Interested Article - Кинематограф Туркменистана

Кинематограф Туркменистана киноискусство и киноиндустрия Туркменистане .

Уполномоченным государственным органом в области кинематографии является Министерство культуры Туркменистана .

Основной производящей кинокомпанией в Туркменистане является объединение «Туркменфильм» имени Огуз хана.

Правовые, организационные и другие основы деятельности в области кинематографии в Туркменистане регулирует Закон Туркменистана «О кинематографии» от 18 июня 2016 года.

Зарождение кинематографа

Туркменская кинематография, как и всё советское кино, начиналась с кинохроники. Первый хроникальный фильм — «Провозглашение Туркменской ССР» (Сергей Лебедев и Борис Баш, 1925 ) был создан операторами « Севзапкино » . В 1926 по решению СНК Туркменской ССР в Полторацке (ныне Ашхабад) организована кинофабрика . Первоначально на ней создавались документальные картины: «К перевыборам Советов», «Празднование 10-й годовщины Октябрьской революции в Ашхабаде», о посевной страде, о занятиях в школе ликбеза, о закладке памятника В. И. Ленину в Ашхабаде. В последующие годы появились документальные фильмы-обзоры: «По Туркмении и Бухаре с киноаппаратом» (И. Н. Лозиев, 1929 ) «Туркмения» (А. Владычук, 1929). Производились «инструктивные фильмы»: «Шёлк», «Хлопок», «Каракуль», «Салорская роза» и др.

В 1929 году Владычук снимает первую документально-художественную ленту — «Белое золото», о борьбе за хлопок в годы коллективизации . Специальная агитгруппа демонстрировала его в аулах , сопровождая лекциями. Первые художественные ленты рассказывали о жизни республики, о создании колхозов, о борьбе с засухой и саранчой, о поисках нефти, о строительстве серного завода в Каракумах : « » ( Дмитрий Познанский , 1931 ), « » ( , 1932 ), « » ( Николай Тихонов , 1935 ). Важной вехой в туркменской кинематографии стал фильм « » ( , 1935). Фильм создан по мотивам поэмы туркменского поэта «Батрак». Появились первые национальные актёры кино — , С. Мурад, и др. Во второй половине 30-х годов снимались фильмы на военно-патриотическую тему: « » ( , 1937 ), « » ( Григорий Ломидзе , 1939 ) и др. Николай Тихонов в это время ставит фильмы: « » ( 1938 ), « » ( 1940 ). Заметным явлением становится фильм « » ( Евгений Иванов-Барков , 1940). Это фильм о духовном раскрепощении женщины-туркменки. Евгений Иванов-Барков собирает вокруг себя людей увлечённых кинематографом: первые национальные кадры актёров, режиссёров, художников и операторов учились на съёмочной площадке его картин. Вообще у истоков туркменского кино стояли режиссёры, операторы и актёры представители многих национальностей. В 1938 году «Ашхабадская кинофабрика» была переименована в « Ашхабадскую киностудию » .

Военное и послевоенное время

В начале Великой Отечественной войны в Ашхабад была эвакуирована « Киевская киностудия ». В павильонах « Ашхабадской киностудии » одновременно работали кинематографисты Украины и Туркменистана. Были сняты такие ленты как « Как закалялась сталь » ( Марк Донской , 1942 ), « Партизаны в степях Украины » ( Игорь Савченко , 1943 ), « Радуга » (Марк Донской, 1944 ), « Волшебный кристалл » ( Меред Атаханов и Абрам Народицкий , 1945 ). Совместные фильмы стали школой практического опыта для участвовавших в съёмках туркменских кинематографистов. Кинематографисты обоих студий также вместе выпускали « Боевые киносборники » .

Послевоенные годы были трудными для туркменской кинематографии. Война прервала приток молодых сил, многие из тех, кто начинал работать на студии, не вернулись с фронта. Землетрясение 1948 года разрушило киностудию. Продолжали выпускаться только киножурналы и документальные фильмы, они обрабатывались на других киностудиях.

После фильма « Далёкая невеста » ( Евгений Иванов-Барков , 1948 ), где в форме музыкальной комедии рассказывалось о возвращении солдат к мирному труду, следующий художественный фильм вышел только в 1955 году . Это лента Рафаила Перельштейна « Сын пастуха ». Этот и ряд последующих фильмов 50-х годов были низкого качества: « » (Рафаил Перельштейн, 1956 ), « » ( , 1957 ), « » (Евгений Иванов-Барков и Алты Карлиев , 1958 ), « » ( Хангельды Агаханов и П. Сыров, 1959 ), « Айна » ( Алты Карлиев и В. Иванов, 1959). Эти тенденции получили критическую оценку в постановлении «О крупных недостатках в деятельности „Туркменфильма“» (1961).

В 1958 году «Ашхабадская киностудия» была переименована в « Туркменфильм » .

Расцвет

В начале 1960-х годов в республику возвращаются первые выпускники ВГИКа , это Булат Мансуров , Ходжакули Нарлиев , который сначала пришёл в кино как оператор, Мухамед Союнханов , Каков Оразсахатов , Язгельды Сейидов , . С приходом этих талантливых людей начался новый этап туркменского кинематографа. Именно 1960-е годы многие эксперты и критики называют расцветом национального туркменского кинематографа . В 1963 году основан . Проводятся фестивали и недели фильмов других стран и союзных республик .

Булат Мансуров и оператор Ходжакули Нарлиев выпускают знаковые для туркменского и советского кино фильмы: « Состязание » ( 1963 ), « Утоление жажды » ( 1966 ) и « » ( 1968 ). Другие заметные картины этих лет: «Петух» ( Хангельды Агаханов и Г. Зелеранский, 1965 ), « Решающий шаг » ( Алты Карлиев , 1965 ), « » ( , 1966), « » ( Меред Атаханов , 1967), « » (Алты Карлиев, 1968) .

Ходжакули Нарлиев в начале 1970-х годов уже как режиссёр создал знаменитую картину « Невестка » ( 1971 ). Другие заметные картины этого десятилетия: « » ( Каков Оразсахатов и , 1972 ), « » ( Халмамед Какабаев , 1973 ), « Тайны мукама » ( Алты Карлиев , 1973), « » ( Ходжакули Нарлиев , 1974 ), « Цвет золота » ( Халмамед Какабаев , 1974), « » ( Юрий Борецкий , 1975 ), « » ( Каков Оразсахатов , 1975), « » ( Ходжакули Нарлиев , 1976 ), « » ( Ходжадурды Нарлиев , 1977 ), « Похищение скакуна » ( Халмамед Какабаев , 1978 ) .

В 1975 году создан первый туркменский мультипликационный фильм « », затем появились « », « », автор .

Начало следующего десятилетия было ознаменовано такими фильмами как « » ( Ходжакули Нарлиев , 1980 ), « » ( Халмамед Какабаев , 1981 ), « » (Меред Атаханов и Ходжадурды Нарлиев , 1981), « » (Ходжадурды Нарлиев, 1981), « » ( Ходжакули Нарлиев 1982 ) .

Вообще за период с 1929 по 1963 годы в республике снято 24 художественные картины, а за следующие 20 лет на начало 1980-х годов уже 50 .

В 1988 году в Турции, а в 1990 году и в СССР вышел совместный советско - турецко -ливийский фильм « Манкурт » ( Ходжадурды Нарлиев ). Так же в 1990 году на экраны вышел фильм в жанре фэнтези с восточным колоритом « » ( ) по мотивам новелл американского писателя Вашингтона Ирвинга .

После 1991 года

После распада СССР кинематограф Туркменистана переживал трудные времена, как и в других республиках.

В 1993 году выпустил фильм « Охламон ».

В конце 1990-х годов президент Сапармурат Ниязов неожиданно начал закрывать музыкальные школы, библиотеки и театры. Госкино было ликвидировано, « Туркменфильм » был взят под жёсткий контроль. Главной задачей всех художников стала экранизация его книги « Рухнама »: «Священная Рухнама», «Сказка о счастье», «Познавать мир», «Песня белого ягнёнка» .

В 2007 году указом следующего президента Г. Бердымухамедова было образовано творческое объединение «Туркменфильм». Студия была отделена от телевидения . Возрождённая киностудия получила имя легендарного Огуз-хана и подчинена Министерству культуры .

Примечания

  1. . Дата обращения: 27 апреля 2014. 27 апреля 2014 года.
  2. . Дата обращения: 27 апреля 2014. 27 апреля 2014 года.
  3. . Дата обращения: 27 апреля 2014. 27 апреля 2014 года.
  4. . Дата обращения: 27 апреля 2014. Архивировано из 28 апреля 2014 года.

Литература

Источник —

Same as Кинематограф Туркменистана