Interested Article - Рождество в Польше

Рождество во Вроцлаве
Рождественский вертеп в Катовице

Рождество́ в По́льше ( польск. Boże Narodzenie ) — один из главных праздников, отмечаемый 25 декабря . Бо́льшая часть населения воспринимает его скорее как семейный, чем как религиозный, однако как верующие, так и неверующие поляки соблюдают по крайней мере часть связанных с Рождеством традиций . Рождество принято встречать в кругу семьи. 24 декабря, в рождественский Сочельник , поляки собираются на совместную трапезу, которую предваряет ритуал преломления облаток , и обмениваются подарками и пожеланиями. В ночь с 24 на 25 декабря в костёлах проводится рождественская месса — «пастерка». В течение всего декабря во многих городах Польши устраиваются рождественские ярмарки .

Адвент

Как и в других католических странах, Рождеству в Польше предшествует период подготовки и ожидания, который называют адвентом . Он длится четыре недели. Католическая церковь призывает христиан в этот период к покаянию и совершению милосердных дел.

Рождественские венки на рождественской ярмарке в Кракове

Каждый день адвента, кроме воскресенья, в польских костёлах проходят так называемые рораты ( польск. roraty ) — утренние мессы в честь Богородицы. Богослужение начинается в ранним утром, в полной темноте, а прихожане держат в руках зажжённые свечи .

Символами адвента являются :

  • рождественский венок , сделанный из еловых веток и украшенный свечами, которые зажигают по одной каждую неделю адвента;
  • рождественский календарь , служащий для отсчёта дней с начала адвента до Сочельника;
  • , имеющий четырёхугольную форму и украшенный по бокам христианскими символами или библейскими сценами, внутрь которого помещается свеча или лампочка .

Сочельник

Большое количество рождественских традиций связано с последним днём Адвента, который приходится на 24 декабря, — кануном Рождества, или Сочельником ( польск. wigilia , от лат. vigilia — «бдение»). Многие поляки в этот день не работают, а магазины и супермаркеты открыты только полдня .

Рождественские облатки

Сочельник принято отмечать в кругу семьи. В религиозных семьях он начинается с чтения Библии и молитвы, после того как на небе появится первая звезда, напоминающая о Вифлеемской звезде , которая, согласно Новому Завету , указала волхвам путь к младенцу Иисусу . По традиции, все делятся друг с другом облаткой и обмениваются пожеланиями. Облатка — тонкий прямоугольный пресный хлебец, напоминающий вафлю . Раньше они делались цветными; сейчас принято выпекать белые облатки с тиснёными узорами, изображающими рождественские сцены . Обычай преломления облатки символизирует единение и примирение, а также напоминает христианам о таинстве Евхаристии . Традиция настолько важна, что родственникам, которые не могут присутствовать на празднике, часто высылают облатку по почте . После этого все садятся за стол, причём одно место принято оставлять пустым. Оно предназначается для случайного гостя, в знак того, что дом в этот вечер открыт для всех и хозяин готов принять и накормить любого странника . Кроме того, на стол ставят особый прибор для умерших членов семьи .

Праздничный стол

Что касается рождественского стола, то, как правило, поляки готовят два разных меню: постное и мясное. 24 декабря ещё длится пост и мясо есть нельзя, поэтому мясные блюда появляются на столе лишь на следующий день . Тем не менее, основной праздничной трапезой считается именно постный ужин в Сочельник, а ограничения компенсируются разнообразием и изощрённостью блюд . Традиционно их должно быть двенадцать — по числу апостолов — и каждый из присутствующих за столом должен попробовать все . Как правило, трапеза начинается с борща с ушками или грибного супа ; затем следуют вареники , пирожки и кулебяки , различные рыбные блюда, тушёная капуста или постные голубцы , а также десерты: сдоба с маком , пряники , кутья с орехами, изюмом и мёдом, компот из сухофруктов . Стол принято накрывать белой скатертью, под которую кладут немного сена в память о яслях , в которых лежал новорождённый Христос . В 2003 году ватиканская Конгрегация доктрины веры постановила, что соблюдение поста в рождественский Сочельник не является обязательным, однако большинство верующих поляков продолжают придерживаться в этот день традиционного постного меню .

Пастырская месса

Пастерка в польском костёле

В ночь с 24 на 25 декабря многие поляки посещают костёлы и участвуют в рождественском богослужении, которое носит название «пастырская месса», или «пастерка» ( польск. pasterka , от слова «pasterz» — пастырь, пастух), в память о том, что первыми новорождённому Младенцу пришли поклониться пастухи . Подобное ночное богослужение христиане совершали с V века, однако в XVIII веке в Западной Европе эта традиция почти прекратилась. Польша оставалась одной из немногих стран, где ночную мессу продолжали служить, а спустя два столетия, при Иоанне Павле II , она вернулась в обиход католической церкви . В польских храмах пастерка совершается в полночь (иногда раньше) и продолжается около полутора часов . По традиции, в ходе богослужения священник кладёт в рождественский вертеп , который устраивается в каждом костёле, фигурку Младенца Иисуса. Литургические песнопения этой мессы отличаются особой торжественностью . Наибольшее количество верующих — несколько тысяч — привлекает пастырская месса в ченстоховском монастыре Ясная Гора .

Традиции

Ёлка и вручение подарков

Рождественская ёлка в Бельско-Бяла

Как и во многих других европейских странах, в Польше принято наряжать рождественскую ёлку и украшать улицы и помещения разноцветными иллюминациями . По традиции, это положено делать в Сочельник, что для католиков несёт в себе особый смысл: 24 декабря отмечается день Адама и Евы, а украшенная разноцветными шарами ель символизирует райское древо с плодами . Подарки также принято дарить 24 декабря, в канун Рождества. Считается, что детям подарки приносит святой Николай , однако персонаж может меняться в зависимости от региона: в Западной Польше это Гвяздор (от польск. gwiazda — звезда), в Малопольше — ангелочек, на юго-западе Польши — звёздочка, в Силезии Младенец Иисус . Кроме того, к православным полякам приходит популярный в России Дед Мороз .

Колядки и колядование

Традиционной музыкой польского Рождества являются колядки , которых в Польше официально зарегистрировано около полутора тысяч . Историки музыки полагают, что праздничные песни, повествующие о рождении Иисуса Христа, в Польше начали сочинять и петь в конце XIV — начале XV века . Первая среди сохранившихся польских колядок датируется 1424 годом и начинается со слов «Zdrow bądź, krolu anielski» («Здрав будь, король ангелов») . Колядки отличаются большим разнообразием: среди них могут быть как торжественные или лирические, так и танцевальные мелодии, а в словах возможен юмористический или сатирический оттенок .

Наиболее известными являются колядки «Bóg się rodzi» («Бог рождается»), «Przybieżeli do Betlejem pasterze» («Прибежали пастухи в Вифлеем»), «Lulajże, Jezuniu» («Баю-бай, Иисусе»), «Oj, maluśki, maluśki» («Ой, малыш, малыш»), «Dzisiaj w Betlejem» («Днесь в Вифлееме»), «Gdy śliczna Panna» («Когда прекрасная Дева») . Кроме того, популярна международно известная « Тихая ночь » . Колядки начинают петь в Сочельник, а также во время ночной рождественской мессы, и продолжают вплоть до 2 февраля .

Колядование в Польше

Во второй день Рождества — 26 декабря, день святого Стефана Первомученика — поляки начинают колядовать, то есть ходить по домам с колядками . Считается, что традиция колядования приносит благосостояние и мир в семьи; ранее бытовало поверье, что ритуал способствует расцвету природы . Изначально колядовать ходили, взяв с собой домашних животных; позднее их заменили соответствующие костюмы и маски (быка, козы, лошади и пр.) . Принято было также переодевание в библейских персонажей, в частности, волхвов и царя Ирода . До сих пор популярно « хождение со звездой »: её делают большой, разноцветной и прикрепляют к палке. Колядующим принято давать какое-либо угощение или небольшую сумму денег; иногда деньги собираются на благотворительные цели . В польской традиции священнослужители также могут ходить по домам и колядовать: до или после Рождества священники католических приходов нередко посещают дома прихожан . В разных регионах Польши существуют свои обычаи колядования .

Рождественские вертепы

Краковская шопка

Рождественские вертепы , или шопки ( польск. szopka ), распространены в Польше с XIII века. Они воспроизводят сцену рождения Христа и устанавливаются в рождественский период во всех костёлах . Особенно знамениты краковские шопки , превратившиеся в своеобразный вид народного искусства . Обычно они изображают одну из достопримечательностей Кракова и делаются двухъярусными: на первом ярусе помещаются фигурки исторических или современных персонажей, а на втором — библейских . Ежегодно, в первый четверг декабря, на Рыночной площади проводится конкурс шопок, и наиболее выдающиеся приобретает затем Краковский исторический музей . В конкурсе участвуют как любители, в том числе школьники, так и опытные мастера, которые годами вырабатывают собственный стиль и передают его по наследству . В 2018 году краковские шопки были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . Известностью пользуются также вертеп в селе , включающий в себя 800 деревянных фигурок (в том числе 300 движущихся), вертепы в Кудове и Ольштыне (также с большим количеством фигурок и движущимися элементами), а также самый большой в Европе вертеп, установленный внутри храма: он находится в францисканском соборе в Катовице и имеет 18 м в высоту, 35 в ширину и 10 в глубину .

Рождественские ярмарки

Рождественская ярмарка в Кракове

В декабре в большинстве городов Польши проходят рождественские ярмарки , и с каждым годом эта традиция становится всё более популярной. В палатках или деревянных домиках продают ёлочные украшения, изделия декоративно-прикладного искусства, вязаные носки, различные лакомства, бижутерию . Для детей устраиваются карусели, аттракционы и прочие развлечения . Как правило, на ярмарке можно попробовать традиционные польские блюда, в том числе осцыпек , сыр польских горцев, который готовится на гриле и подаётся с клюквенным джемом . Наиболее масштабные и зрелищные ярмарки проходят в Варшаве , Вроцлаве , Кракове , Гданьске и Катовице ; сроки проведения ярмарок разнятся в зависимости от города .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. Tomasz Wróblewski. Nowa Trybuna Opolska . Дата обращения: 13 октября 2019.
  4. . Radiopolsha.pl (24 декабря 2015). Дата обращения: 13 октября 2019.
  5. Marek Kępa. . Culture.pl . Дата обращения: 13 октября 2019. 5 ноября 2020 года.
  6. , с. 82.
  7. Gazeta Regionalna (2018). Дата обращения: 13 октября 2019.
  8. . TVP Info (24 декабря 2017). Дата обращения: 13 октября 2019.
  9. , с. 83.
  10. .
  11. . Radiopolsha.pl (25 декабря 2015). Дата обращения: 13 октября 2019. 5 мая 2021 года.
  12. Wiadomości.gazeta.pl (24 декабря 2018). Дата обращения: 13 октября 2019. 27 декабря 2018 года.
  13. . Radio Maryja (24 декабря 2013). Дата обращения: 13 октября 2019. 2 августа 2019 года.
  14. Michał Dobrołowicz. RMF24 (24 декабря 2017). Дата обращения: 13 октября 2019. 21 октября 2020 года.
  15. Marek Kępa. . Culture.pl . Дата обращения: 23 октября 2019. 24 марта 2018 года.
  16. Gazeta wrocławska . Дата обращения: 23 октября 2019. 26 января 2021 года.
  17. Е. Климакин. . Culture.pl . Дата обращения: 13 октября 2019. 19 декабря 2020 года.
  18. , с. 142.
  19. . Gazeta wrocławska . Дата обращения: 23 октября 2019. 26 января 2021 года.
  20. . Kurier Lubelski . Дата обращения: 23 октября 2019.
  21. . Радио Польша (26 декабря 2015). Дата обращения: 13 октября 2019. 16 октября 2019 года.
  22. . Radiokrakow.pl (26 декабря 2015). Дата обращения: 13 октября 2019.
  23. Emilia Sitarska. Radio Kielce . Дата обращения: 13 октября 2019. 17 марта 2018 года.
  24. Joanna Matuszewska. . Radio Gdańsk . Дата обращения: 13 октября 2019.
  25. Polskie Radio (24 декабря 2018). Дата обращения: 13 октября 2019.
  26. Marta Jazowska. . Culture.pl . Дата обращения: 13 октября 2019. 26 октября 2019 года.
  27. . Radio Maryja . Дата обращения: 13 октября 2019. 26 октября 2019 года.
  28. . Museum Krakowa . Дата обращения: 13 октября 2019. 27 марта 2019 года.
  29. RMF24 . Дата обращения: 13 октября 2019. 12 декабря 2016 года.
  30. . Радио Польша (25 декабря 2016). Дата обращения: 13 октября 2019.
  31. . Радио Польша (23 декабря 2015). Дата обращения: 13 октября 2019.
  32. Gazeta.pl (3 декабря 2018). Дата обращения: 13 октября 2019. 1 августа 2019 года.

Литература

  • Лемнис М., Витри Г. В старопольской кухне и за польским столом. — Варшава: Интерпресс, 1992. — С. 81—84. — 126 с.
  • Maria Ginalska. Polskie Boże Narodzenie. — B. Świderski, 1961. — 316 p.

Ссылки

  • Климакин Е. . Culture.pl . Дата обращения: 13 октября 2019.
  • Magdalena Kasprzyk-Chevriaux. . Culture.pl . Дата обращения: 13 октября 2019.
  • . Culture.pl . Дата обращения: 13 октября 2019.
  • . Радио Польша (22 декабря 2015). Дата обращения: 13 октября 2019.
Источник —

Same as Рождество в Польше