Interested Article - Загадка

Зага́дка метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство ; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли .

По своей форме народные загадки примыкают к пословицам : та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы , присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине , а бьёт соболей » ( промышленник ). Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.

История

В древнейших загадках отражалась мифическая символизация ; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды . С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадки могут входить как сюжетный элемент в волшебные и приключенческие сказки , выступая как одна из форм испытания героя . Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии , и в « Эдде », и в « Калевале » встречаются повторения одного и того же мотива.

Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха . Несравненно меньше известно сказок с загадками . Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у А. Афанасьева № 185).

У древних греков загадки в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и в основном излагались гекзаметрами . Семь мудрецов прибегали к загадкам в дидактических целях; особенно много загадок оставил Клеобул . Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме загадок (ср. Ohlert, «Rätsel und Gesellschafts spiele der alten Griechen», Б., 1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением загадок.

В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания , где загадки местами также играют видную роль ( Самсон , царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из германской поэзии сюда относится и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином; на русской почве — стих о Голубиной книге , Беседа трёх святителей , Пчела , Даниил Заточник .

В XVII в. вновь возникла мода на загадки. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и другие. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических загадок. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются загадки Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано и других немецких поэтов. В России В. Левшин издал в 1773 г. «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» ( Москва ). Превосходная поэтическая загадка составлена В. А. Жуковским («На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада» и т. д.), в основу её положена одна из наиболее характерных народных загадок с мифологическим содержанием — малорусская: «Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый», или великорусская: «поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский» ( то есть месяц , пасущий звёздное стадо ).

В Древнем Китае сборник загадок собрал Фэн Мэнлун , озаглавив его «Загадки горы Хуаншань » ( кит. упр. 黄山谜 ), исследование китайских загадок предпринял Лю Се в главе «Иносказательное сравнение» ( кит. упр. 谐隐 ) своего сочинения « Вэнь син дяо лун ». Из трудов современных китайских авторов можно выделить произведение «История загадок» ( кит. упр. 谜史 ) .

Сборники

Научное собирание народных загадок началось с Сахарова (в его «Сказаниях русского народа о семейной жизни своих предков», 1837); затем появились сборники сначала малорусских , а вскоре и великорусских загадок:

  • Илькевич Г. С. Галицкие приповедки и загадки — У Ведни [В Вене], 1841;
  • Сементовский А. М. Малороссийские и галицкие загадки — Киев, 1851, и СПб., 1872;
  • Худяков И. А. — М.: Тип. Грачева и К°, 1861. — 116 с.;
  • Даль В. И. . Пословицы русского народа . Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч. — М., 1862, и СПб., 1879;
  • Сборник народных загадок, расположенных в азбучном порядке // «Псковские губернские ведомости», 1864, № 35-39, 44 и 45 и 1865, № 2-5;
  • Номис (Симонов М. Т.) Украіиньскі приказки, прислівья и таке инше — СПб., 1864 — до 500 З.;
  • «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край. Материалы, собранные Чубинским» т. I — СПб., 1872;
  • Садовников Д. Н. Загадки русского народа — СПб., 1875, 2504 З.;
  • Романов Е. Р. Белорусский сборник, т. I — Киев , 1886;
  • Комаров М. Ф. Нова збирка народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлян — Од., 1890;
  • Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, т. II — СПб., 1893;
  • Загадки, относящиеся до малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в «Харьковском сборнике» (вып. 3, 1889).

В Западной Европе первый немецкий сборник загадок вышел в Страсбурге в 1505 г. (новое издание его Brutsch’a, там же 1875). Во Франции аббат Котен издал «Recueil des énigmes de ce temps» (1646), a Ménestrier составил «Traité des énigmes» (1694). Старинные немецкие загадки издал Simrock, «Deutsches Rätselbuch» (3 изд., 1874), актуальные — Ohnesorg, «Sphinx» (Б., 1833-35) и Hoffmann, «Grosser deutscher Räthselschatz» — Штутгарт , 1874.

См. также

Примечания

  1. Якутские загадки в «Верхоянском сборнике» Худякова (Иркутск, 1890)
  2. Friedreich, «Geschichte des Rätsels» (Дрезден, 1860)
  3. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  4. см. А. Потебня , «Объяснение малорусских и сродных народных песен», т. II, XLVIII и L, 1887
  5. некоторые были записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890)
  6. 屈育德,郎雅娟. (кит.) . Большая китайская энциклопедия , 3-е изд., онлайн . Дата обращения: 21 октября 2022. 21 октября 2022 года.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 10. — М. , 2008. — С. 159.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
  • Александров Л. Г. О возможности философско-космологической интерпретации загадок «Чистилища» Данте // Вестник Челябинского университета. Серия 2. Филология. Челябинск, 2000. № 1. С. 183—196.
  • Дёмин Р. Н. Загадка как одна из форм инициации в философское знание // Петербургская школа. № 1. 1998. — С. 28-30. Журнал зарегистрирован Северо-Западным региональным управлением Государственного комитета РФ по печати (Санкт-Петербург). Регистрационное свидетельство № П 2790 от 14.11.97
  • Елизаренкова Т. Я. , Топоров В. Н. О ведийской загадке типа brahmodya. — Паремиологические исследования. М., 1984, с. 14-46
  • Журинский А. Н. Семантическая структура загадки: Неметафорические преобразования смысла. М.: Наука, 1989.-128 с. ISBN 5-02-010964-9
  • Журинский А. Н. Загадки народов Востока. — М. : ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2007. — 536 с. — (Нация и культура. Научное наследие). — 1000 экз. ISBN 978-5-94282-175-3 . (в пер.)
  • Измайлова А. Б. // Вестник Владимирского государственногоуниверситета. № 22 (41), 2015 — ISSN 2307-3241
  • Кенгэс-Маранда Э. Логика загадок // Паремеологический сборник. Пословица. Загадка (Структура, смысл, текст). М., 1978. С. 249—282.
  • Кургузова Н. В. // Журнал «Ученые записки Орловского государственного университета». Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010
  • Левин Ю. И. Семантическая структура загадок // Паремеологический сборник. Пословица. Загадка (Структура, смысл, текст). М., 1978. С. 283—314.
  • / Отв. ред. ; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР . — Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1978. — 184 с. — 10 000 экз. (обл.)
  • Оглоблин А. К. Типы яванских загадок (к вопросу о соотношении формы и значения) // Паремиологические исследования / Сост. и ред. Г. Л. Пермяков. М. С. 81-95.
  • Загадка в славянском фольклоре / Седакова И., Толстая С. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 233—237. — ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Лавонен Н.А. Карельская народная загадка / Отв. ред. Б. Н. Путилов ; Институт языка, литературы и истории , Карельский филиал АН СССР . — Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1977. — 136 с. — 8500 экз. (обл.)
  • Тразанова Н. Ю. К вопросу о кодовой природе загадки (на материале японских загадок) //В сборнике: КУЛЬТУРЫ И ЯЗЫКИ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИЗУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 2014. С. 242—251.
  • Hugo Kastner : Die Fundgrube für Denksport und Rätsel. Cornelsen, 2004.
Источник —

Same as Загадка