Interested Article - Бардопоклонство

Гравюра скульптуры Шекспира у входа в . Скульптура находится в бывшем саду дома Шекспира New Place в Стратфорде

Бардопоклонство — чрезмерное преклонение перед Уильямом Шекспиром . Шекспир был известен под именем «Бард» с XVIII века. . Боготворящий Шекспира называется словом бардопоклонник. Термин бардолатрия , образованный от шекспировского прозвища «Эйвонский бард» («the Bard of Avon») и греческого слова latria «преклонение» (наподобие идолопоклонства , то есть поклонение идолам), был выдуман Джорджем Бернардом Шоу в предисловии к сборнику опубликованному в 1901 г. Шоу заявил, что не любит Шекспира-мыслителя и философа, поскольку Шоу считал, что Шекспир не занимается социальными проблемами, как это делает Шоу в своих пьесах .

Истоки

Джордж Ромни «Младенец Шекспир в сопровождении Природы и Страстей» , ок. 1791—1792 гг., здесь представлено романтическое представление о природном гении Шекспира.

Самые ранние упоминания об обожествлении Шекспира встречаются в анонимной пьесе « » , написанной при жизни поэта. Персонаж, любящий поэзию, говорит, что он получит картину Шекспира для своего исследования и что он будет «боготворить милого мистера Шекспира и в его честь положу под подушку его Венеру и Адониса , как мы и читаем об этом — не очень хорошо помню его имя, но уверен, что он был король — спал с Гомером под изголовьем его кровати». Однако этот персонаж здесь высмеивается как глупый любитель чувственной, а не серьёзной литературы.

Серьёзное отношение к бардопоклонству берёт начало в середине XVIII в., когда Сэмюэл Джонсон назвал произведение Шекспира «картой жизни» («a map of life») . В 1769 г. актёр Дэвид Гаррик , открывая статую Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне во время , прочитал стихотворение, кульминацией которого были слова «Это он, это он, / Бог нашего идолопоклонства» («'tis he, 'tis he, / The God of our idolatry») . Гаррик также построил и храм Шекспиру в своём доме в Хэмптоне. Данный феномен получил развитие в эпоху романтизма, когда Сэмюэл Тейлор Кольридж , Джон Китс , Уильям Хэзлитт и другие описывали Шекспира трансцендентным гением. Отвращение Шоу к такому отношению к Шекспиру предвосхищается нападками Уильяма Каупера на весь фестиваль Гаррика как кощунственный в стихотворении « » (1785).

Вольтер

Вольтер побывал в Англии в 1726 г. и несколько раз посещал Королевский театр на Друри-Лейн , где видел несколько пьес Шекспира. Он провозгласил Шекспира гениальным писателем. Он был главным пропагандистом произведений Шекспира во Франции и перевёл на французский язык первые три действия Юлия Цезаря . Продвигая, переводя и распространяя его тексты, он заложил основу культа Шекспира. Позже Вольтер пытался бороться с культом, называя Шекспира варваром и отвергая культ как «простое бардопоклонство» и критикуя его понимание законов искусства, но идеалы культа уже начали распространяться .

Викторианское бардопоклонство

Томас Наст , этюд «Бессмертного света гения» , 1895.

Это явление сделалось важным в викторианскую эпоху , когда многие писатели считали произведения Шекспира светским эквивалентом или заменой Библии . «Этот король Шекспир, — писал эссеист Томас Карлайл в 1840 г., — разве он не сияет в коронованной власти над всеми нами, как самый благородный, самый нежный, но и самый сильный из знаков единства; нерушимый» («This King Shakespeare, does not he shine, in crowned sovereignty, over us all, as the noblest, gentlest, yet strongest of rallying signs; indestructible») .

Существенной характеристикой бардопоклонства является то, что Шекспир представлен не только величайшим из когда-либо живших писателей, но и высшим умом, величайшим психологом и наиболее точным описанием человеческого состояния и опыта. Другими словами, бардопоклонство определяет Шекспира в качестве мастера всего человеческого опыта и его интеллектуального анализа . Как заявил Карлайл,

Об этом нашем Шекспире мнение, которое иногда приходится слышать несколько идолопоклоннически выраженным, на самом деле верное; я думаю, что лучшее суждение не только об этой стране, но и о Европе в целом постепенно указывает на вывод, что Шекспир до сих пор был главным из всех поэтов; величайший ум, который в нашем письменном мире оставил память о себе в литературе. В общем, я не знаю такой силы видения, такой способности мыслить, если мы возьмём все её признаки, ни у одного другого человека. Такое спокойствие глубины; спокойная радостная сила; всё изображено в этой великой душе его так верно и ясно, как в безмятежном бездонном море!

Скептические взгляды Шоу возникли в ответ именно на такие идеи. Шоу желал демифологизировать Шекспира. Он подчёркивал, что Шекспир был способен как на блестящие, так и на банальные мысль, что и было с юмором сделано в его поздней кукольной пьесе « » , где он сравнивает работу Шекспира со своей собственной. Он недвусмысленно утверждал, что Шекспир был великим поэтом, даже однажды назвал его «очень великим писателем», и похвалил за использование т. н. «словесной музыки» . Он также заявил: «Никто никогда не напишет трагедии лучше, чем „Лир“ ». Однако он также написал в письме к миссис Патрик Кэмпбелл : «О, каким же проклятым дураком был Шекспир!» («Oh, what a damned fool Shakespeare was!») И жаловался на его «чудовищную риторическую болтовню, его невыносимые банальности, его сентенциозное сочетание готовых размышлений с полным интеллектуальным бесплодием» («monstrous rhetorical fustian, his unbearable platitudes, his sententious combination of ready reflections with complete intellectual sterility») .

Гарольд Блум

Критик Гарольд Блум возродил бардопоклонство в своей книге 1998 г. «Шекспир: изобретение человека» , где Блум даёт анализ каждой из 38 пьес Шекспира, «двадцать четыре из которых являются шедеврами». В книге Блума, написанной в помощь обычному читателю и театралу, утверждается, что бардопоклонство «должно быть ещё более светской религией, чем оно уже есть на сегодняшний день». В своей работе он утверждает, что Шекспир «изобрёл» человечество, так как предписал ныне распространенную практику «подслушивания» самого себя, которая и стимулирует внутреннее психологическое развитие. Кроме того, он принимает представление об истинной реальности персонажей Шекспира, рассматривая их как «настоящих людей» в том смысле, что они изменили сознание и способы восприятия не только читателей, но и большинства людей в западной культуре.

См. также

Комментарии

  1. , Act 4, scene 1.

Примечания

  1. (англ.) . Oxford Reference . Дата обращения: 14 апреля 2023. 14 апреля 2023 года.
  2. , p. 23.
  3. , p. xxxi.
  4. , p. 5.
  5. .
  6. , p. 6.
  7. .
  8. , p. 113.
  9. , p. 105.
  10. от 11 декабря 2022 на Wayback Machine . 5 December 2002. ISBN 978-0521775397 .
  11. , p. 37.
  12. .
  13. , pp. 95–96.
  14. , p. 168.
  15. , pp. 25–26.

Литература

  • Carlyle, Thomas. The Hero as Poet. Dante; Shakespeare // On Heroes, Hero-Worship, and The Heroic in History. — London : , 1840. — P. 73–106.
  • Dobson, Michael. . — Oxford : Clarendon Press , 1992. — ISBN 978-0191591716 .
  • Karlin, Daniel. The Figure of the Singer. — Oxford : Oxford University Press , 2013. — ISBN 978-0199213986 .
  • Lenker, Lagretta Tallent. . — Connecticut : Greenwood Press , 2001. — ISBN 0-313-31754-2 .
  • Levin, H (1975). . . . 26 (2): 99—112. doi : . JSTOR .
  • Mason, Hadyn (1995). "Voltaire versus Shakespeare: The Lettre À L'Académie Française (1776)". . . 18 (2): 173—184. doi : .
  • (англ.) . Royal Shakespeare Company Michigan Residency 2006 . University of Michigan (2006). Дата обращения: 21 декабря 2007. 17 декабря 2007 года.
  • Sawyer, Robert. . — New Jersey : , 2003. — ISBN 0-8386-3970-4 .
  • Shaw, G. Bernard. A Letter from Mr. G. Bernard Shaw // . — New York and London : , 1906. — P. –169.
  • Shaw, George Bernard. Three Plays for Puritans. — , 2003. — ISBN 978-0809533855 .
  • Smith, Emma. Shakespeare's Tragedies. — Oxford : Blackwell , 2004. — ISBN 0-631-22010-0 .
  • Webster, Margaret. . — Dover Publications , 2000. — ISBN 978-0486410975 .
Источник —

Same as Бардопоклонство