Interested Article - Артос

Артос на аналое перед отверстыми Царскими вратами

А́ртос ( а́ртус , греч. ἄρτος — «хлеб, приготовленное», от ἀρτύω ) в Православной церкви , приготовляемый на закваске , освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый православным христианам в субботу .

Согласно Типикону , артос — всецелая просфора (целая и без изъятия частиц) с изображением креста , однако в русской практике он представляет собой высокий цилиндрический хлеб, в центре которого обычно изображают Воскресение Христово , в то время как в практике афонских монастырей, — это хлеб небольшого размера, подобный тому, что благословляется за Всенощным бдением .

Артос из Закарпатья ‒ Пряшов
Артос из Закарпатья

История

Первое сообщение об использовании артоса зафиксировано в Евергетидском Типиконе (первая половина XII века). Согласно ему, после литургии в Светлый понедельник : « По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: „Христос воскресе“ », а в « иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий раздает всем братиям » . Схожие указания содержит Иерусалимский Типикон.

Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами , которые после Вознесения Христова , якобы, оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой (ср. панагиар ). Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека , епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу « О воздвижении пресвятыя и о артусе » и « Вопрошении известно от некоих » Максима Грека .

Традиция изготовления артоса сильно повлияла на пасхальную кухню православных народов, народным переосмыслением артоса является пасхальный хлеб — кулич русских, паска украинцев, козунак румын и молдаван и т. д.

Современная практика

В приходской практике Русской православной церкви освящение артоса происходит в первый день Пасхи, на литургии после заамвонной молитвы , обычно на солее или в Царских вратах . Как правило, оно включает в себя, помимо молитвы, каждение и окропление святой водой . Освящённый артос кладётся на аналой , в промежутках между богослужениями располагаемый в Царских вратах, во время богослужений — перед иконой Христа. Во время крестного хода , совершаемого на Светлой седмице ежедневно, согласно установившейся приходской практике, артос обносят вокруг храма и полагают затем на прежнее место. В после чтения молитвы и раздробления артос раздаётся всем участникам богослужения .

В российской практике распространён обычай хранить артос дома для последующего употребления натощак , что происходит в особых случаях (например, при болезни) .

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  2. от 6 мая 2019 на Wayback Machine // Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1910
  3. от 6 мая 2019 на Wayback Machine // Исторический словарь
  4. Желтов М. С. , // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 470—472. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  5. Агапкина Т. А. Прагматика и функции пасхального хлеба (региональный аспект) // Живая старина . 2014. № 2.
  6. от 5 мая 2016 на Wayback Machine Православие и мир , 18.4.2006

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • , журнал « Православие и мир ».
Источник —

Same as Артос