Interested Article - Цзубу

Расселение монгольских племен в X—XII веках

Цзубу ( монг. Зүбү ) — союз монголоязычных племён , обитавших на территории Монголии в X—XII веках . Племена, составлявшие конфедерацию цзубу, в начале XIII века вошли в состав империи Чингисхана .

Этноним

Название «цзубу», предположительно, восходит к ведущему хуннскому роду сюйбу . В отношении хуннов существуют монгольская , тюркская и другие версии происхождения . Первая по времени теория о происхождении хунну была теория монголизма. Первым сторонником монголизма хунну явился Я. И. Шмидт . Также монгольскую теорию поддержали Н. Я. Бичурин , А. С. Шабалов , А. Тьерри , К. Ф. Нейман , Х. Хоуорс, К. М. Бэр , К. Сиратори , Е. Г. Кин и другие .

Тюркская теория происхождения хунну является на данный момент одной из самых популярных в мировом научном сообществе. В число сторонников тюркской теории происхождения хуннов входят Э. Паркер, Жан-Пьер Абель-Ремюза , Ю. Клапорт , Г. Рамстедт , Аннемари фон Габайн , О. Прицак и другие . Известный тюрколог С. Г. Кляшторный считал хунну преимущественно тюркоязычными племенами .

Существуют различные термины, обозначавшие эту группу или союз племён. Наименования известные помимо цзубу: шивэй (исходная группа, из которой выделились предки цзубу), татар (дада, да-дань) и согпо (сог-по, sog po) . Согпо — термин тибетского происхождения, которым тибетцы до сих пор называют монголов. Один из монгольских народов, проживающих в настоящее время в китайской провинции Цинхай , называется согво-ариги .

История

История союза цзубу освещена в источниках, в основном, в связи с их отношением к государству Ляо (907—1125). На протяжении большей части существования этого государства цзубу находились в вассальной зависимости от него. Судя по всему, цзубу находились на периферии интересов киданей , которые боролись с Сун , Кореей (Корё) и чжурчжэньскими племенами .

Периоды подчинения кочевников сменялись периодами военных действий, которые Л. Н. Гумилёв называл войнами за независимость , а Г. Г. Пиков, по киданьским источникам, — мятежами . Несмотря на подчинённое положение, цзубу были мощным союзом, еще в начале X века имевшим предпосылки для образования собственного государства, представлявшего большую потенциальную опасность для Ляо .

В конце 20-х годов XII века цзубу оказываются разделенными между политическими противниками — чжурчжэнями и киданями. Киданьская часть цзубу, оказывается в данный период на значительном расстоянии от мест исходных кочевий начала XI века. При этом неизвестно, встали на сторону чжурчжэней все оставшиеся цзубу или только их часть .

Однако как предполагает С. К. Хойт, основная часть цзубу была вне чжурчжэньско-киданьской борьбы и, по всей видимости, осталась на местах основных кочевий . После падения киданьской империи Да Ляо в 30-х годах XII века ведущая роль в Центральной Азии перешла к кереитам и другим монгольским племенам, которые остались фактически независимыми от империи Цзинь . Согласно Л. Н. Гумилёву, «общекочевая кличка "цзубу" была в итоге сменена на гордое имя "монгол"» .

Племенной состав

Цзубу упоминаются в « Ляо ши », в официальной истории киданськой империи Ляо . Г. О. Авляев предполагает, что цзубу выделились из монголоязычных отуз-татар ( шивэй , потомков сяньби ) во второй половине IX века . Согласно Л. Н. Гумилёву и С. К. Хойту, цзубу являлись одной из трёх ветвей монголоязычных шивэй, наряду с самими киданями и одноимённой дальневосточной ветвью шивэй .

Существует мнение, что цзубу представляли собой конгломерат различных тюрко -монгольских племенных союзов .

На момент существования киданьского государства имелось по крайней мере три ветви шивэй, стоявшие на разных ступенях общественного развития: шивэй, жившие на Амуре и известные под старым названием; цидань (кидан), построившие по образцу Срединного государства свое государство Ляо (Железное); цзубу, раньше других шивэй ушедшие на запад и находившиеся на пути создания своего государства .

Согласно Г. О. Авляеву, в группу цзубу входили кереиты , найманы и меркиты . С. К. Хойт в свою очередь добавляет, что в состав цзубу входила онон-керуленская группа « хамаг-монгол » , объединявшая в себе племена нирун-монголов .

Фэн Шэн-шун считает цзубу коллективным названием для многих срединноазиатских народов: восточные цзубу, по его мнению, — это джалаиры и татары , западные — найманы, северные — кереиты . Некоторые исследователи полагают, что во главе цзубу стояли кумоси . После поражений от киданей часть союза цзубу, известные как кимаки или западные кумоси, откочевала на Запад (в район Алтая и Иртыша ), где основала Кимакский каганат .

В состав 18 племён цзубу, по Аюудайн Очиру, входили баргуты и хонгираты . В составе данных 18 племён, поддержавших киданьского императора Елюй Даши , также упоминаются цзя-цзи-ла ( джаджираты ), е-си ( йисуты ), уру-ди (уги, урянхаи ). Список данных 18 племён выглядит следующим образом: большие желтые шивэй, кочевавшие в районе Байкал , теле ( теленгуты Рашид-ад-Дина ), обитавшие по берегам Амура, ван-цзи-ла (онгираты), цзя-цзи-ла (джаджираты), ми-р-ки (миркиты), цз-бу (татары), тан-гу ( тангу ), ху-му-ссю (ху-мус), е-си (йисуты), би-гу-да, тоже, возможно, жившие на Амуре, ни-ла, х-чу, уру-ди (уги, урянхаи), бу-су-ань, си-ди, да-ла-гуай (таргутай), да-ми-ли (у Рашид-ад-Дина тамгалык), цзю-эр-би. Этим списком подтверждается сообщение « Цзинь-ши », что влияние Даши распространялось практически на всю Монголию .

Судя по замечанию Л. Н. Гумилёва о родственности татар, киданей и татабов , татары наряду с киданями являлись разными ветвями шивэй . В китайских текстах термин «дада» упоминается с 842 года , а по некоторым данным с IV века . Учитывая соответствие татар-цзубу, среди перечисленных племён, которых «кидани называли цзубу, а китайцы да-дань, т. е. татар», Л. Н. Гумилёвым также упоминаются ойраты горной тайги Саянского хребта, дансян (тангуты) и онгуты .

Примечания

  1. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — 325 с.
  2. Frederick W. Mote. . — Harvard University Press, 2003. — 1132 с. — ISBN 9780674012127 .
  3. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 57.
  4. Файзрахманов Г. Л. . — Мастер Лайн, 2000. — С. 78. — 187 с.
  5. Christopher Kleinhenz. . — Routledge, 2004. — С. 520. — 2160 с. — ISBN 9781135948801 .
  6. Иностранцев К. А. . — Directmedia, 2014. — С. 28. — 137 с. — ISBN 978-5-4475-1006-0 .
  7. Румянцев Г. Н. . — Бурятское книжное изд-во, 1962. — С. 18. — 265 с.
  8. Шабалов А. С. // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. — 2011. — № 3 (15) . — С. 116—123 . — ISSN . 9 декабря 2019 года.
  9. Pritsak O. 1959. XUN Der Volksname der Hsiung-nu. Central Asiatic Journal , 5: 27—34.
  10. Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма / С. Г. Кляшторный; Филологический факультет СПбГУ. — СПб., 2003, С. 153.
  11. Хойт С. К. . — Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2008. — С. 82. — ISBN 978-5-91458-044-2 . 28 февраля 2020 года.
  12. . из оригинала 27 октября 2018 . Дата обращения: 21 октября 2018 .
  13. Гумилёв Л. Н. . gumilevica.kulichki.net. Дата обращения: 10 ноября 2018. 24 декабря 2008 года.
  14. Пиков Г. Г. Кидани и Сибирь // Из прошлого Сибири. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Ч. 1. Новосибирск, 1996.
  15. Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М., 1960.
  16. Авляев Г. О. К вопросу о происхождении кереитов и их участии в этногенезе средневековых ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья // Проблемы этногенеза калмыков. Элиста, 1984.
  17. Солнцев В. М. . — Наука, 1993. — С. 172. — 341 с.
  18. . — Litres, 2017-09-05. — 758 с. — ISBN 9785457760332 .
  19. Wittfogel K. A. and Feng Hsia-sheng. History of Chinese Society Philadelphia, 1949.
  20. Сабитов Ж. М. // Молодой учёный. — 2015. — Май ( № 10 (90) ). — С. 961—964 . 18 апреля 2021 года.
  21. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э.П. Бакаева, д.и.н. К.В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  22. Пиков Г. Г. . Сибирская Заимка (3 сентября 2001). Дата обращения: 27 февраля 2019. 28 февраля 2019 года.
  23. Shott W. Kitai und Karakitai. Berlin, 1879.
Источник —

Same as Цзубу