Interested Article - Альтман, Натан Исаевич

Натан Исаевич Альтман ( 22 декабря 1889 [ 3 января 1890 ] , Винница , Подольская губерния 12 декабря 1970 , Ленинград ) — русский и советский живописец , художник - авангардист (кубист), скульптор и театральный художник , заслуженный художник РСФСР ( 1968 ), мастер портрета.

Биография

Родился в бедной еврейской семье: отец занимался мелкой торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер от скоротечной чахотки; жил с бабушкой. С 1902 по 1907 год учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в парижской частной студии (1910—1911). В этот период испытал влияние модернизма , в частности кубизма . В Париже посещал «Свободную русскую академию Васильевой » .

С 1906 года принимал участие в выставках. В 1910 году показывал свои работы на выставке объединения « Товарищество южнорусских художников » в Одессе , в 1911 представлял свои работы в Париже в «Салоне национального общества изящных искусств». В дальнейшем принимал участие в выставках объединения « Мир искусства » (в 1913, 1915, 1916), « Союза молодежи » (1913—1914), « Последней футуристической выставке картин 0,10 » (1915—1916), объединения « Бубновый валет » ( 1916 ) .

Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914, ГРМ

С 1912 года жил на Васильевском острове в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств», писал картины в новой манере, пробовал себя в сценографии, графике (в том числе и промышленной), скульптуре. Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей ). Поэтесса так писала об этой картине:

…Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Всё горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым…

После революции 1917 года участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928), в том числе к первой годовщине революции спроектировал праздничное оформление площади Урицкого (Дворцовой). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина (они были изданы отдельным альбомом).

9 апреля 1922 года в Московском государственном еврейском театре была показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М. Добужинский ) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала . В этом же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н. Альтманом, — «Гадибук» С. А. Ан-ского в театре-студии « Габима » в постановке Е. Вахтангова . Оба спектакля имели большой резонанс.

Написал портрет В. И. Ленина, который лег в основу тарелки, исполненной М. М. Адамовичем и выпущенной на Государственном фарфоровом заводе. Тарелка «Кто не работает, тот не ест» стала одним из наиболее известных произведений агитационного фарфора 1920-х годов . Известны также работы Альтмана в фарфоре — тарелка «Земля — трудящимся», «Вперед по ленинскому пути»

Успешная совместная работа в ГОСЕТе Грановского, Михоэлса , Альтмана и композитора Л. М. Пульвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхему и назывался « Еврейское счастье ». Автором титров был Исаак Бабель . В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана группа приехала в его родную Винницу, один из районов которой — Иерусалимка — сохранился в том первозданном виде, в каком подобные местечки были при Шолом-Алейхеме. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер , Вадимом Меллером , Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже .

Весной 1928 Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года. В 1932 году Альтман делает оформление для «Театра Интернационального действия», созданного Анри Барбюсом . Свои новые работы Н. Альтман показывает на парижских выставках общества «Молодая Европа» (1932) и «Ассоциации революционных писателей и художников» (1934, 1935). Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя , изд. в 1937).

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского (1921, ), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина ).

В 1941—1944 годах был в эвакуации в Перми и Новосибирске .

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года , похоронен в Комаровском Некрополе , (посёлок Комарово ). Надгробие (скульптор Н. И. Альтман, архитектор Т. Н. Милорадович) создано в 1972 году.

Семья

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 1915—1916 — 5-я линия, 66;
  • 1916—1923 — 1-я линия, 4;
  • 1937—1941, 1944—1970 — « Дом специалистов », Лесной проспект, 61.

Память

  • На доме по адресу Лесной проспект 61 в 2000 году была установлена мемориальная доска (скульптор Н. И. Никитин, архитектор С. П. Одновалов) с текстом: «Художник Натан Исаевич Альтман жил в этом доме с 1937 по 1970 год».

Произведения

Театральные работы

Книги, оформленные Натаном Альтманом во Франции

  • Gogol, N. Tarass Boulba / traduction de Jarl Priel; eaux-fortes de A. Grinevsky; couverture par N. Altman. — [Paris]: Éditions de la Pléiade, [1931].
  • Daudet A. Lettres de mon moulin / lithographie en couleurs de N. Altman. — Paris: Editions de Cluny, 1932.
  • Lask, B. A travers les âges. Voyages d’un enfant sur un cheval ailé / avec 8 dessins hors texte et couverture illustrée en trois couleurs par N. Altman. — Paris: Impr.-édit. sociales internationales, 1933.
  • François, P. Six métiers / scénario de Paul François; dessins de Nathan Altman. — Paris: Flammarion, 1935.
  • Maiakovskij , V. V. Paris et poèmes divers. Maiakovski inconnu / par Georges Annenkov; portr., trad. et notes par Georges Annenkov; dessin de Nathan Altman. — Paris: P. J. Oswald,1958.
  • Серия «Albums du gai savoir»
  • Aymé, M. Les contes du chat perché / illustrations de N. Altman. — Paris: Gallimard, 1934. — (Albums du gai savoir).
  • Aymé, M. Un conte du chat perché: L’éléphant / images de N. Altman. — [Paris]: Gallimard, 1935. — (Albums du gai savoir).
  • Aymé, M. Un conte du chat perché: Le Mauvais Jars / images de N. Altman. — [Paris]: Gallimard, 1935. — (Albums du gai savoir).
  • Aymé, M. Un conte du chat perché: Les boeufs / dessins de Nathan Altman. — [Paris]: Gallimard, 1941. — (Albums du gai savoir).

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Natan (Nathan) Issajewitsch Altman // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Альтман Натан Исаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  5. Сарабьянов А. Д. , Ракитин В. М. : 2013.
  6. . Дата обращения: 17 октября 2016. Архивировано из 18 октября 2016 года.
  7. . Дата обращения: 28 февраля 2015. Архивировано из 3 апреля 2015 года.
  8. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  9. Э. Самецкая «Советский агитационный фарфор», М., Collector’s book, С. 19
  10. Самецкая Э. Б. "Советский фарфор 1920-1930 годов в частных собраниях Санкт-Петербурга". — Москва. — С. 209—210. — 350 с. — ISBN 1-932525-36-X .
  11. . Дата обращения: 11 мая 2007. 14 декабря 2008 года.
  12. от 22 мая 2021 на Wayback Machine на rg.ru
  13. от 14 декабря 2008 на Wayback Machine на funeral-spb.narod.ru
  14. Дата обращения: 3 октября 2016. 16 сентября 2016 года.

Литература

  • Эфрос А. М. , 1922, 2000 экз.
  • Осборн М. , 1923
  • Натан Альтман к ретроспективной выставке произведений : Живопись, Графика, Скульптура, Прикладное искусство, Театр, кино, Оформление улиц и массовых зрелищ / Сост. Э. Д. Кузнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1968.
  • Петров В. Разносторонний художник // Творчество . — 1969. — № 10.
  • Эткинд М. Н. Альтман. — М., 1971
  • Альтман Н. 1889—1970 : Каталог выставки / Вступительная статья А. А. Каменского . — М., 1978.
  • Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог. А—В. — Т. 8. — СПб.: Palace Edition, 1997. — С. 22-25.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Иванов Владислав. . — М.: АРТ, 1999.
  • Иванов Владислав. . — М.: ГИТИС, 2007.
  • Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — М.: Астрель , 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2 .
  • Большая иллюстрированная энциклопедия живописи.. — М. : ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 8 с. — ISBN 978-5-373-03516-3 .
  • Сеславинский М. В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, [6] с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5 .
  • Сарабьянов А. Д. Альтман Натан Исаевич // Энциклопедия русского авангарда : Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К . — С. 16—18 . — ISBN 978-5-902801-10-8 .

См. также

Ссылки

  • Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга N 870-р от 07.09.1998 об установке мемориальной доски Н. И. Альтману.
Источник —

Same as Альтман, Натан Исаевич