Interested Article - Дымшиц-Толстая, Софья Исааковна

Со́фья Исааковна Ды́мшиц-Толста́я ( 11 [23] апреля 1884 , Санкт-Петербург 30 августа 1963 , Ленинград ) — российская художница- авангардистка , блеснувшая в краткую пору расцвета русского новаторского искусства начала XX века конструктивистскими и дадаистскими работами .

Биография

Софья Исааковна (Сара Айзиковна) Дымшиц родилась 23 апреля 1884 года в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания Айзика Евелевича Дымшица, занятого в лесопромышленности. Сыном её сестры Розы и её мужа, биржевого маклера Нахмана Йохелевича (Наума Игнатьевича) Костелянеца, был американский композитор и эстрадный дирижёр Абрам Наумович Костелянец . Сыном брата, инженера Льва Исааковича Дымшица, был литературовед А. Л. Дымшиц .

Писатель А. Н. Толстой
  • 1913: В спектакле «Нашего театра» по пьесе А. Мюссе «Кармозина» исполнила заглавную роль.
  • 1914: Прекращены отношения с Алексеем Толстым.
  • 1918: Избирается секретарём отдела ИЗО Наркомпроса ; входит в состав Всероссийского выставочного отделения при Наркомпросе.
  • 1919: Организует художественную постановку празднования 2-й годовщины Октябрьской революции в Москве. В конце года уезжает в Петроград.
  • 1919—1920: Дымшиц-Толстая увлечённо экспериментирует с живописью на стекле. Судьба свела её с одним из лидеров русского авангарда , Владимиром Татлиным ; Софья становится его секретарём и помощником в годы создания Памятника Третьему Интернационалу. Дымшиц-Толстая работает над объёмами кубов, конусов и шаров, вращающихся внутри спиралевидной конструкции. Эти объёмы были выполнены из художественно обработанного стекла. Стекло с присущими ему материальными свойствами было важной составной частью проекта. В то время как общая революционная концепция Башни Татлина заметно повлияла на реформу принципов архитектоники во всех сферах модернистского искусства XX века.
  • 1921: Софья выходит замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati) .
  • 1922: Рождение сына Александра .
  • 1925—1935: С. Дымшиц-Толстая заведует художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка». Журнал был заметным явлением в советской культуре. В 1933 году публикуется приветствие «Работнице и Крестьянке» от Максима Горького :

«Поздравляю журнал „Работница и крестьянка“ с десятилетием его глубоко важной работы… каждый раз, когда приходилось читать его, меня радовало уменье, с которым ведёте вы журнал, простота языка, которым беседуете с работницей и крестьянкой, ясность изложения великих идей, которые объединяют рабочий народ в одну силу».

М. Горький, «Работнице и крестьянке», 1933.

Как художественный редактор, Дымшиц-Толстая умело применяет развитые в революционные годы навыки. Например, она отказывается от использования статичной графики, считая, что совместная работа художника и фотографа по темпам более свойственна массовому изданию. Совместно с фотографом выезжала на предприятия, выбирая типаж и компонуя фото-постановку; среди фотографов журнала был и будущий классик советской фотографии, совсем ещё юный Дмитрий Николаевич Бальтерманц . Из всей подборки снимков, фото для обложки, на её взгляд, было наиболее важным:

Оно должно было быть разворотным, одно на обе страницы. Так как обложка печаталась в цинкографии на хорошей бумаге, работницы обложку снимали и вешали на стенку, как картинку. Таким образом, обложка давала не только агитационное восприятие, но и в известной степени и эстетическое".

Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания, 1939—1940 (рукопись). Отдел рукописей ГРМ, СПб.

Изображения в сети

  • (стоит почти в центре снимка; перед ней сидят мать и брат), 1903: год поступления Софьи в Бернский университет).
  • [coollib.com/i/98/273298/i_005.jpg Софья Дымшиц. Фотопортрет середины 1900-х].
  • с Алексеем Толстым в Коктебеле , в гостях у Волошина.
  • М. Сарьян . 1913. Холст, темпера, 105 × 135 см. Национальная картинная галерея Армении, Ереван. На сайте
  • С. И. Дымшиц-Толстая. Е. Ю. Кузьминой-Караваевой . 1913
  • С. И. Дымшиц-Толстая. . до 1919. Холст, масло, песок, верёвка, алюминий, краска. 69 × 53 см. Самарский художественный музей Инв. Ж 835.
  • С. И. Дымшиц-Толстая. (недоступная ссылка) . Холст, масло, клеевая краска, песок, битум. 112 × 75.5 см.
  • . Исполнен её мужем, немецким коммунистом, Германом Пессати. 1923.
  • с просьбой о выделении для себя персональной пенсии (запись после 1945 года). В персональной пенсии было отказано.
  • времён её членства в ЛОСХ и занятий натюрмортной живописью.
Башня Татлина

Выставки

  • 1912—1913 и 1915—1916 : Участвует в выставках объединения « Мир Искусства ».
  • 1913 : Участвует в выставках « Бубнового валета ». Москва, Санкт-Петербург .
  • 1915 : «Москва. 1915 год» — Выставка произведений левых течений, Москва .
  • 1922 : «Объединение новых течений в искусстве». Петроград.
  • 1924 : Софья Дымшиц участвует в XIV-й Венецианской Биеннале .
  • 1934 : «Женщина в социалистическом строительстве», Ленинград.
  • 1935 : Первая выставка ленинградских художников, Ленинград.
  • 1936 : Осенняя выставка ленинградских художников, Ленинград .

Примечания

  1. «Софья Исааковна Дымшиц-Толстая, художница, жена Алексея Толстого на протяжении 1907—1914 годов, спутница Владимира Татлина в первые пореволюционные годы, имеет право на то, чтобы войти в историю русской культуры — как адресат, вдохновительница и прототип многих первоклассных литературных текстов и модель многих портретов выдающихся русских художников 1900—1910-х годов» — Е. Д. Толстая от 12 августа 2014 на Wayback Machine ».
  2. Софья родилась в 1884 году — при том, что во всех её биографиях годом рождения указан 1889-й. При поступлении в Бернский университет в 1903 году она указала дату «1884». Родственники считали, что она завысила возраст из страха, что 14-летнюю девочку не примут в университет. Но при поступлении в университет всегда требуется оригинал метрического свидетельства, так что она не могла не указать свой настоящий возраст. // Елена Дмитриевна Толстая: «Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург» — С.3; Издательство НЛО, 2013.
  3. Другой племянник С. И. Дымшиц — налоговый адвокат (1911—2006).
  4. «После окончания женской гимназии, имея отроду 18 лет, Софья уехала учиться в Швейцарию и приступила к занятиям на медицинском факультете Бернского университета 28 октября 1903 года, с началом зимнего семестра. Согласно матрикулярным книгам, она записалась в университет как Сара Дымшиц (Sarah Dymschitz), здесь же был указан и настоящий год её рождения, 1884». от 6 октября 2014 на Wayback Machine : Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006, с. 87—109
  5. Любопытно, что как раз в эти годы (1902—1909), неподалёку, в патентном Бюро, скромно трудился выпускник Бернского университета Альберт Эйнштейн .
  6. . Дата обращения: 29 сентября 2014. 6 октября 2014 года.
  7. В мемуарах Софьи Дымшиц эпизод с предложением выглядит так:

    «Однажды, весной 1907 года, Алексей Николаевич явился в школу Егорнова, облачённый в сюртук, торжественный, застёгнутый на все пуговицы. Оставшись со мной наедине, он сделал мне предложение стать его женой. В ответ я обрисовала ему всю нелепость нашего положения: я — неразведённая жена, он — неразведённый муж. Но Алексей Николаевич продолжал настаивать, заявил, что его решение куплено ценой глубоких переживаний, говорил, что его разрыв с семьёй предрешён, и требовал моего ухода из семьи. Всё же мы в этот раз ни до чего не договорились и в следующие дни ещё неоднократно обсуждали наши радостные чувства и невеселые обстоятельства. Наконец, желая окончательно проверить чувства Алексея Николаевича к его семье и ко мне, я предложила, чтобы он с Юлией Васильевной совершил заграничную поездку».

    Варламов А. Н. Красный шут. Биографическое повествование об Алексее Толстом; Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2006 г. — 591 с.: ил.
  8. О семье Званцевых и связи времён от 12 августа 2014 на Wayback Machine
  9. . Дата обращения: 26 июня 2022. 24 февраля 2020 года.
  10. Ромм, Александр Георгиевич (1886—1952) — российский и советский искусствовед, переводчик, художница.
  11. Елизавета Званцева (1864—1921), с 1888 года — ученица И. Е. Репина , организовала собственные художественные школы в Москве (1899—1906) и Санкт-Петербурге (1906). Петербуржская студия упоминается в от 12 августа 2014 на Wayback Machine .
  12. Алексей Толстой посещал знаменитые среды в «башне» у Вячеслава Иванова . Поскольку студия Званцевой располагалась на первом этаже того же дома на углу Таврической и Тверской (дом 1) улиц, а среди преподавателей значились Л. Бакст , М. Добужинский и К. Петров-Водкин , то многие из легендарных персонажей Серебряного века попросту «перетекали» из художественных классов в литературную «башню» и обратно.
  13. Биография Софьи Дымшиц-Толстой на сайте
  14. Я помню, как мы проводили петербургские белые ночи. Мы были в то время особенно дружны с художницаом Судейкиным и его женой артисткой Ольгой Афанасьевной , с Мейерхольдом и поэтом Кузминым. В их обществе, а иногда и с другими художницаами мы все ночи проводили на Островах, на поплавках. Поплавки — это были маленькие открытые ресторанчики, построенные на Неве на сваях. Мы там сидели заворожённые необыкновенной красотой нашего великого города с его дворцами и необычайной архитектурой. <…> Насладившись красотой, мы уезжали к Судейкину. Он жил на Васильевском острове в мастерской с большим итальянским окном. Здесь начинались мистерии творчества — Кузмин садился за рояль и звучала музыкальная импровизация.

    Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания, 1939—1940. Отдел рукописей Государственного Русского музея, СПб. С.15-16.
  15. Новая власть на первых порах раскрепостила не только представителей национальных меньшинств России — права гражданства получили все авангардные художественные направления, которые ранее также дискриминировались буржуазным обществом. Деятели русского авангарда обрели государственную поддержку и сосредоточили в своих руках определённую власть.

    В январе 1918 г. в Петрограде при Наркомпросе был учрежден Всероссийский Отдел Изо. Заведовал им Д. Штеренберг ; в Коллегию по делам искусств при Отделе вошли Н. Альтман , В. Баранов-Россинэ , И. Школьник . Московский филиал Отдела Изо возглавил В.Татлин; в московскую Художественную коллегию в 1918—1919 гг. входили С. Дымшиц-Толстая, Р. Фальк .

    Александра Шатских . Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С.102-115.
  16. от 8 марта 2016 на Wayback Machine : Artists, J-Z (editor: Delia Gaze); by Jane A. Sharp; p. 481. В конце 1930-х он был репрессирован, оказался в лагерях. Герман Пессати «освободился» из ГУЛАГа , будучи смертельно больным.
  17. Сын Александр погиб в 1942 году под Сталинградом.
  18. Цитируется по книге: Е. Д. Толстая: Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург . Стр. 56.
  19. Этот портрет был представлен публике на «Выставке одной картины» в от 19 апреля 2015 на Wayback Machine , с 6 по 12 марта 2009. Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (Мать Мария, 1891—1945) — русский поэт, художница, богослов. В 1932 году приняла пострижение в монахини (в миру). В 1945-м казнена в газовой камере в нацистском концентрационном лагере Равенсбрюк . Знакомство художницы Софьи Исааковны Дымшиц с Елизаветой Юрьевной состоялось в 1911 году в Петербурге. Во время московских встреч, в 1913 году, Дымшиц написала портрет Кузьминой-Караваевой. В коллекцию музея портрет поступил без указания имени героини. Благодаря исследованиям сотрудников, переписке с родными Елизаветы Юрьевны, удалось атрибутировать произведение. от 12 августа 2014 на Wayback Machine
  20. Каталог выставки картин «Мир Искусства». Москва. 1912
    • Каталог выставки картин «Мир Искусства». Москва. 1913
    • Каталог выставки картин «Мир Искусства». 1-е изд. С.-Петербург. 1913
    • Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Петроград. 1916
    • Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Петроград. 1917
  21. Гр. С. И. Толстая // Каталог выставки картин Общества художников « Бубновый Валет ». С.-Петербург. 1913. № № 333—334
  22. Выставка живописи 1915 год. Москва. Художественный Салон. [1915]
  23. В каталоге: «Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915—1932» — Берн, Москва, 1993. С.760.

Литература

  • Дымшиц-Толстая, С. И. Воспоминания. / Рукопись. — Отдел рукописей Государственного Русского музея, СПб., 1939—1940. — Т. ф. 700. — ед. хр. 249 с.
  • С. Дымшиц-Толстая, Ю. Олеша и др. Воспоминания об А. Н. Толстом (А. Н. Толстой в воспоминаниях современников) / Составитель: Людмила Толстая. — М. : Советский писатель, 1982. — С. 44—79. — 496 с. — 100 000 экз.
  • Елена Толстая. [coollib.com/b/273298/read Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург]. — Новое литературное обозрение, 2013. — 544 с. — ISBN 9785444800072 .
  • С. Абрамов (ред.). . — М.-Пб. [Пг.]: Творчество; Государственный Трест «Петропечать», 1923. — С. И. Пуни. Обзор новых течений в искусстве Петербурга, с.17 – 28.
  • Хмельницкая Людмила. . — Витебск: Бюллетень Музея Марка Шагала, 2006, № 14..
  • Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915—1932 : [каталог выставки]. — Берн, Москва: Издательства «Бентелли» и «Галарт», 1993. — 832 с. стр. 760; илл. 77, 78, 81, 484

Ссылки

  • к тексту Софьи Дымшиц-Толстой в русской литературе / «НЛО» 2008, № 91
  • на сайте ARTinvestment.RU
  • (2007 г.), снятом внучатой племянницей Софьи Дымшиц-Толстой, Люси Костеланец
  • на сайте галереи «Прошлый Век», СПб.
Источник —

Same as Дымшиц-Толстая, Софья Исааковна