Interested Article - Герейон (Самос)

Герейон , Герей ( др.-греч. Ήραῖον , греч. Ηραίο ) — храм Геры на южном побережье острова Самоса . Расположен в 5 километрах к юго-западу от Питагориона . Вместе с Пифагореей включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году .

По свидетельству Павсания в Герейоне рос витекс священный ( λύγος ), который был самым древним деревом в Греции . По местному преданию под этим деревом на берегу реки Имбрас ( Ίμβρασος ) родилась Гера. Согласно преданию храм Геры основали аргонавты . Они же привезли её статую из Аргоса . Деревянная статуя Геры является работой скульптора Смилида (VI век до н. э.) .

Фрагмент стены

Согласно Менодоту Перинфскому Адмета , дочь Еврисфея , бежала из Аргоса на Самос и стала заботиться о храме Геры. Аргивяне наняли пиратов из Тирренского моря , чтобы похитить статую Геры. Пираты погрузили статую на корабль, но не смогли сдвинуть вёслами корабль. В страхе они выгрузили статую на берег, оставили ячменные лепешки и уплыли. Карийцы увидели статую и решили, что она сбежала из храма и крепко стянули её лозой . Адмета провела очистительные обряды и вернула статую на место. Ежегодно в праздник Тонея ( Τόνεα ) от τόνος «(натянутая) бечева», статую стали выносить на берег, приносить ей ячменные лепешки и совершать ритуал очищения .

Согласно археологическим данным культ Геры на Самосе существовал с бронзового века , в частности в микенский период . Вначале это был небольшой каменный алтарь и здание для защиты деревянной статуи. В VIII веке алтарь был обтёсан до прямоугольной формы, площадь вокруг алтаря покрыта камнем. К западу от алтаря построен первый храм, называемый Гекатомпедом ( Εκατόμπεδος ), «стофутовым», потому что его длина была сто пусов ( πούς , греческий аналог стопы и фута ). Соотношение длины и ширины было 5:1, размеры целлы — 32,86×6,5 метров, по типу это был «храм в антах» . Стены были кирпичные. Крыша была изогнутой седлом, опиралась на деревянные стойки по центру целлы и покрыта керамической кровлей. В VII веке храм был перестроен. Был построен птерон 18×6 опор, внутренний ряд стоек заменен двумя рядами опор вдоль стен целлы строго по оси опор птерона, птерон имел второй ряд опор на входе. В 570—560 годах до н. э. был заложен Герейон под руководством архитекторов Ройка ( Ροίκος ) и Феодора ( Θεόδωρος ). Размеры храма 52,5×105 метров, стилобата — 50,5×103 метров. Число колонн 21×8 (сзади — 10). Пронаос был квадратным, а наос был длиной, равной ширине стилобата. Внутренние колонны в два ряда делили наос и пронаос на три нефа . При обработке баз колонн из мягкого известняка применялся токарный станок . Колонны были выполнены из травертина , имели каннелюры и были высотой 18 метров. Деревянная крыша была покрыта керамической черепицей, украшенной по краю декоративным выступающим рядом ( ακροκέραμος , акрокерамами). Вместе с храмом Артемиды Эфесской был самым ранним образцом ионического ордера . Был разрушен при землетрясении через несколько лет после завершения строительства .

При тиране Поликрате был заложен новый Герейон, больше прежнего, по словам Геродота «величайший из известных нам храмов» Это был диптер , размеры храма 55,16×108,63 метров. Перед пронаосом храм имел три ряда колонн, число их достигло 155. Из них сохранилась только одна с южной стороны храма. По оценке исследователей высота колонн была 20 метров. Колонны были из мрамора, храм из травертина. Учёные считают, что храм не был завершен, потому что после смерти Поликрата в 522 году до н. э. начались внутренние конфликты между наследниками и Самос пришел в упадок. Возможно строительные материалы храма были использованы для строительства стен и других зданий .

Алтарь был размером 36,5×16,5 метров из светлого известняка, в римский период облицован мрамором. С трех сторон алтарь был окружен стенами высотой 5—7 метров с киматием по верху. Внутри стены были укращены фризом с изображением сражений с дикими зверями и сфинксами. Оба края стенки имели богато украшенные верхние части ( επίκρανο ). Алтарь был накрыт плитой из зелёного тугоплавкого серпентинита (змеевика) .

После смерти Александра Македонского и Ламийской войны в 322 году до н. э. на остров вернулись самосцы, изгнанные афинянами. Продолжилось строительство Герейона. В эллинистический период пространство храма занимают самосские политики. Вера в древнегреческих богов приходит в упадок, с Востока приходят культы новых богов. Во II веке до н. э. Самос становится римской провинцией. После окончания в 31 году до н. э. гражданской войны в Риме Герейон начал снова процветать. При императоре Октавиане Августе (27 до н. э.—14) построен храм, посвящённый императору, ремонтируется Герейон и алтарь Геры. Герейон становится хранилищем даров, строится периптер для хранения культовой статуи. По свидетельству Страбона храм Геры был пинакотекой . Алтарь Геры облицован мрамором. Герейон становится местом культа не только Геры, но и Ливии Друзиллы , жены Августа, после её смерти, как свидетельствует настенная надпись .

В конце I и начале II века Герейон был в упадке. В середине II века построен небольшой храм коринфского ордера , размером 7,4×12 метров. Не сохранилось сведений о божестве, которому он был посвящён. В III веке построен последний храм в Герейоне. Это был храм римского типа на подиуме , покрытом прямоугольной мраморной плиткой, с характерным киматием внизу .

Во II и III веке построена Священная дорога от Герейона к городу Самосу (Пифагорее) .

С конца II века часть святилища начинает застраиваться одно- и двухэтажными домами с перистильными внутренними дворами, мозаичными полами и системами водоснабжения и канализации. Строятся термы. С середины III века город был заброшен из-за разрушительного землетрясения 262 года и нашествия герулов . В IV веке древние постройки разрушены, строительные материалы вывозятся в Малую Азию. В V—VI веках строится раннехристианская базилика из материалов древнего святилища. В конце 1-го тысячелетия базилика разрушена, на её месте в XVI веке строится крестово-купольный храм , от которого сохранился свод . В XVIII веке построена часовня, которая была снесена при начале раскопок .

Раскопки свидетельствуют, что Герейон имел не только общегреческое значение, но и мировое. Найдены приношения из всех частей тогда известного мира: Египта , Сирии , Ассирии , Вавилона , Месопотамии , Персии , Финикии , Лаконии , Аттики , Крита и Кипра . Среди них настоящие произведения искусства. Обнаруженные при раскопках многочисленные изделия из мрамора, глины, стекла, меди, дерева, слоновой кости и золота ясно показывают мировое значение Герейона. На северном участке Священной дороги были установлены два колосса. Подношения хранились в небольших сокровищницах .

В 1704 году Герейон посетил Жозеф Питтон де Турнефор . Стены храма раскопаны в 1910—1914 годах под руководством Теодора Виганда . В 1925 году работы продолжил (греч.) . Раскопки прерывались во время Второй мировой войны и были возобновлены в 1951 году .

Примечания

  1. Павсаний . VIII, 23, 5
  2. Сомов, Андрей Иванович. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1900. — Т. XXXa. — С. 527.
  3. Павсаний . VII, 4, 4
  4. Афиней . Пир мудрецов. XV, 12 (с. 672)
  5. Архитектура Ионии // Всеобщая история архитектуры / Под редакцией В. Ф. Маркузона. — М. : Стройиздат, 1973. — Т. II. Архитектура античного мира (Греция и Рим).
  6. Μαρια Βιγλάκη-Σοφιανού. (греч.) . Οδυσσέας . Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Дата обращения: 5 декабря 2017. 8 марта 2019 года.
  7. Геродот . История. III, 60
  8. (греч.) . Οδυσσέας . Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Дата обращения: 5 декабря 2017. 21 ноября 2021 года.
  9. Страбон . География. XIV, с. 637
  10. Бузескул, Владислав Петрович . // Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова . — СПб. : Издательский дом «Коло», 2005. — С. 512. — 672 с. — ISBN 5-901841-28-X .
  11. Helmut Kyrieleis. The Heraion at Samos // Greek sanctuaries: new approaches / Nanno Marinatos and Robin Hägg, eds. — London-New York: Routledge, 1993. — P. 99—123. — ISBN 0-415-05384-6 .
Источник —

Same as Герейон (Самос)