Interested Article - Флаг Таджикистана

Штандарт Президента Таджикистана

Флаг Таджикистана ( Государственный флаг Республики Таджикистан ; тадж. Парчами давлатии Ҷумҳурии Тоҷикистон ) — один из символов государственного суверенитета Республики Таджикистан .

Описание

Государственный флаг Республики Таджикистан представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос: верхней — красной , средней — белой и нижней — зелёной в соотношении между собой по ширине как 2:3:2. В центре флага изображена золотая стилизованная корона с полукругом из семи пятиконечных звёзд над ней.

Корона и полукруг из звёзд вписываются в прямоугольник, длина которого равна ширине белой полосы, а высота которого равна 4/5 ширины белой полосы. Пятиконечные звезды вписываются в условные окружности диаметром 3/20 ширины белой полосы и расположены по дуге условной окружности радиусом 1/2 ширины белой полосы.

Корона высотой 0,55 ширины белой полосы прогибается в основании по дуге радиусом 1,2 ширины белой полосы. Четыре дугообразных элемента, формирующие верх короны, венчаются в центре частью круга диаметром 0,2 ширины белой полосы.

Отношение ширины флага к его длине — 1:2 .

Цветовые модели
Цвет RGB
Белый #FFFFFF
Жёлтый #F8C300
Зелёный #006600
Красный #CC0000

Значения цветов и интерпретация символики

При создании новых государственных символов Таджикистана руководствовались принципом историзма и преемственности . Флаг Таджикистана по своей красно-бело-зелёной цветовой гамме повторяет Флаг Таджикской ССР .

В соответствии с Положением о Государственном флаге Республики Таджикистан, принятым 24 ноября 1992 года , «Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих , крестьян и интеллигенции …» . Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.

Символика цветов флага Таджикистана уходит корнями в глубокую древность. Согласно Авесте , полноправное свободное население древнеиранского общества делилось на три сословия , каждое из которых ассоциировалось с определённым цветом :

  • военная знать ( авест. raθaē-štar- ) — красный цвет — символ воинской доблести и самопожертвования во имя высоких идеалов, поэтому считается самым почитаемым и благородным;
  • духовенство ( авест. āθravan- , aθaurvan- ) — белый цвет — символизирует духовность, моральную чистоту и святость;
  • свободные общинники (сословие скотоводов-земледельцев) ( авест. vāstrya.fšuyant- ) — зелёный цвет — символизирует природу, молодость и процветание .

По сей день на Памире красный цвет символизирует счастье, благополучие и радость, белый — чистоту и ясность, зелёный цвет — молодость и процветание .

Композиция цветов флага соответствует цветам на флаге Ирана , что обусловлено этнической, культурной и языковой близостью двух народов .

Цвета флага RGB:

  • Красный 218,41,28
  • Жёлтый 246,190,0
  • Белый 255,255,255
  • Зелёный 0,122,51

Кроме того, существует другая трактовка значений этих цветов, например:

Стилизованная корона с полукругом из семи звёзд

Корона с полукругом из семи звёзд символизирует государственный суверенитет и независимость Республики Таджикистан.

Семь звёзд первоначально олицетворяли семь выдающихся персидско-таджикских поэтов (версия авторов флага), затем семь благих пространств арийского простора (версия первых интерпретаторов, связанных с таджикскими культурологическими элитами) . В настоящее время семь звёзд обозначают семь историко-культурных областей современного Таджикистана :

  1. Согд ;
  2. Зарафшан ;
  3. Хисар ;
  4. Рашт ;
  5. Вахш ;
  6. Хатлон ;
  7. Бадахшан .

Президент Эмомали Рахмон в телевизионном обращении от 23 ноября 2010 в честь Дня Флага Таджикистана объяснил значения цветов Государственного флага Республики Таджикистан следующим образом:

« Цвета нашего национального флага выражают исторический путь народа Таджикистана, ценностей национальной культуры и политики. Красный цвет — символ борьбы, самоотверженности народа за свободу и независимость, белый цвет — символ счастья, чаяния и надежды и зелёный цвет — символ процветания, гордости и вечности. В середине флага расположено изображение короны и семи звезд, что является знаком исторических корней государственности независимого Таджикистана ».

Исторические флаги Таджикистана

Самое раннее упоминание об использовании знамён предками таджиков сохранилось в « Авесте » . Так, например, в первой главе « Видевдата » Бактрия характеризуется как « прекрасная, с высоко поднятыми знамёнами » — « Bāxδīm srīrąm ərəδβō.drafšąm » . Кроме того, в «Авесте» несколько раз упоминаются « развевающиеся на ветру „бычьи знамёна“ » — « gaoš drafša- » , а также « знамёна врагов ариев — иранцев » . Некоторые исследователи предполагают, что упомянутые в «Авесте» знамёна близки к известным «кавианским стягам» более позднего времени или к древнеримским « вексиллумам » — древкам с четырёхугольным красным полотнищем, подвешенным к поперечной перекладине наподобие современной церковной хоругви .

Деравш Кавиани

Наиболее известным в истории таджикского народа «кавианским стягом» является « Деравш Кавиани ».

По древней легенде, не вошедшей в «Авесту», но приведённой в « Шахнаме » Абулькасима Фирдоуси , « Деравш Кавиани » появился в ходе восстания иранцев под предводительством кузнеца Каве против иноземного узурпатора Заххака . Каве прикрепил свой кожаный кузнечный фартук к древку копья и под таким знаменем привёл повстанцев к Фаридуну , законному наследнику царей из рода Пишдадидов — первой династии мифических царей Ирана . Фаридун счёл знамя Каве знамением блага, украсил полотнище золотой четырёхлучевой звездой, драгоценными камнями и лентами красного , жёлтого и фиолетового цветов и назвал «Деравш Кавиани » . Четырёхлучевая звезда дала стягу Фаридуна другое название — « Ахтар-и Кавиан » ( Кавиева звезда ).

Согласно преданию, Фаридун поделил мир между тремя своими сыновьями. Старшему Салму достался запад ойкумены (согласно другой традиции, крайний Восток — Китай), младшему Эраджу — Иран, а Туру, среднему сыну царя — северные земли, которые стали именоваться Тураном . Тур вместе с Салмом предательски убили Эраджа, заманив его в Туран. Фаридун, узнав о гибели любимого сына, не простил Тура и повелел вырыть грандиозный ров на границе между Ираном и Тураном, который превратился в реку Амударью . В наиболее распространённой версии иранского эпоса, зафиксированной в поэме Фирдоуси, туранцы, потомки Тура, изображены извечными антагонистами царей Иранского нагорья .

После раздела государства Фаридуна на три царства у каждого из них появилась своя символика: символом Ирана стало Солнце , символом Турана — Полумесяц :

Туранскому месяцу впредь не светить ,
Дано его солнцу Ирана затмить .

« Деравш Кавиани » стал знаменем потомков Эраджа — Кеянидов — второй династии мифических царей Ирана , а впоследствии — государственным флагом Ирана при династиях Аршакидов ( 250 до н. э. 224 год ) и Сасанидов ( 224 год 651 год ).

« Деравш Кавиани » изображён в центре Штандарта Президента Республики Таджикистан как символ долговечности и исторической преемственности национальной государственности таджикского народа .

Ахеменидская империя

Традиция использования авестийских «кавианских стягов» была продолжена в Ахеменидской империи ( 558 330 до н. э. ). Штандарт Ахеменидов упоминается Ксенофонтом в « Анабасисе » (I, X) и « Киропедии » (VII, 1, 4) как « золотой орёл, поднятый на длинное копье » . Изображения ахеменидских штандартов сохранились на настенных росписях дворца Ападана в Персеполе . При раскопках в столице Ахеменидов археологами была обнаружена металлическая пластина-штандарт красного цвета с каймой из красных, белых и зелёных треугольников, с изображением в центре золотого орла с распростёртыми крыльями, держащего в каждой лапе по золотому венку .

Металлический штандарт Ахеменидов в Иранском национальном музее.

Символическая роль золота как солнечного металла, в то время как серебро соотносится с Луной, отчётливо прослеживается в древнеиранской культуре. Символика металлов была связана с делением общества у всех иранских народов на три сословия — воинов, жрецов и свободных общинников — земледельцев и скотоводов . По этой схеме царскому, или воинскому сословию (поскольку царь — обязательно воин и происходит из воинского сословия) соответствовали золото и красный цвет , а жреческому — серебро и белый цвет . Сословию свободных общинников первоначально соответствовал голубой , а впоследствии — зелёный цвет .

При Ахеменидах иранская армия использовала различные знамёна, в том числе «драконовые». По преданию, «драконовое» знамя было заимствовано ещё Киром от ассирийцев и бытовало у персов до Дария III . Победивший последнего Александр Македонский заимствовал эту эмблему на знамени для Македонского царства , а при покорении римлянами Македонии «драконовое» знамя перешло и к потомкам Ромула . Через посредство Византии знамя продолжало бытовать на Ближнем Востоке в средние века .

В 330 до н. э. под ударами армии Александра Македонского Империя Ахеменидов прекратило существование.

Династия Аршакидов

Парфянская династия Аршакидов ( 250 до н. э. 224 год ), освободившая Иран от греко-македонской династии Селевкидов , с самого начала провозглашает связь своего рода с легендарными царями — авестийскими героями — о чём свидетельствует имя их божественного предка — Кави Аршана . Арриан упоминает также о том, что парфяне возводили свой род к ахеменидскому царю Артаксерксу II . Эта идея представить себя законными преемниками славных царей древности возникла, вероятно, ещё в начале I в. до н. э. (или ранее). Так, например, в парфянских документах, найденных в Нисе , упоминается виноградник Artaxšahrakān, который, по мнению издателей документов, «назван, вероятно, в честь легендарного предка Аршакидов Артаксеркса II» .

Штандарт Аршакидов представлял собой квадратное полотнище из кожи, на котором была изображена четырёхлучевая звезда, прикреплённое на древке копья. Древко штандарта венчала фигура золотого орла с распростёртыми крыльями, держащего в каждой лапе по одному золотому шару . Золотой орёл, очевидно, заимствован из штандарта Ахеменидов, — остальное — из «Деравш Кавиани».

При Аршакидах парфянская армия использовала различные знамёна, в том числе шёлковые «драконообразные знамёна». По данным Шахнаме , личным знаменем парфянских царей было полотнище с изображением Солнца . Государственным флагом Ирана был имперский штандарт «Деравш Кавиани» .

Сасанидская империя

Сменившая Аршакидов персидская династия Сасанидов ( 224 год 651 год ) также возводила свой род к ахеменидским царям. Связь сасанидских монархов с Ахеменидами упоминается уже в первом варианте « Книги о деяниях Ардашира Папакана », который восходит к IV в ; здесь отражена идея родственных связей основателя династии Сасана , с одной стороны с потомками Дария , с другой — с древними правителями Парса . В дальнейшем, в V в. , сасанидские шаханшахи простирают свою генеалогию к авестийским « кавиям », включая, таким образом, в свой династический цикл и династию Кеянидов .

« Деравш Кавиани » в эпоху Сасанидов представлял собой четырёхугольное полотнище с четырёхлучевой звездой на древке, увенчанном позолоченным изображением орла с распростёртыми крыльями, держащим в каждой лапе по одному золотому шару .

Государственной религией империи Сасанидов был зороастризм . Инсигнии власти сасанидских шахиншахов, прежде всего корона каждого царя, имели сложную символику, связанную с зороастризмом. Как отмечает выдающийся советский ученый-иранист В. Г. Луконин , в сасанидских коронах отразилась символика таких божеств, как Ахура Мазда , Митра , Анахита и Веретрагна , и их ипостасей в виде изображений священных животных зороастризма . Одним из таких символов был полумесяц , который изображался на коронах сасанидских шахиншахов как центральная эмблема .

После арабского завоевания Ирана в 651 году полумесяц был заимствован последующими халифами и мусульманскими правителями, в том числе османскими султанами , из-за чего в Западной Азии постепенно стал восприниматься как символ Ислама .

Стоит также отметить, ни Пророк Мухаммед , ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ.

Бухара

Флаг Бухарского эмирата при эмире Музаффаре Флаг Бухарского эмирата от начала XX века Флаг Бухарской НСР с 23 сентября 1921 г. по 14 августа 1923 г. Флаг Бухарской НСР с 14 августа 1923 г. по 19 сентября 1924 г.

Флаг Бухарского эмирата при эмире Музаффаре представлял собой прямоугольное светло-зелёное полотнище, на котором золотом вдоль древка было написано на араб. «السلطان ظل الله» ‎ (« Султан — тень Аллаха »), а вдоль свободного края — шахада на араб. «لا إله إلا الله محمد رسول الله» ‎ (« Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед Пророк Его »). Между надписями помещались золотые полумесяц и 5-конечная звезда над т. н. «рукой Фатимы» — символом пожелания счастья в исламской традиции. Кайма полотнища была оранжевая с чёрным орнаментом. Древко было зелёным и увенчивалось полумесяцем .

В Бухарском музее краеведения хранится зелёный флаг с полумесяцем, тремя звёздами и рукой Фатимы. Датируется началом XX века .

2 сентября 1920 года Бухарский эмират был ликвидирован, а на её территории возникла Бухарская Народная Советская Республика , в состав которой входили центральная, южная и юго-восточная части Таджикистана.

В соответствии со статьёй 79 Конституции БНСР, принятой и утверждённой 23 сентября 1921 года II Всебухарским Курултаем:

«Государственный флаг Б. Н. С. Р. состоит из двух параллелей сшитых полотнищ: верхнего — зелёного цвета и нижнего — красного, с изображением посреди их золотого серпа полумесяца, внутри которого находится золотая пятиконечная звезда. На верхнем зелёном полотнище в левом его углу у древка помещены буквы Б.Н.С.Р.» .

14 августа 1923 года чрезвычайная сессия Всебухарского ЦИК Советов приняла декрет № 21 «Об изменении некоторых статей Конституции Б. Н. С. Р.», которым было установлено:

«1. Внести в текст Конституции Б. Н. С. Р. нижеследующие изменения: … ж) изменить вид флага БНСР, уничтожив зелёное полотнище и оставив только красное с изображением посредине государственного Герба Б. Н. С. Р.» .

БНСР решением V Всебухарского курултая Советов от 19 сентября 1924 года была переименована в Бухарскую Социалистическую Советскую Республику . 27 октября 1924 года вторая сессия ЦИК Союза ССР своим постановлением «О национально-территориальном размежевании Средней Азии по принципу самоопределения национальностей» утвердила национально-государственное размежевание и создание новых ССР, автономной ССР и автономных областей ( Узбекской ССР с Таджикской АССР , Туркменской ССР , Кара-Киргизской и Кара-Калпакской автономных областей в составе РСФСР ; Сырдарьинская и Семиреченская области были переданы в автономную Киргизскую ССР в составе РСФСР).

Бухарская ССР была упразднена, её территория включена в состав Туркменской ССР и Узбекской ССР с входившей в её состав Таджикской АССР .

Таджикская АССР

Флаг Таджикской АССР в 1924 1928 гг. Флаг Таджикской АССР в 1929 1931 гг.

Таджикская Автономная Социалистическая Советская Республика была образована 14 октября 1924 года . В соответствии с постановлением Президиума ЦИК Таджикской АССР от 23 февраля 1929 года , Государственный флаг Таджикской АССР представлял собой красное (алое) полотнище с изображением на его левой стороне в углу у древка государственного герба Таджикской АССР.

Государственный герб Таджикской АССР состоял из золотых доса (таджикского серпа) и молота, положенных крест накрест рукоятками книзу и расположенных в лучах золотого солнца, окружённых венком из колосьев пшеницы справа и веткой хлопчатника с раскрытыми коробочками слева на оранжевом фоне. Внизу надпись на русском языке: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ». Сверху по-таджикски надпись на перс. «پرالتارهای همۀ جهان یک شوید» ‎ (« Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ») .

В соответствии со статей 105 Конституции Таджикской АССР 1929 года , Государственный флаг Таджикской АССР представлял собой красное (алое) полотнище с изображением на его левой стороне в углу у древка Государственного герба Таджикской АССР.

Государственный герб Таджикской АССР состоял из доса (таджикский серп) и молота в золоте положенных крест накрест рукоятками книзу и расположенных на пятиконечной звезде, на которой в синем небе освещено золотыми лучами золотого солнца, восходящего из-за покрытых снегом гор. Звезда окружена венцом из колосьев пшеницы справа и веткой хлопчатника с открытыми коробочками слева на оранжевом фоне. Венец перевит внизу лентой красного (алого) цвета. Под звездой надпись на русском языке: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ». Сверху звезды надпись по-таджикски на персидском письме и на латинизированном таджикском письме: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ». Внутренний рисунок герба окружен золотой лентой в виде полумесяца рожками вверх. Три надписи расположены одна над другой на этой ленте: в персидском письме, в латинизированном таджикском письме и на русском языке: « Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика ». Все эти три надписи расположены полукругом на золотой ленте в форме полумесяца .

Таджикская ССР

Флаг Таджикской ССР 04.1929-24.02.1931 Флаг Таджикской ССР 24.02.1931-04.07.1935 Флаг Таджикской ССР 04.07.1935-26.05.1936
).svg
).svg
Флаг Таджикской ССР 26.05.1936-1938 Флаг Таджикской ССР 1938-28.09 1940 Флаг Таджикской ССР (1940-1953) Флаг Таджикской ССР в 1953 1991 гг.

12 июня 1929 года ЦИК СССР своим постановлением преобразовал Таджикскую АССР в Таджикскую ССР. 16 октября 1929 года Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую ССР , 5 декабря 1929 года непосредственно вошла в СССР .

Флаг Таджикской ССР — республиканский символ Таджикской ССР . Последняя редакция флага утверждена 20 марта 1953 года .

До этого применялся красный флаг с золотыми серпом и молотом и надписью кириллицей на русском ( Таджикская ССР ) и таджикском ( РСС Тоҷикистон ) языках в левом верхнем углу.

В Конституции Таджикской ССР (1978) флаг был описан так:

«Статья 170. Государственный флаг Таджикской Советской Социалистической Республики представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырёх горизонтально расположенных цветных полос; верхней полосы красного цвета, составляющей половину ширины флага; белой полосы, составляющей одну пятую ширины флага; зелёной полосы, составляющей одну десятую ширины флага и нижней полосы, красного цвета, составляющей одну пятую ширины флага. На верхней красной части полотнища флага, у древка, изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамлённая золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине 1:2» .

Проекты флага Таджикистана 1992 года

В книге рекордов Гиннесса

В начале сентября 2011 года Таджикистан сделал свой вклад в Книгу рекордов Гиннесса . На торжественной церемонии в Душанбе, посвящённой 20-летию независимости Таджикистана, государственный флаг был вознесён на самый высокий в мире флагшток высотой 165 метров ( предыдущий рекорд высотой 162 м принадлежал Азербайджану ). Флаг имеет размеры 60 на 30 метров и весит как минимум 700 килограммов. (Эти размеры не побили рекорд Азербайджана, размеры флага которого 70 на 35 метров) . В настоящее время он занимает второе место по рекорду .

В филателии

См. также

Примечания

  1. Положение № 892 от 11 декабря 1999 года «О Государственном Флаге Республики Таджикистан» от 1 июня 2009 на Wayback Machine
  2. Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» № 10, 1993 от 21 апреля 2009 на Wayback Machine
  3. . Дата обращения: 20 апреля 2009. 27 мая 2016 года.
  4. (недоступная ссылка)
  5. Bahar, Mehrdad . Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 [1996]. ISBN 964-416-045-2 . — p. 74 (перс.)
  6. Зоолишоева Ш. Ф. Символика цвета в шугнано-рушанской национальной одежде // Языки и этнография «Крыши мира». — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005. — 112 с. — С. 39. — ISBN 5-85803-304-2 (ошибоч.)
  7. Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. М. : ИВАН СССР, Наука, 1972.
  8. По версии первых интерпретаторов, связанных с таджикскими культурологическими элитами, семь звёзд символизируют семь каршваров : Хванирас — самая большая часть суши в центре, остальные 6 по кругу: Ареза — на востоке, Сава — на западе, Фрададавш и Видадавш — на юге, Вауруджаришн и Баурубаришн — на севере (См. Bahar, Mehrdad . Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 [1996]. ISBN 964-416-045-2 . — p. 124—125 (перс.) )
  9. Шозимов П. , Год арийской цивилизации в Таджикистане: к вопросу о национальной самоидентификации. 20.09.2006 (недоступная ссылка)
  10. В таджикском языке понятия « флаг » и « знамя » обозначаются терминами « парчам » и « дирафш » соответственно. « Парчам » происходит от согд. «* parčam » (См. Hasandust, Mohammad. An etymological dictionary of Persian language. Tehran: Iranian Academy of Persian language and literature, 2004. ISBN 964-7531-28-1 . Vol. I, p. 258 (перс.) ) — « подвеска; бунчук из конских или бычьих хвостов, подвешенный под перекрестие копья или навершия стяга »(См. Советова О. С., Мухарева А. Н. ). « Дирафш » через пехл. « drafš » восходит к др.-перс. «* drafša- » , от которого также происходят авест. « drafšā- » , согд. «’rδ’šp» [ arδašf / ərδəšf ] (См. Gharib B. Sogdian Dictionary (Sogdian-Persian-English). — Tehran: Farhangan Publications, 1995. ISBN 964-5558-06-9 p. 56, #1425 (перс.) ) и бактрийское « λraφo » (См. Расторгуева В. С., Эдельман Д. И. . Этимологический словарь иранских языков. Т.2. b—d. — М.: «Вост. лит.», 2003 г. — 502 с. — стр. 348. ISBN 5-02-018124-2 )
  11. Видевдад, 1.7
  12. Ясна, 10.14
  13. Ясна, 57.25; Яшт 1.11, 4.3, 8.56
  14. Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 227
  15. Khaleghi-Motlagh, Djalal. DERAFŠ-E KĀVĪĀN. Encyclopedia Iranica. 1st Edition. 2007 от 7 апреля 2011 на Wayback Machine
  16. Существуют две версии значения названия флага. По одной версии название происходит от имени кузнеца Каве и означает « Кавиево знамя ». По другой версии название происходит от древнеиранского титула « кави » ( пехл. « кай » ), которым в « Авесте » обозначаются предводители иранских племен, и означает « знамя царей ». Во времена индоиранской общности кави были не только племенными вождями, но и верховными жрецами (то есть духовными вождями) племен. В восточноиранской мифологии « кави » — добрые « князья », представители легендарного рода, связываемого зороастрийской традицией и с именем покровителя Заратуштры — Кави Виштаспа. К титулу « кави » восходит имя легендарной династии Кайянидов. В позднейшей зороастрийской литературе « кави » часто выступает в значении « герой ». В согдийском языке « кави » сохранилось в значении « правитель, царь » (на бухарских монетах), в религиозных текстах также в значении " богатырь, герой, гигант (см. Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 223, сн. 139)
  17. Шукуров Ш. М., Шукуров Р. М., от 30 января 2011 на Wayback Machine
  18. Фирдоуси . Шахнаме . Т. III. (От сказания о Ростеме и хакане Чина до царствования Лохраспа). Пер. с фарси Ц. Б. Бану-Лахути, коммент. А. Азера и Ц. Б. Бану-Лахути. М., 1965. — с. 197—198.
  19. Закон Республики Таджикистан от 28 июля 2006 года № 192 25 октября 2007 года.
  20. . Дата обращения: 24 июня 2009. 20 ноября 2010 года.
  21. . Дата обращения: 3 декабря 2009. 31 октября 2009 года.
  22. Иранский национальный музей , экспонат № 2436
  23. Арсеньев Ю. В. О геральдических знаменах. СПб, 1911, с. 5-6. Цит. по: от 6 сентября 2010 на Wayback Machine
  24. Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116 и прим. 37
  25. Arrian. Parthica, fr. −1 — Syncellus, c. 539. Цит. по: Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116
  26. Дьяконов И. М., Лившиц В. А. Документы из Нисы I в. до н. э. (предварительные итоги работы). М., 1960. (XXV Международный конгресс востоковедов). Цит. по: Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 241
  27. Kaveh Farrokh , Angus McBride . Sassanian Elite Cavalry AD 224—642. 1st Edition. Osprey Publishing, 2005. 64 p. — p. 21 ISBN 1-84176-713-1 , ISBN 978-1-84176-713-0
  28. . Дата обращения: 10 июля 2009. 9 декабря 2017 года.
  29. Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116; прим. 40 на стр. 241: О начале этого процесса свидетельствует легенды Сасанидских монет (начиная с монет Шапура III ): в официальную титулатуру сасанидского монарха вводится титул kdy — «кайанид». Наиболее пространные «легендарные» генеалогии сасанидских царей содержится в поздних арабских переводах «Хватав-намак» и связанных с этой летописью исторических сочинениях. Возможно, что интерес сасанидской официальной истории к восточноиранскому героическому циклу именно в самом конце IV—V в. (судя по легендам монет) возникает отчасти потому, что в эту эпоху Сасаниды овладели Балхом — родиной Виштаспы и «священной землёй» зороастризма . Следует отметит, что изменения политической концепции происхождения власти в сасанидскую эпоху синхронны этапам развития зороастрийского канона. Можно предположить, что уже в V веке официальная Сасанидская история начиналась не с Сасана (как это было в эпоху царствования первых сасанидских шаханшахов, о чём свидетельствует, например, данные надписи Шапура в Каабе Зартушта и надписей Картира) и даже не с Дария , (как это было в эпоху Шапура II при создании первого варианта « Карнамака » и новой редакции зороастрийского канона, проведённой Атурпатом Михраспанданом), а с Кайанидов, что позволило в дальнейшем слить в один свод царские исторические анналы и легендарную зороастрийскую историю
  30. Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: Наука, 1987. 295 с. — стр. 153—154.
  31. Michael G. Morony , Iraq After the Muslim Conquest, Gorgias Press LLC, 2005. pp 39-40. Excerpt: Yazdegerd I (399—420) was the monarch represented with a crescent moon on the front of his crown.
  32. W.Trembicky , Flags of Non-Russian peoples under Soviet Rule, The Flag Bulletin, VIII:3, Lexington, 1969, P.121
  33. . Дата обращения: 22 июня 2009. 10 мая 2017 года.
  34. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, ф. Р-47, оп.1, д.1, л.248
  35. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, ф. Р-47, оп.1, д.186, л.26 (оборот)
  36. . Дата обращения: 22 июня 2009. 10 мая 2017 года.
  37. . Дата обращения: 20 апреля 2009. 27 мая 2016 года.
  38. . Дата обращения: 1 января 2012. 15 мая 2013 года.
  39. . Дата обращения: 20 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.

Библиография

  • Arrian . Parthica, fr. −1 — Syncellus, c. 539. Цит. по: Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр.
  • Bahar, Mehrdad. Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 [1996]. ISBN 964-416-045-2 . (перс.)
  • Gharib B. Sogdian Dictionary (Sogdian-Persian-English). — Tehran: Farhangan Publications, 1995. ISBN 964-5558-06-9 (перс.)
  • Hasandust, Mohammad. An etymological dictionary of Persian language. Tehran: Iranian Academy of Persian language and literature, 2004. ISBN 964-7531-28-1 . Vol. I, p. 258 (перс.)
  • Horn , Etymologie, no. 553; AirWb., col. 771
  • Khaleghi-Motlagh , Djalal. DERAFŠ-E KĀVĪĀN. Encyclopedia Iranica. 1st Edition. 2007.
  • Kaveh Farrokh, Angus McBride . Sassanian Elite Cavalry AD 224—642. 1st Edition. Osprey Publishing, 2005. 64 p. ISBN 1-84176-713-1 , ISBN 978-1-84176-713-0
  • Shahbazi A. Sh. Parthian Army
  • Schmitt, Rüdiger. Compendium Linguarum Iranicarum, 1989. перевод на персидский язык под ред. Хасана Резаи-Багбиди. — Тегеран: «Какнус», 1382 г. / 2004 г. ISBN 964-311-403-1 (перс.)
  • W.Trembicky , Flags of Non-Russian peoples under Soviet Rule, The Flag Bulletin, VIII:3, Lexington, 1969, P.121
  • Видевдад, 1.7
  • Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972.
  • Дьяконов И. М., Лившиц В. А. Документы из Нисы I в. до н. э. (предварительные итоги работы). М., 1960. (XXV Международный конгресс востоковедов).
  • Зоолишоева Ш. Ф. Символика цвета в шугнано-рушанской национальной одежде // Языки и этнография «Крыши мира». СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005. — 112 с. — ISBN 5-85803-304-2 (ошибоч.)
  • Ксенофонт , Анабасис. Кинга I, Глава X.
  • Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998.
  • Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр.
  • Ревницев М. В. К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан // «Гербовед» № 63, 3’2003. 160 стр., 8 цв. вкл. — С. 79-84.
  • Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» № 10, 1993.
  • Советова О. С., Мухарева А. Н. Об использовании знамён в военном деле средневековых кочевников (по изобразительным источникам) // Археология Южной Сибири. Вып. 23. (Сб. к 60-летию В. В. Боброва) Кемерово: 2005.
  • Шозимов П. , Год арийской цивилизации в Таджикистане: к вопросу о национальной самоидентификации. 20.09.2006
  • Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, ф. Р-47, оп.1, д.1, л.248
  • Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, ф. Р-47, оп.1, д.186, л.26 (оборот)
  • Ясна, 10.14
  • Ясна, 57.25; Яшт 1.11, 4.3, 8.56

Ссылки

  • (vexillographia.ru)
Источник —

Same as Флаг Таджикистана