Interested Article - Деметра

Деме́тра ( др.-греч. Δημήτηρ , от δῆ, γῆ — «земля» и μήτηρ — «мать» ; также Δηώ , « Мать - земля ») — в древнегреческой мифологии богиня плодородия , покровительница земледелия . Одна из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона . Атрибуты Деметры — это снопы пшеницы, корзины с цветами и фруктами, символизирующие богатство и плодородие земли, а также маки — символы сна и смерти.

Этимология, история, мифология

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей всё живое на земле, уходит корнями ещё в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов её называли Матерью-Землёй (греч. Δημήτηρ, слав. Мать-Сыра Земля , инд. Prthivi-Matar ). Она — «Великая мать», порождающая всё живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чём она отождествлялась с великой богиней Гекатой , являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также её называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной») ; её дочь — Персефона — была царицей подземного царства мёртвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию . Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами ( Hes. ) .

Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны , тёща Аида . Сестра и возлюбленная Зевса , сестра Геры , Гестии , Аида и Посейдона . Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы. Основным в мифологии о Деметре является миф о похищении Аидом её дочери Персефоны .

В гомеровской « Одиссее » упоминается миф о Деметре и критском божестве земледелия Иасионе , согласно которому они на трижды вспаханном поле плодоносного Крита порождают Плутоса (бога богатства); взревновавший Деметру Зевс убивает Иасиона молнией . По Гесиоду , в образе порождения Плутоса (богатства) сочетанием Деметры с Иасионом на троекратно вспаханной земле показано её научение людей земледелию .

По одной из версий мифа, от союза Деметры и Иасиона также родился Филомел . По Диодору , она была матерью Эвбулея .

У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону . Зевс соблазнил её в образе змеи . Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою сестру Деметру, которая получила имя Бримо . Посейдон соблазнил её в образе коня (см. ниже).

Получила от Аида как брачный дар Сицилию (её могут также называть родившейся на Сицилии ).

Учредила в честь Геракла для его очищения от убийства кентавров .

Деметра прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы ( Hom. ) .

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера , богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы и Исиды . Иногда Деметру видели в созвездии Девы .

Похищение Персефоны

Похищение Персефоны
Лутрофор работы Балтиморского вазописца
Возвращение Персефоны
Фредерик Лейтон , 1891

Наиболее известен миф о том, как Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу , который назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.

Её впервые убедил испить Геспер - Атлант , она трижды пересекала любую реку . Она посетила Иду . Во время блужданий громко звала дочь со скалы Анаклетра в Мегарах .

В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби ) у родника (колодца) Анфиона. Здесь её в слезах увидели дочери элевсинского царя Келея . Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели её в дом отца.

Входя в мегарон , богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира , заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять своё кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила её улыбнуться .

Царица доверила чужестранке уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину — Триптолемом ). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребёнка бессмертным , заворачивала его в пелёнки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребёнка. По одной из версий, ребёнок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своём божественном обличии и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.

В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертвы богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп . Но она, сидя в чёрном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната , чтобы в определённое время года она возвращалась к мужу .

Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков .

Эпитеты Деметры

  • Анфея — имя богинь — эпитет Деметры как матери Евбулея .
  • Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры .
  • Геркинна — эпитет Деметры .
  • Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах .
  • Део («Део конеродная») — имя Деметры в пророчестве Пифии аркадянам .
  • Деоида — Деметра либо её дочь, соблазнённая Зевсом в облике змеи .
  • Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры , святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония .
  • Иул демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло .
  • Каллигения — эпитет Деметры .
  • Карпофора (дарительница плодов).
  • Мелена (Мелайна) — см. Деспина .
  • Просимна — эпитет Деметры .
  • Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, её статуя в Сицилии . В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба») . См. также .
  • Фесмофора («Законодательница/Закононосительница», «устроительница») — эпитет Деметры , как научившая людей земледелию, что послужило их переходу к оседлому образу жизни и появлению с этим новых порядков . Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт . Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах . Также есть божество Фесмодотейра .
  • Фурия (Турия) — эпитет Деметры .
  • Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры .
  • Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырёх коров . В Спарте её культ основан Орфеем .
  • Эннея — эпитет Деметры . От места похищения Персефоны.
  • Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе ( Аркадия ). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне , и её называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь , чьё имя нельзя разглашать непосвящённым, и коня Ариона .

Культ и праздники

Деметра на древнегреческой фреске из склепа в Пантикапее

Культ Деметры, возникший из земледельческих праздников, распространился по всей территории влияния средиземноморской культуры. Его центром был город Элевсин , расположенный неподалёку от Афин .

Когда наступало время сева , древние греки устраивали в честь Деметры празднества Фесмофории , в которых участвовали главным образом женщины. Фесмофории сопровождались ритуалами , направленными на увеличение плодовитости людей, животных и плодородия природы . С развитием в Древней Греции виноградарства к культу Деметры присоединился культ Диониса .

Возникновение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам , вероятно их зарождение произошло в микенскую эпоху в середине II тыс. до н. э. . Согласно мифу, когда лишённая дочери Деметра после скитаний остановилась в Элевсине, прежде чем Зевс установил о возвращениях Персефоны к ней и они вернулись на Олимп, Деметра научила элевсинских правителей приношению священных жертв и элевсинским таинствам .

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры, — это Элевсинские мистерии , символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и её странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мёртвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея , — и затем входили в храм, посвящённый богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвящёнными в тайны жизни и смерти; принимать в нём участие позволяли даже рабам .
О Мистериях известно немного, так как посвящённым запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества , благодаря которым участники обрядов достигали изменённого состояния сознания .

На горе Афон в Греции сохранился древний жертвенник Деметре.

Почитание

В античных Афинах : 6 таргелиона приносилось жертвоприношение Деметре Хлое [ источник не указан 1829 дней ] .

Когда наступало время сева (в аттическом месяце Пианопсионе ) [ источник не указан 1828 дней ] , древние греки устраивали в честь Деметры празднества Фесмофории , в которых участвовали главным образом женщины .

В литературе и искусстве

В искусстве древних Деметра изображалась в двух ипостасях: как благостная людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как несчастная, скорбящая мать, разыскивающая свою похищенную Аидом дочь, — в облике зрелой женщины в покрывале .

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера , VI гимн Каллимаха , XL орфический гимн. Упомянута в гомеровской « Одиссее » (V 125). Богиня стала персонажем пьес Аристия («Деметра»), Софокла Триптолем »).

В астрономии

В честь Деметры назван астероид (402) Хлоя , открытый в 1895 году, и венец Деметры на Венере .

См. также

Примечания

  1. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 381—382.
  2. (англ.) — 1 — Jefferson: McFarland & Company , 2000. — P. 146. — 597 p. — ISBN 0-7864-0317-9
  3. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1011—1012.
  4. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1064.
  5. Henry George Liddell, Robert Scott. (англ.) . — Harper & brothers, 1891. — P. 157. — 844 p.
  6. Charles Rowan Beye. (англ.) . — Anchor Press, 1975. — P. 163. — 492 p. — ISBN 978-0-3850-6443-9 .
  7. Деметра // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. .
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
  10. .
  11. Орфика, фр. 58, 145 Керн
  12. Овидий. Метаморфозы VI 114; по возможно ошибочному мнению Ф. А. Петровского (Овидий. Собрание сочинений. СПб, 1994. Т. 2. С. 504), «Деоидой» Овидий называет именно Деметру, а не Персефону
  13. Арнобий. Против язычников V 20
  14. Овидий. Метаморфозы VI 119
  15. Нонн. Деяния Диониса XXX 67
  16. Арнобий. Против язычников I 36
  17. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 14, 3
  18. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 9; Гигин. Астрономия II 25, 2
  19. Каллимах. Гимны VI 8
  20. Еврипид. Елена 1322
  21. Павсаний. Описание Эллады I 43, 2
  22. Павсаний. Описание Эллады I 39, 1
  23. Гимны Гомера V 195—204; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 1
  24. Овидий. Метаморфозы V 537; Овидий. Фасты IV 608
  25. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.178
  26. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 90
  27. Орфические гимны XLI См. комм.
  28. Примечания А. А. Григорьевой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 541
  29. Ликофрон. Александра 152
  30. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 119
  31. Гимны Гомера V 47
  32. Павсаний. Описание Эллады VIII 42, 6
  33. Овидий. Метаморфозы VI 114
  34. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 508. ;
    / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 419—420.
  35. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 4.5
  36. Аполлодор, фр.37 Мюллер // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.62
  37. Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий 299
  38. Павсаний. Описание Эллады II 37, 2
  39. Элиан. Пёстрые рассказы I 27
  40. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 143
  41. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 5, 2; 68, 3
  42. . Дата обращения: 27 марта 2014. 20 декабря 2013 года.
  43. Павсаний. Описание Эллады I 31, 1
  44. Павсаний. Описание Эллады I 42, 6
  45. Орфический гимн к Мусею, ст.25
  46. Софокл. Эдип в Колоне 1601; Аристофан. Лисистрата 835; Павсаний. Описание Эллады I 22, 3
  47. Павсаний. Описание Эллады II 35, 5
  48. Павсаний. Описание Эллады III 14, 5
  49. Павсаний. Описание Эллады IV 25, 5-7, ссылка также на Антимаха
  50. . Дата обращения: 27 марта 2014. 27 марта 2014 года.
  51. . Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано из 27 марта 2014 года.
  52. . Дата обращения: 27 марта 2014. 4 марта 2016 года.
  53. Как отмечают, археологами не обнаружено никаких свидетельств культа Деметры на территории Элевсина относящихся к первой половине II тыс. до н. э. По-видимому возникновение элевсинского культа приходится на XV в. до н. э., по другой версии — относится к концу VIII в. до н. э. и примерно совпадает со временем создания гомеровского гимна от 7 октября 2018 на Wayback Machine
  54. . Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано из 19 апреля 2014 года.
  55. Древнегреческий календарь
  56. . Дата обращения: 22 июня 2020. 23 сентября 2020 года.

Литература

Источник —

Same as Деметра