Interested Article - Бейла (мифология)

Бе́йла ( др.-сканд. Beyla ) — в скандинавской мифологии служанка бога Фрейра .

Этимология

Бейла — одна из тех фигур, для интерпретации образа которых необходимо обратиться к этимологии их имён, но проблема состоит в том, что она до сих пор так и не прояснена . Происхождение и значение слова Beyla в древнескандинавском языке остаётся спорным; как варианты переводов предлагаются: «девушка, смотрящая за коровами» (от др.-сканд. baula ), «маленькая пчела» (от др.-в.-нем. *bíu-ilō ) или «госпожа Фасоль» (от др.-в.-нем. *baunilō ) .

Бейла в древнескандинавских источниках

Перебранка Локи на пиру богов

Бейла упоминается в тексте «Старшей Эдда» (« Перебранка Локи », предисловие и строфы 55-56), где она называется в числе присутствующих на пиру богов. После того, как она объявила о появлении бога грома Тора , Локи ответил ей следующим образом:

«Ты, Бейла, молчи!
Ты, жена Бюггвира,
мрази вместилище
выродок ты
меж богами великими,
скотница грязная!»

В других эддических текстах Бейла более не встречается .

Интерпретации и мнения

Несмотря на её однократное упоминание в древнескандинавских источниках, Бейла привлекала немалое внимание со стороны исследователей скандинавской мифологии. Мнения о её роли существенно расходятся: Бейла может выступать покровительницей скотоводства , виночерпием богов- асов , духом-защитником , ипостасью Фрейра, воплощающей плодородие скота или пчёл , олицетворением дрожжей или пены пивного напитка , либо попросту выдумкой автора «Перебранки Локи», стремившегося расширить своё произведение за счёт новых персонажей . Отмечалось известное сходство между образами Бейлы и римской богини плодородия, богатой жатвы и посевов Опы , а советский филолог Стеблин-Каменский , кроме того, относил Бейлу к группе персонажей эддических мифов, личная индивидуальность которых ограничивается собственными именами и их отношением к другому персонажу (в данном случае Фрейру) .

В паре Бюггвир -Бейла среди прочего видели:

  • два ложных солнца, прислуживающих Фрейру как солнечному божеству ,
  • дуновения лета, слегка сгибающие ветки и стебельки ,
  • воздушных эльбов , олицетворяющих качание волн при тихой погоде ,
  • персонификацию мельничных отходов и навоза — двух элементов, использовавшихся в сельском хозяйстве для удобрения почвы и поэтому считавшихся преданными слугами бога плодородия Фрейра
  • мирных крестьян из окружения бога земледелия Фрейра .

Данная в «Эдде» информация о Бейле крайне скупа; неясно, в частности, какие именно проступки ставил ей в вину Локи и почему он называл её «грязной» . Возможно, что брошенное ей обвинение в отсутствии целомудрия как-то связано с чувственным характером культа Фрейра, к окружению которого Бейла относится . Вероятно, присутствие Бейлы на пиру богов ограничивалось ролью прислуги, поэтому она раньше всех и увидела входящего Тора, так как сидела у дверей в зал .

Французский лингвист , мифолог и филолог Жорж Дюмезиль , посвятивший Бейле и её мужу Бюггвиру отдельную работу, считал её олицетворением пчелы , несущей мёд , необходимый для изготовления медовых напитков (как, в свою очередь, Бюггвир-Ячмень участвовал в производстве пива) .

Примечания

  1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. — М. : Художественная литература, 1975. — С. 669. — (Библиотека всемирной литературы)
  2. John Lindow Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. — Oxford University Press, 2001. — С. 78 — ISBN 0-19-515382-0 .
  3. Jan de Vries Altnordisches Etymologisches Wörterbuch. 2. Auflage. — Leiden: E. J. Brill, 1977. — С. 34.
  4. Rudolf Simek Lexikon der germanischen Mythologie. 3. Auflage. — Stuttgart: Kröner Verlag, 2018. — С. 51 — ISBN 978-3520-36804-1 .
  5. . norroen.info. Дата обращения: 27 января 2020. 27 января 2020 года.
  6. Simrock, Karl. (нем.) . Stuttgart: J.G. Cotta, 1864.
  7. Bellows, Henry Adams. (англ.) . New York: The American-Scandinavian Foundation, 1923.
  8. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 680. — (Библиотека всемирной литературы)
  9. Гримм Якоб Немецкая мифология. Т. I. 2-е издание. — М.: Издательский дом ЯСК, 2019. — С. 602 — ISBN 978-5-907117-30-3 .
  10. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М.: АСТ, 2010. — С. 211 — ISBN 978-5-17-061013-6 .
  11. Gering, Hugo. (нем.) . Halle (Saale): Buchhandlung des Waisenhauses, 1927.
  12. Клейнер, Ю. А. . Litres, 2017.
  13. Paula Vermeyden Van Ægir tot Ymir: Personages en theme’s uit de Germaanse en Noordse mythologie. — SUN, Nijmegen, 2000. — С. 71 — ISBN 90-6168-661-X
  14. Meyer, Richard M. (нем.) . Leipzig: Quelle & Meyer, 1910.
  15. Стеблин-Каменский М. И. Миф. — Л.: Наука, 1976. — С. 70.
  16. Бенджамин Торп Нордическая мифология. — М .: Вече, 2008. — С. 124 — ISBN 978-5-9533-1938-6 .
  17. Uhland, Ludwig. (нем.) . Stuttgart, Angsburg: J. G. Cotta`sche Buchhandlung, 1836.
  18. Gering, Hugo. (нем.) . Halle (Saale): Buchhandlung des Waisenhauses, 1927.
  19. Гербер Х. Мифы Северной Европы / Пер. с англ. Г. Г. Петровой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. — С. 117 — ISBN 978-5-9524-3884-2
  20. Golther, Wolfgang. (нем.) . Hirzel, Leipzig, 1895.
  21. Eilenstein, Harry. (нем.) . BoD – Books on Demand, 19.04.2017.
  22. Paul Herrmann Nordische Mythologie in gemeinverständlicher Darstellung. — Leipzig : Wilhelm Engelmann, 1903. — С. 209.
  23. Bergmann, Friedrich Wilhelm. (нем.) . Strassburg: Karl J. Trübner, 1878.
  24. Dumézil, Georges. (англ.) . University of California Press, 1973.
Источник —

Same as Бейла (мифология)