Знания, полученные в ходе эзотерического опыта, являются крайне
субъективными
, поэтому не существует единого эзотерического учения. Зачастую определяется как
псевдонаука
.
В то же время, ряд авторов рассматривает эзотеризм как особый тип
рациональности
, который в настоящее время подвергается осознанной и
рефлексии
. Другие авторы иногда рассматривают в качестве эзотеризма
паранауки
и парапрактики
.
Этимология
Слово «
эзо
теризм» происходит от слова «эзотерический» — тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным.
Антоним
—
экзо
терический. Может употребляться как, например:
«эзотерическое значение какого-либо обряда»
.
Античные
термины
ta esô
и
ta exô
встречаются ещё у
Платона
и
Аристотеля
, а само прилагательное
esôterikos
(эзотерический) из дошедшего до нас впервые используется у
Лукиана
в работе « », написанной в 166 году применительно к учению последователей Аристотеля
.
Английский
термин. Современный термин «эзотерический» впервые использовал в английском языке
Томас Стэнли
в 1701 году в своей работе «История философии» для описания
пифагорейской школы
. Учение
Пифагора
подразделялось на часть, доступную всем, и другую часть, которой учили только членов ордена, после того, как с них брали клятву не разглашать то, чему их научили. Эту часть пифагорейского учения Стэнли и назвал
эзотерической
. Историки до сих пор не знают
[
источник не указан 2337 дней
]
, в чём заключалась эзотерическая часть учения Пифагора. Позднее термин распространился на другие учения, не пропагандировавшиеся адептами среди непосвящённых. Современник Томаса Стэнли,
британский философ
Джон Толанд
выдвинул тезис о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвящённых). Под экзотерической философией Толанд подразумевал религию, а под эзотерической —
материализм
.
Французский
термин. Во французском языке существительное «эзотеризм» впервые появилось в 1828 году в книге
Жака Маттера
«Критическая история гностицизма и его влияния»
. До этого использовалось как прилагательное. Маттер подразумевал свободное
синкретическое
исследование, почерпнутое в
христианских истинах
и в отдельных аспектах греческой философии, особенно
пифагореизма
. Существительное было популяризировано
Элифасом Леви
в 1850-х годах
.
Многие современные
эзотерические
учения активно пропагандируются, поэтому их нельзя назвать тайными в том же смысле, что эзотеризм внутри религий и других эзотерических организаций, а лишь в том смысле, что они претендуют на
постижение тайны, недоступной непосвящённым
. Также в современном языке слово «эзотерический» может пониматься в чрезвычайно расширенном смысле как синоним слов «тайный», «понятный только узкому кругу» и т. п. (например,
эзотерические языки программирования
).
В определённом смысле эзотерическим можно назвать любое знание в древности до начала развития
древнегреческой
цивилизации, так как даже таким практическим знанием, как
геометрия
, тогда владели только
жрецы
.
В Древней Греции к эзотерическому знанию относят
мистерии
Деметры
и
Диониса
,
орфизм
, а также тайную часть различных философских учений, в частности
пифагореизма
. В
Ликее
Аристотеля
«утром, в рабочие часы, происходило специальное (эзотерическое) обучение тесного круга учеников; там же вечером и широкой, жаждущей образования публике читались доступные её пониманию общие (
экзотерические
) курсы».
.
Философ и эзотерик
Рудольф Штайнер
, вначале тесно сотрудничавший с Теософским обществом, позже создал альтернативу,
антропософию
и Антропософское общество.
Известным эзотериком начала XX века был также
Георгий Гурджиев
, его система называется «Четвёртый путь». Гурджиев также занимался постановкой эзотерического балета «Битва Магов»
[
неавторитетный источник
]
.
Во второй половине XX века на эзотерическую мысль наиболее существенное влияние оказал антрополог и мистик
Карлос Кастанеда
.
В то же время исследователи считают, что современный эзотеризм неправомерно разыскивает свои истоки в раннеисторических, первобытных
языческих
и
мифологических
взглядах человечества. Современный эзотеризм «досоздаёт» недостающие ему элементы мировоззрения и является не столько наследием прошлого, сколько творчеством новых форм язычества, характерных для современности, и, следовательно, может быть идентифицирован как «неоязычество»
.
Выдающиеся личности эзотеризма
В хронологическом порядке, список из книги Себастьена Ландемона «Великие фигуры эзотеризма»
Соотношения с другими областями знаний и верований
Эзотеризм и оккультизм
Понятия эзотеризм и
оккультизм
не являются взаимозаменяемыми, термин эзотерика является более широким и включает в себя как оккультизм, так и эзотерические учения, прямо не связанные с оккультизмом, например, религиозные. Оккультными можно назвать лишь те эзотерические системы, составной частью которых являются оккультные практики. Многие эзотерические системы являются больше теоретическими, мировоззренческими или направленными больше на духовно-нравственное самосовершенствование и религиозно-мистическое переживание, такие как
суфизм
, некоторые другие восточные практики и многие из современных
Нью-Эйдж
учений, тогда как оккультизм обозначает скорее теории и практики, направленные на достижение конкретных результатов. Часто под эзотерикой и эзотеризмом понимается оккультизм, при этом теряется смысл слова «эзотерика» как часть учения, скрываемая от непосвящённых, и смысл слова «оккультизм» как совокупность систем мировоззрения, основанных на признании существования скрытых сил в мире и человеке.
Эзотеризм и психология
Отношение к эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например,
аналитической психологии
[
уточнить
]
,
трансперсональной психологии
,
психосинтеза
, в целом положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определённую связь с эзотерическими учениями.
Классик американской психологии
У. Джеймс
в работе
«Многообразие религиозного опыта»
предложил прагматический подход к оценке значимости различных религиозных феноменов (в определении «религии» Джеймса включаются мистические и эзотерические течения). С точки зрения данного подхода оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека. В итоге, Джеймс демонстрирует достаточно позитивное отношение к ряду разновидностей эзотеризма, например, к йоге.
С другой стороны, ряд направлений психологии относится к эзотеризму в целом или к отдельным его направлениям резко негативно. Так,
З. Фрейд
подвергал критике любые проявления магического и религиозного сознания. Современные критики эзотерики отмечают её возможную связь с различными психическими расстройствами, в частности, с
синдромом Кандинского — Клерамбо
.
С точки зрения истории науки, наибольший интерес представляет взаимное влияние эзотерики и психологии. в своей монографии «Наука для души. Оккультизм и истоки германского модерна» анализирует влияние эзотерики на становление психологии как самостоятельной научной дисциплины
.
Эзотеризм и христианство
В православии распространено представление о связи эзотеризма, оккультизма и
тоталитарных сект
. Несмотря на заявление представителей некоторых течений эзотерики о их связи с православием, представители христианства резко отрицательно относятся к попыткам соединения православия и эзотерических практик
. С точки зрения
религиоведа
и православного
богослова
А. В. Кураева
, «
в христианстве не существует эзотерического учения
»
.
Перенниалист
Джеймс Катсингер (
англ.
James Cutsinger) считает, что христианство, как и все религии, помимо внешних (называемых им «экзотерическими») форм обладает внутренней (называемой им «эзотерической») Истиной, которая выражает некую метафизическую суть, независимую от «буквы»
догматического
выражения (теория «экуменического эзотеризма»)
. В частности, православный
исихазм
он считает отражением «эзотерической» (то есть внутренней) основы христианства, эквивалентной, например, практикам
суфизма
в
исламе
.
С. С. Хоружий
критикует встречающуюся точку зрения на исихазм как на эзотерическую практику: «
В сознании самой традиции, исихастский подвиг никогда не мыслился как закрытый эзотерический культ, удел кружка избранных и род некой духовной экзотики и эксцентрики. Он был не чем иным как осуществлением бытийного призвания человека…
»
.
Некоторые направления протестантизма и католичества демонстрируют определённую связь с отдельными направлениями эзотеризма либо либеральное отношение к ним. В англиканстве исторически сложилась связь с масонством: в то время, как главой
Церкви Англии
является английская королева, главой
Объединённой великой ложи Англии
является член Британской королевской семьи (в настоящее время — двоюродный брат королевы Елизаветы II,
принц Эдвард
, одновременно являющийся протестантом). Таким образом, руководство английского масонства и Церкви Англии оказались связаны на уровне родственных связей. Другим примером является « », вероучение которой, благодаря её создателю
теософу
Дж. Веджвуду включило в себя элементы теософии. Религиовед
П. И. Пучков
относит Либеральную католическую церковь к
маргинальному католицизму
, однако он указывает, что положение этой организации в классификации конфессий является неопределённым, и некоторые религиоведы относят её к неримским католикам или
синкретическому
движению
Новый век
.
Эзотеризм и наука
Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье, апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии»
. В то же время научная картина мира кардинально отличается от эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными
. В отличие от науки эзотеризм не ведёт поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан
.
Эзотеризм и общество
Различные авторы неоднозначно оценивают влияние эзотеризма на общество. отмечает благотворительную деятельность масонства в XVIII—XIX веках
. Ю. В. Ермолина оценивает магию (определяемую ей как форма эзотерической культуры) в качестве «важнейшей составляющей русской национальной культуры» и связывает рост интереса к эзотеризму тем, что традиционные религии «не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении»
. Некоторые авторы положительно оценивают значение эзотеризма в истории науки. говорит о влиянии эзотеризма на выделение психологии как самостоятельной научной дисциплины, а также на таких авторов как
Карла Густава Юнга
и
Зигмунда Фрейда
. Английский историк культуры
Ренессанса
Фрэнсис Йейтс
считает, что герметико-каббалистическое мировоззрение способствовало «переходу науки на путь служения человечеству»
[
уточнить
]
[
уточнить
]
, а американский
историк
-
медиевист
Линн Торндайк
отмечает тесную связь между историей некоторых направлений эзотеризма и экспериментальной науки с
античности
вплоть до
Средних веков
.
Современный российский исследователь С. Г. Устинов даёт неоднозначную оценку социальной роли эзотеризма. С одной стороны, он указывает на то, что эзотеризм в целом , так как нацелен на разрушение сложившейся системы ценностей, обеспечивающей целостность культуры и человеческого мировоззрения. С другой стороны, Устинов указывает на положительную социальную функцию эзотеризма как «формы разрешения противоречий между теоретическим и обыденным сознанием», способной создавать смысловые системы координат. Интерес к эзотеризму и мистике порождён, по мнению Устинова, травмами массового сознания, нанесёнными индустриальной революцией, мировыми войнами, усложнившимися условиями бытия, и во многом связан с крахом веры в прогресс, возможность рациональной организации жизни, государства и общества
.
Специалист по
философии религии
, доктор философских наук считает, что в оккультизме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он используется как инструмент для выживании одних за счёт других и может являться метафизической основой для современных
тоталитарных режимов
и
сект
для установления духовного господства
.
Критикой эзотеризма и отдельных его направлений занимаются в рамках научного сообщества сторонники
светского гуманизма
, в России представленного преимущественно
«Российским гуманистическим обществом»
. Так,
В. А. Кувакин
в своей статье «Астрология» в журнале «
Здравый смысл
», утверждает, что распространение
астрологии
приводит к ряду негативных социальных последствий, среди которых: «вольное или невольное бегство человека от самого себя, отказ от здорового скепсиса, критичности, реализма»; «неуважение науки, неверие в её благотворную мощь в добрых и заботливых руках человека разумного»; «закрепление невежественности человека» и т. д
.
Эзотерический // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.
(рус.)
. — 1910. в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка.
Чудинов А. Н.
, 1910.
Lucian of Samosata,
The Auction of Lives
(also called
The Auction of the Philosophical Schools
), § 26. Pierre A. Riffard,
L’ésotérisme. Qu’est-ce que l’ésotérisme?
, Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1990, 65.
(неопр.)
. Paginasesotericas.tripod.com.
Дата обращения: 31 января 2010.
Архивировано из 28 марта 2010 года.
Новейший философский словарь. / Сост. и гл. н. ред.
А. А. Грицанов
. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий)
Jacques Matter,
Histoire critique du gnosticisme et de son influence sur les sectes religieuses et philosophiques de six premiers siècles de l'ère chrétienne
, Париж, изд. F. G. Levrault, 1828, 2 т. и том (с. 99-133)
, с. 8.
Исследования французского историка
фр.
Jean-Pierre Laurant ,
«L’ésotérisme chrétien en France au XIX° siècle»
, Лозанна: L’Âge d’homme, 1992, 13-48 ; , Париж: Cerf, 1993, с. 40-41.
(неопр.)
. www.rosicrucianfellowship.org.
Дата обращения: 27 января 2018.
(англ.) . new.prs.org.
Дата обращения: 27 января 2018.
Архивировано из 11 июля 2018 года.
Sébastien Landemont.
Les grandes figures de l'ésotérisme - Leur histoire, leur personnalité, leurs influences. — Париж: De Vecchi, 2005. — С. 9—88. — 100 с. —
ISBN 2-7328-8238-0
.
— М.:
ИФ РАН
, 2003. — 174 с. —
ISBN 5-201-02118-2
Гл. 2. Проблемы научного обоснования эзотеризма (юнгианство и современная эзотерика)
Daniels M.
. — Imprint Academic, 2005. — 366 p. — (Essays in transpersonal psychology). —
ISBN 9781845400224
.
Sørensen, Kenneth, Hanne Birkholm
от 13 июня 2013 на
Wayback Machine
Щедрин А. Т.
// Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 121—122.
↑
. A Science for the Soul: Occultism and the Genesis of the German Modern. — Baltimore:
Johns Hopkins University Press
, 2004. — 366 pp. неофициальный перевод и глав
(англ.)
(
от 7 февраля 2012 на
Wayback Machine
. // Paths to the Heart: Sufism and the Christian East, ed. James S. Cutsinger (Bloomington, IN: World Wisdom, 2002) — P. 3.
Пашковский В. Э.
. Дисс. на соиск. уч. ст. доктора медицинских наук (14.01.06 — психиатрия). Санкт-Петербург, 2011
Macmillan Publishing (2004), Macmillan Encyclopedia of Buddhism, Macmillan Publishing. — p. 875—876.
Научная литература
на русском языке
Балагушкин Е. Г.
Аналитическая теория мистики и мистицизма // Мистицизм: Теория и история / отв. ред. Е. Г. Балагушкин,
А. Р. Фокин
. — М.:
ИФ РАН
, 2008. — С. 14-71.
Балагушкин Е. Г.
Предисловие // Мистицизм: Теория и история / отв. ред. Е. Г. Балагушкин,
А. Р. Фокин
. — М.:
ИФ РАН
, 2008. — С. 313.
Балагушкин Е. Г.
Эзотерика в новых религиозных движениях. // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. Л. В. Фесенкова. — М.:
Эдиториал УРСС
, 2001. — С. 214—239.
Бекарюков М. В.
// Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4. — Ч. 2. — С. 255—258.
Бекарюков М. В.
Методологические проблемы изучения эзотерики / Теоретические и прикладные исследования в религиоведении: сб. ст. — Барнаул: Изд-во
АлтГУ
, 2009. — Вып. 1-2. — С. 203—214.
Бекарюков М. В.
Современное состояние академической традиции изучения эзотеризма в России: философские подходы. // Общественные науки. — М.: Издательство «МИИ Наука», 2011. — № 6. — С. 3441.
Бекарюков М. В.
// . — 2011. — № 2/2. — С. 197—199.
Бекарюков М. В.
// . — 2010. — 2/2. — С. 169—173.
Бекарюков М. В.
Сущность и содержание понятия «эзотерика» // Актуальные проблемы развития социально-политического и религиозного пространства России: сб. ст. — Барнаул:
Изд-во АлтГУ
, 2009. — Вып. 5. — С. 144—151.
Бекарюков М. В.
Проблемы преподавания и изучения курса «Эзотерические учения» в ВУЗе // Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы Всероссийской с международным участием конференции, посвящённой 10-летию кафедры религиоведения и теологии АлтГУ / под ред. П. К. Дашковского. — Барнаул:
Изд-во Алт. ун-та
, 2011. — С. 73-75.
// Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры: Сб. статей памяти проф. В. В. Шаронова (1930—2004) / Под ред.
М. С. Уварова
и . — СПб.:
Изд-во СПбГУ
, 2005. — 189 с.
Марцинковская Т. Д.
История психологии : Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. — М.: Academia, 2002. — 538, 1 с. : табл. — (Высшее образование). —
ISBN 5-7695-0641-5
// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: материалы. Т. 1 : XIX / гл. ред.
В. Н. Воробьёв
, прот. — М.:
ПСТГУ
, 2009. — 404 с.
Носачёв П. Г.
. // Труды XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. — М.:
ПСТГУ
, 2011. — C. 95-96.
Носачёв П. Г.
[Эзотерика: основные моменты истории термина.] //
Вестник ПСТГУ
. I: Богословие. Философия. — 2011. — Вып. 2 (34). — С. 49-60
. // Серия «Symposium», выпуск 34. СПб.: , 2005. — С. 155—161
// Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов Первой международной научной конференции (Киев, 2007) / Под. ред. С. В. Пахомова, , С. В. Капранова. —
СПб.
:
РХГА
, 2008. — С. 7—14.
Шюре Э.
. — Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.
// Вестник Челябинского государственного университета. — Челябинск:
ЧелГУ
, 2013. — № 6 . — С. 110—113 . —
ISSN
.
Элиаде М.
[yanko.lib.ru/books/sacra/eliade-okkult.htm Оккультизм, колдовство и моды в культуре] = Mircea Eliade Occultis, witch craft and cultural fashions (
University of Chicago Press
) / Пер. с анг. Е. В. Сорокиной; Под ред. Л. Б. Комисаровой, М. А. Добровольского. — К.—М.: «София»; ИД «Гелиос», 2002. —
ISBN 5-344-00159-2
.
Faivre A.
Theosophy, Imagination, Tradition: Studies in Western Esotericism
. Albany:
SUNY Press
, 2000.
(нем.)
(
Western Esotericism: A Brief History of Secret Knowledge
. London / Oakville: Equinox, 2005.
. «Viduskaiku kultūra Eiropā», Zvaigzne ABC, 2002
Vecvagars M., Ķemere I. « Selections from The Pre-socratic Thinkers.PartI», LatvianTimes 2001
Walker B.
Encyclopedia of Esoteric Man: The Hidden Side of the Human Entity,
Routledge
and Kegan Paul, London, 1977,
ISBN 0-7100-8479-X
Walker B.
Man and the Beasts Within: The Encyclopedia of the Occult, the Esoteric, and the Supernatural,
Stein & Day, New York, 1978,
ISBN 0-8128-1900-4
Dictionary of Gnosis and Western Esotericism
W. J. Hanegraaff
(ed.) in collaboration with
(англ.)
(,
(англ.)
(& Jean-Pierre Brach, 2 vols.,
Brill
, Leiden 2005.
Hanegraaff W. J.
'The Study of Western Esotericism: New Approaches to Christian and Secular Culture' //
New Approaches to the Study of Religion, vol. I: Regional, Critical, and Historical Approaches
/ Eds. Peter Antes, Armin W. Geertz & Randi R. Warne. Berlin / New York:
Walter de Gruyter
, 2004.
Другая литература
/ Catherine Golliau. — Paris: Tallandier, 2007. — 130 с. —
ISBN 2847343946
.
Ссылки
—
(англ.)
(
(англ.)
— Американская ассоциация исследователей эзотеризма
(англ.)
— Центр исследований эзотеризма в университете Эксетера
(англ.)