Interested Article - Дионисий Ареопагит

Мученичество святых Дионисия Ареопагита, пресвитера Рустика и диакона Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II
Дионисий Ареопагит (фрагмент стенной росписи Афонского монастыря Пантократор ), Феофан Критский , XVI век

Диони́сий Ареопаги́т ( греч. Διονύσιος ο Αρεοπαγίτης ) — афинский мыслитель , христианский святой. Согласно церковному преданию, Дионисий Ареопагит был учеником ап. Павла ( Деян. ) и первым епископом Афин . Согласно житию, он был послан апостолом Кли́ментом во главе миссии проповедников в Галлию , где и погиб от гонений Домициана около 96 года .

Под его именем написаны сочинения, ставшие публично известными в V веке . В XVI веке эти сочинения подверглись наибольшей критике, после чего начало утверждаться мнение, что они, возможно, испытали сильное влияние неоплатонизма и имеют псевдоэпиграфи́ческое происхождение. Сочинения оказали огромное влияние на дальнейшую христианскую философию. Единого мнения об авторстве этих сочинений и точной дате их создания нет. В науке эти тексты известны как Ареопагитики .

Житие

Дионисий жил в Афинах . Там же он получил классическое эллинское образование.

Следуя примеру Пифагора и Платона , он отправился в Египет , в город Гелиополь , изучать астрономию. Там вместе со своим другом философом Аполлофаном он стал свидетелем солнечного затмения во время распятия Иисуса Христа ( Мф. ). Дионисий воскликнул:

«Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается»

По возвращении в Афины за свою мудрость Дионисий был избран членом Ареопага . Когда в Афинах апостола Павла пригласили в Ареопаг для разъяснения нового учения, Дионисий присутствовал на проповеди и уверовал во Христа ( Деян. ). После принятия крещения Дионисий три года провёл возле апостола Павла , после чего был рукоположён в епископа Афинского. В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Девы Марии в Иерусалиме .

В конце 60-х годов I века Ареопагит посещает Рим для свидания с апостолами Петром и Павлом , схваченными императором Нероном . После казни апостолов Дионисий вместе с пресвитером Ру́стиком и диаконом Елевфе́рием отправляется с проповедями в Рим , Германию , Испанию и Францию , продолжать дело апостола Павла. В Лютеции Галлийской , во времена преследования христиан, проповедники были схвачены и брошены в темницу. Правитель всех троих осудил за веру, убеждал и мучил, чтобы отреклись они от Христа. Правитель приказал наказать святых мечом. Обезглавленное тело священномученика Дионисия встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту, где была христианская церковь (около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени ). Согласно

«Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю…Христиане, взяв тело Дионисия, похоронили его на том самом месте, где была отдана Катулле голова» .

Отождествление с Дионисием Парижским

Вопрос об отождествлении двух Дионисиев — Парижского , жившего в III веке , и Афинского, фигурирующего в книге Деяний апостолов , — был предметом дискуссии церквей об апостольском происхождении.

Празднование памяти

Память

Сочинения Дионисия Ареопагита в древнерусской книжности

Сочинения Дионисия Ареопагита проникли на Русь через южнославянские переводы в конце XIV века. Среди них был экземпляр, принадлежавший митрополиту Киприану . Какой-то список творений Дионисия, вероятнее всего, бытовал в Новгороде. Наибольшая частота переписывания его сочинений приходится на XVI—XVII века. Выдержки из Ареопагитик обильно использовались древнерусскими авторами.

На Дионисия Ареопагита в качестве непререкаемого авторитета ссылается протопоп Аввакум в своём автобиографичном « Житии »: « Сей Диони́сий науче́н ве́ре Христо́ве от Па́вла апо́стола, живы́й во Афи́нех, пре́жде, да́же не прийти́ в ве́ру Христо́ву, хи́трость имы́й исчита́ти бе́ги небе́сныя; егда́ ж ве́рова Христо́ви, вся сия́ вмени́х бы́ти я́ко уме́ты ».

Современные русскоязычные переводы

  1. О божественных именах. О мистическом богословии / Подготовка Г. М. Прохорова , ред. перевода: А. И. Зайцев . — СПб. : Глаголъ, 1994. — 378 с. — (Основания христианской культуры). — 5000 экз. ISBN 5-85381-023-5 .
  2. О небесной иерархии / Перевод с древнегреческого М. Г. Ермаковой под редакцией А. И. Зайцева. — СПб. : Глагол — Издательство РХГИ - , 1997. — 179 с.
  3. Мистическое богословие [сб. на основании соч. Дионисия Ареопагита]. — Киев : Христиан. благотвор.-просвет. ассоц. «Путь к истине», 1991. — 390, [2] с.
  4. Древнерусские Ареопагитики / А. И. Макаров, В. В. Мильков , А. А. Смирнова. — М. : Кругъ, 2002. — 589 с. — (Памятники древнерусской мысли). — 1500 экз. ISBN 5-7396-0374-9 .

См. также

Примечания

  1. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и томах / Овсянников М. Ф., Гершкович З. И., Лившиц М. А. и др.. — М. : Искусство , 1962. — Т. 1. — С. 334.
  2. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XV : « Димитрий Дополнения к „Актам Историческим“ ». — С. 309-324. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-026-4 .
  3. // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 3.

Литература

Источник —

Same as Дионисий Ареопагит