Interested Article - Джулини, Карло Мария

Ка́рло Мари́я Джули́ни ( итал. Carlo Maria Giulini ; 9 мая 1914 , Барлетта , ― 14 июня 2005 , Брешиа ) ― итальянский симфонический и оперный дирижёр . Наибольшее признание получил как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки XVIII―XIX веков, опер Д. Верди и В. А. Моцарта и духовной музыки.

Биография

Карло Мария Джулини родился в состоятельной семье в Барлетте, на юге Италии, но после окончания Первой мировой войны семья переехала на север, в Больцано , только что возвращённый Италии распавшейся Австро-Венгерской империей : в городе господствовала австрийская культура и обиходным языком был немецкий, ― впоследствии именно этим обстоятельством музыковеды объясняли, почему итальянец Джулини стал одним из лучших интерпретаторов немецко-австрийской симфонической музыки: Моцарта , Бетховена , Брамса , Шуберта , Брукнера и Малера .

В детстве Джулини играл на скрипке, в Академии Санта-Чечилия в Риме (с 1930 года) учился у Реми Принчипе игре на альте , у Алессандро Бустини ― композиции, а позже у Бернардино Молинари ― дирижированию; окончил Академию в 1941 году . C 1934 года играл на альте в оркестре Аугустео , которым в то время дирижировали, в качестве гастролёров, Вильгельм Фуртвенглер , Отто Клемперер , Бруно Вальтер , Виллем Менгельберг .

Начало карьеры

В 1944 году Джулини дебютировал с оркестром Аугустео в качестве дирижёра — на торжественном концерте, посвященном освобождению города союзниками . Два года спустя он возглавил оркестр Римского радио, репертуар которого пополнил редко исполняемыми сочинениями А. Скарлатти , Ф. Малипьеро и других итальянских композиторов . В 1950 году он основал симфонический оркестр Миланского радио; в том же году дебютировал в опере, продирижировав « Травиатой » Д. Верди в Бергамо ; здесь началось его сотрудничество с Марией Каллас .

Со своим миланским оркестром Джулини исполнял как симфонический, так и оперный репертуар, в том числе забытые оперы «Горации и Куриации» Д. Чимарозы и «Лунный мир» Й. Гайдна ; в 1951 году осуществил первую запись оперы Д. Верди «Двое Фоскари». На молодого дирижёра обратил внимание Артуро Тосканини , и в 1952 году по его рекомендации Джулини дебютировал в театре « Ла Скала » с оперой М. де Фальи «Жизнь коротка» .

В «Ла Скала»

В первый свой сезон Джулини осуществил постановки опер «Итальянка в Алжире» Дж. Россини , «Адриана Лекурвер» Ф. Чилеа и новой редакции «Коронация Поппеи» К. Монтеверди . В 1953 году по рекомендации Артуро Тосканини и Виктора де Сабаты Джулини сменил последнего на посту главного дирижёра «Ла Скала» . В течение трёх сезонов он поставил целый ряд опер, классических («Альцеста» К. В. Глюка , «Вольный стрелок» К. М. Вебера , «Любовный напиток» Г. Доницетти ) и современных (в том числе «Замок Герцога Синяя Борода» Б. Бартока и «Свадебка» И. Стравинского ); в его постановке «Золушки» Дж. Россини дебютировал в качестве оперного режиссёра Франко Дзеффирелли . К 1955 году относится легендарная постановка «Травиаты» в режиссуре Лукино Висконти , с Марией Каллас в главной партии .

Ещё в 1952 году на Джулини обратил внимание — с подачи Сабаты — знаменитый продюсер фирм «Коламбия» и EMI Вальтер Легге . В те времена итальянские оркестры по всем статьям значительно уступали большинству европейских и тем более американским; оркестр «Ла Скала», с которым в начале 50-х работали многие выдающиеся дирижёры, не был исключением, — о первой своей встрече с никому за пределами Италии не известным дирижёром, на репетиции в театре, Легге вспоминал: «Этот человек, высокий, непосредственный, ещё молодой, извлекал из оркестра звук намного лучше обычного и лучше владел вниманием музыкантов» . Легге нашёл в его лице замену Герберту фон Караяну в качестве основного дирижёра оркестра «Филармония» . Первой записью Джулини под руководством Легге стал « Реквием » Л. Керубини , за ним последовали живые записи спектаклей «Ла Скала» .

Сокращение репетиционного процесса и атмосфера в театре, несовпадение его вкусов со вкусами публики, не принимавшей режиссуру Висконти, побудили Джулини в 1956 году покинуть «Ла Скала»; как оказалось, навсегда .

После «Ла Скала»

Благодаря сотрудничеству с EMI Джулини в середине 50-х годов был уже известен далеко за пределами Италии; он ставил спектакли в Римской опере и в театре « Ковент-Гарден », продолжая своё сотрудничество с Висконти и Дзеффирелли, много гастролировал как симфонический дирижёр, участвовал в различных музыкальных фестивалях. Постановка оперы Верди « Дон Карлос » в театре «Ковент-Гарден» в 1958 году принесла Джулини славу одного из лучших интерпретаторов итальянского оперного репертуара . Но после лондонской постановки «Травиаты» в 1967 году Джулини прекратил работу в опере и сконцентрировал своё внимание на симфоническом и вокально-инструментальном жанрах; при этом осуществил ряд студийных записей опер Верди на EMI и Deutsche Grammophon .

В 60-х годах Джулини покорил Америку . Он руководил вместе с Георгом Шолти в 1969―1978 годах Чикагским симфоническим оркестром — в качестве главного приглашённого дирижёра; одновременно в 1973―1976 годах возглавлял Венский симфонический оркестр , а затем, в 1978―1984 годах ― Лос-Анджелелесский филармонический .

В 1982 году Джулини ненадолго вернулся к опере, поставив « Фальстафа » Верди в Лос-Анджелесе (был показан также в Лондоне и Милане) и вызвав споры непривычно драматической интерпретацией последней оперы итальянского классика . В 1984 году семейная трагедия заставила его покинуть Лос-Анджелес и в дальнейшем работать исключительно в Европе. В 1989 году Герберт фон Караян рекомендовал Джулини в качестве своего преемника в Берлинской филармонии ; но Джулини счёл себя для этого поста уже слишком старым . В 90-х годах, оставаясь по-прежнему востребованным, он выступал все реже и реже, по состоянию здоровья часто отменял концерты в последний момент и в 1998 году завершил свою дирижёрскую карьеру .

За исключением недолгого периода в 50-х годах, когда он преподавал в Миланской консерватории и в числе его учеников оказался Лучано Берио , Джулини не занимался преподавательской деятельностью, но его учениками называют себя Саймон Рэттл и Мюнг Ван Чунг , работавшие под его руководством в Лос-Анджелесе; своим духовным отцом («padre spirituale») назвал Джулини Клаудио Аббадо .

Частная жизнь

В 1942 году Джулини женился на дочери миланского промышленника Марчелле Джиролами, родившей ему троих сыновей . На протяжении многих лет Марчелла не только была его импресарио, но и, по свидетельству Мюнга, полностью освободила Джулини от всех земных забот . «Когда мы были молоды, — говорил Джулини в одном из интервью, — мы вовсе не были богаты… Марчелла скорее была готова [торговаться], чтобы сэконосить деньги, чем позволить мне делать то, во что я не верил» . Тяжелый инсульт , поразивший её в 1981 году (умерла в 1995-м), собственно, и заставил Джулини покинуть Соединённые Штаты и ограничить свою деятельность Европой . Его лос-анджелесский ассистент Мюнг вспоминал: «…Многие не поняли: „Как он может вот так нас оставить?“ Но Джулини отвечал: „Моя жена посвятила мне всю свою жизнь, теперь моя очередь заботиться о ней“» .

Творчество

За дирижёрский стиль, сочетавший в себе лирическую теплоту интерпретации и ритмический динамизм, критики иногда сравнивали Джулини с Артуро Тосканини , однако Джулини предпочитал более медленные темпы и демократичную манеру работы с оркестром. Как отмечал ещё в 60-х годах критик В. Швингер, «при всей порывистой упоенности его музицирования Джулини никогда не позволяет оркестру вырываться из упряжки; каждый динамический оттенок он тщательно контролирует. Прелесть его интерпретации как раз и составляет то, как он взвинчивает экстатическую напряженность, чтобы в решающий момент снова её виртуозно остановить… Он способен лишать грубости даже самые дикие звуковые взрывы. Фразировка на широком дыхании, бережное проведение инструментальных соло, в результате чего они кажутся импровизацией, наконец, умение так лепить мелодию, что она приобретает пластичность, почти осязаемую форму, — всё это элементы фундамента, на котором стоит дирижерское искусство Джулини» .

Поклявшись себе в молодости — после неудачного исполнения Бранденбургских концертов И. С. Баха — не браться за сочинение, пока не будет убеждён в каждой ноте, Джулини даже самых любимых композиторов исполнял избирательно: Бетховен и Брамс ― единственные, у кого он записал все симфонии. При этом среди его лучших записей ― последние, прощальные сочинения композиторов, включая Шестую симфонию П. Чайковского , а также Реквиемы ― от Л. Керубини до Б. Бриттена. Верующий католик, Джулини много внимания уделял духовной музыке ; одной из последних его записей стала Месса си минор Баха .

В 40―50-х годах Джулини часто исполнял современных композиторов, с годами всё больше отдавал предпочтение музыке XVIII―XIX веков: симфоническая музыка XX века, по его мнению, «подменяет эмоции ощущениями», — исключениями из этого правила он считал Бенджамина Бриттена , с которым был связан и личной дружбой, и Дмитрия Шостаковича . В известной драме Патрика Зюскинда «Контрабас» именно Джулини, как «лучшее из лучшего», дирижирует фестивальной премьерой « Золота Рейна » , ― в действительности Джулини Вагнера не любил, никогда не дирижировал его операми и не оставил ни одной записи его музыки .

Работая с лучшими оркестрами Европы и Соединённых Штатов, Джулини сделал ряд выдающихся записей, среди которых выделяются симфонии Л. ван Бетховена Лос-Анджелесским филармоническим оркестром , c Берлинским филармоническим оркестром , а также студийные и концертные записи с другими коллективами), И. Брамса (в том числе полные циклы с оркестром «Филармония» и с Венским филармоническим оркестром ); А. Брукнера ( Вторая , Седьмая , Восьмая и Девятая ), Г. Малера ( Первая , Девятая и « Песнь о земле »), Первый , Третий и Пятый фортепианные концерты Бетховена с Артуро Бенедетти Микеланджели , Первый и Второй концерты И. Брамса с Клаудио Аррау , оперы «Травиата», «Дон Карлос», « Риголетто », « Трубадур » Дж. Верди, « Свадьба Фигаро » и « Дон Жуан » В. А. Моцарта, а также записи Реквиемов Дж. Верди (в 1964 и 1989 годах) и В. А. Моцарта , « Немецкого реквиема » И. Брамса, «Военного реквиема» Б. Бриттена — на фирмах EMI , « Deutsche Grammophon » и, в последние годы, Sony .

Признание

Карло Мария Джулини является лауреатом многих престижных музыкальных премий , он был избран почетным членом Общества любителей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde) Вены (1978), удостоен Почетной докторской степени в гуманитарных науках университета Чикаго (1979), золотых медалей Международного Малеровского общества (1980) и (1978), Общества друзей Верди (1988). В 1990 году ему были также вручены Почетная золотая медаль Вены и Почетное кольцо Венского филармонического оркестра, а в 1992 году он был избран почётным доктором Католического университета в Милане . В Италии Джулини дважды — в 1963 и 1999 годах — удостаивался Золотой медали «За вклад в развитие культуры и искусства» ; в 1985 году стал кавалером Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» . Лауреат премии Фельтринелли в 1988 году. Многократный лауреат премии журнала Gramophone , Джулини был введён в его Зал славы .

Примечания

  1. , с. 11—14.
  2. , с. 2—3.
  3. Л. Григорьев, Я. Платек. Карло Мария Джулини // Современные дирижеры. — М. : Советский композитор, 1969.
  4. Klaus Geitel. (нем.) // Die Welt. — 17 июня 2005.
  5. Цодоков Е. . OperaNews.Ru/Все об опере. Дата обращения: 9 октября 2014. 18 октября 2014 года.
  6. , с. 20.
  7. , с. 16—17.
  8. (англ.) // The Guardian. — 16 июня 2005. 24 октября 2012 года.
  9. , с. 18.
  10. , с. 19—20.
  11. , с. 25—26.
  12. , с. 26—30.
  13. , с. 33.
  14. , с. 33―35.
  15. , с. 30―31.
  16. Кестинг Ю. . — М. : Аграф, 2001. — С. —151. — 400 с. — ISBN 5-7784-0187-6 .
  17. , с. 55—79.
  18. Annemarie Kleinert. Berliner Philharmoniker. Von Karajan bis Rattle. — Berlin: Jaron Verlag, 2005. — ISBN 978-3897731318 .
  19. (нем.) . Die Zeit (Zeit Online), 23. Juni 2005. Дата обращения: 9 октября 2014. 15 октября 2014 года.
  20. , с. 91―92.
  21. Myung-Whun Chung. Souvenirs d'un assistant // Bras J.-Y. Carlo Maria Giulini. — BNE, 2006. — С. 3―6.
  22. Giuseppina Manin. (итал.) . Corriere della Sera (16 июня 2005). Дата обращения: 13 октября 2014. 17 октября 2014 года.
  23. , с. 80—81.
  24. Myung-Whun Chung. Souvenirs d'un assistant // Bras J.-Y. Carlo Maria Giulini. — BNE, 2006. — С. 5―6.
  25. , с. 82—83.
  26. Цит. по: Л. Григорьев, Я. Платек Карло Мария Джулини // Современные дирижеры. — М.: Советский композитор, 1969
  27. , с. 63, 184—187.
  28. , с. 141—142.
  29. Патрик Зюскинд. . — Киев: ФИТА, 1995. — С. , 378—379. — 446 с. — ISBN 5-7101-0073-0 .
  30. , с. 140.
  31. , с. 184—187.
  32. , с. 101.
  33. (итал.) . Sito web del Quirinale: dettaglio decorato. Дата обращения: 14 октября 2014. 19 октября 2014 года.
  34. (итал.) . Sito web del Quirinale: dettaglio decorato. Дата обращения: 14 октября 2014. 15 января 2014 года.
  35. (итал.) . Sito web del Quirinale: dettaglio decorato. Дата обращения: 14 октября 2014. 19 октября 2014 года.
  36. (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. 25 сентября 2013 года.

Литература

  • Thomas D. Saler. (англ.) . — Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2010. — 226 p. — ISBN 978-0-252-03502-9 .
  • Jean-Yves Bras. Carlo Maria Giulini (фр.) . — BNE, 2006. — 192 с. — ISBN 2-913575-81-1 .
  • Alessandro Zignani. Carlo Maria Giulini. Una demonica umiltà (итал.) . — Zecchini, 2009. — ISBN 978-88-87203-77-6 .

Ссылки

  • (фр.)
  • (Die Welt)
Источник —

Same as Джулини, Карло Мария