Interested Article - Антропоморфизм

Человеколев , одна из древнейших известных скульптур: её возраст — около 40 тысяч лет

Антропоморфи́зм ( фр. anthropomorphisme от др.-греч. ἄνθρωπος — «человек», μορφή — «вид, образ, форма» ) — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы и животных , растения , природные явления, сверхъестественных существ, абстрактные понятия и др.

Это мировоззренческая концепция , выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, мыслить, совершать осмысленные человеческие действия.

В религии

Антропоморфный персонаж русских сказок — Баба-Яга

Антропоморфизм характерен как для ранних, так и для более поздних религий , присущ мифам всех народов и времён . Ф. Бэкон относил антропоморфизм к « идолам рода», в которых, по его мнению, выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, то есть убеждение, что природа делает то же самое, что и человек» . Вольтер писал: «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, мы сумели ответить ему тем же» . Для анимизма характерно антропоморфное отношение к силам природы, растениям и животным . При политеизме очеловечиваются боги , которым приписываются психологические свойства человека . В монотеистических религиях антропоморфизм, как правило, рассматривается как «примитивное» представление о Боге; тем не менее и в них он повсеместно распространён. Антропоморфизм присущ описаниям внешних проявлений Бога (упоминаются его лик, глаз, рука, нога), его действий (он сидит на небесах, видит, говорит и слышит) и чувств (гнев, удовлетворённость, смех). Впрочем, подобные мнения можно толковать как буквально, так и как метафору — попытку таким образом передать ощущения человека .

Кельтский меч с антропоморфной рукояткой, музей Латениум , Невшатель , Швейцария

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится, листва «шепчет» и т. п.). Антропоморфизм был свойственен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также существа земного или среднего ( лешие , домовые ), верхних ( боги , ангелы ) и нижних ( демоны , черти ) миров . У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста или крыльев, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости».

Антропоморфизм является одним из подходов в зоопсихологии , по которому психические феномены у животных объявляются сходными с таковыми у людей. Причиной такого подхода является то, что человек ищет сходства между собой и изучаемым объектом, выясняет соответствие чего-либо человеческим качествам и только потом переходит к изучению отличий . Антропоморфизм по отношению к психике животных резко критиковался бихевиористами , рефлексологами и последователями И. П. Павлова . Однако представителей этих течений в свою очередь критиковали за зооморфизм по отношению к человеку .

При эстетическом антропоморфизме художник сознательно уподобляет человеку природные или фантастические объекты . Антропоморфизм — один из главных элементов, например, в баснях .

См. также

Примечания

  1. Крысин Л. П. Антропоморфизм // Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
  2. от 20 августа 2016 на Wayback Machine / Б. Мещеряков // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков , В. Зинченко . — СПб.: Прайм-еврознак, 2003. — (Психологическая энциклопедия) — 672 с. — С. 37. ISBN 5-93878-086-1 , ISBN 978-5-93878-086-6
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Конт-Спонвиль А. от 20 августа 2016 на Wayback Machine // Философский словарь. — Litres, 2015. ISBN 5-457-74569-4 , ISBN 978-5-457-74569-8
  5. Григоренко А. Ю. от 8 сентября 2018 на Wayback Machine // Религии мира: словарь-справочник. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2008. — 396 с. — С. 12. ISBN 5-388-00466-X , ISBN 978-5-388-00466-6
  6. от 20 августа 2016 на Wayback Machine // Изучение Библии. Карманный справочник. — Ezdra Books Distributors. — С. 12. ISBN 9668182294 , ISBN 9789668182297
  7. Мир-Касимов О. от 20 августа 2016 на Wayback Machine // Ишрак. Ежегодник исламской философии. — № 3, 2012. — М.: Восточная литература, 2012. — 667 с. — С. 331—352. ISBN 5-457-62221-5 , ISBN 978-5-457-62221-0
  8. Кареев Н. И. от 31 декабря 2016 на Wayback Machine // Филологические записки . Воронеж, 1873.
  9. Кременцов Н. Л. Человек и животное: к истории поведенческих сопоставлений // Русский орнитологический журнал. — 2009. — Т. 18. — Экспресс-выпуск 514. — С. 1659—1682.

Литература

  • Полулюди / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 156—159. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Бибихин В. // Язык философии. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 416 с. — С. 219—253. ISBN 5-457-48532-3 , ISBN 978-5-457-48532-7
  • Кулебякин Е. В. Антропоморфизм, его сущность и роль в становлении общественного сознания. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1985. — 178 с. — 500 экз.
  • Кулебякин Е. В. Антропоморфизм и генезис мышления (К проблеме выделения человека из природы. Методологические аспекты). — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1987.
  • Морозов И. А. . / Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Индрик, 2011. — 352 с. — 800 экз. ISBN 978-5-91674-114-8
  • Титова Т. А. : автореферат дис. … кандидата философских наук / Казан. (Приволж.) федер. ун-т. — Казань, 2013.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

Источник —

Same as Антропоморфизм