Interested Article - Кулич

Кули́ч (из ср.-греч. κουλλίκι(ον) , от др.-греч. κόλλιξ — «хлеб круглой или овальной формы») — русское название . У восточных славян праздничный хлеб был круглым и высоким, сверху на нём делались украшения из теста. Цилиндрическая форма кулича связана с церковной практикой выпекать артос .

Описание

Варианты украшения кулича

Кулич — дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине и форме, но традиционно чаще всего [ уточнить ] высокие, округлые. У поляков Великопольши аналогом куличей были «бабы», или «бабки» ( польск. baby, babki ) — небольшие сдобные пасхальные хлебы, сделанные из пшеничной муки [ значимость факта? ] .

Делается в форме цилиндра из теста , часто с изюмом , сверху украшается сахарной пудрой или глазурью . В качестве специй применяются: ваниль , кардамон , мускатный орех .

В различных регионах России куличи выпекали в разных формах (например в Вологодской губернии в форме раскрытого ягодного пирога), но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры (о сходстве с артосом см. ниже) и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла.

Существует традиция освящать куличи, а также пасхи , пасхальные яйца и другие праздничные угощения к окончанию Великого поста . Обычно это происходит в Великую субботу , но в некоторых храмах может происходить и после праздничного пасхального богослужения .

Куличом разговлялись после окончания пасхального богослужения : иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.

Происхождение

Освящение пасок во Львове ( Западная Украина )
Артос на аналое перед отверстыми Царскими вратами

Кулич является подобием церковного артоса — большого квасного хлеба , его народной, «домашней» репликой . В русской практике артос представляет собой высокий цилиндрический хлеб, освящаемый в первый день Пасхи , на литургии после заамвонной молитвы , который раздаётся верующим в после чтения молитвы и раздробления .

По мнению В. Г. Холодной, на кулич повлияла славянская традиция весенней обрядовой выпечки. Пасхальный кулич выступал в роли обрядового хлеба, который выпекали обычно в преддверии посевных работ из кислого, заквашенного теста. Этот сакральный хлеб крестьяне использовали в продуцирующих и охранительных обрядах, его остатки — в гаданиях об урожае и приплоде скота .

В. В. Похлёбкин считает, что раньше на Руси куличи могли печь два-три раза в год, то есть не только на Пасху, по самым большим праздникам .

Название

Иван Билибин . Кулич-город : « Стоит Кулич-Город, величается, Над другими городами восхваляется, А и нет меня славней места! Весь я — творог да тесто », между 1911 и 1912

В русских говорах встречаются и другие названия — кули́ца и кули́чка (пск.), хотя слово кули́чка употребляется и в значении « ватрушка » — владим., костр., яросл., « крендель из пресного теста» — яросл., «свадебный пирог », «стол после венца» — рост.-яросл.

В украинском языке и в южнорусских диалектах для обозначения кулича используется название паска . Хотя иногда паска противопоставляется куличу наличием украшений из теста и отсутствием глазури , фактически она зачастую неотличима от кулича как по рецепту , так и по внешнему виду (см., например, фотографию пасок в киевском магазине).

См. также

Примечания

  1. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  2. Этимологический словарь русского языка Крылова Г. А.
  3. , с. 421.
  4. .
  5. Оксана Головко. от 22 апреля 2016 на Wayback Machine // Православие и мир , 9 апреля 2015 г.
  6. М. С. Желтов, Ю. И. Рубан. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 470—472. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  7. , с. 2–5.
  8. . РЭМ . Дата обращения: 25 июля 2014. Архивировано из 26 декабря 2017 года.
  9. , с. 452.
  10. (недоступная ссылка) // Словари ABBYY Lingvo (Ru-Uk)
  11. от 21 сентября 2016 на Wayback Machine // Сайт мам Ставрополья
  12. от 8 июня 2016 на Wayback Machine // МирТесен
  13. от 30 апреля 2017 на Wayback Machine // SMACHNI-RECEPTI.PP.UA

Литература

  • Кулич // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / под ред. А. И. Ревина . — М. : Советская энциклопедия, 1960. — Т. 1. — С. 307—308. — 770 с.
  • Ратушный А. С. Кулич // Всё о еде от А до Я: Энциклопедия. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — С. 201—202. — 440 с. — 300 экз. ISBN 978-5-394-02484-9 .
  • Агапкина Т. А. Прагматика и функции пасхального хлеба (региональный аспект) // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. — М. , 2014. — № 2 . — С. 2—5 . — ISSN .
  • Хлеб пасхальный / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 421–424. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
  • Похлёбкин В. В. . — М. : Центрполиграф, 2004. — 640 с. — (Классика кулинарного искусства). — ISBN 5-9524-0718-8 .
  • Черных П. Я. . — 3-е изд., стереотип. — М. : Рус. язык, 1999. — Т. 1: А – Пантомима. — С. 452–453. — 624 с. — ISBN 5-200-02685-7 .
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880. — Т. 1.
  • Кулич // Культура питания. Энциклопедический справочник / Под ред. И. А. Чаховского. — 3-е издание. — Мн. : « Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки », 1993. — С. 144. — 540 с. — ISBN 5-85700-122-6 .

Ссылки

  • — статья на сайте Российского Этнографического музея
Источник —

Same as Кулич