Interested Article - Гермоген (Кожин)

Митрополи́т Гермоге́н (в миру Василий Иванович Кожин ; 14 (26) марта 1886, станица Кумылженская , Хопёрский округ, область Войска Донского — 13 августа 1954, Краснодар ) — епископ Русской православной церкви , митрополит Алеутский и Северо-Американский , профессор, доктор богословия. В 1922—1945 годах состоял в обновленчестве , с 1931 года был обновленческим епископом и одним из лидеров обновленчества.

Биография

Ранний период

Родился в 1886 году в станице Кумылженской Хопёрского округа области Войска Донского (ныне Волгоградская область) в семье псаломщика.

В 1901 году окончил , в 1907 году окончил Донскую духовную семинарию .

Жена Любовь Павловна, сын Геннадий.

17 июня 1907 года епископом Аксайским Иоанном (Митропольским) рукоположён в сан диакона и назначен служить в Рождество-Богородицкий храм хутора Верхне-Тёплого станицы Луганской области Войска Донского. 18 июля 1908 году епископом Донским и Новочеркасским Афанасием (Пархомовичем) рукоположён в сан священника и назначен к Троицкой церкви хутора Казачьего станицы Багаевская, заведующий школой грамоты и законоучитель в министерском училище.

В 1912 году уволен за штат, поступил в Казанскую духовную академию , которую окончил в 1916 году со степенью кандидата богословия .

С 1916 года законоучитель в мужской гимназии станицы Урюпинская, член Кружка ревнителей веры и благочестия при храме Рождества Христова.

В 1917 году защитил диссертацию на тему: «Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви» и получил учёную степень магистра богословия .

В 1917 году председатель съездов духовенства и мирян Урюпинского благочиния и Хопёрского округа, секретарь Чрезвычайного Донского епархиального съезда, урюпинский благочинный. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию как клирик от Донской епархии, член V, VIII, IX, XVII отделов, участвовал в 1-й сессии, сложил полномочия в ноябре 1917 года.

С 1918 года преподаватель богословия в Донском политехническом институте и Новочеркасской духовной семинарии, управляющий делами Донского епархиального совета, награждён набедренником.

В 1919 году член I, II и III отделов Юго-Восточного Русского Церковного Собора, с 1920 года священник и благочинный в Кубанской епархии.

В обновленчестве

В 1922 году примкнул к обновленчеству, протоиерей, настоятель кафедрального собора в Новороссийске.

С 1927 года член Северо-Кавказского краевого митрополитанского церковного управления, заведующий благовестническим отделом, с 1928 года протопресвитер.

В 1929 году окончил агрономические курсы при Ростовском государственном институте практических знаний, в 1931 году — заочно 2 курса историко-этнологического факультета Московского государственного университета.

17 июня 1931 года, оставаясь женатым, по ходатайству обновленческого Северо-Кавказского Митрополитанского управления, назначен епископом Темрюкским, викарием Кубанской епархии, с пребыванием в Краснодаре . Хиротонисан 21 сентября Вениамином (Муратовским) и Александром Введенским и ещё шестью обновленческими епископами.

С 7 марта 1932 года — обновленческий епископ Моздокский.

С 7 марта 1932 года — обновленческий епископ Кубанский и Краснодарский.

13 апреля 1932 года возведён в сан архиепископа .

С марта 1934 года — обновленческий архиепископ Терский, управляющий Северо-Кавказской митрополией, член комиссии по изысканию средств борьбы против староцерковничества.

5 декабря 1935 года поставлен обновленческим митрополитом Северо-Кавказским и Ставропольским.

По отзывам Сергия (Ларина) , «был злейшим обновленцем <…>, писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией и из своей епархии изгонял православное духовенство» .

В октябре 1937 году как руководитель «к/р церковно-монархической повстанческой организации» заключен в тюрьму города Ворошиловск и через полгода освобожден ввиду отсутствия «фактов антисоветской деятельности». Такой безболезненный исход можно объяснить только сотрудничеством с органами НКВД .

Единственный из всех обновленческих архиереев поддержал авантюру митрополитов Виталия (Введенского) и А. И. Введенского по патриаршей интронизации последнего, за что был награждён правом ношения второй панагии.

По отзыву Краснова-Левитина : «Сам Александр Иванович Введенский был наиболее высокого мнения о Северо-Кавказском митрополите Василии Ивановиче Кожине. „Вот кого я хотел бы видеть после себя Первоиерархом “, — часто говорил он, — „он управлял бы Церковью не хуже, а может быть, и лучше меня“» .

Во время оккупации южной части СССР немецкими войсками эвакуировался в Грозный , где служил в Михайло-Архангельском соборе . В 1942 году организовал сбор средств для Красной Армии, в 1943 году член Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний на Северном Кавказе. Награждён медалью «За оборону Кавказа».

В январе 1944 года встречался с сотрудником Совета по делам РПЦ Митиным и просил передать Г. Г. Карпову , что «своим 20-летним существованием обновленческая церковь вела работу, сводящуюся, в конечном счёте, к изъятию реакционных элементов тихоновской церкви…» .

В том же на одной из очередных встреч с уполномоченным по делам РПЦ Василию Кожину было прямо указано на необходимость его перехода в Патриаршую Церковь, но последний пожелал, принести покаяние только при условии сохранения за ним руководства над приходами Ставрополя: «Я конечно не возражал бы, тем более не возражал, если бы остался руководителем патриарших Церквей г. Ставрополя <…>. Но если это будет в интересах государства, то есть наш переход в патриаршество, то готов это сделать хоть сегодня» .

После воссоединения с Московской патриархией

Из своего возвращения в Русскую Православную Церковь Василий Кожин сделал целое «шоу», обставив его торжественно и публично. Он совершил воскресную Литургию как архиерей, поминая обновленческого первоиерарха. После окончания богослужения он разоблачился, одел священнические одежды и, обратившись к пастве, сказал небольшое слово о том, что оставляет обновленчество и будет просить архиепископа Антония принять его в лоно Церкви, отказываясь от сана митрополита и с это-го времени считая себя протоиереем. После этого он совершил молебен с многолетием патриарху Алексию, и затем пошел к архиепископу Антонию приносить покаяние

1 февраля 1945 года принёс покаяние и принят в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея ; покаяние принимал архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) . В покаянном слове, признав Поместный собор 1945 года , Василий Кожин объяснил своё решение войти в состав Патриаршей Церкви стремлением сохранить соборность: «Раз мы признаём соборное устроение церкви, то мы обязаны подчиняться собору 1945 года, ибо соборность является одним из главных признаков православия». Точное число перешедших с Кожиным в Православную Церковь приходов неизвестно (в документах и исследованиях указываются разные цифры), но, по всей видимости, их было около 50 .

15 марта 1945 года был назначен настоятелем церкви архангела Михаила в Грозном и благочинным и благочинным города Грозный. Василий Кожин не оставил своих намерений относительно архиерейства; его притязания упрочились фактом перехода в Московский Патриархат нескольких десятков обновленческих приходов .

Дело о протоиерее Василии Кожине патриарх Алексий I передал на непосредственное рассмотрение митрополиту Антонию (Романовскому) как правящему архиерею . Зная сомнительное раскаяние протоиерея Василия Кожина, архиепископ Антоний не торопился с решением о разводе. Он испытывал значительные опасения, что при ходатайстве представителей местных властей, с которыми у Василия Кожина были прекрасные отношения, бывшего обновленца могут легко назначить на его кафедру. Также нежелание архиепископа Антония содействовать карьере Василия Кожина было вызвано неприятностями и неудачами прежних лет, которые тот доставил архиепископу Антонию с избытком. Весной 1945 года патриарх Алексий I наложил на прошение протоиерея Василия благословить развод с женой следующую резолюцию: «Это действие не обязательно влечёт за собой архиерейскую хиротонию» . «По обоюдному согласию со своей законной женой 1-го брака» протоиерей Василий был разведён архиепископом Антонием 27 октября 1945 года . Примечательно, что в его некрологе в ЖМП, было дипломатично написано, что он «овдовел» ).

1 ноября 1945 года архимандритом был пострижен в монашество с именем Гермоген. В этом же месяце планировалось совершение его архиерейской хиротонии епископами Северного Кавказа во главе с архиепископом Антонием (Романовским) . Согласно резолюции патриарха Алексия «Произведите на месте», в архимандриты иеромонаха Гермогена (Кожина) должны были произвести в Ставрополье. Возведение было назначено на 25 ноября 1945 года. Иеромонах Гермоген даже пригласил бывшего соратника по обновленчеству и епископа Краснодарского Флавиана (Иванова), однако в этот день не состоялось — по официальной версии, «из-за плохого состояния здоровья» архиепископа Антония .

28 декабря 1945 года на заседании Священного Синода было вынесено решение о поставлении иеромонаха Гермогена (Кожина), настоятеля церкви в городе Грозном, во епископа Казанского и Татарского. Наконец, 1 февраля 1946 года его возводят в сан архимандрита .

16 февраля 1946 года в зале заседаний Священного Синода наречён во епископа Казанского и Чистопольского . В своем слове, произнесенном при наречении во епископа, ещё раз и уже при торжественной обстановке архимандрит Гермоген заявил о своем непорочном служении Церкви .

18 февраля 1946 года рукоположён в Воскресенской церкви в Брюсовом переулке . Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий I , епископы Можайский Макарий (Даев) и Кировоградский Сергий (Ларин) .

В Казанской епархии он фактически организовал епархиальное управление «с нуля» . В октябре 1946 года добился регистрации в Казани второго прихода, с передачей епархии Николо-Низской церкви , расположенной в центре города. Этот храм получил статус кафедрального собора. В 1947—1948 годах «настойчиво требовал» открытия храмов ещё в 9 населённых пунктах, но его усилия остались безуспешными .

28 октября 1947 года по предложению патриарха Алексия назначен ректором Московской духовной академии и Московской духовной семинарии (вступил в должность 14 ноября), с сохранением за ним управления Казанской епархией. 12 декабря сообщил Совету, что им осмотрено и принято историческое здание Академии в Троице-Сергиевой лавре ("Чертоги "). Патриарх Алексий поручил ему возглавить ремонтную комиссию . В академии читал курс Истории западных исповеданий.

В мае 1948 года на Пасху возведён в сан архиепископа .

На Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948 года, приуроченном к 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви, прочитал доклад «Папство и Православная Церковь». По отзыву архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), докладчик собрал «всё самое грязное, самое отрицательное о Римской Церкви».

Написанную им докторскую диссертацию митрополит Григорий (Чуков) оценил как неудовлетворительную, так как она, по его мнению, представляет «дословную перепечатку из сочинений русских авторов и русских переводов» .

Степень по настоянию Патриарха ему всё же была присуждена Советом Московской духовной академии «за заслуги в деле духовного образования и по совокупности трудов», но только после того как 15 августа 1949 года патриарх сумел «согласовать» освобождение Гермогена от должности ректора МДАиС и заместителя председателя Учебного комитета .

С 19 октября 1949 года — архиепископ Краснодарский и Кубанский , где его хорошо помнили как обновленческого митрополита Василия. Награждён золотым наперсным крестом.

8 февраля 1954 года постановлением Священного Синода архиепископу Краснодарскому Гермогену было присвоено право ношения креста на клобуке .

12 февраля 1954 года командирован в Соединенные Штаты Америки «для всестороннего благоустроения церковных дел Русской Православной Церкви в Америке в качестве полномочного представителя Патриарха Московского и всея Руси»; отбыл 17 февраля в сопровождении А. Ф. Шишкина в качестве секретаря, также бывшего обновленца. Второй съезд духовенства и мирян Патриаршего Экзархата в Америке 19 марта избрал его экзархом Московской Патриархии в Северной и Южной Америке. 19 мая возведён в сан митрополита Алеутского и Северо-Американского .

Могила митрополита Гермогена (Кожина) в Екатерининском соборе Екатеринодара

Принял меры к ремонту Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке и посетил ряд патриарших приходов, рассеянных по всей стране .

13 августа 1954 года умер от инфаркта , находясь в отпуске в Краснодаре . Похоронен в Екатерининском кафедральном соборе Краснодара. Погребение возглавил архиепископ Орловский и Брянский Флавиан (Иванов) , бывший в 1934—1944 годах обновленческим Краснодарским епископом Владимиром.

Публикации

  • Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского Откровения и голосом Вселенской Церкви // НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1319.
  • Автобиография, письма, статьи, интервью, прошения, речь при воссоединении с Московской Патриархией // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 34; Оп. 1. Д. 12. Л. 103—107; Д. 36. Л. 26.
  • Больной вопрос // Донские ЕВ. 1910. № 8.
  • Николай Иванович Пирогов как религиозный мыслитель. Казань, 1914.
  • Самоубийства учащихся и возможные меры борьбы с ними. Казань, 1915.
  • Письма с Собора // Донская христианская мысль. 1917. № 12-13, 22, 25.
  • К открытию высшего церковного управления на Юге России; Южно-Русский Церковный Собор (Исторический материал) // Донская христианская мысль. 1919. № 25/26. 23-30 июня.
  • Догматико-каноническая оценка тихоновщины; Новшества тихоновцев или так называемых староцерковников. Краснодар, 1926.
  • Попытка Ватикана подчинить своему влиянию православные Церкви южных славян на Балканах (краткий исторический очерк) // Журнал Московской Патриархии. 1946. — № 9. — С. 65-73.
  • Очерки из истории Казанской епархии (история распространения христианства среди татар Казанского края) // Журнал Московской Патриархии. 1946. — № 7. — С. 48-57.
  • Очерки из истории Казанской епархии (Зилантов-Успенский монастырь и памятник убиенным при взятии г. Казани) // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 1. — С. 34-39.
  • Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в Отечественных войнах 1812 г. и 1941-45 гг. // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 3. — С. 44-46.
  • Речь 23 ноября 1947 г. при вступлении на должность ректора // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 12. — С. 11-15.
  • Папство и Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 4. — С. 29-37.
  • О книге В. С. Соловьева «Россия и Вселенская Церковь» // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 4. — С. 38-47.
  • Речь, произнесенная перед началом 1948/1949 учебного года в Московской Духовной Академии у раки с честными мощами Преподобного Сергия Радонежского, находящейся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (15/X-1948 г.) // Журнал Московской Патриархии. М., 1948. — № 12. — С. 13-17.
  • К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние сорок лет (1908—1948 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 8. — С. 71-75.
  • Методы католической пропаганды в Грузии // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 9. — С. 50-51.
  • Речь, произнесенная перед началом 1948/1949 учебного года в Московской Духовной Академии у раки с честными мощами Преподобного Сергия Радонежского, находящейся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (15/X-1948 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 12. — С. 13-17.
  • Восточная церковная политика римских пап — Бенедикта XV, Пия XI и Пия XII // Журнал Московской Патриархии. 1949. — № 4. — С. 48-52.
  • К характеристике деятельности Ватикана за последние двадцать лет (1929—1949 гг.) // Журнал Московской Патриархии. 1949. — № 9. — С. 43-51.
  • Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней. Краснодар, 1950. 3 ч.
  • Миссия дружбы // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 9. — С. 43-45.
  • К юбилею Халкидонского Собора // Журнал Московской Патриархии. 1951. — № 6. — С. 32-35.
  • Ватикан и крестовые походы // Журнал Московской Патриархии. 1953. — № 3. — С. 58-64.
  • Старокатолическое движение // Журнал Московской Патриархии. 1953. — № 9. — С. 44-50.
  • Святейшему Патриарху Алексию [приветственная телеграмма Второго Съезда духовенства и мирян Патриаршего Экзархата в Америке] // Журнал Московской Патриархии. 1954. — № 4. — С. 5. (в соавторстве с архиепископом Адамом)

Примечания

  1. , с. 148.
  2. Движения и перемены по службе // Вестник Священного Синода. 1931. № 5—6. С. 14
  3. Мануил Лемешевский митр. Каталог русских архиереев-обновленцев. // «Обновленческий» раскол… Сост. свящ И. Соловьёв. М., 2002, — С. 686.
  4. Катаев А. М. // Вестник церковной истории . — 2006. — № 1 . — С. 180—181 . 10 января 2020 года.
  5. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. с. 638.
  6. Овсянников П. А. от 17 декабря 2014 на Wayback Machine // Материалы ежегодной конференции студентов и аспирантов богословского факультета ПСТГУ. 22 марта 2010 г. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2010. — С. 163—182.
  7. , с. 141.
  8. , с. 142.
  9. , с. 179.
  10. , с. 142—143.
  11. , с. 144.
  12. , с. 9.
  13. , с. 145.
  14. Липаков Е. В. Архипастыри Казанские 1555—2007. — Казань, 2007. — С. 374
  15. Савинский С. В. Московские духовные школы в 1947/1948 учебном году // ЖМП. — 1948. — № 11 . — С. 14 .
  16. Алексей Светозарский от 6 декабря 2010 на Wayback Machine // портал Богослов.ru
  17. , с. 11.

Литература

  • Потапов И., свящ. // Журнал Московской Патриархии. — 1954. — № 9 . — С. 9—11 .
  • Маякова И. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 658-660. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  • , диак. . — Ставрополь: АГРУС, 2014. — 280 с. — ISBN 978-5-9596-1030-2 .
  • // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 2 (357) . — С. 108—116 .
  • Лавринов В. В. , прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
  • Светозарский А. К. // Церковный историк. — 2019. — № 1 (1) . — С. 78—103 .
  • , прот. // Церковный историк. — 2023. — № 1 (11) . — С. 132—146 .

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Гермоген (Кожин)