Interested Article - Музыка Индии

Рави Варма , «Плеяда музыкантов»

Музыка Индии включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки.

Индийская классическая музыка , представленная традициями Карнатака и , восходит к « Самаведе » и описана как сложная и многообразная система, воздействующая на внешний и внутренний мир, в ряде трактатов первых веков нашей эры и особенно Средневековья. В современности она связана с высокой традицией и особенно с религиозной практикой.

Народная музыка важна для сохранения идентичности многочисленных народов Индии.

В период мусульманского завоевания индийская музыка выбрала и ассимилировала ряд традиций и инструментов арабской музыки, а в период европейского колониального господства — элементы и инструменты музыки Европы.

В начале XX века индийскую музыку открыл для Европы и России музыкант, философ и суфий Хазрат Инайят Хан , а в середине XX века при посредстве ряда выдающихся европейских (« Битлз ») и американских музыкантов ( Джон Маклафлин ), а также кинематографа и движений хиппи , нью-эйдж , прозелитического вайшнавизма и других стала одним из значительных компонентов музыкального разнообразия общемировой культуры.

Классическая музыка

Народная музыка

Два народных музыканта на выступлении в деревне

Бхангра

Бхангра — живая танцевальная и музыкальная традиция, происходящая из Пенджаба. Исходно она была связана с праздником урожая, затем распространилась на свадьбы и праздники Нового Года. В конце XX века она стала одним из элементов дискотек сначала в Великобритании и США, а затем по всему миру благодаря легко адаптируемым к дискотечной практике танцевальным ритмам.

Лавани


Раджастани

Илиан

Музыка баулов

Рабиндранат Тагор

Рабиндранат Тагор — ключевая фигура музыки Индии рубежа XIX—XX веков. Он написал свод более 2000 песен на языке бенгали, который известен как «Рабиндра-сангит». В его песнях видны влияния музыки карнатака и хиндустани, околоклассических традиций, музыки Европы, музыки баулов, бхатияли, разнообразных народных традиций. Многие исполнители в Западном Бенгале и Бангладеш специализируются исключительно на его песнях. К «Рабиндра-сангиту» принадлежат гимны Индии и Бангладеш.

Каввали

Каввали ( урду قوٌالی , хинди कव्वाली ) — исполнение под музыку суфийской поэзии, распространённое преимущественно в Пакистане и северной Индии . Традиция Каввали существует более 700 лет. Её популяризаторами были члены братства Чишти . Первоначально Каввали использовалась в ритуальных целях в суфийских обителях ( ханака ), во время радений и праздников ( урс ), у гробниц суфийских шейхов и святых. В дальнейшем Каввали стали также исполняться на светских концертах и фестивалях. Широкую международную известность приобрёл исполнитель каввали Нусрат Фатех Али Хан из Пакистана , благодаря ему жанр распространился по всему миру.

Поп-музыка


Взаимодействие с западной музыкой

Ещё в 1930-е годы в Бостоне американский композитор Алан Хованесс начал изучать североиндийскую музыку (Хиндустани) под руководством старшего брата Рави Шанкара — Удая. По заказу Академии музыки Мадраса Хованесс создал в 1947 году « » для фортепиано («Madras Sonata», Op. 176, окончательная редакция: 1959), впервые исполненную в 1960 году в этом же городе. С 1959 по 1960 композитор изучал южноиндийскую музыку (Карнатака) в Мадрасе. За это время он собрал более 300 раг и обучался искусству игры на вине . В Мадрасе он создал пьесу под названием «Нагуран» («Nagooran»), исполненную Южноиндийским оркестром Всеиндийского радио . Сочинение это имеет две редакции: одна (Oр. 237 № 1, 1960) написана для оркестра южноиндийских инструментов, а вторая (Oр. 237 № 2, 1964) — для виолончели и ансамбля ударных . Выход альбома «West Meets East» (1967), который был записан Рави Шанкаром совместно с Иегуди Менухиным , вдохновил Хованесса на создание концерта « Шамбала » для скрипки и ситара с оркестром («Shambala», Oр. 228, 1969 ). Посвящённый Менухину, этот концерт был впервые исполнен только в 2008 году . Влияние индийской музыки прослеживается и в позднем творчестве Хованесса (1970-е — 1990-е годы).

Индийской музыкой интересовались джазовые музыканты. Джон Колтрейн в ноябре 1961 записал под влиянием индийской музыки композицию «Индия», вышедшую в альбоме (1963). Майлз Дэвис после 1968 года, перейдя к электрическому звуку, концертировал и писал альбомы с рядом индийских музыкантов, среди них Халил Балакришна, Бихари Шарма и Бадал Рой. Джазовый гитарист Джон Маклафлин провел несколько лет в г. Мадурай, изучая музыку Карнатака; это отразилось на ряде его альбомов, в первую очередь « », который был записан с рядом известных индийских музыкантов.

Джордж Харрисон использовал ситар как гитару, сыграв на нём мелодию в песне « Битлз » «Norwegian Wood» ( 1965 ), после чего стал учеником Рави Шанкара . Вслед за «Битлз» элементы индийской музыки использовали Grateful Dead , Incredible String Band , the Rolling Stones , the Move , и некоторые другие группы.

С потерей значимости движением хиппи, психоделическим роком и нью-эйдж широкая популярность соединения европейской и индийской музыки спала, однако продолжались эксперименты, а также произошли качественные изменения. В конце 1980-х появился ряд новых индийско-британских музыкантов, объединявших традиции в т. н. Asian Underground .

Рок

Индийскую музыку часто использовали для вдохновения рок музыканты 60-х и 70-х, такие как Jimi Hendrix , Led Zeppelin , The Doors .

Ярким представителем Индии на американской рок сцене в 90-е года был гитарист Soundgarden Kim Thayil. В его гитарных партиях переплетались утяжелённые гитарные риффы и психоделические соло, в которых было отчётливо слышно влияние индийской культуры.

Музыка индийского кино

Кинопродукция Индии лидирует в мире по количеству выпускаемых художественных фильмов. В кинопродукции сложилась традиция включать пять-шесть песен. Это в первую очередь эстрадные песни, но также это могут быть примеры классической музыки и религиозные гимны. Многие песни из фильмов становятся национальными хитами. Наибольшее количество студий звукозаписи концентрируется вокруг центров кинопродукции в городах Бангалор , Мумбаи , Колката , Дели , Ченнаи и Ноида .

См. также

Примечания

  1. « Музыкальный словарь Гроува » упоминает только об одной редакции «Нагурана» и относит это произведение к 1971 году.
  2. . Дата обращения: 29 июля 2016. 30 мая 2016 года.

Литература

  • // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 511—518. — 960 стб.
  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Синявер Л. Музыка Индии. М., 1958. — 125 с., нот. ил.
  • Северская М. Ю. Музыка Карнатака. СПб., 2018. — 331 с.,ил. — ISBN 978-5-6040507-1-2
  • Killius, Rolf. Ritual Music and Hindu Rituals of Kerala. New Delhi: B.R. Rhythms, 2006 (англ.) .
  • Manuel, Peter. Thumri in Historical and Stylistic Perspectives. New Delhi: Motilal Banarsidass, 1989 (англ.) .
  • Manuel, Peter. (англ.) . — 1993.
  • Maycock, Robert and Hunt, Ken. «How to Listen — a Routemap of India». 2000. In Broughton, Simon and Ellingham, Mark with McConnachie, James and Duane, Orla (Ed.), World Music, Vol. 2: Latin & North America, Caribbean, India, Asia and Pacific , pp 63-69. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
  • Hunt, Ken. «Ragas and Riches». 2000. In Broughton, Simon and Ellingham, Mark with McConnachie, James and Duane, Orla (Ed.), World Music, Vol. 2: Latin & North America, Caribbean, India, Asia and Pacific , pp 70-78. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
  • Raga-Rupanjali . Ratna Publications: Varanasi. 2007.
Источник —

Same as Музыка Индии