Interested Article - Боссе, Гаральд Андреевич

Гаральд Юлиус Боссе (в русских текстах Гаральд Андреевич , Гаральд Эрнестович , Юлий Андреевич , нем. Harald Julius von Bosse ; 17 (29) сентября 1812 , Рига , Лифляндская губерния , Российская империя 26 февраля ( 10 марта ) 1894 , Дрезден , Саксония , Германская империя ) — архитектор и художник периода эклектики , живший и работавший в Российской империи . Академик и профессор Императорской Академии художеств , статский советник .

Биография

Гаральд-Юлиус Эрнестов сын родился 17 (29) сентября 1812 года в Лифляндской губернии , в семье рижского профессора живописи и гравёра , чей дед перебрался в Россию из Галле на Заале в 1726 году .

Г. Боссе начинал учёбу в 1828 году в Дрезденской академии (Dresdner Akademie) у Готфрида Земпера . Заканчивал архитектурное образование в 1829—1831 годах в Дармштадте у придворного директора строений Георга Моллера

Переехал в Санкт-Петербург в 1831 и начал работать чертёжником у А. П. Брюллова . Получил звания от Императорской Академии художеств :

С 1851 года работал в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Руководил практикой учащихся Строительного училища . Его ученики: К. К. Андерсон, Л. Ф. Фонтана, Н. А. Гаккель, Р. А. Гёдике , М. А. Макаров .

С 1851 по 1854 год работал в Риге. С 1854 года — надворный советник. В 1858 году назначен архитектором Императорского двора; получил чин коллежского советника. В 1862 году — статского советника и был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. С 1870 года — член Петербургского общества архитекторов .

Боссе занимал дом 15 на 4-й линии Васильевского острова , построенный в 1847—1849 годах по его собственному проекту. С 1863 года жил с семьёй и работал в Германии, в Дрездене . Принадлежал к реформатской церковной общине Дрездена. Скончался 26 февраля (10 марта) 1894 года, на 82-м году жизни в Дрездене , где и похоронен на кладбище Троицы ( фотография могилы ).

Информация

Гаральд-Юлиус Эрнестович Боссе, 1812—1894, академик и профессор Императорской Академии художеств, статский советник, кавалер ордена Св. Анны 2-й ст., 2 апреля 1865 г. жалован дипломом на потомственное дворянское достоинство.

ДС, книга II, № 65

• Подлинник диплома: Архив внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации (АВПРИ МИД РФ). Ф.Трактаты. Оп.6. Д.27. (Жалованная грамота императора Александра II художнику Г.-Ю. Э. Боссе на дворянство 2/14 апреля 1865 г.)

Творческий метод

Согласно эстетике периода историзма архитектор Боссе пробовал свои силы в разных «исторических стилях». В проектах загородных жилых домов конца 1830-х — середины 1840-х годов он работал преимущественно «в стиле английского коттеджа с использованием элементов готического декора» .

Индивидуальный стиль архитектора претерпевал эволюцию, также в соответствии с тенденциями эпохи, от строгого классицизма к стилю неоренессанса . В стиле неоренессанса с характерными брамантовыми окнами построен Дом И. В. Пашкова на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге (1841—1844), схожим образом оформлены фасады жилых домов по Большой Конюшенной улице, особняка Е. П. Салтыковой на Большой Морской, особняков М. В. Кочубея и А. А. Половцова. В фасаде особняка князя М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре (так называемый « Дом с маврами ») архитектор Боссе, вероятно, под влиянием произведений своего учителя Готфрида Земпера в Дрездене, дал пример « безордерного ренессанса »: большие арочные окна, занимающие почти всю поверхность стены, дополнены рустовкой первого яруса и поясом арочек-машикулей в верхней части . Причём интерьеры этого здания оформлены в разных неостилях: парадная лестница в стиле необарокко , танцевальный зал в стиле неорококо , остальные комнаты: в византийском, мавританском, готическом стилях.

В другом особняке, князя Л. В. Кочубея на ул. Чайковского, фасад также оформлен в стиле неоренессанса с большими двойными венецианскими окнами , машикулями и рустовкой первого этажа, а интерьеры — «в стиле рокайля».

Фасад дома Е. М. Бутурлиной на улице Чайковского представляет собой один из самых ярких примеров «второго барокко» в Санкт-Петербурге. Недаром, многие, незнакомые с историей архитектуры, принимают эту постройку за творение Б. Ф. Растрелли XVIII века . В проекте немецкой Реформатской церкви (1862—1865; здание не сохранилось) Г. Боссе создал «собирательный образ» многих памятников протестантских стран Северной Европы с элементами романо-готического стиля и высокой башней с шатровым навершием .

Многие постройки Боссе выполнял в стиле неоготики. Перестраивая, созданный А. П. Брюлловым , Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце, Боссе выбрал стиль рококо, причём изначальный синий колорит сменил ярко-алым шёлком и вызолоченными деталями . Таков был творческий метод архитектора, предвещавший новые стилевые поиски эпохи модерна .

Известные работы

Проекты

  • Загородный особняк кн. М. Г. Разумовской в Петергофе (1834)
  • Дача графини А. Г. Лаваль на Аптекарском острове в Петербурге (1835)
  • Рыцарский дом в Гельсингфорсе (Хельсинки) (1848)
  • Загородная вилла Вёрмана под Ригой (1850-е годы)
  • Постоянная выставка Российского общества садоводства в Петербурге (1850-е годы)

Перестройки

Примечания

  1. , с. 297.
  2. См. даты жизни на надгробии .
  3. Т. Е. Тыжненко. Новаторство архитектурного творчества Г. Э. Боссе, в сб.: Памятники культуры: Новые открытия, Ежегодник 1989, М, 1990.
  4. Иванова Н. И. Немецкие предприниматели в Санкт-Петербурге XVIII—XX вв. СПб, 2002.
  5. Der Architekt Harald Julius von Bosse (anlässlich des 200. Geburtstages). — URL: от 21 июля 2021 на Wayback Machine
  6. Harald Julius von Bosse im Stadtwiki Dresdenhttps. — URL: www.stadtwikidd.de/wiki/Harald_Julius_von_Bosse
  7. Профессор Ю. А. Боссе (некролог) // Неделя строителя (прибавление к журналу «Зодчий»), 1894, № 10 от 6 марта, с. 46
  8. . Дата обращения: 21 октября 2022. 20 октября 2022 года.
  9. Тыжненко Т. Е. Гаральд Боссе // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века. Составитель В. Г. Исаченко. — СПб.: Лениздат, 1998. — С. 343
  10. Власов В. Г. «Неоренессанс» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 191
  11. Бурдяло А. В. Необарокко в архитектуре Петербурга. — СПб.: Искусство — СПб., 2002
  12. . Дата обращения: 21 июля 2021. 21 июля 2021 года.
  13. Петрова Т. А. Комнаты императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007
  14. Типография Хомского. СПб, 1894.
  15. Юрий Никитин. (недоступная ссылка) . « Новые Известия », 21 Февраля 2008 года
  16. Караваева, Анастасия. // Томск magazine. — 2005. — Сентябрь ( № 4 ). — С. 24—26 . 29 августа 2022 года.
  17. .
  18. .
  19. Громыко, Н. . «Бумага» (21 декабря 2012). Дата обращения: 30 ноября 2019. 30 ноября 2019 года.

Литература

  • Андреева В. И. Гаральд Боссе. — СПб. : Коло , 2009. — 288 с.
  • Андреева В. И., Герасимов В. В. Михайловская дача. От резиденции великого князя к … // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. Санкт-Петербург. № 4. 2005. С.50.
  • Андреева В. И., Герасимов В. В. Декоративное оформление придворцовой территории на Михайловской даче // 300 лет Петергофской дороге. 300 лет Ораниенбауму. История. Реставрация. Музеефикация: Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф»,2011 (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI.II) — СПб.: — Издательство «Европейский Дом», 2012. С.122.
  • Андреева В. И., Герасимов В. В. Знаменская дача великого князя Николая Николаевича в акварелях И. И. Шарлеманя // Сады и парки. Энциклопедия стиля: материалы XXV Царскосельской научной конференции: в 2 ч. Часть 1. СПб., 2019. С. 5.
  • Герасимов В.. Сад на верхней террасе Стрельнинского дворца // Сады и парки. Энциклопедия стиля: материалы XXV Царскосельской научной конференции: в 2 ч. Часть 1. СПб., 2019. С. 202.
  • Герасимов В. В. Два интерьера дома В. Н. Карамзина в Петербурге. Атрибуция неизвестных акварелей А. А. Редковского из собрания Государственного исторического музея // Атрибуция, история и судьба предметов из музейных коллекций: сборник докладов научной конференции Кучумовские чтения / Государственный музей-заповедник «Павловск»; под общей редакцией Р. Р. Гафифуллина. — Санкт-Петербург: ГМЗ «Павловск», 2021. — 280 с.: ил. С. 94.
  • С. Н. Кондаков. . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 297. — 459 с.
  • Кириков Б. М. , Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов: От барокко до авангарда. СПб., 2002. С. 134—141.
  • Чеканова О. А. Статья « » на сайте «Энциклопедия Санкт-Петербурга»
  • Чеканова О. А. Приемы организации внутреннего пространства в постройках архитектора Г. А. Боссе // Тез. докл. науч. сессии «Архитектурное и декоративное решение русского интерьера XVIII — середины XIX вв.» / Гос. Эрмитаж. Л., 1968. С. 15—16
  • В. Андреева, М. Андреев. в энциклопедии «Немцы России».
  • Пунин А. Л. Культовые постройки: церкви, часовни, монастыри // Архитектура Петербурга середины XIX века. — Ленинград: Лениздат, 1990. — ISBN 5-289-00602-8 .
  • Зуев Г. Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта / под ред. Середнякова В. Н. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03392-5 .

Из энциклопедии «Немцы России»:

  • Профессор Г. А. Боссе // «Зодчий», 1894, № 12
  • Н. Ф. Xомутецкий. Боссе Г. А., в сб.: XV-я научная конференция ЛИСИ, Л., 1957, с. 191—195.
  • В. И. Андреева. В ряду отличнейших мастеров, «Ленинградская панорама», 1987, № 9.
  • В. И. Андреева. Г. Э. Боссе — архитектор-новатор, «Архитектура СССР», 1988, № 1.
  • В. И. Андреева. Страницы творчества архитектора Г. Боссе: Петербургские особняки, в кн.: Петербургские чтения, в. 95, СПБ, 1995.
  • Т. Е. Тыжненко. Пластика фасадов, изящество интерьеров, «Ленинградская панорама», 1987, № 9.
  • Т. Е. Тыжненко. Новаторство архитектурного творчества Г. Э. Боссе, в сб.: Памятники культуры: Новые открытия, Ежегодник 1989, М, 1990.
  • В. И. Андреева, Ю. И. Китнер. «Финляндская» тема в творчестве архитектора Г. Э. Боссе (к 100-летию со дня смерти Г. Э. Боссе), в сб.: Памятники культуры: Новые открытия, Ежегодник 1996, М., 1996.
Источник —

Same as Боссе, Гаральд Андреевич