Interested Article - Скрюмир

Скрю́мир (также Скри́мир , др.-сканд. Skrýmir ) — в скандинавской мифологии великан, облик которого принял Утгарда-Локи .

Этимология

Skrýmir обычно переводится как «хвастун» . Сходные переводы встречаются и в других европейских языках ( нем. Prahler, Angeber ) . Вместе с тем можно встретить толкование этого имени как «выглядящий большим» ( англ. Big-looking ) или «пугающий» .

Скрюмир в Эдде

О Скрюмире повествует « Младшая Эдда » (« Видение Гюльви », часть 45), где говорится о путешествии асов в Утгард . Когда бог грома Тор и трое его попутчиков решили остановиться на ночлег в незнакомом просторном доме, посреди ночи случилось сильное землетрясение, заставившее их забиться в пристройку по правую сторону дома. Поутру Тор выбрался наружу и увидел человека «росту немалого», который громко храпел и был причиной сотрясения земли. А то, что путники в темноте приняли за дом с пристройкой, оказалось его рукавицей с большим пальцем. Проснувшись, незнакомец представился Скрюмиром и предложил сопроводить Тора в Утгард и даже нести все припасы в своей котомке. Остановившись поздно вечером на привал, Скрюмир сразу же уснул, а Тор и его спутники вынуждены были остаться голодными, потому что так и не смогли развязать его котомку. Вне себя от гнева Тор трижды в течение ночи бил в голову спящего великана своим молотом Мьёльниром , а тот спросонья принимал его удары за упавшие с дерева лист, жёлудь и сучок. На следующее утро Скрюмир указал Тору дорогу в Утгард, а сам пошёл своим путём. «И не сказано, чтобы асы пожелали скоро с ним свидеться» .

В части 47 автор повествования сообщает, что позднее, уже при прощании со своими гостями, конунг Утгарда по имени Утгарда-Локи признался, что сам принял облик Скрюмира и каждый раз незаметно поставлял скалу под удар Тора. А котомка его «была стянута путами из волшебного железа» , которые богу не удалось распутать. После этих слов великан и его город бесследно исчезли, не оставив Тору никакого шанса отомстить за подобный обман.

Тор в рукавице Скрюмира

В «Старшей Эдде» Тору дважды напоминают об этом неприятном для него эпизоде. Сначала это делает Один в облике Харбарда, перевозчика с лодкой («Песнь о Харбарде», строфа 26):

«У Тора — сила,
да духу мало:
с испугу, со страху
в варежку влез —
аж забыл, что Тором зовется, —
дыхнуть боялся,
так испугался,
не храпел, не пердел,
лишь бы Фьялара не разбудить» (здесь Скрюмир почему-то назван Фьяларом )

Второй раз о том же говорит Локи в строфах 60 и 62 «Перебранки Локи» , добавляя:

«Скрюмира были
крепки ремни,
до еды не достать —
от голода гиб ты»

В «Списке имён», завершающем «Младшую Эдду», Снорри Стурлусон , перечисляя всех великанов, среди прочих ещё раз упоминает Скрюмира .

Интерпретации и мнения

Тор пытается убить Скрюмира во сне

Описываемые в Эдде попытки Тора убить спящего Скрюмира, которые не делали чести победоносному богу грозы, могут быть вызваны представлениями о непредсказуемости разряда молнии . Его неудача объяснима, если принять интерпретацию Скрюмира-Утгарда-Локи не как великана, а потустороннего божества, правящего в мире, где асы оказываются беспомощными . Невосприимчивость Скрюмира к ударам Тора первоначально должна была указывать на принадлежность великана к той части мира, где пребывают умершие . Это, по-видимому, единственный случай, описываемый в Эдде, когда Мьёльнир так и не поразил свою цель . Закрытая котомка Скрюмира, которую Тор так и не может открыть, согласно одной из гипотез олицетворяет непреодолимую силу сковывающей землю зимы и скудость пропитания в это время года .

Хотя в тексте Эдды говорится, что Утгарда-Локи предстал перед Тором и его спутниками в образе великана под именем Скрюмир, существует и прямо противоположная точка зрения, утверждающая, что именно Скрюмир — настоящее имя повелителя великанов Утгарда, а Утгарда-Локи — всего лишь его титул, означающий не более, чем «маг из Утгарда» .

На близкое сходство сюжетов встречи Скрюмира с Тором и Святогора с Ильёй Муромцем (сидевшего у великана в кармане) указывал ещё известный российский учёный Орест Фёдорович Миллер , по мнению которого храп Скрюмира олицетворяет собою гром, а его перчатка — тучу, в которой прячется Тор как персонификация молнии . Проводится также параллель между Скрюмиром, помощником богов в поиске пути в Утгард, и персонажами греческих мифов Финеем , Телефом и Нереем , указывающими героям верную дорогу к их цели .

Считается, что меч Стейнара, одного из героев «Саги о Кормаке», был назван в честь Скрюмира .

Примечания

  1. Младшая Эдда. — Л. : Наука, 1970. — С. 68.
  2. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М. : АСТ, 2010. — С. 188. — ISBN: 978-5-17-061013-6
  3. Ecker, Uwe. (нем.) . BoD – Books on Demand, 17.04.2015.
  4. Eilenstein, Harry. (нем.) . BoD – Books on Demand, 19.04.2017.
  5. John Lindow Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. — Oxford University Press, 2001. — С. 273 — ISBN 0-19-515382-0 .
  6. Викернес В. Скандинавская мифология и мировоззрение. 2–е издание. — Тамбов, 2010. — С. 99 — ISBN 978-5-88934-440-7 .
  7. . norse.ulver.com. Дата обращения: 4 октября 2019. 20 сентября 2019 года.
  8. . norse.ulver.com. Дата обращения: 4 октября 2019. 8 октября 2019 года.
  9. Terry, Patricia. (англ.) . University of Pennsylvania Press, 26.09.2014.
  10. Larrington, Carolyne. (англ.) . OUP Oxford, 11.09.2014.
  11. . norse.ulver.com. Дата обращения: 4 октября 2019. 28 ноября 2019 года.
  12. . norse.ulver.com. Дата обращения: 6 октября 2019. 6 октября 2019 года.
  13. Конча, С. В. . «Комплексный подход в изучении Древней Руси», 2010. Дата обращения: 4 октября 2019. 14 июля 2020 года.
  14. Kathleen N. Daly Norse Mythology A to Z, Third Edition. — Chelsea House, 2010. — С. 70 — ISBN 978-1-4381-2801-6 .
  15. Pierer, Heinrich August. (нем.) . H.A. Pierer, 1835.
  16. Edgerton Skyes, Alan Kendall, Egerton Sykes. (англ.) . Routledge, 04.02.2014. Дата обращения: 4 октября 2019. 2 августа 2022 года.
  17. Миллер, Орест. . Aegitas, 26.03.2019.
  18. Lüthi, Max. (англ.) . semanticscholar.org. Дата обращения: 4 октября 2019. Архивировано из 4 марта 2019 года.
  19. . norse.ulver.com.
  20. W.G. Collingwood, J. Stefansson. (англ.) . sagadb.org. Дата обращения: 4 октября 2019. 3 мая 2019 года.
Источник —

Same as Скрюмир