Interested Article - Якопич, Рихард

Рихард Якопич ( словен. Rihard Jakopič ; 12 апреля 1869 , Краково ( Любляна ) — 21 апреля 1943 , Любляна ) — словенский художник, один из четырёх (наряду с Иваном Грохаром , Матией Ямой и Матеем Стерненом ) крупнейших представителей словенского импрессионизма , игравший в этом движении лидирующую роль.

Портрет Рихарда Якопича был помещён на банкноту 100 толаров образца 1992 года (последние банкноты Словении перед переходом на евро) .

Биография

Родился в предместье Любляны , входившей тогда в Австро-Венгерскую империю , в семье богатого купца. Учился в школе в Любляне, затем полностью посвятил себя занятиям живописью. В 1887 году поступил в Академию изобразительных искусств в Вене . Проучился там два года, затем переехал в Мюнхен и поступил в . После двух семестров он остался недоволен системой обучения и в 1891 году поступил в художественную школу, только что основанную словенским художником Антоном Ажбе . Эта школа фактически собирала всех талантливых студентов живописи словенского происхождения, так как возможностей для обучения в самой Словении они не имели . В кругу Ажбе Якопич познакомился к поступившими в школу позже него Ямой, Грохаром и Стерненом. Якопич проучился в школе Ажбе два года, но сохранял близкие отношения с Ажбе и каждую зиму приезжал в Мюнхен вплоть до смерти последнего в 1905 году . С 1892 года каждое лето он проводил в Словении.

«Зима» (1906), Национальная галерея, Любляна

С самого возникновения группы словенских импрессионистов Якопич играл в ней ведущую роль . Впервые четыре художника выставлялись вместе на первой Выставке словенского искусства в Любляне в 1900 году . После этого Якопич и Яма стали регулярно писать на пленэре в деревне . В 1902 году на второй Выставке словенского искусства импрессионисты вчетвером выступили как консолидированная группа, но не имели успеха у публики и критики. В дальнейшем они выставлялись в основном за пределами Словении. В 1904 году выставка в Вене имела огромный успех, не только у художественной критики, но и у словенского литературного движения во главе с Иваном Цанкаром и Отоном Жупанчичем . После этой выставки Якопич, Грохар, Яма и Стернен формально объединились в группу, которую назвали «Свободное сообщество группы художников Сава». До начала Первой мировой войны они выставлялись под этим названием: в 1904 году в Белграде , 1906 — в Софии , 1907 — в Триесте , 1908 — в Загребе , Варшаве и Кракове , в 1911 — в Риме .

С лета 1902 по ноябрь 1908 года Якопич жил в городе Шкофья-Лока в центральной Словении, где к нему присоединились Грохар и Стернен. Все трое ежедневно занимались пленэрной живописью и ежедневно встречались в кафе, обсуждая картины и читая журналы «Simplizissimus» и «Jugend». Шкофья-Лока играет в истории словенской живописи примерно ту же роль, что Барбизон — в истории живописи французской.

В ноябре 1906 года Якопич переехал в Любляну и поселился по адресу Нови-Трг, 2, где и жил до своей смерти в 1943 году . В 1906 году он и Стернен основали частную художественную школу в Любляне, однако в скором времени группа импрессионистов начала распадаться, Яма уехал за границу, Стернен отдалился от группы и в 1907 году оставил художественную школу, и лишь Грохар оставался до своей смерти в 1911 году близок Якопичу. В 1908 году Якопич построил выставочный павильон в Любляне (снесён в 1961 году ), в надежде вырастить новое поколение словенских художников. Хотя группа «Сава» пережила некоторый подъём после Первой мировой войны, с выставками вплоть до 1922 года , в середине 1920-х годов она распалась окончательно, после чего явление словенского импрессионизма перестало существовать.

Творчество

Вечер на Саве (1926), Национальная галерея, Любляна

Якопич говорил, что его привели к импрессионизму туманы Любляны, создававшие особое видение пейзажа . В Мюнхене он имел возможность познакомиться с работами немецких импрессионистов, прежде всего Либермана , Коринта и Слефогта , а также шведа Андерса Цорна и произведшего на всех словенских импрессионистов глубокое впечатление своим стилем итальянца Джованни Сегантини . Лишь позже он смог познакомиться с творчеством французских импрессионистов, и прежде всего Моне , Писсарро и Сислей существенно повлияли на его собственное творчество. К моменту начала творческой деятельности Якопича импрессионизм во Франции давно сменился другими художественными стилями и не существовал как живое художественное течение, поэтому обращение его к импрессионизму можно рассматривать как в своём роде «возвращение к истокам» .

Творчество Якопича можно приблизительно разделить на три периода :

  • Натуралистический импрессионизм (Мюнхен, Любляна и Шкофья-Лока, до 1906 года ). По его собственному выражению, импрессионизм является аккуратным воспроизведением природы на холсте посредством персонального восприятия художника через свет и цвет. В этот период преобладают лирические пейзажи.
  • Реалистический импрессионизм (Шкофья-Лока и Любляна, 1906 1917 ). Большее внимание уделяется фигурным композициям, произведения становятся более интеллектуально наполненными.
  • Цветовой экспрессионизм (Любляна, 1917 1943 ). Якопич рассматривает живопись как интерпретацию художника идей его предметов. Одни и те же сюжеты, написанные по памяти, многократно повторяются в различных цветовых вариантах. После 1935 года Якопич пишет почти исключительно натюрморты с цветами.

Из группы словенских импрессионистов Якопичу были наиболее близки стиль и видение действительности Ивана Грохара, в то время как Яма и Стернен рассматривали живопись не как способ отражения реальности, а как выражение собственных идей художника.

Подавляющее большинство работ художника находится в Словении, многие в Национальной галерее в Любляне.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Richard Jakopic // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Mikuž J. Rihard Jakopič // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  4. . Banka Slovenije (2006). Дата обращения: 6 июня 2009. Архивировано из 31 октября 2010 года. (англ.)
  5. France Stele. Slovene Impressionists. — Co Libri (Ljubljana), 1994. — ISBN 9616015125 . (англ.) , (словенск.)

Ссылки

  • Tomaž Štefe. . Tomyco d.o.o. Дата обращения: 6 июня 2009. Архивировано из 30 октября 2009 года. (словенск.)
  • Sonja Vadnjal. . Institute for Slovenian Studies of Victoria (2005). Дата обращения: 6 июня 2009. Архивировано из 22 сентября 2015 года. (англ.)
  • France Stele. Slovene Impressionists. — Co Libri (Ljubljana), 1994. — ISBN 9616015125 . (англ.) , (словенск.)
Источник —

Same as Якопич, Рихард