Interested Article - Рождественский сочельник

Рожде́ственский соче́льник ( сочельник , сочевник ) — канун праздника Рождества Христова . Приходится на 24 декабря ( 6 января ).

Название

Раньше считалось, что название сочельника происходит от слова « сочиво » (сочельник, сочевник) .

По версии Фасмера , название происходит от реконструируемого др.-рус. *сочьньникъ и, в свою очередь, от соченя — лепёшки на конопляном масле , которые пеклись на Рождество Христово .

Значение и дата

Предрождественское представление на озере Вёртер-Зе в Каринтии

Рождественский сочельник считается днём усиленного приготовления к празднику Рождества Христова . В церквях, придерживающихся григорианского календаря и новоюлианского календаря , сочельник приходится на 24 декабря. Некоторые православные церкви , в том числе и Русская православная церковь , а также греко-католики , продолжают праздновать Рождество Христово также 25 декабря, но по юлианскому календарю (старому стилю), и этот день приходится на 7 января по григорианскому календарю , поэтому для них рождественский сочельник наступает 6 января.

В конце III — начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день — 6 января под общим наименованием Богоявления . Эту традицию по сей день сохраняет Армянская апостольская церковь . И только в середине IV века Римская церковь стала праздновать Рождество Христово 25 декабря , отдельно от Крещения Господня .

Праздник Рождества Христова — один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог её своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.

митрополит Антоний Сурожский .

В православии известна традиция в рождественский сочельник отказываться от пищи до появления первой звезды , которая связана с тем, что в древности литургия навечерия Рождества Христова служилась вечером, и христиане не вкушали пищу до её окончания. Однако впоследствии литургия навечерия смещалась на более ранние часы и в наши дни служится утром, поэтому пост «до первой звезды» утратил литургическое обоснование . После отказа от пищи в сочельник было принято есть сочиво или кутью — цельные зёрна крупы с мёдом и фруктами .

В католической традиции строгий пост в рождественский сочельник не является обязательным. Вечером в семьях принято собираться на торжественную трапезу с постными блюдами, перед началом которой читают отрывок из Евангелия о рождении Иисуса Христа. В восточноевропейских странах существует обычай преломлять на этой трапезе облатки (рождественские хлебцы) . После окончания семейной трапезы верующие направляются в храм на вечернее богослужение праздника Рождества Христова.

Особенности богослужения

Богослужение в православной церкви

В Навечерие Рождества и Богоявления совершается служба, состоящая из Великих (Царских) Часов с чтением Евангелия , краткого последования «Изобразительных», во время которого священнослужители на амвоне читают входные молитвы и облачаются, и великой вечерни с чтением паремий в соединении с Литургией Василия Великого , в Крещенский Сочельник в конце литургии после заамвонной молитвы совершается Великое водосвятие .

Если сочельник (как Рождественский, так и Крещенский) попадает на субботу или воскресенье, то служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится на пятницу, причём в этом случае литургию к ним не присоединяют (то есть в пятницу литургия не совершается в принципе), в сам сочельник в этом случае служится литургия Иоанна Златоуста (водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается), а в сам праздник (Рождество или Крещение) в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Богослужение в католической церкви

В рождественский сочельник 24 декабря месса утром служится по чину Адвента , проприй этой мессы отражает близость наступления праздника. Интроит мессы рождественского сочельника:

Вот уже пришла полнота времени, когда послал Бог Сына Своего на землю

Месса навечерия Рождества начинается затемно, как правило, в полночь, но по пастырским соображениям разрешено начинать богослужение на несколько часов раньше. В Польше и некоторых других странах Восточной Европы называется пастырской или «пастеркой».

Богослужение в евангелическо-лютеранской церкви

Навечерие Рождества — Вигилия — празднуется вечером 24 декабря. В храме фиолетовые параменты Адвента меняются на белые. Белую столу надевают и пасторы. Клирос украшается рождественской ёлкой. В отличие от обычных воскресных месс, в сочельник евхаристию не совершают (соответственно нет исповеди и анафоры ) и богослужение сводится к пению гимнов, хвалебных молитв ( Laudamus ), библейских чтений (особое место занимает чтение 2 гл. Евангелия от Луки) и проповеди. Вместо Апостольского Символа веры читают Никейский Символ . Вместо апостольских посланий читается Ветхий Завет. В конце мессы пастор выносит импровизированные ясли с куклой, изображающей младенца Иисуса.

Славянские традиции

Традиционный праздничный стол у поляков
Подробнее по этой теме см.: Коляда , Божич

У славян сочельником начинаются святки — две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до Крещения Господня 6 (19) января . С вечера сочельника начинали колядовать .

В литературе

Рождественский сочельник описан в повести Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством » (1830) из цикла « Вечера на хуторе близ Диканьки ».

См. также

Примечания

  1. Часть поместных православных церквей , включая Русскую , для литургических целей продолжают использовать юлианский календарь; в XX—XXI веках 24 декабря по юлианскому календарю соответствует 6 января по григорианскому.
  2. Большинство поместных православных церквей в 1920-х годах (или позднее) перешло на новоюлианский календарь.
  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4. — С. 270.
  4. , с. 730.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 6 января 2009. 11 марта 2008 года.
  6. : [ 4 января 2017 ] // Азбука веры. (Дата обращения: 4 января 2017)
  7. от 9 июля 2021 на Wayback Machine // Союз православных журналистов, 05.01.2021.
  8. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 24 декабря 2010. 28 декабря 2010 года.

Литература

Ссылки

  • // Российский Этнографический Музей

Same as Рождественский сочельник