Interested Article - Японская мифология

Аматэрасу, богиня Солнца, выходит из пещеры. XIX в.

Японская мифология мифология древних японцев , система сакральных знаний, включающая традиции синтоизма и буддизма , а также народные поверья. Религия синто содержит огромное количество ками ( яп. « божество » или «дух»), каждый из которых играет свою особую роль в мифологии.

Большая часть японских мифов известна благодаря « Кодзики », « Нихон сёки » и некоторым дополнительным источникам. «Кодзики», или «Записи о деяниях древности» — древнейшее собрание мифов и легенд. « Синтосю », датированная XIV веком , с буддистской точки зрения объясняет, как появились боги, а эпическая поэма « Хоцума Цутаэ » содержит альтернативные версии мифов.

Японская мифология прямо связана с культом императора : императорская семья традиционно считается прямым потомком первых богов. Японское слово тэнно ( 天皇 ), император , буквально обозначает «божественный (или небесный) правитель».

Начало Начал

Мифология Японии включает большое количество божеств (это закреплено в поговорке «Япония — страна восьми миллионов божеств»). Имена многих из них весьма длинные. Например, Ниниги — Амэ Нигисикуги Нигисиамацухико Хиконо-но Ниниги -но Микото, что обычно сокращается как Хикохо-но Ниниги или Хоно-Ниниги .

«Кото Амацуками» (別天津神, «Уважаемые небесные боги» ) — группа пятерых ками , которые появились в начале начал. Когда были созданы небо и земля, три бога « Такамагахара » (高天原, «Высокие небесные поля» ), так называемые « Хиторигами » (独神, «Одиночные боги» ) снизошли на землю. Их так назвали, потому что они появлялись не в паре, как Идзанаги и Идзанами . Эта тройка богов, называемые «Дзока-но сансин» (造化の三神, «Три бога Созидания» ), были:

Когда сформировалась земля и моря взошли на поверхность, появились и остальные боги. Это были

  • «Умаси Асикаби Хикойи-но ками» (宇摩志阿斯訶備比古遅神)
  • «Амэ но Токотати-но ками» (天之常立神)

Эта пятерка богов заняла особое место среди «Амацуками» (天津神, «Небесные боги» ). После них пришли « Камиёнанаё » (神世七代, «Семь поколений божественной эпохи» ), чьими последними представителями были Идзанаги и Идзанами, которые создали японские острова.

Идзанаги и Идзанами

Первое поколение богов призвало Идзанаги и его будущую супругу Идзанами , чтобы те сотворили землю. Им была дана украшенная драгоценными камнями нагината — оружие, которое принято называть алебардой . Нагината носила название Аманонухоко , «Божественная алебарда с драгоценными камнями ». Идзанаги и Идзанами отправились на мост, соединяющий небо и землю (Амэнокихаси), и начали перемешивать алебардой морские воды , когда же с алебарды начали падать солёные капли, они образовали остров Оногоро («самозагустевший»). Затем боги спустились с небесного моста и поселились на этом острове. Впоследствии, когда Идзанаги и Идзанами решили пожениться, они построили дворец Яхиродоно («великий дворец»). Во время брачной церемонии Идзанами, женщина, первая поприветствовала Идзанаги. Хотя он счел это не совсем приличным, свадьба все равно состоялась. Идзанами и Идзанаги были первыми из богов, кто мог рождать других божеств . У них родились двое: Хируко и Авасима, но они были некрасивы. Идзанами и Идзанаги положили детей в лодку и выпустили в море, а затем обратились к другим богам с вопросом, что же они сделали не так. Боги ответили, что во время свадебной церемонии первым должен был заговорить мужчина. Идзанами и Идзанаги повторили обряд бракосочетания, и с тех пор союз стал счастливым.

От них была рождена , великая восьмерка островов :

( Хоккайдо , Тисима и Окинава в древние времена не считались частью Японии)

Затем родились ещё шестеро островов и множество богов. Последним является бог огня Кагуцути (или Хомусуби ), рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает — согласно мифу, удаляется в царство мертвых Ёми -но куни . Идзанаги в ярости убил Кагуцути, что породило ещё несколько богов.

Ёми, подземное царство

Убитый горем Идзанаги отправился в подземное царство Ёми , чтобы вернуть свою жену назад. Оказалось, что между земным и подземным миром нет большой разницы, за исключением вечной темноты, хотя темноты оказалось достаточно, чтобы Идзанаги страдал от отсутствия света и скучал по жизни наверху. Поначалу он даже не мог увидеть Идзанами , которую укрывали тени. Наконец, он нашёл жену, но она уже попробовала пищу царства мёртвых и навеки стала его обитательницей.

Идзанаги отказывается оставить Идзанами. Тогда она соглашается вернуться в мир живых, но хочет сначала отдохнуть некоторое время, поэтому удаляется в опочивальню и просит мужа туда не заходить. Идзанаги прождал довольно длительное время, но затем не выдержал, зашел в покои и зажёг факел . Он увидел, что некогда прекрасное тело Идзанами превратилось в гниющий труп, покрытый личинками и другими отвратительными существами. Идзанаги в ужасе закричал и спасся бегством из подземного мира, а вход туда завалил камнем. Забаррикадированная Идзанами в ярости кричала, что в отместку будет каждый день забирать по 1000 живых людей, а Идзанаги ответил, что в таком случае он каждый день будет давать жизнь 1500 человек.

Так в мир вошла Смерть .

Солнце, Луна и Море

Идзанаги побывал в Ёми, после чего решил совершить обряд очищения. Он начал раздеваться и снимать с тела украшения, и каждая драгоценность, упавшая на землю, рождала божество. Ещё большее их количество было создано во время омовения тела и лица.

Наиболее важные боги:

Идзанаги разделил мир между ними. Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Цукуёми стал владеть ночным временем и луной, а Сусаноо доверены морские просторы. По некоторым версиям мифа Сусаноо также повелевает стихиями, в том числе снегом и градом .

Аматэрасу и Сусаноо

Аматэрасу , повелительница солнца, — наиболее известная богиня всей японской мифологии. Её вражда с братом Сусаноо описывается в нескольких сказаниях. Так, в одной из легенд Сусаноо вел себя грубо по отношению к Идзанаги. Идзанаги, уставший от бесконечных придирок Сусаноо, изгнал его в Ёми . Сусаноо неохотно согласился, но перед этим отправился на небесные поля Такамагахара , чтобы попрощаться с сестрой. Аматэрасу сразу преисполнилась подозрениями, потому что не верила в добрые намерения брата и хорошо знала его характер.

Тории в храме Ама-но-Ивато, , префектура Миядзаки
− С какой целью ты пришел сюда? − спросила Аматэрасу.
− Чтобы попрощаться, − ответил Сусаноо.

Аматэрасу не поверила этим словам и потребовала устроить состязание, проверяющее честность Сусаноо. Побеждал тот бог, который может дать жизнь большему количеству благородных и богоподобных детей. Аматэрасу сделала трёх женщин из меча Сусаноо, а Сусаноо — пятерых мужчин из цепочки своей сестры. Аматэрасу объявила, что раз цепочка принадлежит ей, то и мужчин следует отнести на её счет, тогда как женщины являются порождениями Сусаноо.

В раздражении Сусаноо совершает ряд проступков, считавшихся тяжелейшими прегрешениями: в том числе, сдирает шкуру с живой лошади ( священное животное для Аматэрасу). Аматэрасу бежала, скрылась в пещере Ама-но Ивато ( яп. 天岩戸 , букв. «Пещера солнечного бога») , и мир погрузился во тьму. Лишь хитростью Амэ-но-Удзумэ удалось развеселить Аматэрасу и вызволить из пещеры. С тех пор Амэ-но-Удзумэ, считавшаяся богиней развлечений, стала известна как богиня утренней зари . Свет Аматэрасу был возвращён в мир. Её брата же боги, посовещавшись, изгнали .

См. также

Примечания

  1. Самурский, Кирилл . « Вокруг Света » (февраль 2002). Дата обращения: 30 марта 2008. Архивировано из 16 мая 2008 года.
  2. ИДЗАНАГИ И ИДЗАНАМИ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М. : Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3 .
  3. . GodsBay.ru. Дата обращения: 30 марта 2008. Архивировано из 12 апреля 2008 года.
  4. АМАТЭРАСУ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М. : Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3 .
  5. . Дата обращения: 22 марта 2012. Архивировано из 28 декабря 2013 года.

Литература

  • Японская мифология: энциклопедия / Сост., общ. ред. Н. Ильиной и О. Орловой ; худож. Е. Савченко. — М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. — 464 с. : ил. — ББК 82.3(0) . — УДК . — ISBN 978-5-699-08417-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Японская мифология