D Dream Magazine и Comic Unreal (издательство Kill Time Communication ), Comic Momohime ( Fujimi Shuppan ), Angel Club (Angel Shuppan), Buster Comic ( ), Comic Pheromone (Tokyo Sanseisha), журналы компании . Ряд неспециализированных компаний также выпускает хентай-издания, например, Futabasha — ежемесячный журнал .

В 1990-х годах среди журналов для женщин наибольшей популярностью пользовались ежемесячный от издательства Sun Publishing и яойный June , выходящий с 1978 года . В конце 1990-х годов тиражи June , который с годами становился всё откровеннее, составляли от 80 до 100 тыс. экземпляров , а стоил он в два раза дороже любого другого журнала манги. Тиражи Comic Amour , в свою очередь, достигали 450 тыс. копий ежемесячно . Оба журнала печатаются по сей день. С конца 1980-х и до банкротства в 2006 году крупным издателем яоя была компания , выпускавшая, в числе прочих, журналы BExBOY и Be-Boy Gold .

Компьютерные игры

Около четверти всех игр для персональных компьютеров , разработанных в Японии, относятся к эротическим . По сюжетам японских эротических игр — «эроге» — были сделаны такие хентайные аниме, как Bible Black , Jiburiru , , Discipline . Они имеют слабое отношение к фактической истории и сюжетным линиям оригинала, основное же экранное время отводится сексуальным сценам . Классическая эроге — это визуальный роман ( текстовый квест ) с простейшей анимацией эротических сцен. В «эроге» почти всегда используются оригинальные иллюстрации и графика, а не фотографии или видеосъёмки живых актёров , что облегчает создание аниме по мотивам игр. В западном мире и в России их называют «хентай-играми», но в самой Японии, где слово «хентай» имеет негативную окраску , так не говорят , называя их H-играми .

Эроге начали появляться в Японии начале 1980-х годов, когда японские компании стали выпускать собственные марки микрокомпьютеров , конкурировавшие с американскими, например Sharp X1 , Fujitsu FM-7 , MSX и NEC PC-8801 . Первая игра, экранизированная в качестве аниме — Dragon Knight вышла в 1989, одноимённая OVA по игре была выпущена в октябре 1991 года .

В США и Европе эроге пришли лишь в конце XX и начале XXI века, когда стали появляться компании, занимающиеся их локализацией и распространением, — Peach Princess , JAST USA и другие .

Хентай-игры выпускаются практически во всех жанрах и на разнообразные темы: транссексуальность ( Yin-Yang! X-Change Alternative ), исторические события ( ), инцест ( ), садомазохизм ( Zettai Fukuju Meirei ), детективные истории ( ) и другие . Игры на гомосексуальную тематику ( Enzai , Togainu no Chi , , Animamundi ) обычно называются « яойными » или BL-играми ( яп. ボーイズラブゲーム бо:йдзурабу гэ:му ) . Первой такой игрой, официально локализованной за пределами Японии, стала Enzai в 2006 году .

Другие товары

Кроме непосредственно хентайных манги, аниме и игр, выпускаются артбуки , костюмы для косплея , постеры, календари, пластиковые фигурки и другие товары. Фигурки, изображающие персонажей манги и аниме, в Японии пользуются особой популярностью . Хотя отаку — человек, одержимый мангой и аниме, — также собирает игрушки, статуэтки и вообще всё, что имеет какое-либо отношение к предмету его привязанности , статуэтки и фигурки для взрослых (изображающие как персонажей хентая, так и персонажей рядовых аниме и манги в откровенных позах) занимают лишь очень небольшую нишу совокупного рынка этих товаров , как показало исследование, проведённое владельцем одного из онлайн-магазинов . Коробки с эротическими фигурками чётко обозначены как «18+», кроме того, фигурки продаются одетыми; одежду можно снять позднее .

Додзинси

Индустрия додзинси , любительской манги, в Японии почти столь же велика, как и индустрия манги профессиональной . Значительная часть этих произведений содержит откровенные материалы сексуального характера. В эротических додзинси используются оригинальные сюжеты или персонажи известных сериалов и манги, например, « Сейлор Мун », « Притяжение », « Прочти или умри » . Это объясняется как большим спросом на такие публикации, так и отсутствием препятствий со стороны издательских домов. Даже непосредственные авторы собственной манги иногда публикуют порнографические истории, не связанные с основной сюжетной линией . , , Кэн Акамацу рисовали эротические додзинси с участием персонажей своей манги. , автор « Пиратов „Чёрной лагуны“ », не включает откровенные сцены в мангу, а вместо этого издаёт додзинси под псевдонимом «TEX-MEX».

Официально публикация додзинси незаконна, но де-факто владельцы авторских прав относятся к ней терпимо . Исключение составляют случаи особо «нездоровых» работ, как в случае с додзинси по « Покемонам », на автора которых в 1999 году компания Nintendo подала в суд . В 1991 году семь человек были арестованы после того, как обнаружилось отсутствие цензуры в их додзинси . Некоторые мангаки также протестуют против эротических изображений своих персонажей .

Критика

Хентай, как и другие формы порнографии, часто критикуют за его нереалистичность. К примеру, Макото Сайто упоминает нереалистичное изображение мужского пениса , порождающее низкую самооценку и неуверенность в себе у мужчин . Учитывая, что многие юноши и девушки обращаются к хентаю в целях самообразования , им необходимо получить адекватное представление о человеческой сексуальности и научиться отделять мир фантазий от реального мира, однако, пишет Сайто, издание более реалистичной манги будет невыгодно производителям, формирующим собственное узкое представление о женской и мужской сексуальности . Также на необычные сюжеты существует повышенный спрос. Один из японских цензоров уточняет: «Школьный секс, связывание, извращения — вот что продается. Это они [авторы] и рисуют» . С возможным влиянием хентая на молодёжь связывают снижение объёмов продаж презервативов в Японии с 700 млн до 200 млн в год, так как «презервативов не бывает в аниме или манге» .

Некоторые японские гей-организации последовательно выступают против яоя (BL-манги), поскольку считают, что он «искажает реальные образ и поведение японских гомосексуалов» . Особую известность получили высказывания гей-активиста Масаки Сато. В мае 1992 года он направил открытое письмо феминистскому японскому журналу Choisir , в котором подверг критике читателей и авторов яоя . Сато заявил, что яой не даёт адекватного представления о гомосексуалах и распространяет в обществе их ложный образ — образ богатых, красивых, хорошо образованных людей, не подверженных никаким предрассудкам и игнорирующих дискриминацию в отношении геев в обществе. Споры вокруг яоя утихли в 1990-х годах, с распространением Интернета и появлением веб-сайтов для гомосексуалов, но критика в адрес этого жанра встречается и в настоящее время. Например, в 2003 году Акико Мидзогути из Университета Рочестера в своём исследовании назвала яой «нереалистичным и гомофобным » .

Чувство, которое испытывает типичная героиня в хентае, — сильный стыд. На иллюстрации — Мирай Суэнага, талисман японского телевизионного шоу «Culture Japan»

Интерес исследователей хентая вызывает положение женского персонажа, которого зачастую принуждают к сексуальным отношениям или другим способом ставят в униженное положение . В отличие от западной порнографии, где мужчина и женщина, как правило, получают взаимное удовольствие, в японском хентае самыми используемыми женскими фразами являются «мне больно», «помогите» и «нет», а чувство, которое обычно испытывает героиня, — сильный стыд . Женщин насилуют бейсбольными битами , теннисными ракетками , мечами, ножами, бутылками, палочками от мороженого, свечами, пишущими принадлежностями, кистями для каллиграфии , волшебными палочками, видеокамерами , лупами и телескопами . Эта тенденция получила широкое распространение в кинематографе 1960—1970-х годов и в хентайной манге и аниме 1980-х и начала 1990-х годов, однако впоследствии интерес к этой тематике стал угасать . Точки зрения исследователей на этот вопрос различны . По мнению профессора Сьюзан Нэпьер, проблема в хентае лежит в сложном взаимоотношении полов в японском обществе, где мужчины и женщины борются за своё место на иерархической лестнице, и «мужчины не всегда оказываются на самом верху» . В хентае, замечает Нэпьер, мужские герои бывают двух типов: «комический наблюдатель», инфантильный и пассивный, и «воплощение демонического фаллоса ». Самые сильные и значительные мужчины являются не людьми, а демонами . Она также пишет:

Зачастую женское тело и правда рассматривается как предмет, который можно разглядывать, мучить и пытать, но есть и иные сцены, где тело женщины показано как могучая, почти непреодолимая сила природы.

Колумнист сайта AnimeNation Джон Опплигер считает, что Япония была преимущественно патриархальным обществом , где мужчины руководили практически каждой сферой жизни: «Так что, хотя современные представления о сексуальном равенстве и взаимном уважении влияют на социальные отношения в Японии, так же как и любой модернизированной нации, мужское желание господствовать ещё витает в воздухе» . Отсюда — тема мужского господства в хентае, с помощью которого мужчины стремятся восполнить недостаток уверенности в собственной мужественности. В японском обществе — «педантичном, вежливом и деликатном» — хентай является безопасным средством для реализации агрессивных природных сексуальных желаний, добавляет Опплигер . Макото Сайто полагает, что проблема мужского доминирования характерна для всей порнографии и не стоит акцентировать на ней внимание, так как, согласно его исследованиям, в реальной жизни большинство мужчин, наслаждающихся данными сценами в хентае, не испытывает желания принуждать женщину к сексуальному контакту . Психиатры Милтон Даймонд и Аяко Утияма наблюдали взаимосвязь между более жестокой порнографией и меньшим количеством преступлений на сексуальной почве в Японии . Однако другие исследования это опровергли .

Также увлечение хентаем может быть истолковано как признак эмоциональной незрелости, неспособности строить отношения с живыми людьми . Некоторые любители хентая даже не пытаются наладить собственную личную жизнь в реальном мире и никогда не строили отношений с настоящими партнёрами .

Законодательство

Отношение к рисованной порнографии в большинстве стран такое же, как и к порнографии реальной : ввоз, приобретение и распространение регулируются одинаковым законодательством. Однако существуют и некоторые отличия, касающиеся в основном жанров сётакон и лоликон . Их популярность неизменно порождает дебаты о детской порнографии и допустимости её изображения в рисованном виде . Япония, критикуемая как крупный производитель материалов детской порнографии, в 1999 году запретила их производство, распространение и коммерческое использование . Однако, в отличие от порнографии с участием реальных детей, законодательство никак не регулирует содержание рисованной продукции — аниме и манги, в которых присутствуют откровенные изображения . Представитель Комитета содействия ЮНИСЕФ Японии заявила, что «лазейка» в японском законодательстве препятствует международным усилиям по борьбе с детской порнографией . Представитель международной сети организаций ECPAT высказался так: «Мы считаем, что детская порнография в любой форме… несёт сообщение о том, что сексуальные надругательства над детьми — это нормально» . Предложения реформировать законы поступали и от японского Общества защиты детей . Защитники хентая объясняют свою позицию тем, что хентай, во-первых, является видом искусства, а во-вторых, в аниме и манге присутствуют лишь рисованные персонажи, а не реальные люди («картинка не страдает от того, что вызывает у кого-то возбуждение») .

Согласно опросу, проведённому правительством Японии в 1997 году, 86 % японцев полагают, что порнографические аниме и рисованные иллюстрации с изображением детей должны учитываться в законодательстве . Однако, когда в феврале 2010 года было предложено внести поправки в законодательство, против этой инициативы высказалась целая плеяда популярных авторов манги — , Румико Такахаси , Такао Сайто , Ясухиро Найто и многие другие, и крупнейшие издательства, включая компании Akita Shoten , Kadokawa Shoten , Kodansha , Shueisha , Futabasha . Рост преступлений на почве педофилии привёл к введению в 2014 году запрета на хранение детской порнографии, однако он не распространился на хентай. Оппозиционерам удалось доказать, что это бы нарушило право свободы слова . По мнению аналитиков, существенное влияние на решение правительства оказали авторы и издательства, отстаивавшие свободу художественного самовыражения и свою независимость от государства . Исключение хентая из списка запрещённых материалов было противоречиво встречено японской и мировой общественностью . South China Morning Post пишет: «Япония совершила шаг в необходимом направлении, но она зашла недостаточно далеко. Производство и хранение сексуально откровенных детских изображений должны быть запрещены… Япония должна быть ответственным международным партнером» .

К эрогуро отношение правительства многих стран, в том числе и Японии, негативное, вплоть до уголовной ответственности . Тематические сайты закрываются, анимация и специализированные журналы жёстко ограничены в аудитории, которая может их приобрести . Сторонники жанра утверждают, что фантазии на данную тему могут помочь устранить напряжение в реальной жизни и относятся к «безобидному фетишизму » . Кроме того, эрогуро рассматривается как вид искусства. About.com пишет, что эрогуро может быть «понят и исследован при наличии предварительного багажа знаний», и его «не следует бояться или подвергать осмеянию» . В Японии влияние на общественное мнение оказало дело серийного убийцы и поклонника лоликонной манги Цутому Миядзаки , приговорённого к смертной казни за убийства маленьких девочек . В конце 1980-х годов серьёзность преступлений Миядзаки подняла волну дебатов в средствах массовой информации о том, как интимные фантазии (в данном случае, увлечение лоликоном и эрогуро-фильмами, найденными в его квартире) могут влиять на конкретные действия человека . Издатели манги стали строже регулировать содержание выпускаемой продукции , на продукцию для взрослых начали добавлять особые пометки, публикация некоторой манги в журналах была запрещена .

Примечания

  1. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 234.
  2. Luther, Katherine. [anime.about.com/od/hentai/p/hentaiprof.htm Hentai — Genre Profile] (англ.) . About.com . Дата обращения: 3 января 2010. 11 августа 2011 года.
  3. Vermaak, Cara. Confessions of the Dyslexic Virgin: A Touch of Love. — , 2006. — P. 407. — ISBN 978-1425953027 .
  4. Ortega-Brena, Mariana. // Sexuality & Culture. — New York: Springer New York , 2009. — Т. 13 , № 1 . — P. 17—31. — ISBN 1095-5143 (печатная версия); 1936-4822 (онлайн) . — doi : . 27 сентября 2019 года.
  5. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 95. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  6. Харт, Женя. (2 октября 2007). Дата обращения: 10 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  7. Napier, Susan J . Anime from Akira to Princess Mononoke. — P. 64.
  8. Brathwaite, Brenda. Sex in video games. — , 2006. — P. 8. — ISBN 9781584504597 .
  9. Малахова, Наталья. . № 57 . Новая Газета (30 июля 2007). Дата обращения: 10 октября 2009. 8 сентября 2011 года.
  10. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 120.
  11. . (англ.) . AnimeNation (26 марта 2008). Дата обращения: 1 февраля 2010. 11 августа 2011 года.
  12. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 29 августа 2009. 25 августа 2009 года.
  13. Kelts, Roland. Japanamerica. — P. 127.
  14. Kelts, Roland. Queer Japan from the Pacific War to the Internet Age. — P. 1.
  15. ( PDF ) McLelland, Mark. (англ.) . University of Queensland. Дата обращения: 13 августа 2009. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  16. . manga.sleety.org (21 мая 2010). Дата обращения: 12 мая 2010. 21 августа 2011 года.
  17. Brenner, Robin E. Understanding manga and anime. — P. 297.
  18. Houck, Janet. (англ.) . Mania.com (8 марта 2007). Дата обращения: 13 февраля 2010. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  19. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 8.
  20. Napier, Susan J . Anime from Akira to Princess Mononoke. — P. 21.
  21. Lloyd Fran. Consuming Bodies: Sex and Contemporary Japanese Art. — Reaktion Books, 2003. — P. 55. — ISBN 978-1861891471 .
  22. Ain Hagalaz. // Спецвыпуск . — 2003. — Т. 4 , № 29 . — P. 129. 21 октября 2009 года.
  23. Gravett, Paul. Manga: 60 Years of Japanese Comics. — P. 96.
  24. Ito, Kinko. // The Journal of Popular Culture. — Wiley Periodicals , 2005. — Vol. 38, № 3 . — P. 456—475. — doi : .
  25. Onoda Power, Natsu. God of Comics: Osamu Tezuka and the Creation of Post-World War II Manga. — , 2009. — P. 137. — 208 p. — (Great Comics Artists). — ISBN 978-1604732214 .
  26. Clements J. , McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 (англ.) . — Revised and Expanded Edition. — Berkeley, CA: , 2006. — P. 180. — ISBN 978-1933330105 .
  27. Barrio, Breixo Harguindey (исп.) . Popchild.com. Дата обращения: 27 сентября 2010. 11 августа 2011 года.
  28. Clements J. , McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 (англ.) . — Revised and Expanded Edition. — Berkeley, CA: , 2006. — P. 181. — ISBN 978-1933330105 .
  29. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 92.
  30. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 10 октября 2009. 28 сентября 2009 года.
  31. Thompson, Jason. Manga: The Complete Guide. — P. 452.
  32. Thompson, Jason. Manga: The Complete Guide. — P. 451.
  33. (англ.) . Comic Art Collection . Michigan State University Libraries, Special Collections Division. Дата обращения: 11 мая 2010. 11 августа 2011 года.
  34. Oppliger, John (англ.) . AnimeNation (29 марта 2007). Дата обращения: 25 декабря 2009. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  35. Hongo, Jin (англ.) . Japan Times (11 июля 2006). Дата обращения: 13 февраля 2010. 11 августа 2011 года.
  36. Huffstutter, P.J. (англ.) . Los Angeles Times (13 июня 2002). Дата обращения: 29 августа 2009. 11 августа 2011 года.
  37. . The Independent . 2000-01-18 . Дата обращения: 9 августа 2014 . {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (url-status) ( ссылка )
  38. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 26 февраля 2012. 24 сентября 2015 года.
  39. (англ.) . Anime News Network. Дата обращения: 26 февраля 2012. 24 сентября 2015 года.
  40. Bacar, Jina. The Japanese Art of Sex: How to Tease, Seduce, and Pleasure the Samurai in Your Bedroom. — , 2004. — P. 218, 219. — ISBN 978-1880656846 .
  41. Donald James West, Richard Green. . — New York: Springer Science+Business Media , 1997. — P. 77. — 372 p. — ISBN 0306455323 .
  42. Poitras, Gilles. Anime Essentials: Every Thing a Fan Needs to Know. — P. 50.
  43. (англ.) . Anime Prime (14 апреля 2004). Дата обращения: 20 января 2010. 11 августа 2011 года.
  44. Beveridge, Chris. (англ.) . Mania.com (3 июля 2000). Дата обращения: 20 января 2010. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  45. Gosling, John. // Animation World. — Manga Entertainment, 1996. — Т. 1 , вып. 5 . 2 февраля 2015 года.
  46. (англ.) . Anime News Network (6 ноября 1998). Дата обращения: 29 августа 2009. 19 августа 2009 года.
  47. Porn Studies. — P. 78.
  48. Allison, Anne. Permitted and Prohibited Desires. — С. 62.
  49. Clements J. , McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 (англ.) . — Revised and Expanded Edition. — Berkeley, CA: , 2006. — P. 31. — ISBN 978-1933330105 .
  50. . (англ.) . AnimeNation (18 февраля 2008). Дата обращения: 1 февраля 2010. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
  51. Kelly Chandler-Olcott, Donna Mahar. // Journal of Adolescent & Adult Literacy. — New London Group, 1996, 2003. — Т. 46 .
  52. Sizemore, Ed. (англ.) . Comics Worth Reading (16 января 2008). Дата обращения: 27 сентября 2010. Архивировано из 25 октября 2014 года.
  53. Clements J. , McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 (англ.) . — Revised and Expanded Edition. — Berkeley, CA: , 2006. — P. 182. — ISBN 978-1933330105 .
  54. Crocker, Janet. (англ.) . Animefringe (январь 2005). Дата обращения: 8 октября 2010. 11 августа 2011 года.
  55. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 119.
  56. Olson, Ann. (англ.) . (20 февраля 2008). Дата обращения: 18 октября 2009. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  57. (англ.) . thE qUirKy jaPan. Дата обращения: 14 сентября 2009. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  58. (англ.) . (19 ноября 2008). Дата обращения: 15 сентября 2009. 11 августа 2011 года.
  59. Fletcher, Dani. // . — 2002. — Т. V , вып. 6 . 24 сентября 2015 года.
  60. Napier, Susan J . Anime from Akira to Princess Mononoke. — P. 200.
  61. (англ.) . Sake-Drenched Postcards. Дата обращения: 14 сентября 2009. 11 августа 2011 года.
  62. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 15 сентября 2009. 13 сентября 2009 года.
  63. Beveridge, Chris. (англ.) . Mania.com (6 сентября 2002). Дата обращения: 14 января 2010. 11 августа 2011 года.
  64. Chapman, Paul. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 29 августа 2009. 13 июля 2009 года.
  65. Beveridge, Chris. (англ.) . Mania.com (29 июля 2005). Дата обращения: 14 января 2010. Архивировано из 17 ноября 2013 года.
  66. Beveridge, Chris. (англ.) . Mania.com (6 сентября 2003). Дата обращения: 14 января 2010. Архивировано из 24 октября 2014 года.
  67. B. Dong, C. Brienza, S. Pocock. (англ.) . Anime News Network (25 ноября 2008). Дата обращения: 20 декабря 2009. 31 декабря 2009 года.
  68. McLelland, Mark. Male Homosexuality in Modern Japan: Cultural Myths and Social Realities. — P. 136.
  69. Thompson, Jason. Manga: The Complete Guide. — P. 414.
  70. McLelland, Mark. Male Homosexuality in Modern Japan: Cultural Myths and Social Realities. — P. 135—136.
  71. (яп.) . ITmedia News (28 декабря 2007). Дата обращения: 11 июля 2009. 15 июня 2013 года.
  72. Jones, Vanessa E. (англ.) . The Boston Globe (25 апреля 2005). Дата обращения: 24 декабря 2009. 2 марта 2007 года.
  73. Brenner, Robin. (англ.) . Library Journal (15 сентября 2007). Дата обращения: 24 декабря 2009. Архивировано из 7 июня 2011 года.
  74. Kelts, Roland. Japanamerica. — P. 136.
  75. Brenner, Robin E . Understanding manga and anime. — P. 97.
  76. Краткий анимешно-русский разговорник // anime*magazine . — М. : Сакура-пресс , 2004. — № 5 . — С. 37 .
  77. Brenner, Robin E . Understanding manga and anime. — P. 136.
  78. (англ.) . (20 июня 2007). Дата обращения: 10 июня 2010. Архивировано из 19 июля 2012 года.
  79. Brenner, Robin E . Understanding manga and anime. — P. 135.
  80. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 29 ноября 2008. 4 ноября 2008 года.
  81. Brenner, Robin E . Understanding manga and anime. — P. 90.
  82. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 121.
  83. Toku, Masami. (англ.) . Дата обращения: 24 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  84. Aoki, Deb. [manga.about.com/od/recommendedreading/tp/ReadersYaoiManga.htm Readers' Choice: Yaoi Manga. Best Boys Love and Essential Yaoi Manga as Picked Via Twitter] (англ.) . About.com . Дата обращения: 24 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  85. Brenner, Robin E . Understanding manga and anime. — P. 36.
  86. Charlton, Sabdha. (англ.) . . Дата обращения: 27 сентября 2009. Архивировано из 21 июня 2013 года.
  87. Brown, Rebecca. (англ.) . AfterEllen.com (8 августа 2005). Дата обращения: 27 сентября 2009. Архивировано из 19 июля 2012 года.
  88. Katsuhiko Suganuma, James Welker. // Intersections: Gender and Sexuality in Asia and the Pacific. — Perth, Western Australia: , 2006. — № 12 . — ISSN . 24 апреля 2008 года.
  89. Иванов Б. А . Введение в японскую анимацию. — С. 122.
  90. (англ.) . . Дата обращения: 27 ноября 2010. 11 августа 2011 года.
  91. (англ.) . . Дата обращения: 27 ноября 2010. 11 августа 2011 года.
  92. Oppliger, John. (англ.) . AnimeNation (12 марта 2008). Дата обращения: 9 августа 2014. Архивировано из 15 июня 2014 года.
  93. Jacobs, Katrien. Netporn: DIY Web Culture and Sexual Politics. — Rowman & Littlefield Publishers, 2007. — P. 103. — ISBN 978-0742554320 .
  94. (англ.) . . Дата обращения: 27 ноября 2010. 11 августа 2011 года.
  95. . (англ.) . AnimeNation (27 февраля 2009). Дата обращения: 1 февраля 2010. Архивировано из 11 сентября 2011 года.
  96. ( PDF ) Silverberg, Miriam Rom. (англ.) . UCLA College of Letters and Science (11 сентября 2005). Дата обращения: 14 сентября 2009. Архивировано из 25 января 2012 года.
  97. Tipton, Elise. . — Routledge , 2002. — P. . — ISBN 0415185386 .
  98. Ленников, Антон. . (2007). Дата обращения: 14 сентября 2009. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  99. Reichert, Jim. Deviance and Social Darwinism in Edogawa Ranpo's Erotic-Grotesque Thriller Koto no Ōni // Journal of Japanese Studies. — 2001. — Т. 27 , № 1 . — С. 113—114 . — doi : .
  100. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 131. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  101. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 133. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  102. (англ.) . (22 апреля 2008). Дата обращения: 8 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  103. . (англ.) . AnimeNation (16 июня 2009). Дата обращения: 19 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  104. (англ.) . (27 декабря 2006). Дата обращения: 3 января 2010. 11 августа 2011 года.
  105. Sparrow, William. (англ.) . Asia Times (23 февраля 2008). Дата обращения: 21 января 2010. 11 августа 2011 года.
  106. Brenner, Robin E. Understanding manga and anime. — P. 82.
  107. Tamaki, Saito. «Otaku Sexuality» // . — University of Minnesota Press, 2007. — P. 236−237. — ISBN 978-0-8166-4974-7 . 5 июня 2011 года. . Дата обращения: 25 декабря 2009. Архивировано из 5 июня 2011 года.
  108. McLelland, Mark. Male Homosexuality in Modern Japan: Cultural Myths and Social Realities. — P. 134, 138.
  109. Brenner, Robin E. Understanding manga and anime. — P. 305.
  110. (англ.) . ComiPedia. Дата обращения: 23 июня 2010. 11 августа 2011 года.
  111. Vickers, Graham. . — Chicago Review Press, 2008. — P. . — 256 p. — ISBN 1556526822 .
  112. Mead, Rebecca. . The New Yorker (18 марта 2002). Дата обращения: 13 января 2008. 11 августа 2011 года.
  113. Thompson, Jason. Manga: The Complete Guide. — P. 450.
  114. (англ.) . Publishers Weekly (19 сентября 2005). Дата обращения: 18 января 2008. 11 августа 2011 года.
  115. DeAngelis, Jason. (англ.) . Anime News Network (29 мая 2007). Дата обращения: 18 января 2008. 18 января 2008 года.
  116. (англ.) . The Japan Times (27 апреля 2004). Дата обращения: 25 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  117. Kelts, Roland. Japanamerica. — P. 133.
  118. Moore, Lucy. (англ.) . Student Life (29 августа 2008). Дата обращения: 10 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  119. . (англ.) . AnimeNation (22 июня 2009). Дата обращения: 1 февраля 2010. Архивировано из 15 декабря 2009 года.
  120. Томико Ёда, Сабу Косё. Japan After Japan: Social and Cultural Life from the Recessionary 1990s to the Present / Harry Harootunian. — Duke University Press, 2006. — P. 256. — 456 p. — (Power Japanese Series). — ISBN 0822338130 .
  121. Sean Gaffney. . Manga Bookshelf (26 сентября 2016). Дата обращения: 12 октября 1016. 14 июля 2018 года.
  122. Oppliger, John. (англ.) . AnimeNation (19 июля 2010). Дата обращения: 7 сентября 2014. Архивировано из 8 сентября 2014 года.
  123. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 124. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  124. Poitras, Gilles. Anime Essentials: Every Thing a Fan Needs to Know. — P. 51.
  125. Porn Studies. — P. 79.
  126. Macwilliams, Mark W. . — M.E. Sharpe, 2008. — С. , 44. — 384 с. — ISBN 0765616017 .
  127. Rice, Brad. (англ.) . Japanator.com (16 января 2009). Дата обращения: 7 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  128. (яп.) . MS Pictures. Дата обращения: 30 июня 2010. 23 сентября 2011 года.
  129. Oppliger, John. (англ.) . Ask John . AnimeNation (21 мая 2010). Дата обращения: 16 июня 2010. 11 августа 2011 года.
  130. Clements J. , McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 (англ.) . — Revised and Expanded Edition. — Berkeley, CA: , 2006. — P. 18. — ISBN 978-1933330105 .
  131. . Ozon.ru . Дата обращения: 30 июня 2010. 18 июля 2010 года.
  132. . Ozon.ru . Дата обращения: 30 июня 2010. 26 июля 2010 года.
  133. (англ.) . The Doujinshi & Manga Lexicon. Дата обращения: 14 апреля 2011. 11 августа 2011 года.
  134. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 126. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  135. (англ.) . Mangaoh Club’s adult comics list . Canned Dogs. Дата обращения: 10 мая 2010. Архивировано из 24 февраля 2012 года.
  136. (англ.) . . Дата обращения: 1 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  137. . . Дата обращения: 21 декабря 2008. Архивировано из 19 июля 2012 года.
  138. (англ.) . . Дата обращения: 1 декабря 2009. Архивировано из 21 июня 2013 года.
  139. Герасимов, Алексей. . №62 . (1 августа 2008). Дата обращения: 28 декабря 2009. Архивировано из 28 сентября 2011 года.
  140. (англ.) . . Дата обращения: 1 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  141. (яп.) . Sun Publishing サン出版. Дата обращения: 18 апреля 2010. 24 декабря 2011 года.
  142. (яп.) . Futabasha. Дата обращения: 19 марта 2010. 11 августа 2011 года.
  143. Thorn, Matt. (англ.) . Дата обращения: 1 декабря 2009. 20 августа 2011 года.
  144. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 121. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  145. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 120. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  146. McLelland, Mark. Дата обращения: 25 марта 2010. 11 августа 2011 года.
  147. (англ.) . Anime News Network (16 января 2006). Дата обращения: 23 июня 2010. 19 апреля 2010 года.
  148. (англ.) . HonestGamers (2 января 2008). Дата обращения: 3 января 2010. 11 августа 2011 года.
  149. (англ.) . GameFAQs . Дата обращения: 3 января 2010. 11 августа 2011 года.
  150. Todome, Satoshi. (англ.) . shii.org. Дата обращения: 30 октября 2010. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  151. . animemanga.ru. Дата обращения: 29 августа 2009. 26 ноября 2011 года.
  152. ( PDF ) Michelle Martinez, Tyler Manolovitz. (англ.) . Inter-Disciplinary.Net. Дата обращения: 6 февраля 2010. Архивировано из 17 июля 2011 года.
  153. Wood, Andrea. Choose Your Own Queer Erotic Adventure: Young Adults, Boys Love Computer Games, and the Sexual Politics of Visual Play // Over the rainbow : queer children's and young adult literature (англ.) / Kenneth B. Kidd, Michelle Ann Abate. — University of Michigan Press . — P. 354—379. — ISBN 978-0-472-07146-3 .
  154. . (англ.) . AnimeNation (20 мая 2008). Дата обращения: 1 февраля 2010. 11 августа 2011 года.
  155. McCarthy, Dave. (англ.) . Eurogamer (10 мая 2007). Дата обращения: 28 августа 2009. 11 августа 2011 года.
  156. Nagaike, Kazumi. // Intersections: Gender and Sexuality in Asia and the Pacific. — Perth, Western Australia: Australian National University , 2009. — № 20 . — ISSN . 17 февраля 2012 года.
  157. (англ.) . J-List. Дата обращения: 12 апреля 2010. 11 августа 2011 года.
  158. Kelts, Roland. Japanamerica. — P. 89.
  159. Heiter, Celeste. . — Global Directions/Things Asian Press, 2009. — P. . — 275 p. — ISBN 1934159050 .
  160. Kelts, Roland. Japanamerica. — P. 154.
  161. Azuma, Hiroki. / Пер. на англ. Jonathan E. Abel, Shion Kono. — Univ Of Minnesota Press, 2009. — P. . — 200 p. — ISBN 0816653526 .
  162. (англ.) . The Star (24 августа 2008). Дата обращения: 17 апреля 2010. Архивировано из 8 августа 2010 года.
  163. Kelts, Roland. Japanamerica. — P. 167.
  164. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 37. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  165. Pink, Daniel H. (англ.) . Wired (22 октября 2007). Дата обращения: 1 февраля 2010. 11 августа 2011 года.
  166. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 1 февраля 2010. 21 сентября 2009 года.
  167. Kelts, Roland. Japanamerica. — P. 169.
  168. Galbraith, Patrick W. (англ.) . Otaku2 (22 декабря 2008). Дата обращения: 4 марта 2010. Архивировано из 11 августа 2011 года.
  169. . (англ.) . AnimeNation (21 декабря 2006). Дата обращения: 1 февраля 2010. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  170. Scott, Simon. (англ.) . (5 февраля 2011). Дата обращения: 17 октября 2014. 18 мая 2015 года.
  171. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 122.
  172. Lunsing, Wim. // Intersections: Gender and Sexuality in Asia and the Pacific. — Perth, Western Australia: Australian National University , 2006. — № 12 . — ISSN . 10 февраля 2012 года.
  173. Mizoguchi, Akiko. // Session 187. — Association for Asian Studies Annual Meeting, New York, 2003. 26 сентября 2011 года.
  174. Maggie Wykes, Kirsty Welsh. Violence, Gender and Justice. — SAGE Publications, 2009. — 208 p. — ISBN 978-1412923378 .
  175. Allison, Anne. Permitted and Prohibited Desires. — С. 73.
  176. Philbin, Mike. Horror Quarterly. — Lulu.com, 2005. — 158 с. — ISBN 9781411654099 .
  177. Allison, Anne. Permitted and Prohibited Desires. — С. 64.
  178. . (англ.) . AnimeNation (8 января 2010). Дата обращения: 1 февраля 2010. Архивировано из 28 февраля 2012 года.
  179. Porn Studies. — P. 98.
  180. Porn Studies. — P. 97.
  181. Napier, Susan J . Anime from Akira to Princess Mononoke. — P. 65.
  182. Galbraith, Patrick. // Image & Narrative. — Токийский университет , 2011. — Т. 12 , № 1 . 6 августа 2017 года.
  183. . E-NEWS (16 января 2010). Дата обращения: 12 апреля 2010. 23 октября 2011 года.
  184. Mescallado, Ray. // Science Fiction Studies. — SF-TH Inc, 2000. — Т. 27 .
  185. Richardson, Tim. (англ.) . The Register (18 мая 1999). Дата обращения: 8 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  186. . leit.ru (9 мая 2009). Дата обращения: 14 сентября 2009. 28 июля 2013 года.
  187. (англ.) . ComiPress (11 ноября 2006). Дата обращения: 8 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  188. Shivraj K. Mahendra. A Christian response to pornography. — New Delhi: Indian Society for Promoting Christian Knowledge, 2007. — P. 27, 28. — ISBN 8172149758 .
  189. (англ.) . (25 февраля 2008). Дата обращения: 2 сентября 2009. 15 мая 2009 года.
  190. (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 24 мая 2010. 29 июня 2011 года.
  191. (англ.) . Anime News Network (15 марта 2010). Дата обращения: 24 мая 2010. 29 июня 2011 года.
  192. (англ.) . South China Morning Post (22 июня 2014). Дата обращения: 25 июня 2014.
  193. (англ.) . BBC News (18 июня 2014). Дата обращения: 25 июня 2014. 23 июня 2014 года.
  194. Gover, Dominic (англ.) . IBTimes Co., Ltd. (18 июня 2014). Дата обращения: 25 июня 2014. 19 июня 2014 года.
  195. Frederik L. S. . — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, LLC, 1996. — P. 159. — ISBN 978-1-880656-23-5 .
  196. Sanders, Adrien-Luc. [animation.about.com/od/relatedtopics/a/animetermsparen_2.htm A Parent’s Guide to Key Words in Japanese Import Media] (англ.) . About.com . Дата обращения: 8 октября 2009. 11 августа 2011 года.
  197. Lewis, Leo. (англ.) . The Times (18 июня 2008). Дата обращения: 20 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  198. Ramsland, Katherine. (англ.) . truTV.com. Дата обращения: 25 декабря 2009. 11 августа 2011 года.
  199. Mark McLelland. // Intersections: Gender and Sexuality in Asia and the Pacific. — Perth, Western Australia: , 2009. — № 20 . — ISSN . 20 апреля 2013 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Хентай