Interested Article - Айрумы

Айрум (Ганджинский уезд, селение Гядамиш)

Айрумы ( азерб. Ayrımlar ; самоназвание — айрым тюркское племя, этнографическая группа азербайджанцев , живущая на западе Азербайджана , в горной местности, от озера Гёйгёль до реки Акстафы . Говорят на айрумском говоре западной диалектной группы азербайджанского языка . По религии — мусульмане- шииты .

Происхождение

По происхождению айрумов имеются разные противоречивые свидетельства.

По преданию, айрумы считают себя одним из огузских племён и утверждают: «Я айрым, а не айрымлы» (или «айрумлу») .

По мнению азербайджанского исследователя М. Велиева-Бахарлы , предками айрумов были малоазийские тюрки, которые после разгрома их государства в Анатолии в 1301 году нашли убежище в пределах Закавказья.

Востоковед В. Ф. Минорский и советский историк И. И. Мещанинов полагали, что айрумы переселились из Персии во время персидско-турецкой войны в XVII веке.

Советские учёные А. Алекперов , В. П. Кобычев и Г. Д. Агаев предполагали, что айрумы являются исламизированными и тюркизированными потомками арменизированных кавказских албан и части армян . Данная гипотеза была подвергнута критике как не находящая «подтверждения в исторической действительности» .

Согласно Большой российской энциклопедии , айрумы могут быть потомками тюркизированных православных армян, а их название восходит к армянскому хай-хором (букв. — армяно-греки) . Советский азербайджанский автор А. Гусейнзаде ранее (1970-е годы) подверг критике эту теорию:

В литературе существует пока ничем не подтвержденная версия, согласно которой прототипом племенного названия айрум является армянское выражение «хай-хором» («армяне-греки»). Этому предположению противоречат следующие факты: согласно памятнику «Китабче-и таифе-и айрумлу», айрумы входили в число тех туркменов-огузов, которые были переселены Хулагу-ханом (1256—1265 гг.) из Сред­ней Азии в Сирию. При Тимуре (1370—1405) они были вновь переселены из Малой Азии (Рум) в Иран, где получили новое наименование — айрумлу. Часть из этих переселен­цев — каджары были расселены в зонах Карабага и Гянджи (ныне Кировабад), а айрумы, в те времена именовавшиеся румлу (то есть «малоазиатцы»), были оставлены в районах Шурагель и Эривань (Ереван).

Согласно последнему, названия родов айрумлу: дашанлу, имирли, агсахлу и экинчи также невозможно отнести к армянским этнонимам .

Гусейнзаде отмечал, что «… айрумы не только по языку, но и по всем традициям духовной и материальной куль­туры и быта являются азербайджанцами и по сей день сохраняют в своей среде огузские фольклорные мотивы» .

Среди айрумов имелось значительное число азербайджанцев-выходцев из южного Азербайджана (Иран) . Они являлись мелкими торговцами, муллами, сейидами и другими. В Кедабеке занимались торговлей и трудились на медеплавильном предприятии братьев Сименс . Подчас заводя семьи, воспринимая нравы и обычаи айрумов, они также влияли на них, в частности на айрумскую одежду .

Язык

Айрумы говорят на айрумском говоре азербайджанского языка. Относительно говора подчёркивалось: «В диалектах и говорах азербайджанского языка сохранились некоторые древние формы, отсутствующие во многих современных тюркских языках. В этом отношении особенно характерен айрумский говор, в котором в большей мере, нежели в других диалектах и говорах, представ­лены лексические, фонетические и грамматические реликты, характерные для древнего состояния азербайджанского языка» .

Наряду с этим в айрумском говоре встречаются кипчакские элементы , присущие также кубинскому, бакинскому, шемахинскому, нухинскому диалектам, а также закатало-кахскому и джебраильскому говорам азербайджанского языка .

Советский лингвист-востоковед и тюрколог Нинель Гаджиева также указывает на наличие очевидных кыпчакских признаков в айрумском говоре .

Расселение

Немецкий путешественник Адам Олеарий , посетивший Дербент в 1638 году, указывал среди жителей города представителей племён аюрумлу и койдурша…. .

По административному делению времён Российской империи основная масса айрумского населения обитала в Елизаветпольском уезде (он делился на шесть магалов, из которых Айрумский магал составляли в основном айрумские селения), в Джеванширском уезде — Айрумы, Саатлы; в Казахском — Боганис-Айрум, Полад-Айрум, Шиник-Айрум; в Джевадском — Саатлы ; в Ленкоранском — Ахсахлы; в Нухинском — Чолахлы .

В настоящее время айрумы живут на западе современной Республики Азербайджан и населяют следующие районы: Кедабекский , Дашкесанский , а также в районах Акстафы , Гёк-Гёля , Казаха , и вокруг города Гянджа. До конца 1980-х жили так же на севере Армении (Ноемберянский, Иджеванский, Бердский районы) . Данные советского времени также указывали в качестве мест проживания айрумов Казахский, Кельбаджарский , Шаумяновский , Ханларский , Товузский районы Азербайджанской ССР .

В Газахском районе Азербайджана расположены сёла Гушчу Айрым ( азерб. Quşçu Ayrım ), и Баганис Айрым (азерб. Bağanis Ayrım), в Бардинском районе — село Саатлы (азерб. Saatlı), в Шамкирским районе — село Новая Гёйча (азерб. Yeni Göyçə), в Товузском — село Молла Айрым, а в Кельбаджарском — Ашагы Айрым ( азерб. Aşağı Ayrım ) и Юхары Айрым (азерб. Yuxarı Ayrım), в Армении город Айрум , несущие в названии память о населявших её айрумах.

Антропология

По наблюдениям К. Каракашлы айрумы сильно различаются по внешнему облику. Среди них имеются темноглазые брюнеты и голубоглазые блондины. Ещё одна особенная черта антропологического облика айрумов — это большие различия по росту. Особенно высокие из них живут в селе Чырахлы .

История

В конце XVI века айрумы разделились на две части: одна переселилась на территорию Персидского Азербайджана и здесь получила от шаха Аббаса название шахсеван , а другая осталась на старом месте и образовала несколько родов или колен: айрумы, саатлы, ахсахлы или чолахлы . Ушедшие в Персидский Азербайджан айрумы заняли в нём Ардебильскую провинцию. Отсюда они впоследствии перешли в пределы Закавказья и первоначально основались на Мугани , потом рассеялись по всему Азербайджану .

После Туркманчайского договора 1828 года, согласно которому Персия уступила России Эривань и Нахичевань , Аббас-Мирза , наследный принц, который ценил боеспособность тюркских племён, воодушевлённый несколькими тюркскими племенами, обитавшими в регионе, позволил поселиться им в южной части реки Аракс , предлагая им в качестве награды плодородные земли и сочные пастбища. Одно из них было племя айрумов, которые переехали из владений своих предков в непосредственной близости от Гюмри (ныне — город в Армении ) в Аваджыг, район к западу от Маку .

Известные представители

Из айрумов происходили:

См. также

Примечания

  1. , с. 3.
  2. P. Oberling. (англ.) // Encyclopædia Iranica . — 1987. — Vol. III . — P. 151—152 . 18 мая 2022 года.
  3. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Агаев Г. Д. // Этническая ономастика : сборник статей. — М. : Наука , 1984.

    Можно прийти к выводу, что айрумы представляют co6oй тюркизированных и исламизированных потомков армянизированных албанцев и части армян, которые после раздела Армении в конце VI в. оказались в пограничном районе с византийской стороны и для которых использовалось наименование айрум, означавшее армян, подданных Византии.

  5. , с. 6.
  6. К. Т. Каракашлы. Из истории общественного строя населения Малого Кавказа // Азербайджанский этнографический сборник. — 1965. — № 2 . — С. 62 .
  7. , с. 26.
  8. К. Т. Каракашлы. Из истории общественного строя населения Малого Кавказа // Азербайджанский этнографический сборник. — 1965. — № 2 . — С. 63 .
  9. С. 184. Изд-во Академии наук СССР (1961). Дата обращения: 13 февраля 2017.
  10. Гусейнзаде А. Параллели огузских этнонимов в современной топонимии Азербайджанской ССР // Советская тюркология. — Б. , 1977. — № 4 . — С. 49 .
  11. , с. 163,164.
  12. Садыхов Б. П. Об употреблении некоторых аффиксов в айрумском говоре азербайджанского языка // Советская тюркология. — Баку, 1981. — № 5 . — С. 63 .
  13. Садыхов Б. П. О некоторых кыпчахских элементах в айрумском говоре азербайджанского языка // Вопросы диалектологии тюркских языков. — Б. : Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1966. — Т. 4 . — С. 178—181 .
  14. Гаджиева Н. З. Тюркоязычные ареалы Кавказа. — М. : Наука, 1979. — С. 246.
  15. Гаджиева С. Ш. . — Наука, 1990. — С. 17. — ISBN 5-02-016761-4 . 23 января 2022 года.

    В верхней части этого города он находит жителей, известных под племенными названиями аюрумлу (айрумы.— С. Г.) и койдурша. Средняя же часть города, по его данным, была заселена персами, а нижняя часть — греками

  16. Большая Советская Энциклопедия . — 2-е изд.. — М. , 1949. — Т. 1. — С. 556.
  17. Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Баку: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1976. — Т. 1. — С. 197.
  18. . Дата обращения: 30 января 2010. 11 мая 2006 года.
  19. Каракашлы К. Об айрумах. — Б. : «Издание Общества Обследования и Изучения Азербайджана», 1929. — С. 40.
  20. Dadaş Mammedov. (азерб.) . www.wiki-data.az-az.nina.az (9 ноября 2021). Дата обращения: 21 января 2023. 21 января 2023 года.
  21. от 29 января 2018 на Wayback Machine — I.B.Tauris, 2001. — P. 163. (англ.)
  22. Тимкин Ю. Н. . 18 мая 2021 года.
  23. Алиев С. М. История Ирана XX век. — М. : «Крафт+», 2004. — С. 190, 191. — ISBN 5-89282-184-6 , 5-93675-075-2.

Литература

  • Мамедли А. Соловьева Л. Т. Азербайджанцы. — М. : Наука, 2017. — 708 с.
  • Каракашлы К. Т. Материальная культура Азербайджанцев северо-восточной и центральной зон малого Кавказа. — Б. : Академия наук Азербайджанской ССР, 1964. — 283 с.

Ссылки

  • в Encyclopædia Iranica
  • Данные этнотопонимии о расселении тюркоязычных племен в Азербайджане XI—XV вв. (часть 1).
Источник —

Same as Айрумы