Interested Article - Эламская мифология

Богиня победы Нарунди, около 2100 года до н. э., акрополь Суз

Эла́мская мифология — совокупность мифологических представлений эламитов , древнего народа, жившего на юго-западе современного Ирана .

Некоторые источники

Договор между аккадским правителем Нарам-Суэном правителем Суз Хитой , около 2230 года до н. э., с именами 37 эламских божеств

Сведений о мифологии и религии эламитов мало .

Самым ранним известным документом, содержащим имена эламских божеств , является договор, составленный на эламском языке около 2230 до н. э., между аккадским царём Нарам-Суэном и подвластным ему правителем Суз Хитой . Текст начинается с перечня имён 37 божеств эламского пантеона, открывающегося именем верховного бога Хумбана . Божества перечислены в строгой иерархической последовательности. Почти все они вновь упоминаются около 639 года до н. э. в надписи ассирийского царя Ашшурбанипала . Клинописные тексты из Персеполя свидетельствуют, что некоторые боги (Хумпан, Шимут и др.) почитались эламитами по меньшей мере до середины V века до н. э.

Общая характеристика

Мифология сложилась в VI тысячелетии до н. э. задолго до возникновения Эламского государства . Испытывала влияние географически близкой к ней шумеро-аккадской мифологии . Верования имели локальные различия .

Одной из наиболее характерных черт было почитание змеи как символа изобилия, плодородия и вечности. Часто змеи изображались с человеческими головами. В эламской религии и мифологии считалось, что все божества обладают магической силой «китен». Под её защитой находилась власть царя, который воплощал волю богов .

Высшая мифология

Зиккурат в Дур-Унташ

Эламская мифология характеризуется размытостью отдельных богов. Большинство из них считались неописуемыми существами, чьи имена не произносились и были неизвестны. Они воспринимались также как возвышенные идеи, которые не должны быть в полной мере характеризуемы смертными .

Первоначально во главе пантеона стояли женские божества. Вначале главной предположительно считалась богиня плодородия и богиня-мать северного Элама , «повелительница неба», мать богов, которую в Аккаде отождествляли с Иштар . Позднее, с начала II тысячелетия до н. э. она была вытеснена богиней земли и богиней-матерью южного Элама Кириришей или идентифицирована с ней .

К середине II тысячелетия до н. э. Киририша уступает ведущее место небесному богу Хумпану . Её стали считать супругой последнего. За верховенство в пантеоне с Хумпаном соперничал бог — покровитель столицы Элама Суз Иншушинак . Во II—I тысячелетии до н. э. Хумпан, Иншушинак и Киририша составили ведущую триаду пантеона. Лидером триады считался Иншушинак . Он был покровителем монархической власти . Около 1250 года до н. э. в честь Иншушинака царём Элама Унташ-Напиришей был построен культовый комплекс Дур-Унташ .

Другими значительными богами были Хутран, сын Хумпана и Киририши , , отождествляемый с шумеро-аккадским богом Аном , бог солнца, правосудия и торговли Наххунте (Нахунди), бог луны Напир, бог воды Шази, вестник богов Шимут и его супруга Манзат, богиня победы Нарунди, богиня-мать, почитавшаяся в области Аншан , Парти. В ранние периоды (III—II тысячелетия до н. э.) почитались также шумеро-аккадские божества Адад , Эа , Энки , Иштар , Нергал , Нуску , Нинурта , Ишникараб (Ишмекараб). Некоторые из них были официально включены в пантеон Элама .

См. также

Примечания

  1. Дандамаев М. А. от 30 августа 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия . / Гл. ред. С. А. Токарев . М., 2008 ( Советская Энциклопедия , 1980). С. 1116.
  2. Edwards, F. B. A., I. E. S.; Gadd, C. J.; Hammond, F. B. A., N. G. L.; Sollberger F. B. A., E., eds. (1970). Cambridge University Press (published 1975). pp. 400—416.
  3. Дандамаев М. А. от 7 октября 2019 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия . Т. 11. М., 2008. С. 502.
  4. Borne interactive du département des Antiquités orientales. Malbran-Labat Florence, Les Inscriptions de Suse : briques de l'époque paléo-élamite à l'empire néo-élamite, Paris, Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1995, p. 168—169. Miroschedji Pierre de, "Le Dieu élamite au serpent", in : Iranica antiqua, Vol.16, 1981, Gand, Ministère de l'Éducation et de la Culture, 1989, p. 13—14, pl. 8.
  5. Архипов И. С. от 7 октября 2019 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия . Т. 35. М., 2017. С. 295.
  6. Дандамаев М. А. от 30 августа 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия. / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 1068.
  7. Manfred Lurker (29 April 2015). . Taylor & Francis. pp. 128—.
Источник —

Same as Эламская мифология