Interested Article - Речение Ипувера

« Речение Ипувера » или « Жалобы Ипувера » (он же «Папирус Ипувера», устар. Ипусер ) — древнеегипетское литературное произведение в жанре плача , сохранившееся на папирусе № 339 в Лейденском музее , Нидерланды.

Источники

Иератический папирус с «Речением Ипувера» найден в некрополе Саккара , около Мемфиса . С 1828 года хранится в Лейденском музее . Папирус размером 378 х 18 см содержит 17 листов по 14 строк (на 10 и 11 листах — 13 строк). На одной стороне (recto) записаны «речения», на другой (verso) — гимны .

Начало и конец текста утеряны, в середине также имеются повреждения . Из-за плохой сохранности папируса и ошибок переписчика текст сложен для перевода и интерпретации .

Датировка

Папирус датируется по палеографическим признакам временем Среднего царства . Существуют разные взгляды на время создания и историчность «Речения Ипувера». Некоторые исследователи видят рассказ о гибели Древнего царства и датируют произведение правлением последнего фараона VIII династии Нефериркара II . По другой точке зрения, описываемые события происходили в эпоху Первого Переходного периода ( VII X династии) , либо Второго Переходного периода , незадолго до гиксосского завоевания или после гиксосского завоевания (середина XVII в. до н.э.), когда под давлением иноземцев погибали культурные, административные и религиозные устои Среднего царства . Письмо и орфография относятся к середине Нового Царства (ок. 1300 год до н. э.), хотя язык текста указывает на более ранний период: 2000—1700 годы до н. э. Очевидно, писец, живший около 1300 года до н. э., скопировал древний текст . Во всяком случае, литературное произведение появилось в период с XVIII по XIII века до н.э. .

Переводы

Факсимиле папируса с текстом издано в XIX веке , а перевод и транскрипция вышли в 1903 году . Первый полный перевод и анализ текста выпустил в 1909 году английский египтолог Алан Гардинер . Позже издавались многочисленные варианты перевода другими иностранными специалистами .

На русский язык «Речения Ипувера» переводили М. Э. Матье , В. В. Струве , И. С. Кацнельсон и Ф. Л. Мендельсон , М. А. Коростовцев .

Сюжет

В повреждённой части введения, скорее всего, упоминается мудрец Ипувер, явившийся сообщить о надвигающихся бедах. Он предсказывает восстания масс людей, голод, бедствия и вторжение иноземцев в Египет :

Воистину: люди стали подобны птицам, ищущим падаль… Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона… Палатки — это то, что они сооружают подобно жителям пустыни… Плачет северная страна. Закром царя стал достоянием каждого… Оно [несчастье] не наступило бы, если бы были боги среди них [людей].. .

Бедствия можно свести к следующему: нарушение сложившейся общественной иерархии; обнищание богатых и обогащение бедных; общий беспорядок, который проистекает от пренебрежения законом и проявляется в разбое, грабежах и убийствах; сокращение численности населения; разрушение хозяйства и связанный с этим голод; засилье чужеземцев; забвение религиозных ритуалов (в первую очередь, связанных с культом мёртвых ) .

Ипувер призывает помнить достояния предков, возносить молитвы богам и упрекает фараона, допустившего смуту в стране. В заключительной части предсказывается восстановление прежнего порядка и будущее благоденствие Египта.

Анализ произведения

Написано в согласной с « Пророчеством Неферти » и « » традиции. Однако текст выглядит громоздким с повторениями одних и тех же жалоб .

Стихотворные части построены по обычному для египетской литературы приёму, и каждый стих начинается одним и тем же словом — рефреном . Первая часть выделяется словом «Воистину»; вторая — «Смотрите», третья — «Разрушено» , «Уничтожайте врагов благородной столицы», «Помните» (призыв к восстановлению религиозных ритуалов); заключение — «Хорошо» (описывает будущее благополучие). Четвёртая часть содержит рассуждения о божестве и печаль о бездействии богов и фараона .

Бедствия описываются через противопоставление и драматический контраст между порядком Маат и хаосом Исфет .

Начиная с Иммануила Великовского , исследователи обращают внимание на параллели между описанием бедствий в «Речениях Ипувера» и библейской книгой Исход , рассказывающей о десяти египетских казнях . Некоторые учёные прослеживают параллели также с книгой Екклесиаста .

Примечания

  1. Матье М. Э. Из «Жалоб Ипувера» // Что читали египтяне 4000 лет тому назад. — Л. , 1934. — С. 68–70.
  2. Эйдельман Н. Я. Произошло же... // Знание — сила . — 1985. — № 7 . — С. 37-40 .
  3. Кацнельсон И. С. , Мендельсон Ф. Л. Речения Ипусера // Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. — М. , 1958. — С. 237–241.
  4. Речение Ипувера // Хрестоматия по истории древнего мира / В. В. Струве. — М. : Учпедгиз, 1850. — Т. I. Древний Восток.
  5. Акимов В. В. // Скрижали. — 2012. — № 3 . — С. 59-77 . 10 января 2020 года.
  6. Gardiner A. H. The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden (Pap. Leiden 344 recto). — Leipzig / Hildesheim, 1909 / 1969. — С. 1-2, 18.
  7. Кацнельсон И. С. Культура Древнего Египта // Художественная литература. — М. : Наука , 1976. — С. 341.
  8. Allen, James P. . — Cambridge University Press, 2000. — С. .
  9. Berlev, O. D. <Review of> Vandersleyen, Cl. L'Égypte et la Vallée du Nil. Tome 2: De la fin de l’Ancien Empire à la fin du Nouvel Empire // Orientalia. 66. 1997. P. 98-99; Демидчик, А. Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005. С. 29.
  10. Эта точка зрения обоснована в работе Fecht, G. Der Vorwurf an Gott in den «Mahnworten des Ipu-wer» (Pap. Leiden I 344 recto 11,11-13,8;15,13-17,3): Zur geistigen Krise der ersten Zwischenzeit und ihrer Bewältigung. Heidelberg, 1972.
  11. Van Seters, D. A Date for the 'Admonitions' in the Second Intermediate Period (англ.) // The Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. — Т. 50 . — С. 13-23 .
  12. Ильин-Томич А. А., Сафронов А. В. Датировка и возможный исторический контекст "Речения Ипувера" // Вестник древней истории. — 2010. — № 4 . — С. 3-22 .
  13. Leemance С. Monuments egyptiens du Musee d’antiquites des Pays-Bas a Leide. — Leiden, 1841-1882.
  14. Lange H. O. Prophezeiungen eines agyptischen Weisen. — Berlin: Sitzungsberichte der Koniglich Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1903. — С. 601-610.
  15. Струве В.В. Описание бедствий страны // История Древнего Востока / Тураев, Б. А. — Л. , 1935. — Т. I. — С. 236 – 242.
  16. Коростовцев М.А. Речение Ипувера // Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. — М. , 1978. — С. 226–240..
  17. Перевод и комментарии Струве B.B. // Энгурра. — 2016. — 28 февраля. 20 июля 2017 года.
  18. Velikovsky, Immanuel. Годы в хаосе = Ages in Chaos. — London, 1952.

Ссылки

Литература

  • Викентьев В. М. Революция в Древнем Египте // Новый Восток. Кн. I. — 1922. — С. 279-300 .
  • Диалог Ипуура и владыки всего // Панов М. В. Литературные и историко-биографические надписи (II тыс. до н.э.). — Новосибирск: М. В. Панов, 2021. — С. 147-191. — (Египетские тексты, Т. XV) . — ISBN 978-5-6040692-6-4 .
  • Ильин-Томич А. А., Сафронов А. В. Датировка и возможный исторический контекст "Речения Ипувера" // Вестник древней истории. — 2010. — № 4 . — С. 3-22 .
  • Ильин-Томич А. А. Социальный переворот в Египте в трудах В. В. Струве // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. — 2016. — № 2: Советский ландшафт древней ойкумены: отечественная наука о древнем Востоке и античности в 1920-1980-е гг . — С. 35-46 .
  • Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. Социальный переворот в Египте в конце Среднего Царства (около 1750 г. до н. э.) / вводная статья акад. В. В. Струве. — М. Л. : Гос. социально-экономическое изд-во, 1935. — 56 с.
  • Enmarch, R. The Dialogue of Ipuwer and the Lord of all. — Oxford: Griffith Institute Publications, 2005. — 96 p. — ISBN 0900416866 . — ISBN 978-0900416866 .
  • Enmarch, R. A World Upturned: Commentary on and Analysis of The Dialogue of Ipuwer and the Lord of All. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — 304 p. — ISBN 9780197264331 .
  • Faulkner, R. O. Notes on ‘the Admonitions of an Egyptian Sage’ // Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. — Vol. 50, Issue 1. — P. 24-36. — doi : .
  • Faulkner, R. O. The Admonitions of an Egyptian Sage // Journal of Egyptian Archaeology. — 1965. — Vol. 51, Issue 1. — P. 53-62. — doi : .
  • Fecht, G. Der Vorwurf an Gott in den "Mahnworten des Ipu-wer" (Pap. Leiden I 344 recto 11,11-13,8;15,13-17,3): Zur geistigen Krise der ersten Zwischenzeit und ihrer Bewältigung. — Heidelberg: Universitatsverlag, 1972. — 240 S. — (Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Kl., Jg. 1972, 1. Abh.).
  • Gardiner, A. H. . — Leipzig: J. C. Hinrichsische Buchhandlung, 1909. — VI, 116 p.
    • Gardiner, A. H. The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden (Pap. Leiden 334 recto). — Hildesheim - Zürich - New York: Georg Olms, 1990. — VI, 116 p. — ISBN 3-487-02129-3 .
  • Helck, W. . — Wiesbaden: Harrassowitz, 1995. — S. — (Kleine Ägyptische Texte; 11). — ISBN 3-447-03439-4 .
  • Ilin-Tomich A., Sokolova M. Twelve notes on Ipuwer // Chronique d'Egypte. — 2013. — Vol. 88, fasc. 176. — P. 261-272. — doi : .
  • Sokolova M. Dictation revisited: The Admonitions of Ipuwer 9.14–10.2, 13.4 and 14.1–4 // Bulletin of the Australian Centre for Egyptology. — 2013. — Vol. 24. — P. 89-108.
  • Sokolova M. Rich Metaphors and Poor Scribes: The Admonitions of Ipuwer 2.5, 5.7–9, 13.14–14.1, 13.9–14.5 // Bulletin of the Australian Centre for Egyptology. — 2013. — Vol. 25. — P. 101-116.
  • Van Seters, J. A Date for the ‘Admonitions’ in the Second Intermediate Period // Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. — Vol. 50, Issue 1. — P. 53-62. — doi : .
  • Winand, J. Une note sur Ipouer XII, 13–14 // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. — 2013. — Bd. 140. — P. 83-89. — doi : .
Источник —

Same as Речение Ипувера