Праздники России
- 1 year ago
- 0
- 0
Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии , посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым ( неподвижный и подвижный ) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви .
В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение , обычно заканчивающееся Литургией . В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии ), то есть кроме будничных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы .
Согласно катехизису митрополита Филарета (Дроздова) , православные христиане обязаны свято чтить свои важнейшие праздники: готовиться к ним постом , в дни праздников посещать храм, заниматься молитвой и чтением, вместо своих мирских дел помогать немощным и нуждающимся .
Церковь рассматривает праздники как Божественное установление ( Быт. , Исх. ).
В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному . Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364 ) гласит:
Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:
а день воскресный преимущественно праздновати,
аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:
да будут анафема от Христа.
Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:
Тип праздников | Разряд | Знак Типикона | Особенности | Примеры |
---|---|---|---|---|
Пасха | — | Пасхальное богослужение . Служба наиболее торжественная, почти всё поётся (чтений немного). |
|
|
Великие | Бденные | Всенощное бдение : малая и великая вечерни, бденное начало вечерни, лития в конце вечерни. |
|
|
Средние | Бденные | Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Нет повечерий и полу́нощниц . |
|
|
Полиелейные | Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет . Уставом предусматриваются повечерия и полунощницы, но в приходской практике они почти никогда не совершаются. |
|
||
Малые | Славословные | На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием. |
|
|
Шестеричные | Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читаются оба канона октоиха и канон святому на 6 тропарей : обычно 3 тропаря повторяются дважды. |
|
||
Вседневные | — | без знака | Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых . |
|
В зависимости от праздника меняется и цвет облачения , надеваемого на богослужении священнослужителями и церковнослужителями .
Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств» . Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий , или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.
Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением . К ним относятся все двунадесятые праздники , а также некоторые другие (в Русской православной церкви — пять). В Типиконе , в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .
Двунадесятые праздники могут быть Господскими (Владычными) и Богородичными .
В порядке их следования в течение церковного года, который начинается 1 (14) сентября :
Современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.
Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся :
Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих ) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.
Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.
Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.
Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение ) имеют предпразднство, попразднство и отдание .
У великих не двунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече , а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов .
См. также Таблица дней предпразднства и попразднства двунадесятых праздников .
Средние праздники установлены в честь нерукотворного образа Иисуса Христа, икон Божией Матери, Небесных Сил бесплотных (ангелов) и святых. Могут быть бденными (со всенощным бдением), более торжественными, и полиелейными (с полиелеем). Их количество точно не определено. Согласно Типикону (Уставу), средние праздники со всенощным бдением (в некоторых случаях бдение по желанию настоятеля) совершаются в честь :
К средним праздникам со бдением также относятся праздники храмовые ( престольные праздники ) и в честь святых, чьи мощи находятся в храме. Согласно Уставу, также по желанию настоятеля всенощное бдение может совершаться в честь Димитрия Солунского , Собора Архангела Михаила , святителя Григория Богослова , пророка Илии .
В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.
Большинство праздников Русской православной церкви общие с другими поместными православными церквами-сёстрами , но есть и особенные, например, Покров Пресвятой Богородицы , Всемилостивый Спас , Положение Ризы Господней , многочисленные праздники соборной памяти общерусских святых и местночтимых святых, в Земле Российской просиявших .
В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года ) заносились следующие виды особых праздников:
Кроме того, до 10 мая 1904 года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни , причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.