Interested Article - Алеаторика

Алеато́рика (вероятно, из англ. aleatoric — случайный < лат. aleatorius — игорный < лат. aleator — игрок < лат. alea — игральная кость ) — техника композиции в музыке XX XXI веков , допускающая вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в том числе нотного текста) и музыкальной формы и предполагающая неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.

Как метод композиции алеаторика развилась в противовес строгому варианту сериальной музыки , в технике которой элементы во всех параметрах музыкальной композиции ( гармония , ритм , форма, штрихи, динамика, тембр и так далее) были строго детерминированы теми или иными прекомпозиционными алгоритмами (формулами, моделями).

История возникновения и развития

Прецеденты

Элементы случайности в музицировании определённым образом были характерны для музыки разных эпох и направлений. Например, вариативным по своей сути является музыкальный фольклор , для которого фиксация музыкального материала вообще не свойственна. В европейской музыке Средневековья и Возрождения практиковались произвольная замена вокальных голосов на инструментальные и цифрованный бас , который позволял исполнителю произвольно подбирать расположение аккордов ; в эпоху Просвещения — незафиксированные в нотной записи каденции солиста в инструментальных концертах . Предпосылкой к возникновению алеаторики была так называемая Musikalisches Würfelspiel ( музыкальная игра в кости ) — системы сочинения музыкальных композиций с помощью игральных костей и других способов, использующих элемент случайности . Применялись в качестве развлечения, педагогического упражнения. Сохранились сведения о том, что при помощи игральных костей музыка создавалась ещё в Древнем мире . В западноевропейской музыке самым ранним образцом такого способа композиции считается 17-я глава трактата «Микролог» ( Micrologus , между 1025 и 1030) монаха- бенедиктинца Гвидо д’Ареццо (ок. 990 — ок. 1050). В ней описывается способ создания «силлабической мелодии на основе текста, заключающийся в произвольной перестановке тонов, закреплённых за латинскими гласными» .

Современное развитие

Алеаторический метод применил в 1952 году американский композитор Джон Кейдж . В произведении Music of Changes — «Музыка перемен» — он использовал различные элементы случайности и вариабельность в восприятии акустического пространства.

Основоположником алеаторики как метода композиции принято считать немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена . Его «Пьесу для фортепиано XI» ( 1957 ) во время концерта обычно исполняют несколько раз в разных вариантах . Графически партитура выглядит следующим образом: на большом нотном плакате (53×93 см) отпечатано 19 независимых друг от друга нотных групп различной продолжительности, которые композитор сопровождает комментариями для исполнителей . Музыкант должен выбрать любую из этих групп по желанию и исполнять её в любом темпе, в любой динамике и любой артикуляции, затем следуют другие группы, также выбираемые произвольно. Комментарии Штокхаузена являются настолько сложными и даже изощренными, что требуют от исполнителей долгого и напряжённого изучения.

В том же 1957 году, но несколькими месяцами позже, французский композитор Пьер Булез , используя алеаторический метод композиции, создал Третью фортепианную сонату и написал, как принято считать, важнейшую для теоретического обоснования алеаторики статью , зачитывая её затем на курсах композиции в Кранихштайне. В том же году эта статья была издана под названием «Алеа» в журнале «Новое французское обозрение» («Alea», «Nouvelle Revue Francaise»), а в следующем — в «Дармштадтском вестнике новой музыки» («Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik»). После публикации статьи Булеза 1957 года за данной техникой композиции закрепился термин — алеаторика . В её начале он указывал: «Сегодня у многих композиторов нашего поколения постоянной заботой, если не сказать — идеей-фикс , является случай. Это — насколько мне известно — в первый раз, когда такое понятие входит в западную музыку, и факт несомненно заслуживает пристального изучения, поскольку мы имеем тут дело со слишком очевидной бифуркацией внутри композиторского замысла, чтобы его недооценивать или же безоговорочно отвергать» .

Классификация

Полностью свободная алеаторика

Алеаторику по принципу её организации принято делить на две группы.

К первой относится так называемая абсолютная (вольная), ничем не ограниченная алеаторика.

Здесь осуществляются опыты и замыслы, построенные на использовании чистой случайности.

К этой же группе можно отнести и неорганизованную инструментальную импровизацию .

Ограниченная алеаторика

В другой группе — музыкальные произведения, предполагающие использование алеаторики управляемой и контролируемой. Технику «ограниченной и контролируемой алеаторики» в конце 1950-х годов разработал польский композитор Витольд Лютославский . При этом различается два способа управления — алеаторика творческого процесса и алеаторика исполнительского и продукционного процесса. В большинстве случаев оба способа комбинируются.

Пример творческой алеаторики по Джону Кейджу : на чистый лист нанесено 4 пары пятилинейных нотоносцев так, что между ними есть расстояние, позволяющее использовать 9 верхних и 6 нижних дополнительных линеек. Ключ на нотоносце определяется произвольно (с помощью подбрасывания монеты). Примерно посередине для правой и левой руки нанесена линия для записи звуков , возникающих от ударов по внутренней и внешней стороне резонатора фортепиано и так далее.

«Открытая форма» случайной музыки

Термин открытая форма иногда используется для «мобильной» или «поливалентной» музыкальных форм , где порядок частей или секций не определён или остаётся на усмотрение исполнителя . опубликовал серию подобных «мобильных» форм, таких как Интерполяция (1958) .

Однако термин «открытая форма» в музыке используется также в значении, данном искусствоведом Генрихом Вёльфлином ( Renaissance und Barock , 1888) для композиции в основе своей неполной, представленной как незаконченное произведение, или выходящей за очерченные рамки. В этом смысле «мобильная форма» может быть как «открытой», так и «закрытой». Примером закрытой мобильной музыкальной композиции может служить произведение (1959) Карлхайнца Штокхаузена . Произведение Терри Райли « In C » (1964) состоит из 53 коротких последовательностей; каждый из исполнителей ансамбля может повторять любую последовательность столько, сколько хочет перед началом следующей, делая каждое исполнение « In C » уникальным, хотя, поскольку общее направление является фиксированным, это — закрытая форма.

Популярная музыка

Произвольность может также быть использована в популярной музыке , но широкая произвольность весьма отлична от алеаторики. Дуэт (англ.) упоминает алеаторику в конце своей песни « Read, Eat, Sleep », повторяя семплы слова aleatoric , и затем в семпле « Оцифровывая грохот и шум транспорта, Джорджия могла сочинять алеаторическую музыку ».

См. также

Примечания

  1. Борев Ю. Б. Эстетика. — М.: Высш. шк. , 2002. — ISBN 5-06-004105-0
  2. Словарь иностранных слов. — М.: « Русский язык », 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
  3. . 1967. Zur Theorie der offenen Form in der neuen Musik . Darmstadt: Edition Tonos. (Second printing 1988.)
  4. , с. 60.
  5. . 2002. The Harvard Concise Dictionary of Music and Musicians . ISBN 0-674-00978-9 .
  6. Boulez, Pierre . 1957. "Aléa". Nouvelle Revue française , no. 59 (1 November). Reprinted in Pierre Boulez, Relevés d'apprenti , collected and presented by Paule Thévenin, 41–45. Paris: Éditions du Seuil, 1966. ISBN 2-02-001930-2 . English as "Alea" in Pierre Boulez, Notes of an Apprenticeship , collected and presented by Paule Thévenin, translated from the French by , 35–51. New York: Alfred A. Knopf, 1968. New English translation, as "Alea", in Pierre Boulez, Stocktakings from an Apprenticeship , collected and presented by Paule Thévenin, translated from the French by , with an introduction by Robert Piencikowski, 26–38. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1991. ISBN 0-19-311210-8 .
  7. , с. 26.
  8. , с. 106.
  9. Rae, Charles Bodman. 2001. "Lutosławski, Witold (Roman)". , second edition, edited by Stanley Sadie and . London: Macmillan Publishers.

Литература

  • Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — М. : Практика, 2010. — ISBN 978-5-89816-092-0 .
  • Булез, Пьер. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи / Пер. с франц. Б. Скуратова. — М. : Логос-Альтера; Eccehomo, 2004. — 200 с. — ISBN 5-98378-001-8 .
  • Теория современной композиции / Отв. ред. В. С. Ценова. — М. : Музыка, 2007. — 624 с. — ISBN 5-7140-0887-1 .
  • Марина Викторовна Переверзева. . Диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения. Научная специальность 17.00.02 — «Музыкальное искусство». ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватория (университет) имени П. И. Чайковского». Москва, 2014.
  • Сапонов М. Искусство импровизации. — М. : Музыка, 1982. — 77 с.
  • Г. М. Шнеерсон. Алеаторика // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973. — Стб. 93—94. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
Источник —

Same as Алеаторика