Interested Article - Каменщики

Каменщики д. Быково,
фото А. Н. Белослюдова, 1927

Ка́менщики ( бухтарми́нские каменщики, бухтарми́нские старообрядцы, алтайские каменщики, бухтарми́нцы ) — этнографическая группа русских , сформировавшаяся в XVIII—XIX веках на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтармы и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катуни . Название происходит от старинного русского обозначения гористой местности — ка́мень , и значит « жители гор, горцы ». Формировалась из семей старообрядцев , преимущественно беспоповцев поморского согласия , и других беглецов от правительственных повинностей горнозаводских крестьян , рекрутов , крепостных , каторжников и более поздних поселенцев.

Исторический диалект языка — о́кающий .

Особенности

Формирование бухтарминских каменщиков явилось результатом смешения выходцев из различных регионов и различных социальных групп, постепенно вливавшихся в общины старожилов. Основу составляли кержаки из Нижегородской губернии . Отмечено культурное влияние выходцев из Поморья , Олонецкой , Новгородской , Вологодской , Пермской губерний , Западной Сибири и Алтайского края , а также казахов , алтайцев , ойратов . В силу общего происхождения и длительного совместного проживания бухтарминцы особенно сблизились с «поляками» . Заметно влияние казахских традиций на быт и культуру каменщиков в элементах одежды, предметах быта, некоторых обычаях, знании языка . Существовал обычай усыновления чужих детей вне зависимости от национальности. Внебрачные дети носили фамилию деда по матери и пользовались такими же правами, как и «законные» . Старообрядцы во избежание близкородственных браков помнили до девяти поколений предков .

Исследователями отмечалась большая зажиточность бухтарминских каменщиков из-за минимального давления государственных повинностей, внутренней системы самоуправления и взаимопомощи, особого склада характера, щедрых природных богатств края, использования наёмных работников. Каменщики вплоть до коллективизации представляли весьма замкнутое и локальное общество со своей самобытной культурой и традиционным бытовым укладом — по консервативным нормам и правилам православных старообрядческих общин, с сильным ограничением внешних контактов.

История

Карта расселения бухтарминских каменщиков в конце XVIII века
Резные ворота, 1927 г.
Гуляния на Масленицу, 1927 г.
Праздничное гуляние молодежи, 1927 г.
Поездка на пашню с косой, 1927 г.

С самого начала XVIII века русские беглецы селились за Колывано-Кузнецкой укрепленной линией в обширных труднодоступных местах южных Алтайских гор. После ослабления и разгрома Джунгарского ханства войсками Цинской империи Бухтарминский край оказался на нейтральной территории, между нечеткими границами Российской империи и Китая . Край был богат природными ресурсами и находился вне правового поля соседних государств. Первые староверы появились здесь ещё в 1720-е годы , но документальные свидетельства относятся лишь к 1740-м . Причиной побегов было введение в 1720-х годах двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 года о привлечении раскольников к горным работам при казённых заводах .

Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью беглецов. Позже эти земли получили название Беловодье .

Основателем бухтарминской вольницы считался крестьянин Афанасий Селезнёв, а также Бердюгины , Лыковы , Коробейниковы , Лысовы. Их потомки и сейчас живут в сёлах на берегу Бухтармы .

Первые поселения состояли из одиночных домиков, заимок и маленьких посёлков в 5—6 дворов. Каменщики занимались охотой, сельским хозяйством (преобладала залежно - паровая система), рыболовством , пчеловодством , позднее (разведением алтайского подвида Благородного оленя ). Обменивали добытые меха и продукты на товары у соседей — сибирских казаков , казахов , алтайцев , китайцев , а также заезжих русских купцов . Деревни строились возле речек, и в них обязательно ставили мельницу и кузницу. В 1790 году насчитывалось 15 селений. Часть каменщиков ушла из Бухтарминской долины дальше в горы, на реки Аргут и Катунь . Ими было основано старообрядческое село Уймон и ещё несколько поселений в Уймонской долине .

После основания Бухтарминской крепости обнаружилось 17 русских поселений в окрестных горах на нижней Бухтарме .

Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 года часть каменщиков (205 мужчин и 68 женщин ) и заселённые ими земли были приняты в состав России как Бухтарминская инородческая управа и Уймонская инородческая управа. Они расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур, как инородцы (народы нерусского происхождения). С одной стороны такое юридическое положение давало больше свобод, а с другой приравнивало к наименее почитаемым категориям населения. Кроме того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горно-заводских работ , рекрутчины и некоторых других повинностей.

После получения официального статуса российских подданных бухтарминские каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 году вместо 30 мелких посёлков из 2-3 дворов образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более 300 человек: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево) .

В 1796 году ясак заменили денежной податью, а в 1824 году — оброком как с оседлых инородцев. В переписи 1835 года в управе числилось 326 мужчин и 304 женщины.

В 1878 году Бухтарминская и Уймонская инородческие управы упразднены и превращены в обычные крестьянские управы с отменой всех льгот .

В 1883 году народонаселение Бухтарминского края, входившего в Бийский округ Томской губернии , составляло 15503 души обоего пола, в том числе в Зыряновской волости проживало 5240 душ; Бухтарминской крестьянской — 4931, Бухтарминской инородческой — 2153, Большенарымской — 3184 души. Бухтарминская крестьянская волость состояла из 11 селений, жители которых занимались скотоводством, хлебопашеством, пчеловодством, перевозкой руд от Змеиногорского рудника на Бухтарминскую рудосплавную пристань, торговлей и прочим. В их пользовании находилось 5000 десятин пашни и до 1400 десятин сенокосных земель . Часть неизвестных властям поселений сохранялась до Октябрьской революции и Коллективизации .

В 1927 году только в пяти основанных каменщиками Бухтарминских деревнях насчитывалось свыше 3000 человек .

Современное состояние

В результате столыпинских, советских и постсоветских культурно-политических процессов и миграций потомки бухтарминцев причисляют себя к общерусскому этносу и проживают в различных регионах Казахстана , России , Китая , США и других странах мира. Наибольшее количество потомков алтайских каменщиков живёт в городах и селах Восточно-Казахстанской области , которая включает в себя основные территории исторического формирования каменщиков. Во время переписи населения 2002 года на территории России лишь 2 человека указали свою принадлежность к каменщикам.

Литература

  • Алексеенко Н. В. Алтайские каменщики. В поисках Беловодья / Н. В. Алексеенко. — Усть-Каменогорск: Изд-во Либрус, 2009. — 100 с.: ил. — Библиогр.: с. 93. — ISBN 978-601-7117-07-8
  • Бухтарминские старообрядцы (Материалы комиссии экспедиционных исследований, вып. 17. Серия казакстанская). Издание Академии наук СССР. — Л. , 1930. — 460 с.
  • Герасимов Б. Г. Из жизни Бухтарминской долины // Сибирский Архив. — Иркутск, 1912. № 7. — С. 569—575.
  • Лукичев С. С. К истории бухтарминских «каменщиков». Из истории Алтая. — Томск, 1978. — С. 220—238.
  • Покровский Н. Н. К постановке вопроса о беловодской легенде и бухтарминских «каменщиках» в литературе последних лет // Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX—XX вв. — Новосибирск, 1980. — С. 116.
  • Русакова Л. М., Фурсова Е. Ф. Одежда бухтарминских крестьян: XIX начало XX века // Общественный быт и культура русского населения Сибири XIX — начало XX века. — Новосибирск: Наука, 1983. — С. 68—104.
  • Алексеенко Н. В. Бухтарминские были. — Алма-Ата: «КАЗАХСТАН», 1981.

См. также

Примечания

  1. от 5 августа 2009 на Wayback Machine — Народы России. Энциклопедия
  2. Александров В. А. Русские старожилы Сибири. Историко-антропологический очерк. — М. , 1973. — С. 118, 119.
  3. Гуляев С. И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские губ. вед. — 1854. — № 21.
  4. Фурсова Е. Ф. . Дата обращения: 15 апреля 2015. 24 сентября 2015 года.
  5. от 2 августа 2017 на Wayback Machine .
  6. . Дата обращения: 24 ноября 2018. Архивировано из 19 октября 2018 года.
  7. от 23 мая 2009 на Wayback Machine
  8. Казанцева Т. Г., Мурашова Н. С. и др. от 8 декабря 2015 на Wayback Machine // Алтайский старообрядец.
  9. от 13 октября 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка) Проверено 24 ноября 2018.
  10. от 23 июня 2009 на Wayback Machine
  11. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка) Проверено 24 ноября 2018.
  12. (недоступная ссылка)
  13. (недоступная ссылка)
  14. от 13 октября 2009 на Wayback Machine . (недоступная ссылка) Проверено 24 ноября 2018.
  15. от 4 марта 2016 на Wayback Machine . (недоступная ссылка) Проверено 24 ноября 2018.
  16. от 27 августа 2007 на Wayback Machine . // Материалы комиссии экспедиционных исследований. — Серия Казахстанская. — Вып. 17. — Л. , 1930.
  17. . Дата обращения: 12 августа 2009. 7 мая 2009 года.
  18. . Дата обращения: 8 апреля 2010. 22 апреля 2009 года. — Старообрядческие миграции и Томский край
  19. . Дата обращения: 12 августа 2009. 13 июня 2010 года.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Каменщики