Interested Article - Православная церковь

Христианство
Библия
Бог , Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство

Правосла́вная це́рковь ( греч. Ἡ Ὀρθόδοξη Ἐκκλησία ) — вторая по числу приверженцев после Католической христианская церковь в мире . Численность членов Православной церкви по разным оценкам составляет около 200 — 300 миллионов и, возможно, свыше 300 миллионов . Иногда называют также «Православной церковью византийской традиции», «Греко-православной церковью» или «Восточной православной церковью», поскольку Католическая церковь и Древние восточные церкви , признающие решения только первых трёх Вселенских соборов , тоже считают себя ортодоксальными (православными).

Православная церковь, составляемая сообществом поместных церквей автокефальных и автономных , считает себя единой святой соборной и апостольской Церковью , основатель и глава которой — Иисус Христос . Каждая автокефальная церковь самостоятельна и независима в делах своего административного управления от других поместных церквей, но едина с ними в вероучении . Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви .

Учение Православной церкви содержится в Священном Предании , которое включает в себя, кроме Священного Писания , определения Вселенских и некоторых Поместных соборов, принятые всей Церковью, каноны (своды правил апостолов , Вселенских и некоторых Поместных соборов), утверждённые Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви , жития святых , а также обычаи Церкви . Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания . Православная церковь имеет иерархическое устройство .

Православные церкви в светской религиоведческой классификации делят на:

Константинопольский патриархат

После раскола Христианской церкви в 1054 году, первенство в Православной церкви перешло от Римской кафедры к следующей в порядке диптиха кафедре — Константинопольской . Константинопольский патриархат официально именуется Вселенским , неофициально в греческой литературе — также Великая Христова Церковь ( ἡ Μεγάλη τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησία ). Предстоятель Архиепископ Константинополя — носит звание Вселенского патриарха ( греч. Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης ) . Особый статус епископа новой столицы Римской империи был закреплён решениями Халкидонского собора (451).

Фасад церкви Св. Троицы близ пл. Таксим , самого большого православного храма современного Стамбула

Из первенства епископа Константинополя проистекают его определённые прерогативы в отношении всей Православной церкви, а именно право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей, право суда последней инстанции, право принимать чужих клириков без отпускной грамоты, а также ряд иных, предусмотренных канонами и сложившейся практикой византийской эпохи, что позволяет характеризовать его статус в Православной церкви как primus sine paribus («первый без равных»), отнюдь тем не менее не аналогичный власти пап в Римской церкви . Вселенский патриархат полагает, что, в ситуации отсутствия вселенских соборов , он обладает исключительным правом учреждения новых автокефалий , исходя из соображений политико-административной целесообразности , а также — на основании 9-го и 17-го правил 4-го Вселенского собора — принимать, рассматривать и выносить окончательные суждения по апелляциям от епископов всех автокефальных церквей . Такая трактовка первенства и прерогатив Вселенского патриарха оспаривается современным Московским патриархатом , который полагает, что содержательное «наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей» .

Кроме того, имеют место случаи прямого участия Вселенского патриарха в разрешении кризисных ситуаций в высшем управлении иных автокефальных Церквей. Так, решение об отрешении от кафедры Кипрского архиепископа Хризостома I было принято в мае 2006 года собором в Шамбези под председательством патриарха Варфоломея . Аналогичным образом решение 6 мая 2005 года Синода Иерусалимской церкви о отрешении от должности патриарха Иринея І рассматривалось и было подтверждено на Всеправославном соборе под председательством Вселенского патриарха в Стамбуле 24 мая того же года . Масштабный раскол в Болгарской церкви в 1990-х годах был преодолён на Всеправославном соборе в 1998 году в Софии, проходившем под председательством Вселенского патриарха Варфоломея .

В начале сентября 2018 года патриарх Варфоломей, выступая перед архиерейским собором (Синаксом), обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери». Он сказал: «Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела». Патриарх Варфоломей также заявил: «Вселенский патриархат несёт ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию <…> для выполнения этой высшей и исключительной обязанности <…>. Если Вселенский патриархат откажется от своей ответственности и уйдёт с межправославной сцены, то поместные Церкви будут действовать „как овцы без пастыря“ (Мф. 9, 36)» . Заявления были сделаны после инициирования Вселенским патриархатом в апреле 2018 года процедуры дарования автокефалии «православным христианам Украины» . Комментируя правовые основания решения Синода Константинопольской церкви от 11 октября 2018 года, которым он отменил прещения , наложенные Московским патриархатом на Филарета Денисенко и Макария Малетича и их последователей, епископ Макарий (Гриниезакис) , викарий Таллинской митрополии , разъяснил: «Речь идёт о привилегии, а также об огромной общецерковной ответственности, которая была дана Константинопольской Церкви IV Вселенским Халкидонским Собором 451 года. Правило 9 и 17 этого Собора определяют, что, если некий епископ или клирик будет судим его митрополитом или местным Синодом, и будет считать это решение несправедливым, в таком случае он может законно прибегнуть к Патриаршему Престолу Константинополя, который в свою очередь обязан пересмотреть данный вопрос и принять окончательное решение. Эта привилегия Вселенского Патриархата бесчисленное количество раз в истории была применена относительно епископов других Патриархий и Автокефальных церквей. В некоторых случаях Вселенский Патриархат решал в пользу заявителя, в некоторых других случаях он выносил решение против него, то есть соглашался с решением органа церковной власти, в ведомстве которой находился истец, и в определённых случаях Патриархат уклонялся от принятия решения» . 22 октября 2018 года патриарх Варфоломей заявил, что прерогативы Вселенского патриархата зиждутся на постановлениях Вселенских соборов, что делает выносимые патриархатом решения обязательными для всех православных верных .

Поместные церкви

Автокефальные церкви

Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных церквей возник после Великого церковного раскола : прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место ( primus inter pares ) перешло престолу патриархов Константинопольских . Во II тысячелетии возник ряд новых автокефальных церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата . С начала 2019 года существует 14 автокефальных церквей и две, чей автокефальный статус признаётся не всеми церквями.

Диптих Константинопольского патриархата Диптих Московского патриархата
Автокефальные церкви :
  1. Константинопольская
  2. Александрийская
  3. Антиохийская
  4. Иерусалимская
  5. Русская
  6. Сербская
  7. Румынская
  8. Болгарская
  9. Грузинская
  10. Кипрская
  11. Элладская (Греческая)
  12. Польская
  13. Албанская
  14. Чешских земель и Словакии
  15. Украины
  1. Антиохийская
  2. Иерусалимская
  3. Русская
  4. Грузинская
  5. Сербская
  6. Румынская
  7. Болгарская
  8. Албанская
  9. Польская
  10. Чешских земель и Словакии
  11. Православная церковь в Америке
  12. Македонская

14 сентября 2018 года Русская православная церковь исключила из диптиха Константинопольский патриархат , заявив об его антиканонических действиях, направленных на создание Православной церкви Украины (ПЦУ) ; в ответ на признание ПЦУ — Элладскую церковь (3 ноября 2019 года) , Александрийскую церковь (8 ноября 2019 года) и Кипрскую церковь (20 ноября 2020) .

Православная церковь в Америке в автокефальном статусе признана Московским патриархатом, Болгарской, Грузинской, Польской и Чехословацкой церквями, но рассматривается Константинопольским патриархатом как часть Русской церкви . Критская православная церковь с 1965 года имеет статус полуавтономии в составе Константинопольского патриархата.

Православная церковь Украины (ПЦУ) признана Константинопольским патриархатом, который предоставил ей автокефалию 5 января 2019 года, Александрийским патриархатом , Кипрской и Элладской церквями. Русская и Сербская церкви заявили о непризнании ПЦУ как православной церкви в каком бы то ни было статусе. Остальные церкви по состоянию на декабрь 2019 года не высказывали своих официальных позиций по поводу признания или принципиального непризнания (отказа признать) ПЦУ — как в отношении статуса автокефалии, так и в отношении легитимности как церкви.

В мае 2022 года в евхаристическое общение была принята Македонская православная церковь (Охридская архиепископия), которая в 1967 году односторонне провозгласила автокефалию, не признанную до мая 2022 года со стороны Сербской церкви ; однако руководство Охридской архиепископии заявило, что полноценный статус автокефалии может быть получен ею только от Церкви-Матери Константинопольского патриархата . 25 августа 2022 года Священный Синода Русской православной церкви постановил: «Признать Македонскую Православную Церковь — Охридскую Архиепископию автокефальной Церковью-Сестрой и вписать имя ее Предстоятеля Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана в священные диптихи» .

Автономные церкви

  1. Синайская в юрисдикции Иерусалимской церкви
  2. Финляндская в юрисдикции Константинопольской церкви
  3. Эстонская (апостольская) в юрисдикции Константинопольской церкви
  4. Японская в юрисдикции Русской церкви
  5. Китайская в юрисдикции Русской церкви [фактически не функционирует]

Самоуправляемые церкви

В составе Вселенского патриархата:

В составе Московского патриархата:

В составе других автокефальных церквей:

Границы юрисдикций и получение автокефалии

Пределы поместных церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский патриархат , исторически почти всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского государства (или СССР ), после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на все страны бывшего СССР , кроме Грузии и Армении .

На основании некоторых канонических положений (Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора , 34-е Правило Святых апостолов) Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении (церковной юрисдикции), а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств (то есть ставшие суверенными государствами), имеют право на организацию в составе автономной церкви под его верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии », которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях» . Эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия : «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства» (см. также Варфоломей и Русская Православная Церковь и в статье Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии II ). Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами» .

В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской автономной православной церкви » , которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных (канонической и неканонических) украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в XVII веке была обусловлена « аннексией » Украины Московским Царством. В июле 2016 года полномочный представитель Константинопольской Церкви архиепископ Телмисский Иов (Геча) ( Константинопольский патриархат ), имевший 28 июля 2016 года встречу с президентом Украины , заявил, среди прочего, для украинского СМИ : «<…> после того как обратилась Верховная Рада Украины в Константинопольский Патриархат с просьбой предоставить каноническую автокефалию, эта просьба была рассмотрена на последнем Синоде, и Синод решил отдать этот вопрос комиссии для серьёзного, надлежащего изучения этой проблемы. <…> Новая волна автокефалий всегда была в ответ на политические обстоятельства — создание нового государства или новой империи.» В октябре 2018 года митрополит Эммануил (Адамакис) заявил: «предоставление автокефалии не является, собственно, вопросом повестки дня на Всеправославном соборе, этот вопрос относится исключительно к компетенции Вселенского Патриархата, как Церкви-Матери, которая предоставляет независимость церковному православному украинскому организму. Таков урок истории. Вселенский Патриархат — это источник автокефалии всех Поместных Православных Церквей, за исключением древних Патриархатов, основанных в первом тысячелетии, и за исключением Кипрской Церкви.»

Ряд церквей (в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты) имеют приходы и епархии вне территории своей основной юрисдикции — в так называемой Диаспоре; другие же церкви (Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) таких структур не имеют. Практика распространения юрисдикции на этническую диаспору создаёт ситуацию, при которой «нарушается принцип канонических территорий и вмешательство одной поместной Церкви в дела другой становится неизбежно» .

По вопросу о порядке дарования автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных норм , что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными автокефалиями и их кириархальной церковью, так и между Константинопольским патриархатом и Московским патриархатом, который настаивает на праве всякой автокефальной церкви даровать автокефалию своей части. В Констатинопольском патриархате придерживаются мнения, что учреждение автокефалии есть прерогатива вселенского собора , и рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года ) как подлежащие утверждению таковым .

С сентября 1961 года , когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание , с перерывами, ведётся практическая подготовка Всеправославного собора, который бы разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем. Подготовленный всеми Церквами под председательством Вселенского Патриарха Святой и Великий Собор , состоявшийся в июне 2016 года на Крите, бойкотировался рядом поместных Церквей и не рассматривал спорные вопросы, как то календарь, диптихи, порядок провозглашения автокефалии , которые ранее предусматривалось разрешить . Всеправославный собор принял документ по вопросу о канонической организации Православной Диаспоры, который констатировал, что «на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте» .

После 1991 года, несмотря на численный рост и возрастание влияния внутри России , Московский патриархат в плане мирового влияния стал уступать лидирующие позиции Константинополю, поддерживаемому Соединенными Штатами Америки . Так, когда 9 октября 2007 года делегация Московского патриархата покинула заседание в Равенне , ни одна из делегаций других православных церквей не последовала этому примеру , поддержав линию Константинопольской церкви . Ослабление влияния Московского патриархата происходит также и на территории бывшего СССР (без Грузии) , которую он считает своей « канонической территорией ». Предпринятые в начале 2000-х годов попытки Московского патриархата подчинить своей юрисдикции приходы Западноевропейского экзархата во Франции , а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского патриархата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей.

Процесс предоставления автокефалии православной церкви Украины , инициированный Вселенским патриархатом в 2018 году, спровоцировал односторонний разрыв евхаристического общения со стороны Московского патриархата .

Другие православные церкви

Православные церкви вне общения со Вселенским православием — церковные и иные православные объединения , не признанные автокефальными церквями мира . С точки зрения приверженцев мирового православия, все эти церкви представляют собой неканонические структуры.

Отношение с Католической церковью

В Православной церкви отсутствует единая точка зрения, считать ли « латинян » еретиками , исказившими Символ веры путём самовольного позднейшего добавления Filioque , или схизматиками , отколовшимися от Единой соборной апостольской церкви.

Православная церковь единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской церкви . Православная церковь не приемлет ряд иных догматических положений Римско-Католической церкви: филиокве , догмат о непорочном зачатии Девы Марии , учение о чистилище , догмат о телесном вознесении Божией Матери . Православие приветствует симфонию духовной и светской властей ( См. статью Цезаропапизм ); Римская Церковь ещё со времён раннего Средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью ( см. в статье Папство ).

В декабре 1965 года Вселенским патриархом Афинагором и Папой Римским Павлом VI и их Синодами были сняты взаимные анафемы 1054 года и подписана « Совместная декларация » ; «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не привёл к преодолению разделения (восстановлению евхаристического общения) .

С мая 1980 года время от времени проходят встречи Смешанной богословской православно-римско-католической комиссии по диалогу между поместными православными церквями и Римско-Католической церковью . Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что «вступая в диалог, православная церковь отказалась от употребления термина „ересь“ в отношении католичества», пояснив, что мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу вовсе не значит, что с повестки дня снят сам термин «ересь» или сняты те разногласия, которые существуют между православными и католиками . Действующий Патриарх Русской православной церкви Кирилл при выступлении на Поместном соборе РПЦ 2009 года подчёркнуто и во всеуслышание употребил термин «католическая ересь» , а во время проповеди в Тутаеве 11 сентября 2010 г. идею унии с католической церковью назвал «еретическим отступлением от истин православной веры» .

Примечания

Комментарии
  1. На английском языке Eastern Orthodox Church, при этом Oriental Orthodox Churches называют Древневосточные православные церкви.
  2. По состоянию на текущий момент
  3. См. также в статьях: Разрыв евхаристического общения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом (2018) , Константинопольская православная церковь#Отношения с Русской церковью и Россией
  4. Русская православная церковь, в связи с признанием Православной церкви Украины со стороны предстоятеля Элладской православной церковь Иеронима II прекратила евхаристическое общение с ним, хотя и выразила стремление сохранить молитвенное общение с теми из архиереев Элладской церкви, кто не станет признавать каноничность ПЦУ — . от 3 ноября 2019 на Wayback Machine . РИА Новости , 03.11.2019.
  5. Русская православная церковь прекратила молитвенное и евхаристическое общение с патриархом Александрийским Феодором II, но сохранила церковное общение с архиереями Александрийской церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат ПЦУ — . от 27 декабря 2019 на Wayback Machine . Журнал 151. Патриархия.ru.
  6. Русская православная церковь заявила о прекращении молитвенного и евхаристического общения с архиепископом Хризостомом II , а также сослужения с теми иерархами Кипрской церкви, которые вступят в церковное общение с представителями ПЦУ — . от 26 ноября 2020 на Wayback Machine . ТАСС, 20.11.2020.
  7. С 1996 года сосуществует параллельно с самоуправляемой Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата .
  8. Рассматривается Константинопольским патриархатом как часть Русской церкви.
  9. 9 января 2008 года Священный синод Константинопольского патриархата изменил границы учреждённой им в 1996 году Гонконгской митрополии , включив в её пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии.
  10. Идея созыва Вселенского собора (в рамках православной церкви) выдвигалась Константинопольским патриархатом и ранее: в конце 1860-х годов (в связи с болгарской схизмой ), но была отвергнута российским правительством; в июне 1930 года в Ватопедском монастыре заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, но намеченный на июнь 1932 года Предсобор не состоялся. Всеправославное совещание 1923 года в Константинополе не признано в статусе собора полнотой Церкви.
Источники
  1. Encyclopedia of Global Religion . Vol. 1. Los Angeles: SAGE Publications. 2012. p. 319 . {{ cite encyclopedia }} : |title= пропущен или пуст ( справка ) ; Неизвестный параметр |editors= игнорируется ( |editor= предлагается) ( справка ) от 15 мая 2021 на Wayback Machine
  2. / Кузенков П. В., Аверинцев С. С. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 352—360. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4 .
  3. .
  4. , p. vii.
  5. Dulles S.J., Avery. . — Kindle. — First Things Press, 2012. — P. 224. от 20 марта 2021 на Wayback Machine
  6. Krikorian, Mesrob K. . — Peter Lang, 2010. — ISBN 9783631581216 . от 3 ноября 2020 на Wayback Machine
  7. Цыпин В. прот. . от 28 сентября 2007 на Wayback Machine // . от 4 ноября 2012 на Wayback Machine . — М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, Изд-во МФТИ, 1994. — 440 с.
  8. греч. Μία, Ἁγία, Καθολική καί Ἀποστολική Ἐκκλησία
  9. Митрополит Филарет (Дроздов) . . от 19 ноября 2016 на Wayback Machine . // Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви.
  10. Митрополит Иларион (Алфеев) . . от 23 июня 2012 на Wayback Machine // Православие : В 2 т. — М.: Сретенский монастырь, 2009. — 1840 с. — ISBN 978-5-7533-0502-2 .
  11. . от 8 июля 2020 на Wayback Machine // «Основные принципы отношения к инославию» — документ, принятый Юбилейным Архиерейским собором РПЦ МП 2000 года.
  12. Архиепископ Нафанаил (Львов) . . от 17 января 2019 на Wayback Machine — Нью-Йорк: Изд. К-та рус. правосл. молодёжи заграницей, 1991. — Т. 1. — C. 129—139.
  13. Прот. Владислав Цыпин. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 199—202. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  14. Dr. Lewis J. Patsavos , Ph.D. от 9 января 2019 на Wayback Machine
  15. Дата обращения: 25 марта 2021. 4 августа 2021 года.
  16. Давыденков О. В. . от 19 октября 2016 на Wayback Machine . — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского богосл. ин-та , 2000. — 232 с.
  17. Давыденков О. В. . от 12 июня 2018 на Wayback Machine
  18. Прот. Владислав Цыпин. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXI : « Иверская икона Божией матери Икиматарий ». — С. 247—250. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-038-7 .
  19. . от 28 февраля 2014 на Wayback Machine . / Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года.
  20. Fr. John Chrysavgis. The Ecumenical Patriarchate: A Brief Guide. The Order of St. Andrew the Apostle — NY, 2009. — P. 71.
  21. Барсов Т. В. «Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью», Санкт-Петербург, 1878.
  22. Элпидофор Ламбриниадис , Митрополит Бурсы. . от 10 августа 2020 на Wayback Machine
  23. . Дата обращения: 8 сентября 2016. 30 октября 2019 года.
  24. . от 13 июля 2019 на Wayback Machine . / Послание Вселенского патриарха Варфоломея от 20 февраля 2019 года Архиепископу Албании Анастасию в связи с дарованием автокефалии Церкви Украины .
  25. . Дата обращения: 19 января 2019. 17 июля 2019 года.
  26. . от 4 мая 2019 на Wayback Machine . / Послание Вселенского патриарха Афинагора от 24 июня 1970 года Патриаршему местоблюстителю митрополиту Пимену в связи с дарованием Московским патриархатом автокефалии Русской митрополии в Америке .
  27. . от 4 ноября 2018 на Wayback Machine Интерфакс , 2.11.2018.
  28. Карташёв А. В. . от 2 мая 2019 на Wayback Machine — Варшава, 1936.
  29. . от 11 октября 2016 на Wayback Machine .
  30. . от 11 сентября 2016 на Wayback Machine .
  31. . от 17 сентября 2016 на Wayback Machine . 2.11.2005.
  32. . от 11 октября 2016 на Wayback Machine . 18.5.2005.
  33. . от 30 мая 2016 на Wayback Machine . Lenta.ru, 17.6.2005.
  34. . от 24 сентября 2016 на Wayback Machine // Al Jazeera. — 24.5.2005.
  35. . от 20 сентября 2016 на Wayback Machine . BBC, 24.5.2005.
  36. . от 18 сентября 2016 на Wayback Machine .
  37. . от 20 сентября 2016 на Wayback Machine .
  38. . от 8 сентября 2018 на Wayback Machine . Интерфакс, 3.9.2018.
  39. . от 13 сентября 2018 на Wayback Machine . Интерфакс, 6.9.2018.
  40. . от 7 сентября 2018 на Wayback Machine . patriarchate.org, 5.9.2018.
  41. . от 7 сентября 2018 на Wayback Machine . Ukrainian Orthodox Church of the USA.
  42. . от 30 сентября 2018 на Wayback Machine Greek Orthodox Archdiocese of America, 28.09.2018.
  43. . от 20 октября 2018 на Wayback Machine Укринформ , 18.10.2018.
  44. . от 24 октября 2018 на Wayback Machine rbc.ru , 22.10.2018.
  45. . Портал Bogoslov.ru.
  46. . Би-би-си (15 октября 2018). Дата обращения: 1 января 2021. 11 января 2021 года.
  47. . Дата обращения: 2 января 2021. 11 января 2021 года.
  48. . Патриархия.ru (14 сентября 2018). Дата обращения: 12 ноября 2019. 13 октября 2018 года.
  49. . Дата обращения: 26 декабря 2019. 27 июня 2021 года.
  50. . от 27 декабря 2019 на Wayback Machine . Интерфакс, 8.11.2019
  51. Роберсон Р. . от 2 ноября 2016 на Wayback Machine .
  52. . от 19 января 2019 на Wayback Machine . Информативна служба Српске Православне Цркве, 12.11.2018. (серб.)
  53. . 10.05.2022
  54. . ec-patr.org (9 мая 2022). Дата обращения: 22 мая 2022. 10 мая 2022 года.
  55. (макед.) . РЕЛИГИЈА.МК (5 июня 2022). Дата обращения: 22 июня 2022. 9 июня 2022 года.
  56. (макед.) . mpc.org.mk . МПЦ (7 июня 2022). Дата обращения: 22 июня 2022. 7 июня 2022 года.
  57. . Патриархия.ru (25 августа 2022). Дата обращения: 25 августа 2022. 25 августа 2022 года.
  58. VII. MITROPOLIA BASARABIEI, AUTONOMĂ ȘI DE STIL VECHI ȘI EXARHAT AL PLAIURILOR // . от 20 марта 2022 на Wayback Machine
  59. . от 15 сентября 2015 на Wayback Machine , I.3
  60. ЖМП. 1996, № 3.
  61. . Интерфакс (26 августа 2008). Дата обращения: 27 августа 2008. 22 августа 2011 года.
  62. . от 20 апреля 2008 на Wayback Machine // Патриархия.ru , 15 апреля 2008 г.
  63. . от 22 декабря 2008 на Wayback Machine // Интерфакс -Религия, 16 апреля 2008 г.
  64. . На официальном сайте Президента Украины 26 июля 2008 г.
  65. . от 30 июля 2008 на Wayback Machine (русский перевод). Портал Credo.ru, 26 июля 2008 г.
  66. . Дата обращения: 8 сентября 2016. 12 сентября 2016 года.
  67. . от 29 сентября 2016 на Wayback Machine РИСУ, 1 августа 2016.
  68. 23.10.2018.
  69. Игорь Шитиков, протоиерей . от 28 сентября 2017 на Wayback Machine // НГ Религии от 16 апреля 2008 г.
  70. . от 5 июня 2010 на Wayback Machine Интервью Патриарха Варфоломея : « Русский Newsweek », 27 мая 2010.
  71. По вопросу о порядке дарования автокефалии см. переписку Патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена с архиепископом Северной и Южной Америки Иаковом и Патриархом Константинопольским Афинагором в связи с дарованием 10 апреля 1970 года Московским патриархатом автокефалии Русской православной греко-кафолической церкви в Америке : Пимен Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. 1957—1977 . Издание Московской патриархии. М., 1977, стр. 154—164.
  72. . от 26 мая 2009 на Wayback Machine // Отдел внешних церковных связей Русской православной церкви , 4 марта 1999 г.
  73. . от 22 марта 2014 на Wayback Machine // ЖУРНАЛ № 2.
  74. . от 13 марта 2014 на Wayback Machine NEWSru , 9 марта 2014.
  75. . Дата обращения: 8 сентября 2016. 25 мая 2016 года.
  76. . Дата обращения: 8 сентября 2016. 19 июня 2016 года.
  77. . от 20 августа 2016 на Wayback Machine . The Ecumenical Patriarchate of Constantinople. Retrieved: 25 May 2016.
  78. . Дата обращения: 7 апреля 2022. 12 августа 2020 года.
  79. Дата обращения: 11 сентября 2016. 20 августа 2016 года.
  80. НГ Религии (1 апреля 2009). — Претензии Константинополя на лидерство в православном мире зависят от позиции США. Дата обращения: 11 апреля 2009. 15 июля 2010 года.
  81. . от 20 октября 2007 на Wayback Machine // Патриархия.ru , 10 октября 2007 г.
  82. . от 19 ноября 2007 на Wayback Machine // Патриархия.ru , 17 октября 2007 г.
  83. . от 17 декабря 2007 на Wayback Machine // NEWSru.com , 16 октября 2007 г.
  84. (недоступная ссылка) // Catholic News Service, 11 октября 2007 г.
  85. . от 25 декабря 2007 на Wayback Machine // NEWSru.com , 22 октября 2007 г.
  86. . от 26 декабря 2008 на Wayback Machine // new.asianews.it, 19 октября 2007 г.
  87. . от 5 февраля 2008 на Wayback Machine CWNews.com 19 октября 2007 г.
  88. Елпидифор (Ламбриниадис) (2014-01-14). (Текстовый документ) . . из оригинала 27 марта 2014 . Дата обращения: 26 ноября 2014 . Русская Церковь еще раз выбрала путь собственной изоляции от богословского диалога с Римско-Католической Церковью и общностью Православных Церквей. {{ cite news }} : Внешняя ссылка в |work= ( справка ) ; Неизвестный параметр |coauthors= игнорируется ( |author= предлагается) ( справка )
  89. . Коммерсантъ (13 октября 2008). — «Московский патриархат вышел из европейского объединения из-за Эстонии». Дата обращения: 23 октября 2008. 22 сентября 2011 года.
  90. Дата обращения: 16 сентября 2015. Архивировано из 2 декабря 2008 года.
  91. . от 9 октября 2019 на Wayback Machine 9 декабря 2004 г. // Русская мысль , № 46, 16-22 декабря 2004 г.
  92. . от 9 октября 2019 на Wayback Machine Православие и мир , 25 марта, 2013.
  93. Виктор Лупан . . от 4 сентября 2019 на Wayback Machine . Православие и мир .
  94. Альтернативное православие. Религиоведение: энциклопедический словарь. / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М.: Академический проект , 2006. — ISBN 5-8291-0756-2 .
  95. Бочков П. В., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX—XXI вв.: монография. В 4 т. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Своё издательство, 2018.
  96. . от 9 апреля 2008 на Wayback Machine Из курса лекций по сравнительному богословию священника Максима Козлова . . от 5 мая 2012 на Wayback Machine
  97. Дата обращения: 7 мая 2009. Архивировано из 3 июня 2009 года.
  98. . от 5 апреля 2008 на Wayback Machine Из курса лекций по сравнительному богословию священника Максима Козлова . . от 5 мая 2012 на Wayback Machine
  99. . Дата обращения: 1 апреля 2016. 4 марта 2016 года.
  100. Архиепископ Иларион (Алфеев) . . от 5 марта 2016 на Wayback Machine // « НГ Религии », 15 июля 2009.
  101. ЖМП . 1980, № 9, стр. 8.
  102. . от 15 июня 2009 на Wayback Machine // Патриархия.ru , 27 сентября 2006.
  103. . от 23 августа 2011 на Wayback Machine //Патриархия.ru,15 ноября 2010 г.
  104. Прот. Андрей Новиков. . от 10 августа 2011 на Wayback Machine //Православие.ru/Религия и СМИ,17 июля 2010 г. . от 30 августа 2021 на Wayback Machine
  105. Диак. Андрей Кураев . . от 7 ноября 2021 на Wayback Machine

Литература

на русском языке
на английском языке

Ссылки

Источник —

Same as Православная церковь