Interested Article - Мистерия (театр)

Постановка мистерии, Фландрия , XV век

Мисте́рия (от лат. ministerium «церемония») — один из жанров европейского средневекового театра , основанный на религиозных сюжетах. Как правило, сюжет средневековой мистерии брался из Библии или Евангелия и разыгрывался в виде живых картин , сопровождавшихся антифонным пением. Среди сюжетов мистерий встречались такие как Сотворение , Адам и Ева , убийство Авеля и Страшный суд . С середины XV века мистерии стали наращивать объём. Часто они исполнялись вместе в циклах, которые могли длиться в течение нескольких дней . Так, в «Мистерии о Деяниях Апостолов » более 60 тысяч стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней. В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Средневековые хроники иногда упоминают о том, что одновременно с мистерией исполнялся и фарс (например, фарс «Мельник, чью душу в ад черт уволок» шёл в 1496 году одновременно с «Мистерией о святом Мартине» и « Моралите о слепом и хромом»).

Этимология слова восходит к греческому греч. μυστήριον — «таинство, тайное священнодействие » , некоторые источники предполагают происхождения слова от латинского слова ministerium , означавшего не только «церемония», но и « ремесло », поскольку мистерии нередко финансировались средневековыми ремесленными гильдиями .

История мистерий как театрального жанра по-разному сложилась в странах Европы. Если в Италии мистерия естественным образом отмерла, уступив место другим жанрам, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации ; в частности, во Франции — 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента ; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера , а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка . В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли Лопе де Вега , Тирсо де Молина , Педро Кальдерон де ла Барка , и лишь в 1756 году мистерии были официально запрещены указом короля Карла III .

Попытки возрождения мистерии как театрального жанра предпринимаются с середины XX века по настоящее время . Например, образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола Иов », 1950 ).

Происхождение

Исполнение мистерии в Ковентри , Англия, в XV веке, гравюра Дэвида Ги

В Европе уже в V веке в церковные службы стали включать живые картины , при этом в литургические тексты стали добавляться новые фрагменты, которые придавали богослужениям характер пьес. Во Франции примерно в X веке вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания, а также парафразы библейских сюжетов стали именовать « литургическими драмами » . По мере того как литургические драмы становились все более популярными, стали появляться их «народные» формы, а к позднему средневековью стали возникать компании бродячих актёров, представлявших эти драмы на публике.

Самым известным примером ранней литургической драмы является (по латыни — «Кого вы ищете?»), известная также как лат. Visitatio sepulchri («Посещение гробницы»), вошедшая в обиход в X веке, название возникло по первым строкам пасхальной литургии :

Interrogatio. Quem quaeritis in sepulchro, o Christicolae?
Responsio. Jesum Nazarenum crucifixum, o caelicolae.
Angeli. Non est hic; surrexit, sicut praedixerat. Ite, nuntiate quia surrexit de sepulchro

Перевод:

Вопрос [от ангелов]: Кого вы ищете в гробнице, о последователи Христа?
Ответ [от Марии]: Иисуса из Назарета, распятого, о небесные.
Ангелы: Его здесь нет; он воскрес, как он и предсказывал. Идите, объявите, что он восстал из гроба.

Примитивные формы литургической драмы развивались, включая диалоги и драматические действия. Место их исполнения также постепенно смещалось из церкви в экстерьер — на церковный двор и городские рынки. Ранние представления давались на латыни , но перед представлением выступал специальный глашатай, который пересказывал его содержание на местном языке. Авторами и режиссёрами ранних литургических драм, вероятно, были монахи . Религиозная драма процветала в Европе примерно с X по XVI века.

В 1210 году, видя растущую популярность литургических драм, римский папа Иннокентий III издал буллу , запрещавшую духовенству выступать на публичной сцене. Это привело к тому, что организацией таких представлений стали заниматься городские гильдии — купцов, ремесленников и т. д., которые изменили формат представлений. Так, тексты на латыни были заменены на общедоступные тексты на родном языке, а в сюжет драм стали добавляться «светские» фрагменты, включая комические сцены, например, в из о празднике Тела и Крови Христовых . В некоторых крупных городах Англии, таких как Йорк , представления проводились и создавались гильдиями, причем каждая гильдия брала на себя ответственность за определённый фрагмент Священного Писания . По некоторым оценкам, именно благодаря контролю гильдий ремесленников (от латинского слова ministerium, означавшего не только «церемония», но и «ремесло») произошел термин «мистерия» для обозначения этого жанра.

В некоторых местах мистерии превратились в серию пьес, посвящённых всем основным событиям в церковном календаре — от Сотворения до Судного Дня. К концу XV века в некоторых странах Европы в дни церковных праздников стали проводиться соответствующие мистерии. Иногда исполнение мистерии проходило на украшенной театрализованной повозке, служившей одновременно сценой и актёрской гримёрной, которая двигалась по городу, чтобы горожане могли познакомиться со всем репертуаром . Исполнение цикла мистерий могло занимать до двадцати часов, а иногда проходило в течение нескольких дней. Часто мистерии исполнялись во время праздника Тела и Крови Христовых (Корпус Кристи), который отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы , то есть на десятый день после Пятидесятницы и на 60-й день после Пасхи .

Тексты мистерий составлялись как профессионалами, так и любителями, в достаточно сложных стихотворных формах, часто отличаясь экстравагантными наборами «спецэффектов», но также могли включать как грубый («низкий»), так и «высокий» стиль. Даже в одном цикле мистерий могло иметь место огромное разнообразие стилей.

Мистерии в Англии

Актёры, изображающие изгнание Адама и Евы из рая

В настоящее время существует четыре полных или почти полных сборника мистерий на английском языке , которые иногда именуют «циклами»; считается, что этот термин может указывать на взаимосвязи содержимого сборников, в реальности выраженные значительно слабее. Наиболее полным является так называемый из сорока восьми мистерий; есть также из тридцати двух театрализованных представлений, которые когда-то считались настоящим «циклом» мистерий, сыгранных в Уэйкфилде; , известный также как Ludus Coventriae, в настоящее время признанный отредактированным сборником по меньшей мере трёх более старых, не связанных мистерий, и из двадцати четырёх мистерий, признанный реконструкцией средневековых мистерий, сделанной в елизаветинский период . Также сохранились две мистерии по Новому Завету и по одной мистерии из Нориджа и Ньюкасл-апон-Тайна . Кроме того, существует мистерия XVI века о жизни Марии Магдалины , и пьеса XVI века «Обращение святого Павла», происходящие из Восточной Англии. Наряду с мистериями на среднеанглийском , есть три сохранившиеся мистерии на корнском языке , известные как «Ординалия», и несколько мистерий, сохранившихся в континентальной Европе.

Существующие тексты мистерий сильно различаются по содержанию. Большинство из них содержат такие сюжеты, как падение Люцифера , сотворение и грехопадение человека, Каин и Авель , Ной и потоп , Авраам и Исаак , Рождество , воскрешение Лазаря , Страсти и Воскресение . Другие мистерии включали в себя историю Моисея, шествие Пророков, крещение Христа, искушение в пустыне, успение и коронование богоматери . В некоторых циклах мистерии финансировались недавно появившимися средневековыми ремесленными гильдиями. Например, йоркские торговцы выступили спонсорами мистерии «Конец времён», а другие гильдии представили сцены, соответствующие профилю своей деятельности: гильдия плотников — строительство Ноева ковчега , гильдия пекарей — чуда пяти хлебов и двух рыб , гильдия ювелиров — приход волхвов с подношениями золота, ладана и мирры . При этом гильдии не были спонсорами мистерий во всех городах Англии. Например, хотя в Честере некоторые мистерии были связаны с гильдиями, нет никаких подтверждений, что гильдии поддерживали цикл N-Town. Возможно, самые известные из мистерий для современных читателей и зрителей — уэйкфилдский цикл. Точно не установлено, в действительности ли эти мистерии сочинены в Уэйкфилде, но ссылка в мистерии на район Хорбери (часть Уэйкфилда) настоятельно наводит на эту мысль. В «Лондонских могильщиках» миссис Бэзил Холмс (1897) автор утверждает, что церковь Святого Приората, расположенная рядом с на Лиденхолл-стрит в Лондоне, была местом проведения мистерий с X по XVI века. Проводить в ней мистерии запретил в 1542 году епископ Лондона Эдмунд Боннер .

Авторство самых известных мистерий из уэйкфилдского цикла приписывают некоему анонимному уроженцу Уэйкфилда , Йоркшир , жившему в XV веке. Историк литературы Гэйли называет этого автора «мастер Уэйкфилда» — от названия места, где он жил. Возможно, «мастер Уэйкфилда» был высокообразованным клириком или монахом из близлежащего монастыря в Вудкирке, в четырёх милях к северу от Уэйкфилда. Когда-то считалось, что этот анонимный автор написал серию из 32 мистерий (каждая из которых насчитывает около 384 строк) под названием «цикл Таунли». Каков был реальный вклад «мастера Уэйкфилда» в этот цикл, по-прежнему остаётся предметом дискуссий медиевистов. По некоторым оценкам, «мастер Уэйкфилда» написал менее десяти мистерий этого цикла. Единственный сохранившийся экземпляр рукописи уэйкфилдского цикла в настоящее время находится в библиотеке Хантингтона (Калифорния, США). Анализ текстов уэйкфилдского цикла указывает на то, что они подверглись редактированию сторонниками протестантизма — например, удалены ссылки на папу и таинства . Кроме того, 12 листов рукописи между двумя финальными мистериями вырваны из-за содержавшихся в них ссылок на католические каноны. Это убедительно свидетельствует о том, что мистерия исполнялась ещё в 1520 году, в последние годы правления короля Генриха VIII .

Самой известной мистерией уэйкфилдского цикла является «Второе представление пастухов», рождественский бурлеск с участием вора Мака и его жены Гилл, который более или менее явно сравнивает украденного ягненка со Спасителем. Популярной частью Йоркского и уэйкфилдского циклов была мистерия Сошествие Христа в ад , созданная на основе апокрифического Евангелия от Никодима .

Мистерии в Испании

В Испании популярностью пользовалась — литургическая драма, посвящённая Успению и Коронации Девы Марии. Она разыгрывается с времён Среденевековья до наших дней ежегодно, без каких-либо перерывов, 14 и 15 августа в базилике Санта-Мария в городе Эльче (провинция Аликанте , автономное сообщество Валенсия ) . Когда Тридентский собор (1545—1563) ввёл запрет на проведение театральных постановок в церквях, это создало угрозу прервать ежегодное представление мистерии, но в 1632 году папа Урбан VIII издал специальную буллу, разрешающую её проведение. В 2001 году ЮНЕСКО внесло в перечень объектов нематериального культурного наследия человечества .

Самой старой литургической драмой, написанной на испанском языке, является кодекс XII века, найденный в библиотеке собора Толедо , — , принадлежащий к рождественскому циклу. Это мистерия о библейских волхвах , которые последовали за звездой и посетили младенца Иисуса в Вифлееме . Считается, что она основана на более ранней литургической латинской драме, написанной во Франции . Помимо неё, известны такие мистерии как «Представление о рождении Господа нашего» ( исп. Representación del nacimiento de Nuestro Señor ) , написанная во второй половине XV века для монастыря кармелиток ; мистерия «Трагедия под названием Жозефина» ( исп. Tragedia llamada Josephina ) , Auto de las Cortes de la Muerte Карвахаля и Луиса Уртадо , обе — XV век, а также Farsa sacramental en coplas Эрнана Лопеса Янгуаса, около 1520 года. Также следует отметить создание новых мистерий, таких как постановка ( Наварра ) в 1965 году .

В Каталонии имеются собственные традиции мистерий, некоторые из которых восстановлены в последнее время . Так, известно, что в 1380 году в епархии Жерона исполнялась мистерия Misteri del Martiri del molt gloriós Sant Esteve , и примерно в то же время — мистерии Бисбето в Монтсеррате . Среди последних можно отметить Victoria Christi , написанную в XVI веке.

На каталанском языке написаны некоторые мистерии, бытовавшие в Валенсии, такие как мистерия Эльче и мистерии города Кастельон-де-ла-Плана .

Мистерии в Италии

Имеются многочисленные примеры «sacre-rappresentazione», бытовавших на Аппенинском полуострове в XV—XVI веках. Наиболее известные: Rappresentazione di Sant’Orsola vergine et martire (неизвестный автор); La rappresentazione dei Santi Giovanni e Paolo , автор Лоренцо Медичи ; Rappresentazione di San Giorgio come ferisce il drago , автор — Фео Белькари; Rappresentazione di Santa Guglielma , авторства Антония Пульчи (1452—1501), и т. д. .

Мистерии во Франции

Древние французские средневековые мистерии были написаны в основном на языке фарса (смесь латыни и народной речи). Пожалуй, самой старой из известных мистерий является «Тайна волхвов», найденная в кодексе 1060 года, который сохранился в Невере . Другими известными галльскими мистериями являются: «Безумные девы и благоразумные девы» (написана в середине XII века в Ангулеме ), «Мистерия Святого Николая» (о жизни Николая Чудотворца , епископа Мир Ликийских в IV веке, автор — Жан Бодель , XII век); «Игра Адана» (написано на юге Англии или в Нормандии в конце XII века); «Чудеса Нотр-Дама» XIV века; «Тайны Ветхого Завета и Деяния Апостолов» (между XIV и XV веками) .

Мистерии в Германии

Наиболее достоверные данные имеются о мистериях о жизни Екатерины Александрийской и Доротеи Кесарийской , приблизительно XIV века . Известны также мистерии «Passionspiel» в Оберамменгау, «Osterpiel» в Вене и другие рождественские представления типа «Вейнахтпиль».

Мистерии в России

«Пещное действо»
(картина Николая Рериха )

На Руси самым известным «церковным спектаклем», который можно отнести к жанру мистерии, можно назвать « Пещное действо » ( Чин воспоминания сожжения трёх отроков ) — церковный чин с элементами театрализованного представления, своего рода литургическую драму , совершаемый в неделю Праотец (предпоследнее воскресение перед праздником Рождества Христова ) или в Неделю святых отец (последнее воскресение перед праздником Рождества Христова) в XVI—XVII веках. Действо изображало историю чудесного спасения трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи ( Дан. ). Это чинопоследование пришло на Русь предположительно из Византии , но на греческом языке. Текст чина не сохранился (кроме краткой рукописи 1457 года, содержащей только нотные тексты для клиросов ). Чин воспоминания совершался в Успенском соборе Московского Кремля , а также в Великом Новгороде и в других городах, где были кафедральные соборы .

Кроме того, к жанру мистерии можно отнести некоторые театральные сочинения Симона Полоцкого и Феофана Прокоповича .

Современные мистерии

С середины XX века в Великобритании была проведена большая работа по восстановлению и реновации средневековых мистерий. В 1951 году в рамках Фестиваля Британии были восстановлены йоркский и честерский циклы, которые до сих пор исполняются местными гильдиями . Цикл N-Town был возрождён в 1978 году как , а в 1994 году были возрождены мистерии Личфилда (сейчас это крупнейшее общественное театральное событие в Великобритании) .

В 1977 году Королевский национальный театр поручил поэту и сценаристу Тони Харрисону подготовить постановку спектакля , переработку уэйкфилдского цикла и других . Постановка была осуществлена в 1985 году (после чего была сделана телевизионная версия для канала Channel 4 ), и вновь исполнена как часть празднования тысячелетия театра в 2000 году . Постановка принесла звание «Лучший режиссёр» по версии Evening Standard Theatre Awards, а также премию Лоренса Оливье в 1985 году, когда три пьесы впервые появились вместе в одном представлении в лондонском театре Лицеум . Постановка Харрисона была также поставлена ​​в Шекспировском Глобусе в 2011 году под названием «Мистерии Глобуса» .

В 2001 году театральная компания из Кейптауна выпустила адаптированную для Африки версию честерского цикла мистерий в лондонском под названием The Mysteries — Yiimimangaliso на смеси языков коса , зулу , английского, латыни и африкаанс . Они возродили адаптированную версию поcтановки в Шекспировском Глобусе в 2015 году под названием The Mysteries . В 2004 году в Кентерберийском соборе были сыграны две мистерии (одна из которых была посвящена Творению, а другая — Страстям) с актёром Эдвардом Вудвордом в роли Бога. Актёрский состав поcтановки также включал Даниэля МакФерсона, Томаса Джеймса Лонгли и Джозефа Макманнерса .

См. также

Комментарии

  1. Сам термин литургическая драма появился в XIX веке и не совсем точно отражает суть явления, поэтому ряд исследователей предпочитают термин церковная драма ( фр. Le drame de l'eglise )
  2. В качестве примера можно упомянуть о восстановлении с 2009 года «Misteri de la Llum» в городе Манреса (провинция Барселона ), где рассказывается о чуде, якобы имевшем место 21 февраля 1345 года, когда свет исходил от горы Монтсеррат через старую «церковь Карме», и все колокола города звонили сами по себе, что положило конец конфликту между и городом.

Примечания

  1. «Vernacular Drama | Medieval Drama.» Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica, 27 May 2013. Web. 7 February 2015.
  2. . Дата обращения: 8 февраля 2015. Архивировано из 8 февраля 2015 года.
  3. , с. 627.
  4. Gassner, John; Quinn, Edward. England: middle ages // The Reader's Encyclopedia of World Drama (неопр.) . — London: Methuen, 1969. — С. 203—204.
  5. Дживелегов А., Бояджиев Г. Представление мистерии // . — М. : Искусство, 1941. 22 июня 2013 года.
  6. . Дата обращения: 18 ноября 2019. 22 октября 2019 года.
  7. Nils Holger Petersen, «Les textes polyvalents du Quem quaeritis à Winchester au xe siècle», Revue de musicologie , 86 .1 (2000:105-118), with extensive bibliography in notes.
  8. «Mystery Play | Dramatic Genre.» Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica, 27 May 2013. Web. 6 February 2015.
  9. Windeatt, Barry. «Medieval Imaginations: Literature & Visual Culture in the Middle Ages.» Medieval Imaginations: Literature & Visual Culture in the Middle Ages. University of Cambridge, n.d. Web. 7 February 2015.
  10. Windeatt, Barry. «Medieval Imaginations: Literature & Visual Culture in the Middle Ages.» Medieval Imaginations: Literature & Visual Culture in the Middle Ages. University of Cambridge, n.d. Web. 7 February 2015.
  11. Oxenford, Lyn. Playing Period Plays (неопр.) . — Chicago, Illinois: (англ.) , 1958. — С. 3. — ISBN 0853435499 .
  12. Mikics, David. (неопр.) . — New Haven, CT: Yale University Press , 2007. — С. . — ISBN 9780300106367 .
  13. (line 454) 30 августа 2002 года.
  14. . Londoncemeteries.co.uk. Дата обращения: 16 апреля 2012. 11 февраля 2021 года.
  15. от 10 июля 2022 на Wayback Machine Consultado en diciembre de 2013
  16. . Answers.com. Дата обращения: 16 апреля 2012. 10 ноября 2012 года.
  17. Herbermann, Charles, ed. (1913). . Catholic Encyclopedia (англ.) . New York: Robert Appleton Company.
  18. от 11 декабря 2013 на Wayback Machine Consultado en diciembre de 2013
  19. Pasqual Mas, La famosa representación de la Asunción . Generalitat Valenciana, Institut de la Música, 2008. ISBN
  20. от 5 февраля 2020 на Wayback Machine Consultado en diciembre de 2013
  21. от 10 августа 2020 на Wayback Machine Consultado en diciembre de 2013
  22. , «Diccionario del teatro», p. 558
  23. , «Diccionario del teatro», p. 557
  24. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М. : Транзиткнига, 2005. — С. 294. — ISBN 5-9578-2773-8 .
  25. . Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. Дата обращения: 3 октября 2009. Архивировано из 22 июля 2012 года.
  26. Дмитриевский А. А. Чин пещного действа: Историко-археологический этюд (Посвящается проф. Н. Ф. Красносельцеву )// Византийский временник . СПб., 1894. Т. 1. С. 553—600.
  27. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  28. Rogerson, Margaret. 1 ноября 2015 года. , York Mystery Plays
  29. Normington, Katie. Modern mysteries: contemporary productions of medieval English cycle dramas (англ.) . — Melton, Suffolk, England: (англ.) , 2007. — ISBN 978-1-84384-128-9 .
  30. , Дата обращения: 28 января 2011 от 21 ноября 2010 на Wayback Machine
  31. Dodsworth, Martin. A poet in the land of as if (англ.) // The Guardian : newspaper. — London, 1986. — 9 January.
  32. Harrison, Tony. (неопр.) . — London: Faber, 1985. — ISBN 0-571-13790-3 .
  33. Shakespeare’s Globe. от 6 ноября 2016 на Wayback Machine . 2011
  34. Shakespeare’s Globe. 1 декабря 2016 года. 2015
  35. BBC News. от 3 сентября 2017 на Wayback Machine . Thursday, 5 August 2004,

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мистерия (театр)