Interested Article - Даная

Дана́я ( др.-греч. Δανάη ) — в древнегреческой мифологии дочь Акрисия , царя Аргосского , и Евридики (или Аганиппы ), мать Персея . Впервые упомянута в « Илиаде » (XIV 319).

Миф

Так как Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, то он заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку . Зевс , пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил её, у неё родился сын Персей . Когда Акрисий услыхал в подземелье голос ребёнка, он приказал казнить служанку, а Данаю заставил объяснить, кто отец ребёнка. Не поверив ей, когда она назвала отцом Зевса, он заключил её с ребёнком в ящик и приказал бросить ящик в море . Некоторые считают, что её на самом деле соблазнил Прет . Подземное здание, над которым некогда находился медный чертог, где держали Данаю, показывали в Аргосе .

Волнами ящик принесло к острову Серифу , царь которого, Полидект , вскоре воспылал страстью к Данае. Освободившись от его преследований благодаря сыну своему Персею, она вернулась в Аргос .

По италийскому сказанию, ящик с Данаей и Персеем прибило волнами к берегу Лациума . Здесь Даная вышла замуж за Пилумна и вместе с ним основала город Ардею . Поэтому Турн , царь рутулов , потомок Пилумна, называется у Вергилия происходящим от древних героев Аргоса и Микен.

По легенде впоследствии Персей все же случайно убил Акрисия во время гимнастических состязаний. Персей случайно бросил диск туда, где стояли зрители. Среди них был и Акрисий. По несчастливой случайности диск попал в голову Акрисия и убил его.

В античной литературе

Миф о Данае активно использовался афинскими драматургами. В частности, Эсхил посвятил ему трагедии « Форкиды » и « Полидект », сатировскую драму « Тянущие невод », Софокл — трагедии « Акрисий » и « Даная », Еврипид — трагедию « Даная » .

Иконография

«Даная» — популярная тема в истории западноевропейской живописи. На картинах с этим названием изображают Данаю — девушку, заключённую своим отцом, царём Аргоса , из боязни быть убитым собственным внуком, к которой Зевс проник в виде золотого дождя. В течение средневековья Даная становится символом целомудрия , её чудесное зачатие трактуется как непорочное , предвещающее Благовещение Марии . В творчестве художников эпохи Возрождения и барокко этот сюжет становится популярным благодаря своему эротизму , как повод изобразить обнажённую женскую натуру .

В античном искусстве

Наиболее ранние изображения этого сюжета дошли до нас на древнегреческих вазах из Афин , датируемых временами Эсхила , вероятно, в вазопись этот сюжет пришёл из театра . Так, на кратере работы мастера Триптолема (ок. 490 г. до н. э.), хранящемся в Эрмитаже , Даная, которая возлежит на кушетке и поправляет свои волосы, изображена одетой. Действие происходит в комнате, на что указывают портьеры и зеркало, капли волшебного дождя падают сверху на её колени, и, вслед за её взглядом, наше внимание направляется на таинственный источник, откуда исходит этот дождь. Обратная сторона этой вазы изображает Данаю с младенцем-Персеем на руках, в то время как Акрисий командует ей войти в ящик, над которым заканчивает работать плотник. Драматизм этих сцен и жесты его участников заставляют предположить, что они изображают фрагменты театрального представления. На ящике, в который должна войти Даная, видны отверстия, оставленные для дыхания артистов.

До настоящего времени дошли образцы античной вазописи и фрески из Помпей с этим сюжетом . Скульптурных изображений Данаи в древних Греции и Риме никогда не существовало, по крайней мере не сохранилось никаких свидетельств, что таковые были. Не было принято и изображать её обнажённой . Впрочем в позднеантичном искусстве появляется и иная Даная. Уже не персонаж высокой драмы, но проститутка , обнажающая тело ради падающего на него дождя золотых монет .

В искусстве европейского Средневековья

Даная в башне. Иллюстрация к книге монаха-доминиканца Франциска де Реца

В средневековой книжной иллюстрации Даная фигурирует как символ целомудрия , её чудесное зачатие трактуется как непорочное , предтеча Благовещения .

Триумф Данаи. Иллюстрация к Гипнэротомахии Полифила

На одной из иллюстраций к Гипнэротомахии Полифила можно увидеть Данаю в колеснице, запряжённой единорогами — мифическими существами, символизирующими целомудрие.

Зачастую Даная изображается заключённой в башне, поскольку именно так описали место её заключения римские поэты Овидий и Гораций . Такую Данаю мы видим и на иллюстрации к книге монаха-доминиканца Франциска «De generatione Christi, sive defensorium inviolatae castitatis» (1447—1448), который развивал христианскую трактовку её образа. Даная, со скрещёнными руками, прикрывающими грудь (в позе, в которой часто изображали Богородицу ), из окна средневековой башни, тянется к антропоморфному солнцу. Солнечные лучи, как символ божественной любви, заменили здесь золотой дождь.

В искусстве Ренессанса

Ян Госсарт (Мабюз), 1527 (Старая пинакотека, Мюнхен)

Собственно живописная традиция изображения Данаи и золотого дождя начинается с картины 1527 года работы голландского художника Яна Госсарта (Мабюза) . Несмотря на чувственность этого полотна, которая никак не была свойственна средневековью, Мабюз вслед за де Реца и другими средневековыми авторами, видит в Данае воплощение целомудрия .

Евангелист Лука пишет портрет Богородицы. Мабюз, 1520

Так, многие искусствоведы сравнивали эту фигуру Данаи с фигурой девы Марии с другой картины Госсарта «Евангелист Лука пишет портрет Богородицы», отмечая, что обе женщины сидят на земле и одеты в синие плащи, у каждой из них обнажена одна грудь .

Впрочем, один из пионеров современной иконографии , и автор первой работы по иконографии Данаи Эрвин Панофский связывал ви́дение Данаи Госсартом не столько с аллегорией Богородицы, сколько со средневековой адаптацией Метаморфоз Овидия — , и считал его Данаю олицетворением не христианского целомудрия, но близкого ему древнеримского морального принципа . Сравнивая Богородицу Госсарта с его Данаей, несложно заметить и эротизм последней: выражающийся, в частности, в обнажённых коленях и спадающем с плеч плаще. Если сравнивать со средневековыми образами Данаи, даже такая степень обнажения выглядит более чем смело .

Как бы то ни было, легко заметить контраст Данаи Мабюза с обнажёнными, лежащими в постели фигурами на более поздних картинах Корреджо и Тициана . Здесь личность Данаи видится в свете совсем другого понимания легенды о ней. Ещё Августин Блаженный , следуя за позднеантичными художниками, которые видели в золотом дожде прежде всего не чудо, но золотые монеты — деньги, а в Данае — проститутку, обнажающуюся ради них , описал то, что с ней произошло, как грехопадение , совершённое ради золота. Данаю-грешницу, а не Данаю-праведницу описывает и Боккаччо .

Впрочем при всём различии, между картиной Госсарта и написанной четырьмя годами позже можно найти определённое сходство и преемственность традиции (хотя художники, по всей видимости, работали, ничего не зная друг о друге). Это заметно, например, по некоторому сходству позы, углу, под которым по отношению к зрителям и комнате полусидит Даная у Корреджо, по спадающему вниз одеянию (пусть во втором случае его, определённо, меньше) . Если обратить внимание на вид из окна, видно, что художник не вполне порвал со средневековой традицией, помещающей Данаю в башню. Эта картина, наряду с другим эротико-мифологическим сюжетом в исполнении Корреджо, созданным годом позже полотном « Леда и лебедь », сделали женскую наготу приемлемой для живописи .

В искусстве нового времени

В астрономии

В честь Данаи назван астероид (61) Даная , открытый 9 сентября 1860 года немецким астрономом Германом Гольдшмидтом

Примечания

  1. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1012—1014.
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.351
  3. Гигин. Мифы 63
  4. Щукарев А. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Софокл. Антигона 944—950; Гигин. Мифы 63
  6. Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 2, 2; 4, 1-2; 4, 4; Симонид, фр.38 Пейдж
  8. Павсаний. Описание Эллады II 23, 7
  9. Вергилий. Энеида VII 410; Первый Ватиканский мифограф II 55, 8
  10. Escher-Bürkli J. Danaë 2 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). Band IV,2. Stuttgart, 1901. Kol. 2086.
  11. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. ISBN 5-323-01078-6 . С. 179-180
  12. Власов В. Башня // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — Т. 2. — С. 110.
  13. Власов В. Даная // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — Т. 3. — С. 343.
  14. , p. 163.
  15. Даная // Большая Российская энциклопедия. — 2007. — Т. 8. — С. 277.
  16. Luba Freedman. The allantica Depiction of Classical Myths // Classical Myths in Italian Renaissance Painting. — Cambridge University Press, 30 июня 2011 г.. — P. 128. — 292 p. — ISBN 978-1-107-00119-0 .
  17. , p. 164.
  18. , p. 7.
  19. , pp. 5-6.
  20. , pp. 6-7.
  21. Джеймс Холл. Введение (Кеннет Кларк) // Словарь сюжетов и символов в искусстве. — Крон-пресс, 1996. — С. 15. — 655 с. — ISBN 5-232-00326-7 .
  22. Erwin Panofsky. Der gefesselte Eros (Zur Genealogie von Rem brandts Danaë) // Oud Holland. — 1933. — Вып. 50 . — С. 206 .
  23. , pp. 8.
  24. , pp. 164-165.
  25. , pp. 9-10.
  26. , pp. 165.

Литература

  • Karl Kilinski. Danaë // Greek Myth and Western Art: The Presence of the Past. — Cambridge University Press, 2013. — P. 163-172. — 281 p. — ISBN 978-1-107-01332-2 .
  • Eric Jan Sluijter. // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. — 1999. — Т. 27 , № 1/2 . — С. 4-45 .
  • «История трёх картин „Даная“ Корреджо, Тициана и Рембрандта», Михаил Борисович Пиотровский , фильм «Мой Эрмитаж», 8-я серия

Ссылки

Источник —

Same as Даная