Interested Article - Ойратское ханство

Ойратское ханство , Дурбэн-Ойрат ( калм. Дөрвөн өөрд улс Государство Четырёх Ойратов ; монг. Дөрвөн Ойрад Четыре Ойрата ) — союз (конфедерация) ойратских кочевых этнополитических объединений, предшествовавших созданию в 1635 году Джунгарского ханства . Было образовано после узурпации верховной власти ойратами в Северной Юань на территории современных Синьцзяна , России , Казахстана и Западной Монголии .

Этимология

В переводе с монгольского языка « дурбэн», «дөрвөн» означает « четыре » .

Существует три основные версии определения понятия «Дурбэн-Ойрат» :

1) четыре союзных племени;

2) союз дурбэнов и ойратов ;

3) четыре ойратских тумэна (военные и вероятно административные единицы) .

В литературе встречаются следующие наименования: dörben oyirad, дурбэн, дурбэн тумэн и дурбэн тумэн ойрат .

Племя дурбэн и ойраты

Из « Сокровенного сказания монголов » известно, что сыновья Дува-Сохора основали племя дурбэн . В летописи ордосского князя Саган Сэцэна «Эрденин Тобчи» кратко изложено происхождение древних ойратов от 4-х сыновей Дува-Сохора — Доноя, Докшина, Эмнека и Эркэга, ставших родоначальниками 4-х родов древних ойратов — олётов , батутов , хойтов и кэргудов . О древних родственных связях племени дурбэн с ойратами также говорит сообщение Рашид ад-Дина о том, что Худуха-беки , предводитель союза ойратских племён, происходил из племени дурбан .

Г. О. Авляев первым обратил внимание на то, что имена 4-х мифических родоначальников ойратов, сыновей Дуву-Сохора, имеют явно тотемическое происхождение и легко переводятся с ойратского и калмыцкого языков. Доной — буквально означает бешеный, яростный. Докшин — свирепый, неукротимый. Эмнек — дикий, неукротимый, а также синоним слова конь-неук, то есть дикий, необъезженный конь (эмнег-морин). Эркег — властный, главный, могущественный .

Согласно Д. В. Цыбикдоржиеву, поход дурбэнского Дорбо на хори-туматов , итогом которого стало освобождение из плена Худуха-беки и отдача тому хори-туматской наследницы Ботохой, стал одним из начальных этапов возрождения и упрочения былых связей между ойратами и дурбэнами. Д. В. Цыбикдоржиев также поддержал гипотезу, согласно которой выражение «дурбэн ойрад» изначально переводилось не как союз «четырёх ойратов», а означало этническое родство двух племён — дурбэнов и ойратов . При этом ряд авторов не поддерживает идею происхождения древних ойратов от Дува-Сохора .

Союз Дурбэн-Ойрат

Четыре Ойрата, XV в.

В число исторических предков ойратов , по Г. О. Авляеву, следует включить не только собственно ойратские племена ( олётов , батутов , хойтов и кэргудов ), но и остатки древних племён из группы цзубу кереитов , меркитов и найманов , ставших этническим субстратом для ойратов- торгутов и ойратов- хошутов .

Согласно Н. Я. Бичурину , формирование Ойратского союза началось после падения Юаньской династии в 1368 году. Изначально в союз «Дурбэн Ойрат» (буквально «четыре ойрата»), по Бичурину, входили чоросы , хошуты , торгуты , дербеты .

Хошутский нойон Батур-Убаши Тюмень в своей « Истории дербен-ойратов », написанной в 1819 году, приводит следующие данные о составе дурбэн-ойратов :

«Одним из [подразделений] тех, кого называют дурбэн-ойратами, являются элёты. Второе [подразделение] — хойты и баатуты. Третье [подразделение] — баргуты и бурааты . Четвертое [подразделение] — дэрбэты, джунгары , хошуты, тумэты . Ввиду того, что торгуты были опорой (т. е. находились в подчиненном положении) дурбэн-ойратов, они не [могли] подчинить себе ранее ставших известными ойратов» .

На основаннии показаний исторического сочинения « История Хо-Öрлöка », были выявлены три периода в союзе дурбэн-ойратов по времени существования:

1. Первые Четыре Ойрата (Türügün Dörben Oyirad) (1437—1502);

2. Средние Четыре Ойрата (Dumdadu Dörben Oyirad) (1502—1637);

3. Последние Четыре Ойрата (Segül-ün Dörben Oyirad) (1637—1758).

Первые Четыре Ойрата

О союзе Первых Четырёх Ойратов неизвестный автор « Истории Хо-Öрлöка », написанной, как принято считать, во второй половине XVIII века, сообщает следующее:

«Вообще-то в прошлом четыре племени, отделившись, составили [отдельное] племя под названием «Четыре Ойрата». Первый Ойрат — это элёты ; второй Ойрат — это хойты и баатуты , объединившиеся вместе; третий Ойрат — баргу[-ты] и бурааты ; четвертый Ойрат — это объединившиеся вместе четыре анги (родоплеменные подразделения). Когда эти Четыре Ойрата сформировались, то они стали называться Первыми Четырьмя Ойратами» .

Пик могущества Первого Союза дурбэн-ойратов приходится на первую половину XV века, время правления ойратских правителей Тогона-тайши (умер в 1439 г.) и его сына Эсэна (годы правления: 1439—1454). Второе и третье подразделения Дурбэн-ойратского союза включали в себя этнические компоненты (хойтов, баатутов, баргутов и бураатов), связанные по происхождению с родоплеменными группами древних ойратов Восьмиречья .

Средние Четыре Ойрата

После гибели Эсэна Первый Союз дурбэн-ойратов вступил в полосу упадка и постепенно распался. Анонимный автор « Истории Хо-Öрлöка » связывает распад с откочёвкой значительной части первого подразделения дурбэн-ойратов — элётов на запад в 1502 году и прекращением ими своих союзных отношений с другими ойратами . Он сообщает следующее:

«Ойраты-элёты по наущению желтого демона откочевали», а когда они переправились через реку Манхан, то [там] образовался лед и загородил им [дорогу назад]. Затем половина хойтов примкнула к баатутам , хошутам и торгутам . Те, что остались после них, примкнули к баргутам и халха - сойотам . Буряты примкнули к русским . После этого, когда дурбэн-ойраты распределились между собой, только одни хошуты составили одно подразделение ойратов, элёты ( джунгары ) — другое, торгуты — третье, а дэрбэты — четвертое, и они стали называться Средними Четырьмя Ойратами» .

Последние Четыре Ойрата

Приведенные в « Истории Хо-Öрлöка » сведения о Среднем Союзе дурбэн-ойратов , несмотря на их весьма приблизительный характер, проливают некоторый свет на новый этап консолидации ойратов . В этом конгломерате этнических групп произошли значительные изменения и перемещения, которые привели к его распаду. Не в последнюю очередь это было связано с откочёвкой в первой половине XVII в. части хошутов в Кукунор и ещё одной части к торгутам , которые переселились в район Северного Прикаспия . Хошуты в составе Среднего Союза дурбэн-ойратов занимали доминирующее положение, но к моменту его распада их влияние сильно ослабло. На первый план выдвинулись джунгары , как стали называться оставшиеся в составе Союза элёты , и родственные им дербеты . Тогда сформировался в 1637 году Союз Последних дурбэн-ойратов, в котором «половина хошутов составила одно подразделение ойратов, вместо торгутов джунгары составили одно подразделение ойратов, дербеты — одно подразделение ойратов, половина хойтов — одно подразделение ойратов, и они стали называться Последними Четырьмя Ойратами» .

По В. П. Санчирову, место откочевавших на Волгу торгутов заняли не джунгары, а хойты . Ученые из КНР Эрдэнэбаатар и Цогту считают, что Средний Союз дурбэн-ойратов просуществовал до 1671 года, когда джунгарский Галдан Бошогту-хан одержал победу над хошутским Очирту Цэцэн-ханом и ханская власть снова перешла к феодальным правителям джунгаров из аристократического рода Чорос . Они установили централизованную власть над всеми родоплеменными подразделениями Джунгарии , и поэтому о Союзе Последних дурбэн-ойратов, по В. П. Санчирову, можно говорить как о Джунгарском ханстве . Это ойратское государство в течение нескольких десятилетий противостояло экспансии Цинской империи и было в конце концов уничтожено цинскими захватчиками. Вместе с ним закончилось существование и Ойратского союза .

История

Образование конфедерации

Возвышение ойратов началось после 1368 года, когда пал Улус Великого (монгольского) Хана — Империя Юань .

В 1388 году Есудэр разбил в бою монгольского хана Усхал-хана , который погиб вместе со своим старшим сыном. При поддержке ойратских тайшей Есудэр занял ханский престол под именем Дзоригту-хана. В 1392 году в Монголию вторглась огромная китайская армия. После смерти Дзоригту-хана потомок Чагатая основал в Хами собственное небольшое государство Хара-Дэл. На монгольский ханский трон же был посажен брат Дзоригту-хана Элбэг .

В 1399 году ойратские тайши , Угэчи Хашигу и Батула (Махаму) , убили монгольского хана Элбэга . Тайши провозгласили себя соправителями, ханами Ойратского союза и Монголии . В 1402 году Угэчи Хашигу (Оруг Тэмур-хан) упразднил титул юаньского хана. В 1407 году подчинил своей власти княжество Хами. В 1403 году Пуньяшри (Олдзей Тэмур-хан) провозгласил себя ханом Монгольской империи в Бешбалыке и продолжил борьбу против ойратских племён. В 1408 году Олдзей Тэмур-хан был возведён на монгольский ханский престол восточномонгольским тайшей Аргутаем, после убийства Оруг Тэмур-хана. Под знаменем Олдзей-Тэмура солидаризировалось большинство монгольских нойонов , был восстановлен титул юаньского хана. В период правления в Китае Юнлэ империя Мин пыталась подавлять любых сколько-нибудь сильных ханов, провоцируя дальнейшую эскалацию ойрато-монгольского конфликта. В 1409 году Олдзей Тэмур-хан и Аргутай разбили минскую армию, и Юнлэ направил войска против них. В столкновении на Керулене погиб Олдзей-Тэмур, и ойраты под предводительством Махаму в 1412 году возвели на ханский престол ариг-бугида Дэлбэга . Как только ойраты добились власти, китайцы лишили их поддержки. После 1417 года инициативу вновь перехватил Аргутай , и вновь Юнлэ в 1422—1423 годах отправил на него войска. Наследник Махаму, Тогон-тайши , вытеснил Аргутая в 1423 году за Большой Хинганский хребет . В следующем году ойраты убили его на западе от Баотоу . Союзник Аргутая Адай-хан (прав. 1425—1438) обосновался в Эджене, но вскоре и он был уничтожен ойратами.

Расцвет Ойратского союза

Монгольские государства в XIV-XVII веках: Северная Юань (Монгольский каганат) , Ойратское ханство и Могулистан

Тогон умер в год победы над Адаем, а его сын Эсэн-тайши (прав. 1439—1454) привёл ойратов к вершине могущества. Правя от имени марионеточных ханов-чингизидов, за годы своего правления он объединил всю Монголию (как Внутреннюю так и Внешнюю). Он оттеснил правителей Могулистана , разбил «Три стражи», Хара-Дэл и чжурчжэней . Он так же не боялся накалять отношения с соседним Китаем по поводу торговых отношений. Обоюдное обострение событий привело к ойрато-китайской войне в 1449 году, когда Эсэн-тайши вознамерился завоевать Китай и воссоздать монгольскую Юаньскую империю образца времён Хубилай-хана .

Летом 1449 года двадцатитысячная монголо-ойратская армия под командованием ойратского (калмыцкого) Эсэн-тайши вторглась на территорию Китая и, разделившись на три группы, двинулась по направлению к Пекину . 4 августа огромная китайская армия династии Мин выступила в поход под командованием императора Чжу Цичжэня . Главный евнух (министерства) Ведомства ритуалов Ван Чжэнь , ставший фактически вторым лицом после императора, уговорил молодого монарха совершить победный марш-бросок на север и разгромить ойратского Эсэна на территории Монголии. Самонадеянность огромного китайского войска и китайского императора, добивавшегося воплощения этой идеи, стала очевидной очень скоро.

Генеральное сражение произошло 1 сентября 1449 года в местности Туму, к юго-западу от горы Хуайлай в современной провинции Хубэй. Встретив огромную китайскую армию, намного превосходившую по численности ойратское войско, ойраты нанесли ей сокрушительное поражение. Многие высшие сановники империи погибли на поле боя, в ожесточённой рубке, в том числе и Ван Чжэнь. Император и многие придворные попали в плен к ойратам. Это означало коллапс всей системы китайских северных пограничных застав .

Эсэн полагал, что пленный император — это весомая карта, и прекратил военные действия, вернувшись в ойратские кочевья. Обороной Пекина же занялся энергичный китайский полководец Юй Цянь , который возвёл на престол нового императора, младшего брата Чжу Цичжэня — Чжу Циюя . Последовав советам придворных китайских министров- евнухов и отклонив предложения Эсэна о выкупе императора, Юй заявил, что страна важнее жизни императора . Эсэн, так и не добившись выкупа от китайцев, спустя четыре года по совету своей жены отпустил императора, с которым расставался уже как с другом .

Эсэн с отцом правили как тайши ханов-чингизидов, однако после казни мятежного Тайсун-хана и его брата Агбарджинa в 1453 году Эсэн узурпировал титул хана , но вскоре был низвергнут своим же Алагом. Его смерть привела к упадку ойратского влияния, которое восстановилось лишь к началу XVII века.

Распад

Монгольские государства в XVII веке: Монгольский каганат , Джунгарское ханство , Хошутское ханство , Хотогойтское ханство и Калмыцкое ханство

В конце XVI — начале XVII веков проживающие в Джунгарии и соседних регионах племена западных монголов (ойратов) разделились:

Одна часть (преимущественно хошуты ) откочевала в район озера Кукунор и в Тибет , где создала Хошутское ханство . Другая (преимущественно: дербеты , чоросы , хойты , олёты ) оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства . А третья (преимущественно торгуты ) переместилась в пределы Русского царства в Прикаспийскую низменность , где разгромив Ногайскую Орду образовали Калмыцкое ханство .

Несмотря на свою географическую отдалённость, ойраты поддерживали прочные связи друг с другом (заключались династические браки, устраивались общие съезды, касаемо политической и общественной жизни ойратского народа) ойраты оставались влиятельными игроками в политике Центральной Азии до 1771 года .

Оруг Тэмур-хан

Оруг Тэмур-хан (Угэчи Хашигу) — великий хан Монгольской империи (1402—1408). Был одним из лидеров ойратского союза. Согласно среднеазиатским источникам тимуридского времени, генеалогия Оруг Тэмур-хана (Гуйличи) выводится от Угэдэя . Данную версию поддержали японский исследователь Минобу Хонда и монгольский историк Ш. Бира .

Угэчи Хашигу исследователи отождествляют с Гуйличи в китайских источниках , ойратским Менкэ-Тимуром и торгутским Махачи-Менкэ. Угэчи Хашигу стоял во главе ойратского рода кергут . В летописи «Эрденин Тобчи» основателем рода кергут назван Эркэг, сын Дува-Сохора , предка ойратов и племени дурбэн . Ряд исследователей предками кергутов называет кереитов . Согласно Д. Г. Кукееву, Гуйличи, Менкэ-Тимур и Угэчи-хашига — одно лицо, стоявшее во главе одной из субэтнических групп, входившей в состав ойратов и именуемой монгольскими летописцами кергутами, дореволюционными востоковедами кереитами, в которых современные калмыковеды видят предков торгутов .

Тайши и ханы рода Чорос и племени Хошут

Родословная чоросских князей, по Н. Я. Бичурину : Бохань → Улиньтай Бадай Тайши → Гохай Дае → Урлук Ноинь → Батулин Цинсын → Эсень .

Родословная омока чорос, по Н. В. Екееву: Бохань (Био-хан, Бёгю-хан, Буку-хан) → Улинтай-Бадан-тайши → Хутхай-тафу (Гоухай-дают, Гохай-дае, Хоохой-таяу, Хутхай дайю) → Батула-чинсан (Махаму, Махмуд) → Тогон-тайши → Эсен-тайши → Юштёмёр (Юштюмюй, Ештеме, Эстуми) → Боронагул (Боро-нахыл) .

Сыновья Эсэн-тайши:

  • Боро-Нахал, правитель дербетов .
  • Эсмет Дархан Нойон, предок джунгарских князей , также известный как Амасанджи (Аш-Тимур) → Ибрахим и Ильяс .

Сыновья Эсэн-тайши, по Н. В. Екееву :

  • Хорхудан (Хоэрхуда), отождествляется с Араган-тайша .
  • Юштёмёр ( Уч-Тэмур , Юштюмюй, Ештеме, Эстуми).

Сыновья Юштёмёра (или Эсмет-дархана), по Н. В. Екееву :

Сын Галдан Бошокту — Себтин-Балчжур .

Потомки Сэнгэ: Цэвэн-Равдан → Галдан-Цэрэн → Лама-Даржа.

Потомки Бюма: Церен-Дондуп → Намджил-Даши → Давачи , последний джунгарский хан → Лубджа .

Сыновья Абидай-Була :

«Пятеро тигров»

Сыновья хошутского тайши Хан-Нойон Хонгора и его жены Ахай-хатун известны в ойратской истории как « пятеро тигров »: Байбагас-Баатур , Кундулен-Убуши , Туру-Байху (Гуши-Номун-хан) , Засакту-чинг-батур и Буян-хатун-батур.

Хан-Нойон Хонгор — сын Бобой-Мирца (Буувэй Мирза), сына Кyн-Тyгyди, сына Oрoк-Тoмoра, сына Аксагулдай-нойона, сына Саба-Ширма, сына Бурхан-Санджи, сына Кей-Кеймектy, сына Адашир-Галзучин-тайджи, сына Энгке-Сyмера, сына Хабуту-Хасара , т. е. потомок Чингисова брата Хасара .

Всего у Хан-Нойон Хонгора было восемь сыновей: Буйбугус-Батур (Байбагас), Томоди-Кундуленг (Тавади), Дургечи-Убаши (Дюргэчи Кундулэн-Убаши) , Номиин-Хан-Гуши, Засакту-Чинг-Батур, Буян-Хатун-Батур, Хамигабекту и Хайнак-Тушиету .

См. также

Примечание

  1. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  2. Хойт С. К. от 30 мая 2019 на Wayback Machine . — Элиста, 2015. — 199 с.
  3. Банзаров Д. Об ойратах и уйгурах // Собрание сочинений. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 180—186.
  4. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  5. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 78. — 325 с.
  6. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 апреля 2019. 4 марта 2016 года.
  7. Цыбикдоржиев Д. В. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3. — 2012. — С. 120—148 . 20 апреля 2019 года.
  8. Буяндэлгэр Д. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3: сб. ст. — С. 183—205 . 20 апреля 2019 года.
  9. Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав номадов Центральной Азии в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Монгольская империя и кочевой мир (Мат-лы междунар. науч. конф-ии). Кн. 3. — 2008. — С. 377—443 .
  10. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 12—13. — 325 с.
  11. Бичурин Н. Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. — 2-е изд. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. — 128 с.
  12. Санчиров В. П. // Oriental Studies. — 2013. — Вып. 2 . — С. 7—12 . — ISSN . 25 марта 2020 года.
  13. Позднеев А. М. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ. — СПб., 1907. — 195 с.
  14. Oyirad teüke-yin durasqal-ud. — [Ürümči] Šinǰiyangun arad-un keblel-ün qoriya, 1992. — 496 с.
  15. Хо Öрлöгийн түүх // Ойрад Монголын түүхэнд холбогдох сурвалж бичгүүд — II. — Уланбаатар, 2001. — С. 155—166.
  16. Санчиров В. П. «Илэтхэл шастир» как источник по истории ойратов. —М., 1990. — 138 с.
  17. Erdenbaγatur, Čoγtu. Oyirad teüke-yin šine negelte. ― Todo üsüg-ün teüke-yin surbulǰi bičig // Öbör Monggol-un baγši-yin yeke surγaγuli-yin erdem šinǰilgen-ü sedgül. Neyigem-ün šinǰilekü uqaγan-u keblel-ün Oyirad teüke-yin tusγai duγar. — Nemeltü sedgül, 1987. — С. 176—181.
  18. David O Morgan. // The Coming of the Mongols. — 2018. — doi : .
  19. Romeyn Taylor, Ph. de Heer. // Journal of the American Oriental Society. — 1987-10. — Т. 107 , вып. 4 . — С. 822 . — ISSN . — doi : .
  20. С.П. Этвуд. // Journal of International Studies. — 2015-01-05. — Вып. 1 . — С. 421 . — ISSN . — doi : .
  21. Юрченко А. Г. , Степаненко В. П. . — Litres, 2017-09-05. — С. 90. — 578 с. — ISBN 9785040013975 . 27 июня 2020 года.
  22. Кукеев Д. Г. // Вестник ЮНЦ РАН. — 2013. — Т. 9 , № 1 . — С. 95—99 . 17 апреля 2019 года.
  23. Кукеев Д. Г. // Общество и государство в Китае. — 2015. — Т. 45 , вып. 17-1 . — ISSN . 17 апреля 2019 года.
  24. Хойт С. К. // Молодежь и наука: третье тысячелетие. Материалы II республиканской научно-практической конференции. — Элиста, 2006. — С. 104—122 . 21 февраля 2019 года.
  25. Екеев Н. В. Чоросы — ойротские князья // Материалы к 50-летию института алтаистики им. С. С. Суразакова (института гуманитарных исследований Республики Алтай). — № 10. — Горно-Алтайск. 2003.
  26. Китинов Б. У. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. — 2017. — Т. 9 , вып. 4 . — С. 370—382 . — ISSN . 23 июня 2019 года.
  27. Китинов Б. У. // Oriental Studies. — 2018. — Вып. 1 (35) . — С. 13—21 . — ISSN . 23 июня 2019 года.
  28. Екеев Н. В. К проблеме этнической истории ойротов-чоросов // Мир Евразии. Науч. журнал / Горно-Алт. гос. ун-т; гл. ред. Н. С. Модоров. — Горно-Алтайск, 2008. — № 2. — С. 37—41.
  29. Ямаева Е. Э. // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — Вып. 3 . — С. 187—192 . — ISSN . 23 июня 2019 года.
  30. Митиров А. Г. . — Калмыцкое книжное изд-во, 1998. — С. 95. — 382 с.
  31. . sr.rodovid.org. Дата обращения: 23 июня 2019. 23 июня 2019 года.
  32. . sr.rodovid.org. Дата обращения: 23 июня 2019. 23 июня 2019 года.
  33. . Восточная Литература . www.vostlit.info. Дата обращения: 23 июня 2019. 20 июня 2019 года.
  34. Бадмаев А. В. . — 1969. — С. 22. — 202 с. 10 ноября 2021 года.
  35. Санчиров В. П. На пути к Волге: ойратские этнополитические объединения в 20—30-х гг. XVII в. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2008. — № 2 . — С. 2—23 .
  36. . ru.rodovid.org. Дата обращения: 24 июня 2019. 24 июня 2019 года.
Источник —

Same as Ойратское ханство