Interested Article - Нир-хойин

Нир-хойин, хойин-иргэн ( монг. нир-хойин, ойн-иргэн ) — одно из племён средневековых коренных монголов . Представляют собой ответвление борджигинов .

Этноним

Этноним нир-хойин разбивается на две составляющие: нир и хойин. Нир представляет собой сокращённый вариант монгольского термина « нирун » («хребет» , «крестец» ), хойин в переводе с монгольского значит «лесной», хойин-иргэн — «лесное племя», «лесной народ» .

История

Монгольская империя в 1207 г.

Нир-хойин — ответвление племени борджигин . Согласно « Сборнику летописей », борджигины принадлежали к числу племён нирун-монголов . Нируны состояли из следующих родов: катакин , салджиут , тайджиут , хартакан , сиджиут , чинос , который называют также нукуз , нуякин , урут , мангут , дурбан , баарин , барулас , хадаркин , джуръят , будат , дуклат , йисут , сукан , кингият , кият , юркин , чаншиут , ясар и борджигин .

Нирунами принято называть племена, которые произошли от трёх младших сыновей Алан-Гоа : Букун-Катаки, Букату-Салджи и Бодончара .

С формированием нирунов и в целом дарлекино -нирунской общности завершилось сложение основы современного монгольского народа, которая в научной литературе более известна как объединение родов и племён Трёхречья (истоков Онона , Керулена и Толы ). Данное объединение состояло из родственных между собой этнических групп. Цементирующей их основой был культ предков Бортэ-Чино и Бодончара, который прямо или опосредовано оказывал заметное влияние на формирование общих черт в культуре, быте, языке, мировоззрении населения .

Некун-тайджи

Нир-хойин — племя, произошедшее от потомков Некун-тайджи , брата Есугей-багатура . Одним из племянников Некун-тайджи был Чингисхан — основатель и первый великий хан Монгольской империи .

Некун-тайджи был вторым сыном Бартан-баатура и его жены Сунигул-фуджин из племени баргут . Помимо Есугея, братьями Некун-тайджи также были Мунгэту-Киян и Даритай-отчигин . Согласно « Сокровенному сказанию монголов », именно с помощью Некун-тайджи и Даритая Есугею удалось отбить у меркитского Эке-Чиледу свою будущую жену Оэлун .

Во времена Чингисхана племя нир-хойин поддержало тайджиутов и проживало в лесных районах. По этой причине племя также было известно как хойин-иргэн («лесное племя»). Согласно « Сборнику летописей », «каждое племя, юрт которого находился вблизи лесов, причислялось к «лесным племенам», но так как леса в каждой области были далеки друг от друга, то их племена, роды и ветви рода не имели отношения друг к другу. И хотя всех их вместе называли «лесное племя» по лесистой местности, [где они жили, однако] у них было установлено, к какому племени принадлежит каждое из них» .

У Некун-тайджи было много сыновей. Старший из них, Хучар , позднее ставший наследником отца, был известен как превосходный стрелок из лука. Некоторое время Хучар был союзником Чингисхана, однако после похода на татар в 1202 году он вместе с Алтаном и Даритай-отчигином покинул Чингиса и перешёл на сторону его противника Джамухи ; в дальнейшем, когда последний был разгромлен, Хучар бежал к найманскому правителю Таян-хану , но вскоре был схвачен Чингисханом и казнён. Выжившая часть племени Хучара и его дети подчинились Чингисхану. Известно также, что внук Некун-тайджи Букун-Джаукат был отдан сыну Чингисхана Чагатаю . Потомки Букун-Джауката в дальнейшем кочевали с уругом Чагатая .

Родословная

Согласно « Сокровенному сказанию монголов », родословная Некун-тайджи восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино , который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон , на горе Бурхан-Халдун . Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал .

Родословная Некун-тайджи выглядит следующим образом:

  • Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба . Супругой его была Гоа-Марал , потомком их был Бата-Чиган.
  • Сын Бата-Чигана — Тамача.
  • Сын Тамачи — Хоричар-Мерген.
  • Сын Хоричар-Мергана — Аучжам-Бороул.
  • Сын Аучжам-Бороула — Сали-Хачау.
  • Сын Сали-Хачау — Еке-Нидун.
  • Сын Еке-Нидуна — Сим-Сочи.
  • Сын Сим-Сочи — Харчу.
  • Сын Харчу — Борчжигидай-Мерган — был женат на Монголчжин-гоа.
  • Сын Борчжигидай-Мергана — Тороголчжин-Баян — был женат на Борохчин-гоа.
  • Сыновья Тороголчжина: Дува-Сохор и Добун-Мерган .
  • Добун-Мерган женился на Алан-гоа , дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана. Матерью Алан-гоа была Баргучжин-гоа, дочь правителя баргутов Бархудай-Мергана.
  • Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай.
  • После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар -простак. По легенде, Алан-гоа забеременела от луча света. Согласно другой версии, их настоящим отцом был Маалих, Баяудаец .
  • Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин .
  • Потомок Бодончара, который родился от первой, старшей жены, носил имя Барин-Ширату-Хабичи.
  • Сын Хабичи-Баатура был Менен-Тудун.
  • У Менен-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-Кулюк, Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-Баатур.
  • Сын Хачи-Кулюка, Хайду , по матери происходил от Намолуны.
  • У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай.
  • Сын Байшингор-Докшина — Тумбинай-Сечен.
  • У Тумбинай-Сечена было два сына: Хабул-хаган и Сим-Сечуле.
  • У Хабул-хагана было семеро сыновей, а именно: самый старший — Окин-Бархаг , далее Бартан-Баатур, Хутухту-Мунгур, Хутула-хаган , Хулан, Хадаан и самый младший — Тодоен-отчигин.
  • У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Мангету-Киян , Некун-тайчжи, Есугай-Баатур , Даритай-отчигин . Их мать Сунигул-фуджин была родом из племени баргутов .
  • У Некун-тайджи было много сыновей. Старшим из них был Хучар . В « Сборнике летописей » упоминается один из внуков Некун-тайджи Букун-Джаукат .

Примечания

  1. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 25 февраля 2020. 4 марта 2020 года.
  2. / Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: Бурятский ин-т общественных наук, Сибирское отд-ние, Российская Академия Наук, 1996. — С. 147. — 199 с.
  3. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 121. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  4. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 19 марта 2019. 20 августа 2019 года.
  5. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 3 ноября 2019. 28 марта 2014 года.
  6. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 3 ноября 2019. 19 октября 2019 года.
  7. Зориктуев Б. Р. // Новые исследования Тувы. — 2014. — № 4 . — С. 80—87 . 2 августа 2019 года.
  8. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  9. Гурулёв С. А. . — Neformat, 1982. — 108 с.
Источник —

Same as Нир-хойин