Interested Article - Пендерецкий, Кшиштоф

Кши́штоф Пендере́цкий ( польск. Krzysztof Penderecki ; 23 ноября 1933 , Дембица 29 марта 2020 , Краков ) — польский композитор, дирижёр и педагог.

Юность

Родился в семье адвоката Тадеуша Пендерецкого и Зофии Витгенштейн . Его дед — Роберт Бергер, немецкого происхождения, — был директором банка и талантливым художником; бабушка — Евгения Шилкиевич — была армянкой .

С детства обучался игре на скрипке и фортепиано . В конце 1940-х годов играл в городском духовом оркестре Дембицы . Позже, в гимназии , Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижёром. В 1955 году переезжает учиться в Краков, где занимается теоретическими дисциплинами с — пианистом и композитором, физиком и математиком.

В 1955—1958 годах учился у Малявского и в Краковской консерватории .

Большое влияние на молодого Пендерецкого оказало творчество Бартока , Стравинского . Внимательное изучение произведений Булеза и Ноно (знакомство с последним состоялось в 1958 году) способствовало его увлечению авангардом.

Авангардный период

Пендерецкий преподавал композицию в Кракове , Эссене и Йеле . Среди его учеников в этот период — Антоний Вит , .

Первый успех Пендерецкого как композитора — победа в 1959 году на всепольском композиторском конкурсе, организованном : Пендерецкий представил жюри свои сочинения « », « » и « ».

В начале 1960-х годов Пендерецкий получил всемирную известность как один из главных представителей восточноевропейского музыкального авангарда . Композитор регулярно участвует в международных фестивалях современной музыки в Варшаве , Донауэшингене , Загребе .

В раннем творчестве экспериментировал в области современных свойств выразительности — главным образом сонорики , активно применял кластеры , нетрадиционные способы пения (в том числе хорового ) и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Для адекватного воплощения музыкального замысла композитор использовал в партитурах специально придуманные знаки. Среди характерных сочинений этого периода — « Плач по жертвам Хиросимы » (1960), (1973).

Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях — достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Так, например, сочинение для 48 струнных « Полиморфия » ( 1961 ) было основано на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими « Плача по жертвам Хиросимы ». Единственная опера этого периода — « Дьяволы из Лудена » ( 1966 , по (англ.) Олдоса Хаксли ) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается чёткостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства.

Вместе с тем уже в этот период проявилось характерное для Пендерецкого увлечение религиозной тематикой (« », 1962 ; « Страсти по Луке », 1965 ; « », 1970 1971 ), благодаря которой в его сочинениях появляются музыкальные интонации григорианского пения , православной литургической традиции и И. С. Баха .

Творчество середины 1970-х — 2000-х годов

С середины 1970-х годов Пендерецкий выступал как дирижёр, в том числе с исполнением собственных сочинений. В 1972 1987 годах Пендерецкий — ректор Краковской консерватории .

С середины 1970-х годов музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму , обнаруживает влияние Франца Шуберта , Яна Сибелиуса , Густава Малера , Дмитрия Шостаковича . Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям (« Польский реквием », 1980 2005 ; « », 1998 ; два скрипичных концерта, 1977 , 1992 1995 ; симфонии № 2—8). Седьмая («Семь врат Иерусалима» , 1996 ) и симфонии включают в себя вокальные партии, отсылая тем самым слушателя к традициям Малера и Шостаковича .

Одно из крупнейших сочинений позднего Пендерецкого — « Польский реквием » — писалось в течение нескольких десятилетий ( 1980 2005 ). В 1980 году появился его первый фрагмент — « Lacrimosa », написанная в память о гданьских докерах , расстрелянных во время восстания против тоталитарного режима десятью годами раньше; композитор посвятил эту музыку Леху Валенсе и возглавляемому им союзу « Солидарность ». В 1981 году появился «Agnus Dei», посвящённый памяти глубоко почитаемого в Польше кардинала Вышинского ; в 1982 — «Recordare Jesu pie», написанный по случаю причисления к лику блаженных священника Максимилиана Кольбе , который в 1941 году , спасая другого пленника, добровольно пошёл на смерть в Освенциме . В 1984 году — в сороковую годовщину Варшавского восстания против нацистской оккупации — был создан « Dies Irae » (отличный от 1967 года ). Первая редакция «Польского реквиема» впервые прозвучала в Штутгарте в сентябре 1984 года под управлением Мстислава Ростроповича . В 1993 году композитор дописал к партитуре «Sanctus» (в таком виде «Польский реквием» был исполнен на фестивале Пендерецкого в Стокгольме 11 ноября 1993 года под управлением автора). В 2005 году Пендерецкий дописал к реквиему « Чакону для струнного оркестра» памяти Папы Иоанна Павла II .

Музыка Кшиштофа Пендерецкого использована в фильмах Алена Рене « Люблю тебя, люблю » ( 1968 ), Уильяма Фридкина « Экзорцист », Стэнли Кубрика « Сияние », Анджея Вайды « Катынь », Мартина Скорсезе « Остров проклятых », Дэвида Линча « Внутренняя империя », « Твин Пикс » (сезон 3, серия 8), Альфонсо Куарона « Дитя человеческое », Александра Муратова «Моонзунд» , в сериале « Секретные материалы ».

Музыка, жанр музыки композитора

Музыка Пендерецкого (даже сложнейшие эксперименты в области атональной музыки) всегда рассчитана на широкого слушателя и выгодно отличается от многих элитарных произведений композиторов XX века относительной доступностью музыкального языка. В произведениях атонального периода творческое высказывание Пендерецкого всегда было открыто лапидарным; в более поздних произведениях обнаруживает сложившиеся под влиянием Шостаковича серьёзность, ясный пафос и внутреннее напряжение.

Творчество Пендерецкого проникнуто идеями экуменизма . Будучи католиком , Пендерецкий нередко обращается к православной традиции (« », 1970 1971 ; « », 1997 ). Произведение написано по заказу А. С. Пономарёва , директора канала ТВ-6 Москва , который познакомился с Пендерецким по инициативе Бари Алибасова .

С большим интересом Пендерецкий относился к русской культуре, что проявилось при создании сочинений « » ( 1997 ), « » (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского; возможно, не окончено) и упоминавшейся в некоторых интервью оратории на тексты Сергея Есенина .

Большинство сочинений позднего Пендерецкого написаны на заказ. Среди музыкантов, в расчёте на мастерство которых созданы произведения композитора — Мстислав Ростропович .

Скончался в Кракове после продолжительной болезни 29 марта 2020 года . 2 апреля 2020 года состоялась похоронная церемония в присутствии близких родственников с временным захоронением урны с прахом композитора в крипте костёла Святого Флориана в Кракове . Окончательная похоронная церемония с государственными почестями состоялась 29 марта 2022 года в Национальном пантеоне костёла Святых Петра и Павла в Кракове .

Награды

Признание

  • В 1992 году Пендерецкий был удостоен Премии Гравемайера за (1989).
  • 29 апреля 2003 года дирижёру и композитору Кшиштофу Пендерецкому было присвоено звание доктора Honoris causa Санкт-Петербургского государственного университета.
  • 6 ноября 2008 года Гданьской Музыкальной Академией дирижёру и композитору Кшиштофу Пендерецкому было присвоено звание доктора Honoris causa.
  • 4 июня 2010 года Харьковским университетом искусств имени Котляревского — Кшиштофу Пендерецкому присвоено звание почётного доктора университета.

Сочинения

Оперы

Вокально-симфонические сочинения

  • 1959 : для сопрано, чтеца и десяти инструментов (на слова Менандра , Софокла и др.)
  • 1958 : для смешанного хора и струнных (на тексты псалмов XXVIII, XXX, XLIII и CXLIII)
  • 1959 1960 : Wymiary czasu i ciszy («Меры времени и тишины») для 40-голосного смешанного хора (САТБ), ударных и струнных;
  • 1964 : Cantata in honorem Almae Matris Universitatis Iagellonicae sescentos abhinc annos fundatae для двух смешанных хоров и оркестра;
  • 1963 1966 : Passio Et Mors Domini Nostri Jesu Christi Secundum Lucam («Страсти по Луке») для сопрано, баритона, баса, чтеца, хора мальчиков, трёх хоров САТБ и оркестра;
  • 1967 : Dies irae . Подзаголовок: Oratorium ob memoriam in perniciei castris in Oświęcim necatorum inexstinguibilem reddendam , для сопрано, тенора, баса, хора САТБ и оркестра: I. Lamentatio, II. Apocalypsis III. Apotheosis;
  • 1970 : для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и оркестра;
  • 1969 1970 : Utrenja I ( Jutrznia — złożenie do grobu ) (Утреня I «Положение во гроб») для сопрано, альта, тенора, баса, баса-профундо, двух смешанных хоров и оркестра;
  • 1970 1971 : Utrenja II ( Zmartwychwstanie ) (Утреня II «Воскресение») для сопрано, альта, тенора, баса, баса-профундо , двух смешанных хоров и оркестра;
  • 1970 1973 : Canticum Canticorum Salomonis («Песнь песней») для 16-голосного смешанного хора, камерного оркестра и пары танцоров (ad lib.- по усмотрению исполнителей);
  • 1973 1974 : Magnificat для баса-соло, вокального ансамбля, двух смешанных хоров, голосов мальчиков и оркестра: I. Magnificat, II. Fuga, III. Et misericordia eius…, IV. fecit potentiam, V. passacaglia, IV. sicut locutus est, VII. gloria;
  • 1979 1980 : Te Deum для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, двух смешанных хоров и оркестра;
  • 1980 1984 : Польский реквием для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (отредактирован в 1993; дополнен в 2005)
  • 1995 : Agnus Dei для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра;
  • 1997 : для смешанного хора и оркестра;
  • 1997 : Hymn do św. Adalberta («Гимн святому Адальберту») для смешанного хора и оркестра;
  • 1997 1998 : (Кредо) для пяти солистов (сопрано, меццо-сопрано, альта, тенора и баса), детского и смешанного хоров и оркестра;
  • 2004 : Phedra для голоса, хора и оркестра;
  • 2008 : Три китайские песни («Drei Chinesische Lieder») для высокого баритона и оркестра;
  • 2009 : Кадиш для солистов, смешанного хора и оркестра;
  • 2011 : Повеяло на меня море снов («Powiało na mnie morze snów…»), вокальный цикл для трёх солистов, смешанного хора и оркестра;
  • 2014 : Dies illa , для трёх солистов, трёх смешанных хоров и оркестра

Симфонии и симфониетты

Оркестровая музыка

  • 1959 1960 : Anaklasis для 42 струнных инструментов и ударных;
  • 1961 1962 : Fluorescencje («Флуоресценции») для оркестра;
  • 1966 : De natura sonoris No. 1 («О природе звука») для оркестра;
  • 1967 : Pittsburgh Ouverture для духового оркестра;
  • 1971 : Prélude для медных духовых, ударных и контрабасов;
  • 1971 : De natura sonoris No. 2 для оркестра;
  • 1974 : «Przebudzenie Jakuba» («Пробуждение Иакова») для оркестра;
  • 1979 : Adagietto из оперы «Потерянный рай» для оркестра;
  • 1994 : Entrata для 4-х валторн, 3-х труб, 3-х тромбонов, тубы и литавр;
  • 1995 : Adagio из симфонии № 3;
  • 1998 : Luzerner Fanfare для 8-ми труб и ударных;
  • 2003 : Fanfarria Real для оркестра;
  • 2003 : Largo для виолончели с оркестром;
  • 2015 : Полонез для оркестра;
  • 2019 : Полонез №2 для оркестра

Сочинения для струнного оркестра

Сочинения для джазового ансамбля

  • 1971 : Actions для джазового ансамбля

Концертные сочинения

Камерные сочинения

  • 1953 : Соната для скрипки и фортепиано;
  • 1956 : 3 миниатюры для кларнета и фортепиано;
  • 1959 : Миниатюра для скрипки и фортепиано;
  • 1960 : Quartetto per archi No. 1 ( I Струнный квартет );
  • 1968 : Каприччио для Зигфрида Пальма
  • 1968 : Quartetto per archi No. 2 ( II Струнный квартет );
  • 1980 : Каприччио для тубы соло;
  • 1984 : Cadenza для альта соло;
  • 1985 1986 : для виолончели соло;
  • 1987 : Prélude для кларнета соло in B;
  • 1988 : Der unterbrochene Gedanke для струнного квартета;
  • 1990 1991 : Струнное трио ;
  • 1993 : Квартет для кларнета, скрипки, альта и виолончели;
  • 1994 : Divertimento для виолончели соло;
  • 1999 : Соната для скрипки и фортепиано № 2;
  • 2000 : Секстет для скрипки, альта, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано;
  • 2004 : Tempo di Valse для виолончели соло;
  • 2007 : Серенада для трёх виолончелей;
  • 2008 : Каприччио для скрипки соло;
  • 2008 : Quartetto per archi No. 3 ( III Струнный квартет );
  • 2010 : Violoncello totale для виолончели соло;
  • 2015 : Струнный квинтет , для двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса (переложение III Струнного квартета );
  • 2016: Quartetto per archi No. 4 ( IV Струнный квартет )

Киномузыка

Электронная музыка

Сочинения для хора a cappella

  • 1962 : Stabat Mater из Страстей по Луке для трёх смешанных хоров САТБ ;
  • 1965 : Miserere из Страстей по Луке для трёх смешанных хоров АТБ и хора мальчиков ad lib. ;
  • 1965 : In Pulverem Mortis из Страстей по Луке для трёх смешанных хоров САТБ;
  • 1972 : Ecloga VIII (Vergili «Bucolica») для 6 голосов ААТБББ;
  • 1981 : Agnus Dei из Польского Реквиема для смешанного хора ССААТТББ;
  • 1986 : Иже херувимы для смешанного хора ССААТТББ на староцерковнославянский текст;
  • 1987 : Veni creator (Hrabanus Maurus) для смешанного хора ССААТТББ;
  • 1992 : Benedicamus Domino (Organum i Psalm 117) для пятиголосного мужского хора ТТТББ;
  • 1993 : Benedictus для смешанного хора САТБ;
  • 2008 : Sanctus для хора

Примечания

  1. Пендерецкий Кшиштоф // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Krzysztof Penderecki // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
  3. . Дата обращения: 29 марта 2020. 3 апреля 2020 года.
  4. . ТАСС. Дата обращения: 30 марта 2020. 29 марта 2020 года.
  5. Ormianką była Eugenia Szylkiewicz, babka ze strony ojca kompozytora. Źródło: Ciągle myślę o Fedrze — wywiad z Krzysztofem Pendereckim, Rzeczpospolita, dodatek Opera Narodowa we Lwowie, 21 grudnia 2007
  6. . Дата обращения: 23 ноября 2008. 14 сентября 2008 года.
  7. . Дата обращения: 1 августа 2015. 8 декабря 2015 года.
  8. . Дата обращения: 29 марта 2020. 29 марта 2020 года.
  9. . Дата обращения: 31 марта 2020. 31 марта 2020 года.
  10. от 27 ноября 2010 на Wayback Machine (польск.)
  11. от 18 марта 2015 на Wayback Machine (польск.)
  12. Dziennik Polski, rok XXX, nr 175 (9456), s. 2. (польск.)
  13. Dziennik Polski, rok XX, nr 171 (6363), s. 6. (польск.)
  14. от 22 марта 2015 на Wayback Machine (польск.)
  15. от 24 марта 2016 на Wayback Machine (польск.)
  16. от 3 апреля 2019 на Wayback Machine (PDF; 6,9 MB)
  17. от 18 апреля 2015 на Wayback Machine (нем.)
  18. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine (итал.)
  19. Дата обращения: 7 сентября 2023. 2 января 2023 года.
  20. . Дата обращения: 7 сентября 2023. 7 сентября 2023 года.
  21. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine (англ.)
  22. 12 мая 2013 года. (лат.)
  23. Декрет от 19 ноября 1998 года № 240 от 8 августа 2020 на Wayback Machine (лит.)
  24. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine (эст.)
  25. . Дата обращения: 6 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
  26. . Дата обращения: 6 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
  27. . Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано из 3 сентября 2018 года.
  28. . Дата обращения: 12 августа 2023. 12 августа 2023 года.
  29. . Дата обращения: 4 декабря 2017. 16 октября 2017 года.

Литература

  • Никольская И. И. Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка. Симфонии. Оперы. Очерки. М., «Композитор», 2012. — 300 стр. — ISBN 978-5-4254-0050-5
  • Лаврова С. // Musicus. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова . — Санкт-Петербург, 2007. — № 9 . — С. 14—15 . — ISSN .
  • Дмитрий Евтушенко. Мастер-класс Кшиштофа Пендерецкого в Вюрцбурге // Новая Польша , 2009, № 4 (107), с.70-71

Ссылки

  • от 15 января 2010 на Wayback Machine (польск.) (англ.)
  • от 29 марта 2020 на Wayback Machine — Culture.pl
  • Санкт-Петербургский центр современной академической музыки «реМузык.орг».
  • , Денис Третьяков — Живой Журнал
Источник —

Same as Пендерецкий, Кшиштоф