Interested Article - Плиточники

Плиточники древнемонгольские племена, создавшие культуру плиточных могил .

Название

Племена плиточников были носителями культуры плиточных могил . Такое название археологической культуры связано с могилами, сооружёнными из вертикально врытых в землю плоских каменных плит .

Происхождение

Как полагают исследователи, племена плиточников, дунху и хунну вышли из единой этнокультурной общности и имели генетическое родство между собой. Авторы, поддерживающие версию их общего происхождения, считают, что они были протомонголами . При этом в отношении хунну наряду с монгольской версией существуют тюркская , енисейская и другие версии происхождения .

Распространение

Распространение культуры плиточных могил

Культура плиточных могил охватывала огромную территорию, включавшую в себя Забайкалье , Северный Тибет ( Амдо ), степную часть Маньчжурии , всю Внутреннюю , Восточную и Центральную Монголию . Занимая эти земли, в дальнейшем плиточники приняли непосредственное участие в этногенезе бурят и монголов .

Антропология

Антропологически, носители культуры плиточных могил принадлежали к палеосибирскому типу монголоидной расы, к которому антропологи также относят хунну и сяньби .

История

Плиточная могила на горе Бага-Заря в Бурятии

П. Б. Коновалов считает возможным, что появление культуры плиточных могил в Монголии и Забайкалье , явилось следствием вытеснения китайцами кочевых варваров-соседей на Север при создании Чжоуского государства в XI веке до н. э. В погребениях культуры плиточных могил были обнаружены два металлических шлема XI—X веках до н. э., о захвате которых упоминают надписи на чжоуских бронзовых сосудах, описывающих победы над племенем сяньюней .

Хронологические рамки существования царства Чжоу и культуры плиточных могил совпадают, умещаясь в рамках конца II тыс. до н. э. и середины I тыс. до н. э. Культура плиточных могил охватывала границы Древнего Китая , с северо-запада до северо-востока. Как считает Е. В. Бембеев, племена культуры плиточных могил, были племенами сяньюней .

Известный советский археолог А. П. Окладников , исследовавший культуру плиточных могил, пришёл к выводу, что плиточники были близко знакомы с китайской культурой и представляли собой один большой этнический массив, простиравшийся от Северного Китая , Ордоса и Дунбэя до Байкала . В подтверждение своего вывода он приводит такие факты, как единство культуры плиточных могил, бесспорное сходство её погребальных памятников, предметов быта и искусства на всей этой территории .

Примечания

  1. Бембеев Е. В., Команджаев А. Н. // Вестник Калмыцкого университета. — 2013. — № 2 (18) . — С. 14—21 . — ISSN . 3 декабря 2019 года.
  2. Нанзатов Б. З., Коновалов П. Б., Нимаев Д. Д. // История Бурятии: в 3 т. Т.1 — Древность и средневековье. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. — С. 253—285 . 3 декабря 2019 года.
  3. Сальманов А. З. Башкирское племенное объединение табын: вопросы формирования / А. В. Псянчин. — Уфа, 2017. — С. 39—41. — 290 с.
  4. Кляшторный С. Г. Степные империи: рождение, триумф, гибель // Степные империи древней Евразии. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. — С. 14—21.
  5. Цыбиктаров А. Д. Бурятия в древности: история (с древнейших времен до XVII века). — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1999. — С. 122. — 264 с.
  6. Бураев А. И. Кто такие Сяньби? // VI конгресс этнографов и антропологов России. — СПб., 2005. — С. 369.
  7. Коновалов П. Б. К проблеме генезиса центрально-азиатской номадической культуры // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. — Иркутск: Изд-во ИГТУ, 2011. — С.199—204.
  8. Окладников А. П. Триподы за Байкалом. — Москва: Наука, 1959. — С. 114—132.
Источник —

Same as Плиточники