Interested Article - Мадонна с куропатками

«Отдых на пути в Египет» ( нидерл. Rust op de Vlucht naar Egypte), или «Мадонна с куропатками» — картина фламандского живописца Антониса ван Дейка , созданная при участии анималиста Пауля де Воса . Сюжет для полотна, как и его же « Отдыха на пути в Египет » 1630 года, взят из средневековой легенды, появившейся на основе рассказа из Евангелия от Матфея ( Мф. 2:13 ). Наиболее подробно эта легенда описана в 20-й главе апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея . Сюжет наполнен аллегориями в связи со спецификой заказчика — братства под покровительством ордена Общества Иисуса (или иезуитов ) . Картина получила известность благодаря упоминанию в « Евгении Онегине » в связи с описанием внешности Ольги Лариной.

История создания

По мнению специалистов Эрмитажа , картина была исполнена художником для антверпенского «содружества холостяков» — братства, посвящённого Богоматери. Обилие символики, связанной с Мадонной, превращает эпизод из жизни Христа в тему, относящуюся, главным образом, к культу Девы Марии .

Сюжет картины

Трактовка библейского сюжета о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет восходит к апокрифическому евангелию псевдо-Матфея, украсившему эту легенду множеством подробностей. На картине Ван Дейка сцена отдыха Святого семейства дополнена изображением ангелов, развлекающих Христа шумными весёлыми танцами — мотив, пришедший в живопись в конце XV в. Придав сцене земной, светский характер, художник обогатил её целым рядом аллегорических элементов. Подсолнечник, возвышающийся в центре над фигурой Богоматери, подчёркивает внутренний, духовный смысл всего изображения — божественную сущность Марии как непорочной Девы. То же значение имеет и попугай, сидящий на ветке слева от Мадонны. Улетающие куропатки, которые, как следует из «Иконологии» Чезаре Риппа , являются символом распутства, указывают на то, что чистота Марии обращает в бегство все греховное. Среди плодов, изображённых художником у ног Богоматери, особенно выделяется гранат — аллегорический символ одновременно целомудрия, девственности и воскресения. Яблоня, у подножия которой расположилось Святое Семейство, символизирует преодолённый Марией первородный грех, а белые розы, виднеющиеся за деревом, наряду с лилией являются атрибутом Мадонны и олицетворяют любовь, красоту и радость .

В романе «Евгений Онегин»

Картина была приобретена в 1779 году вместе с другими картинами Ван Дейка и иных художников в собрании Р. Уолпола из поместья Хоутон-холл (Восточная Англия), что сделало её не единственным, но одним из заметных полотен Антониса Ван Дейка в России во времена Пушкина. Поэт использовал сравнение с картиной ( van Dyck тогда читали как Ван Дик ) для описания первого впечатления Евгения Онегина от внешности Ольги Лариной, которым тот поделился со своим другом Ленским: «В чертах у Ольги жизни нет. / Точь-в-точь в Вандиковой мадонне: / Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне» . Гипотезы и спекуляции по поводу связи этой картины со стихотворением Пушкина «Мадона» («Не множеством картин старинных мастеров») вместо « Сикстинской мадонны » Рафаэля не доказаны .

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 17 февраля 2019. 17 февраля 2019 года.
  2. (неопр.) . Государственный Эрмитаж . Образовательная музейная программа. Дата обращения: 25 марта 2019. 10 декабря 2018 года.
  3. Цибуля А. (неопр.) . Официальная страница Вконтакте « Государственный эрмитаж » (14 марта 2019). Дата обращения: 9 мая 2019. 9 мая 2019 года.
  4. (неопр.) . Прямая речь (19 марта 2019). — «в истории русской литературы не было женщины, которую ненавидели бы так же, как Гончарову» . Дата обращения: 13 мая 2019. 13 мая 2019 года.
  5. (неопр.) . Литературная Россия (8 февраля 2019). Дата обращения: 15 февраля 2019. 15 февраля 2019 года.

Ссылки

Same as Мадонна с куропатками