Interested Article - Ассириология

Ассирийские древности

Ассириоло́гия — комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая языки, письменности, культуры и историю Ассирии , Вавилонии и других государств Древней Месопотамии ; в широком смысле — совокупность наук, связанных с цивилизациями , пользовавшимися клинописью , восходящей к древнейшей шумерской пиктографии (исключая угаритскую и древнеперсидскую , так как, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассирийской клинописью) .

Особенность лингвистической ассириологии состоит в том, что она занимается рядом языков, большинство из которых не родственны между собой; в её сферу входят аккадский язык , урартский язык , хурритский язык , хаттский язык , хеттский язык , лувийский язык , палайский язык , шумерский язык , эблаитский язык и эламский язык .

Руины города Ашшур

История

Первые находки, связанные с возникновением ассириологии, были сделаны в Персии. Ещё в XVII веке европейцы, путешествовавшие по Персии, обращали внимание на развалины Персеполя — столицы персидской династии Ахеменидов . Первые зарисовки клинописи выполнил итальянский купец Пьетро делла Валле (1621) .

Первые попытки дешифровки клинописных текстов были сделаны в последней четверти XVIII века датчанами К. Нибуром и Ф. Мюнтером , а также немецким учёным .

Ассириология получила научную основу только в середине XIX века благодаря археологическим исследованиям, проведенным О. Г. Лэйардом (Англия) и П. Э. Ботта (Франция), а также обнаружению Г. Роулинсоном (Англия) в Иране трёхъязычной (древнеперсидско-эламско-вавилонской) Бехистунской наскальной клинописной надписи персидского царя Дария I (около 521 года до н. э. ). Лейард и Ботт обнаружили на городищах Куюнджик ( Ниневия ), Нимруд и Хорсабад в Ираке большое количество ассирийских письменных и художественных памятников IX—VII вв. до н. э . В частности, Лэйард обнаружил знаменитую царскую библиотеку клинописных табличек Ашурбанипала .

Поскольку такие находки в городах древней Ассирии были сделаны раньше, то письменность и передаваемый её посредством язык стали называть «ассирийскими». Анализ известных исторических фактов и ассиро-вавилонских собственных имён привёл учёных к выводу, что ассирийский язык принадлежит к семитской семье . К 1836 году благодаря усилиям Г. Гротефенда , Г. Раулинсона, Э. Бюрнуфа и Х. Лассена была дешифрована простейшая, древнеперсидская, система клинописи. Дешифровке эламских надписей способствовали работы (1851—52) .

Годом рождения ассириологии считается 1857 год , когда британское Королевское азиатское общество разослало четырём исследователям (французскому учёному Ж. Опперту , английским учёным Г. Роулинсону и У. Г. Ф. Тальботу , ирландскому учёному Э. Хинксу ) копии ранее неизвестной клинописной надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I на аккадском языке и сделанные ими переводы совпали во всех ключевых моментах . Нередко основание ассириологии ошибочно приписывают немецкому филологу Г. Ф. Гротефенду, который в 1802 году произвёл частичную дешифровку древнеперсидского текста начальных строк двух частей трилингвы Дария I и его сына Ксеркса (верно определив 9 знаков). Однако работа Гротефенда почти не была замечена, и древнеперсидская клинопись была, в основном, независимо от Гротефенда, успешно дешифрована в 20—30-х годах XIX века за счёт усилий Р. Раска (Дания), Э. Бюрнуфа (Франция), К. Лассена (Германия) и Г. Роулинсона (Англия); дешифровка же вавилоно-ассирийской клинописи удалась благодаря исследованиям, начатым в 40-х годах XIX века П. Э. Ботта и другими учёными во Франции и развитым Э. Хинксом, а также Г. Роулинсоном и иными британскими ассириологами. Дальнейшие успехи ассириологии в XIX в. (тогда ещё вызывавшие споры) связаны с именами Дж. Смита (Англия), Ф. Ленормана и (Франция), А. Г. Сейса (Англия), П. Хаупта (США), (Англия) и Э. Шрадера (Германия) .

Ещё Э. Хинкс обнаружил, что вавилоно-ассирийской клинописью записывались тексты на двух различных языках, из которых один (собственно вавилоно-ассирийский — в современной терминологии аккадский) принадлежал к семитской семье, а другой (ранее ошибочно называвшийся аккадским — в современной терминологии шумерский) являлся языком неизвестного происхождения. На научную основу изучение аккадского (вавилоно-ассирийского) языка было поставлено немецким учёным Ф. Деличем (грамматика издана в 1889 году , словарь в 1896 году ). Первые работы по изучению шумерского языка принадлежали П. Хаупту (США) и Ж. Опперту (Франция), однако на протяжении длительного времени само существование такого языка подвергалось сомнению. Ж. Галеви (Франция) и другие учёные утверждали, что шумерские тексты — лишь особая тайнопись жрецов на том же вавилоно-ассирийском языке. Находка значительного количества подлинных шумерских надписей и хозяйств, документов 3-го тысячелетия до н. э. (Франция) на городище Телло (древний Лагаш ) и прочтение их в 1884—1905 годах французскими исследователями и ассириологом-универсалом Ф. Тюро-Данженом положили начало шумерологии в качестве отдельной отрасли ассириологии; было доказано шумерское происхождение вавилоно-ассирийской клинописи и всей культуры Вавилонии. Первая строго научная грамматика шумерского языка была опубликована (Германия) в 1923 году . Дальнейшие успехи ассириологии в её узком смысле связаны в основном с работами немецких учёных Г. Циммерна , , А. Унгнада , Б. Ландсбергера , В. фон Зодена , шумерологии — с именами немецких учёных (сводный словарь шумерских идеограмм , используемых в клинописи), , датского учёного , американского учёного С. Н. Крамера и других .

Обнаружение в течение XIX—1-й половины XX вв. урартских надписей на Армянском нагорье и в Закавказье, эламских надписей и документов на юго-западе Ирана, клинописного дипломатического архива фараонов ( Амарнского архива ) и многоязычного Богазкёйского архива Хеттского царства включили в число языков, изучаемых ассириологией, следующие:

В XIX веке ассириология была лишь вспомогательной отраслью библеистики, науки, изучавшей Библию, но к началу XX века она стала самостоятельной, быстро развивающейся областью науки. Ассириологические научные школы начали складываться с XIX века в Германии, Англии и Франции; позже появились школы также в США, Японии, Италии, Чехословакии. Основные зарубежные центры ассириологии — Берлин , Будапешт , Лондон , Мюнхен , Париж , Прага , Рим , Филадельфия , Чикаго . Важнейшие хранилища клинописных памятников за рубежом: Лувр , Британский музей , Берлинский, Стамбульский, Багдадский, Пенсильванский и ряд других музеев в Италии , США и Германии .

Важной вехой в становлении ассириологии являются работы французского археолога и мистика Шарля Фоссе с его трудами:

  • Ассирийская магия (La Magie assyrienne, 1902)
  • Руководство по ассириологии (Manuel d’Assyriologie, 1904)
  • Иерусалимской Магии Ритуалы (Jérusalem Magie Rituels, 1910)

С XX века ассириология становится одной из самых важных дисциплин в востоковедении, в комплексе изучающей языки, культуру и историю древнего Ближнего Востока .

См. также

Примечания

  1. Ассириология // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  2. Густерин П. от 23 сентября 2015 на Wayback Machine
  3. Якобсон В. А. // Лингвистический энциклопедический словарь . — М. : СЭ, 1990. 1 апреля 2010 года.
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 622-625. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  5. Под ред. Е. М. Жукова. Ассириология // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . — 1973—1982.
  6. Ассириология — статья из Большой советской энциклопедии .
  7. Ассириология // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002
  8. . Дата обращения: 24 декабря 2018. 10 ноября 2018 года.
Источник —

Same as Ассириология