Interested Article - Привилегия (социальное неравенство)

Привиле́гия системное преимущество ( привилегия ), получаемое индивидом (группой, сословием и так далее) в силу его принадлежности к той или иной доминирующей социальной группе и дающее ему непропорционально большой, по сравнению с маргинализованными индивидами, доступ к материальным ресурсам и институциональной власти .

Классическими примерами привилегий являются сословные , белые и мужские привилегии ; современные исследователи также анализируют привилегии, связанные с классом , сексуальностью , возрастом и другими системами господства , и изучают их взаимодействие и взаимовлияние . Привилегии позволяют членам привилегированных групп избегать системных ограничений и препятствий, с которыми сталкиваются члены угнетённых групп . В отличие от многих других преимуществ, привилегии возникают не как результат индивидуальных способностей или достижений, а лишь по факту принадлежности к господствующей социальной группе .

История

Вероятно, история привилегий как концепта восходит к книге американского социолога и историка У. Б. Дюбуа « » (1903). В ней он писал, что, хотя афроамериканцы видели жизнь белых американцев и осознавали * , белые американцы мало думали как об афроамериканцах, так и о последствиях расовой дискриминации . В 1935 году Дюбуа написал о так называемой «зарплате за белизну» ( wages of whiteness ), которую получают белые американцы. Он писал, что она включает в себя вежливость и почтение, беспрепятственный доступ ко всем общественным мероприятиям, снисходительное обращение в суде и доступ в лучшие школы .

В 1988 году американская феминистка и антирасистка опубликовала книгу «Белые привилегии и мужские привилегии» ( англ. White Privilege and Male Privilege: A Personal Account of Coming to See Correspondences through Work in Women’s Studies ). В ней Макинтош описала сорок шесть привилегий, которые она, как белый человек, имела в Соединённых Штатах. Например: «Я могу быть уверена, что, если мне понадобится юридическая или медицинская помощь, моя раса не сработает против меня» и «мне не нужно учить своих детей осознавать системный расизм для их повседневной физической защиты» . Макинтош описала как «невидимый пакет незаработанных активов», которые белые люди не хотят признавать и которые приводят к тому, что они чувствуют себя уверенно, комфортно и не обращают внимания на расовые проблемы, в то время как люди других рас становятся неуверенными, испытывающими неудобства и отчуждёнными . Эссе Макинтош было признано за стимулирование академического интереса к привилегиям, которые с тех пор широко изучались на протяжении десятилетий .

Характерные черты

Для привилегий характерны следующие основные черты:

  1. Привилегии невидимы для своих обладателей. Как социальный и культурный механизм привилегии структурируют социальную реальность таким образом, что люди, пользующиеся привилегиями, этого не замечают .
  2. Привилегированная группа обладает властью определять социальную норму . Привилегированные группы становятся образцом нормативных отношений, относительно которых представители маргинализованных групп определяются как отклонение или исключение. В отношении это явление носит название « андроцентризм » , в отношении гетеросексуальных — « гетеронормативность », в отношении цисгендерных — « циснормативность ».
  3. Социальные разделения на привилегированные и маргинализированные группы натурализируются. Социальные разделения по признакам пола, гендера , расы , класса , сексуальности описываются и осознаются как естественные, имеющие божественное или природное происхождение. Убеждения в естественности социальных иерархий оправдывают эти иерархии и освобождают господствующие группы от ответственности за социальное неравенство .
  4. Представители привилегированных групп ощущают себя вправе занимать более высокое положение. Они верят, что имеют право на признание, уважение и поощрение на основании своей принадлежности к привилегированной группе .

См. также

Примечания

  1. , p. 502.
  2. , p. 105.
  3. , p. 4.
  4. Privilege, Male // / O'Brien, Jody (ed.). — SAGE, 2008. — 1032 p. — ISBN 9781452266022 . 26 августа 2016 года.
  5. , p. 108.
  6. , p. 503.
  7. Shannon Sullivan. : [ англ. ] . — Indiana University Press, 2006. — P. —123. — ISBN 978-0-2532-1848-3 .
  8. Rabaka Reiland. W.E.B. Du Bois and the Problems of the Twenty-First Century: An Essay on Africana Critical Theory. — Lexington Books, 2007. — P. 3. — ISBN 978-0739116821 .
  9. Scott Appelrouth. : [ англ. ] . — SAGE Publications, 2007. — P. —305. — ISBN 978-0-7619-2793-8 .
  10. Joe L. Kincheloe. Critical Pedagogy Primer : [ англ. ] . — Peter Lang International Academic Publishers, 2008. — P. 60—62. — ISBN 978-1-4331-0182-3 .
  11. George Yancy. (англ.) . — Rowman & Littlefield Publishers, 2008. — P. 56. — 289 p. — ISBN 978-0-7425-5297-5 . 21 мая 2021 года.
  12. S. Kimmel. Privilege: A Reader : [ англ. ] . — Westview Press, 2009. — P. 1, 5, 13—26. — ISBN 978-0-8133-4426-3 .
  13. O'Brien, Jodi A. Encyclopedia of Gender and Society : [ англ. ] . — SAGE Publications, 2008. — P. 418. — ISBN 978-1-4129-0916-7 .
  14. , p. 112.

Литература

  • Bailey, Alison. (англ.) // Journal of Social Philosophy. — 1998. — Vol. 29 , no. 3 . — P. 104—119 . 23 января 2022 года.
  • Case, Kim (ed.). (англ.) . — Routledge , 2013. — ISBN 978-1-1361-7617-3 . от 2 февраля 2017 на Wayback Machine
  • Case, Kim A., Jonathan Iuzzini, and Morgan Hopkins. (англ.) // Journal of Social Issues. — 2012. — Vol. 68 , no. 1 . — P. 1—10 . 13 июня 2021 года.
  • McIntosh, Peggy. White Privilege and Male Privilege // (англ.) / Michael S. Kimmel, Julie-Anne Sykley (eds.). — Read How You Want, 2010. — P. 3—25. — ISBN 978-1-4587-6169-9 . от 27 мая 2021 на Wayback Machine
  • Pease, Bob. Privilege // (англ.) / Michael Flood, Judith Kegan Gardiner, Bob Pease, Keith Pringle. — Routledge , 2007. — P. 502—504. — ISBN 978-1-1343-1707-3 . от 23 октября 2020 на Wayback Machine

Ссылки

Rothman, Joshua. (англ.) . The New Yorker (12 мая 2014). Дата обращения: 11 августа 2016. 2 августа 2014 года.

Источник —

Same as Привилегия (социальное неравенство)