Interested Article - Даки
- 2020-01-18
- 1
Даки ( лат. Daci) — группа фракийских племён . Центральная область расселения даков располагалась севернее нижнего течения Дуная (на территории современной Румынии и Молдавии ).
Даки были известны древним грекам с V века до н. э [ источник не указан 2706 дней ] , и хорошо описаны благодаря их войнам с римлянами .
Область проживания даков включала в себя, в основном, территории современных стран Румынии и Молдавии, а также части Украины , Восточной Сербии, Северной Болгарии, Словакии , Венгрии и Южной Польши. Южная граница Дакии примерно проходила по Дунаю (в римских источниках — Данубиус , в греческих — Истрос ), а в годы расцвета Дакийского царства — Балканским горам. Мёзия ( Добруджа ), область к югу от Дуная, была одной из основных областей, где жили геты , которые контактировали там с древними греками . На востоке область была ограничена Чёрным морем и рекой Днестр (в греческих источниках — Тирас ). Однако несколько дакийских поселений зафиксировано в междуречье Днестра и Южного Буга , а также Тисы на западе.
Независимое государство даков существовало с 82 года до н. э. до римского завоевания в 106 году н. э., хоть его территория и постоянно изменялась. Столица Дакийского царства, Сармизегетуза , которая сегодня расположена на территории современной Румынии, была разрушена римлянами , но её имя было добавлено к имени нового города Ульпия Траяна Сармизегетуза , который был построен уже в качестве столицы римской провинции Дакия .
Некоторое время Дакийское царство включало в себя территории между Тисой и Средним Дунаем. В середине Дакии были расположены Карпатские горы . Таким образом, Дакия занимала территорию современных Румынии и Молдавии, а также частично Болгарии , Сербии , Венгрии и Украины .
Название и происхождение
Согласно Страбону , даки изначально называли себя Daoi . Гесихий Александрийский (Hesychius) писал, что daos — фригийское название волка. Геродот в своей « Истории » впервые использовал по отношению к дакам этноним геты . В трудах Юлия Цезаря и Плиния Старшего народ известен как «даки» . Геты и даки были взаимозаменяемыми терминами или использовались греками с некоторой путаницей . Латинские поэты часто использовали название «геты» . В 113 году нашей эры Адриан использовал поэтический термин «геты» для даков . Современные историки предпочитают использовать название « гето-даки » . Страбон описывает гетов и даков как отдельные, но родственные племена. Это различие относится к оккупированным ими регионам . Страбон и Плиний Старший также заявляют, что геты и даки говорили на одном языке .
Мирча Элиаде предлагает три гипотезы происхождения этнического имени даков от слова, обозначавшего волка :
- благодаря отваге и свирепости юношей во время прохождения воинского обряда инициации их ритуальный эпитет — волки — был перенесён на всё племя;
- ритуальное имя пришлых завоевателей, сформировавших воинскую аристократию, было принято местными жителями;
- основана на шаманской практике — возможности ритуального превращения в волка.
Следует отметить, что вторая гипотеза находит развитие в версии проникновения в северное Причерноморье, а затем далее на запад на территорию
Трансильвании
, части кочевых сарматских племён, ранее входивших в известный историкам племенной союз
дахов
. Что хорошо соотносится по времени с появлением к северу от Дуная других сарматских групп, в частности, также известных со времён античности
языгов
. В таком случае механизм возникновения этноса «даки» оказывается сходным с тем, по которому в эпоху раннего средневековья сформировался этнос болгар.
Какая из гипотез ни была бы верной, даки связывали понятия волка и войны, так как на их знамёнах было изображение волка. Упоминание Бояном в Слове о полку Игоревом даков, основавших Киев,мигрировавших с гор Дуная до Днепра в поля ,до Киева. Пословица "Языги Даков до Киева довели",также говорит о миграции даков с Дуная после войны с Трояном,основавших новый Дакиев городок на Днепре-"были века Трояна ,как плети..." .
История и культура
В латенском периоде в Трансильвании расцвела богатая культура, отчасти основанная на кочевой скотоводческой культуре скифов Северного Причерноморья, но также обязанная своим происхождением сильному и длительному воздействию кельтов , миграции которых охватили обширные пространства в IV и III в. до н. э. Земли были пригодны как для земледелия, так и для скотоводства , здесь хорошо рос виноград , а горы изобиловали минералами. Изготовленные местными ремесленниками золотые украшения и железные инструменты свидетельствуют об их высоком мастерстве. Кроме того, здесь, как показывают многочисленные находки монет, происходил интенсивный обмен товарами с греческими колониями побережья Чёрного моря . Впоследствии дакийские вожди возвели на отрогах Карпат мощные крепости (они были детально исследованы румынскими археологами) и сосредоточили в своих руках значительные богатства, облагая данью и повинностями местное земледельческое население.
Около 60 года до н. э. (по утверждению Иордана , это произошло около 82 г. до н. э.) несколько племён объединились под властью Буребисты , который распространил своё господство на большую территорию, нападал на кельтов, живших в Паннонии к западу от Дуная ( бойев и таврисков ), и угрожал греческим колониям. В 48 г. до н. э., после всех походов, царство Буребисты простиралось от Среднего Дуная (на западе) до западного побережья Чёрного моря между Ольвией и Аполлонией (на востоке) и от Северных Карпат до Балканских гор. Согласно Страбону[6], дакийский царь мог выставить армию, насчитывавшую 200 тыс. воинов. Располагая подобной силой, Буребиста вмешался в Гражданскую войну между Гнеем Помпеем и Юлием Цезарем . Последний в 44 году до н. э., незадолго до своей смерти, планировал экспедицию в Дакию, но вскоре после этого Буребиста был убит, и Дакия распались на четыре или пять отдельных образований.
Октавиан Август , сделавший Дунай границей Римской империи , заставил даков признать римское верховенство, но императоры, правившие после него, были не в состоянии реально контролировать область по ту сторону реки. Даки превратились в серьёзную проблему, когда они вновь объединились под властью деятельного царя Децебала . После кампаний, имевших переменчивый успех , император Домициан (правил в 81-96 годах н. э.) удовлетворился заключением мира с Децебалом. Император Траян (правил в 98-117) аннулировал мирный договор и вторгся в Дакию. В результате двух кровопролитных войн (101—102 и 105—106) он превратил её в римскую провинцию (эти войны увековечены в изображениях на колонне Траяна в Риме ), а последний царь Дакии Децебал покончил с собой.
Римская Дакия занимала окружённые Карпатами равнинные области, но была уязвима для вторжений с севера и северо-востока через карпатские перевалы. Жившая под римским господством часть даков постепенно романизировалась, тогда как «свободные даки» — Великие даки ( Daci Magni ), карпы (народ) и костобоки (если считать их дакским племенем) — отступили в горы. Движение племён в Центральной Европе, кульминацией которых явились начатые римским императором Марком Аврелием (161—180) войны против германского племени маркоманов отразились и на Дакии. Хаос, воцарившийся в Римской империи в середине III в. н. э., эта римская провинция не пережила. Император Аврелиан в 271 году эвакуировал римских колонистов на правый берег Дуная в средние части провинции Мёзии , где вскоре была образована провинция Дакия Аврелиана (лат. Dacia Aureliana ); император Диоклетиан в 285 году из Дакии Аврелианы образовал две новые провинции: Dacia ripensis (« Прибрежная Дакия ») и Dacia mediterranea (« Дакия Внутренняя »).
Когда Траян присоединил Дакию, он переселил сюда новых жителей из многих других областей Римской империи, заселив ими, в частности, города Сармизегетуза и Апулум . Впоследствии здесь были заложены и другие города, так что Дакия следовала обычным образцам высокоразвитой имперской цивилизации.
Поселения и крепости
Многое указывает на то, что на территории Дакии существовало множество поселений сельского типа, однако число поселений, исследованных в ходе систематических раскопок, незначительно. По внешнему виду они напоминали поселения предыдущих веков и представляли собой маленькие деревушки с несколькими дворами и хозяйственными постройками. Эти поселения располагались по течению рек, на естественных террасах, в местах, не подвергавшихся затоплению.
Археологические исследования главным образом были сосредоточены в местностях, где находились укреплённые посёлки и крепости. Такие селения и крепости располагались на возвышенных местах (на холмах , высоких террасах , вершинах гор), откуда можно было наблюдать за ведущими из других областей дорогами. Укреплениями служили обычно земляные валы и деревянные стены, а после упрочения Дакийского царства в правление Буребисты появились оборонительные пояса стен и четырёхгранные бастионы из тёсаного камня, которые возводили мастера из западно понтийских городов, придерживаясь греческой технологии строительства . Остатки подобных укреплений были найдены вокруг дакийской столицы. На периферии (, , Дивич) стены возводились из нетёсаного камня, но и здесь очевидно стремление повторить великолепные столичные сооружения.
Люди в укреплённых посёлках селились в основном во внутренних дворах, но нередко и за стенами укреплений. Дома по внешнему виду напоминали сельские, однако появлялись и более внушительные сооружения (мастерские ремесленников, святилища и др.). Укреплённые поселения выполняли экономические, административные, военные и религиозные функции (обозначаемые термином dava ), сходные с функциями кельтских oppida , хотя внешне они заметно различались. Крепости имели прежде всего военное назначение (они занимали небольшую площадь, и в них находились постоянные гарнизоны), но не только. Они выполняли и религиозную функцию (в некоторых из них были обнаружены святилища). Обе категории фортификаций отличались от тех, что возводились в местностях, населённых кельтами. Скорее всего, тип укрепления зависел от личности правителя. Доказательством служит факт, что после завоевания Дакии и смерти последнего дакийского царя Децебала подобные крепости полностью прекратили своё существование, несмотря на то что не все области, где обнаружены такие сооружения, были включены в границы римской провинции. Такова, например, судьба укреплённых поселений в области Марамуреш на правом берегу Тисы. Уничтожение дакийской аристократии привело к разрушению структур, обеспечивавших функционирование укреплений в период существования царства.
Самые впечатляющие фортификационные сооружения были обнаружены вокруг столицы Дакии. Их начали строить в правление Буребисты, в дальнейшем они постоянно модифицировались. Религиозный центр даков, скорее всего священная гора Когайонон , упоминаемая Страбоном, где впоследствии, возможно в правление Декенея, выросла Сармизегетуза-Регия, находился на высоте 1000 м над уровнем моря. Все подступы к этому центру преграждали крепости с каменными укреплениями (Костешты-Четэцуе, Костешты-Блидару, Пьятра-Рошие, Вырфул-луй-Хулпе и др.). Недалеко от священного места возникло большое поселение с постройками на искусственных террасах, обнесенных каменными стенами. Вода подавалась по специально проложенным водопроводам . Сармизегетуза-Регия внешним видом напоминала средиземноморский город. Некоторые историки даже сравнивали её с Пергамом . Вблизи священной зоны находилось небольшое фортификационное сооружение, построенное накануне дако-римских войн времен Домициана. Во многих укреплённых поселениях были обнаружены ремесленные мастерские — гончарные и металлообрабатывающие. Работа в них кипела, что подтверждается многочисленными предметами, найденными во время раскопок на месте этих поселений. Речь идёт прежде всего о керамических изделиях. Характерная для даков утварь представляла собой сосуды, украшенные ячеистым орнаментом (использовались для приготовления пищи), так называемые фруктовницы (миски на высокой ножке), и плошки в форме чашек. Даки делали и расписную керамику, которая формой и орнаментом отличалась от аналогичных предметов, произведённых в областях, населённых кельтами. В поселениях вокруг Сармизегетузы изготовляли сосуды, украшенные рисунками с изображениями животных, а также растительным и геометрическим орнаментом. Эти сосуды археологи относят к так называемой придворной керамике.
Святилища и места отправления культа у даков
Самые древние святилища представляли собой прямоугольные деревянные сооружения (размеры которых намного превышали обычные постройки гражданского назначения) с помещением в форме апсиды , ориентированной на северо - запад . Реформа, проведённая Декенеем, навязала «официальную» религию, результатом чего явилось появление новых святилищ. Как в священной области Сармизегетузы, так и в ряде поселений и крепостей были обнаружены круглые и четырёхугольные святилища. Вокруг святилищ круглой формы находились каменные или деревянные площадки, внутри которых располагалось четырёхстороннее помещение и апсида, ориентированная на северо-запад. Четырёхгранники поддерживались колоннами, опиравшимися на тамбуры из известняка или андезита , а сами сооружения напоминали храмы Средиземноморья.
В землях, населённых даками, обнаружен ряд священных мест, говорящих о своеобразии «народных» верований и обрядов. Так, например, в Концешти, на берегу озера, вероятно в священной роще, находилась площадка, на которой сжигались домашние животные. Большая часть найденных костей представляет собой фрагменты конечностей, что говорит об особом характере жертвоприношений.
В ряде колодцев обнаружены наслоения из ритуальных сосудов, предназначавшихся, скорее всего, водяным духам. Многочисленны и находки серебряных предметов. Как правило, речь идёт о частных тайниках, которые находились за пределами поселений в специально вырытых ямах. В них прятали украшения для одежды (застёжки, браслеты , ожерелья и др.). Имеются и случаи преднамеренной порчи изделий перед их помещением в клад. И наконец, во многих поселениях, главным образом вне карпатской зоны, отмечено совершение магических обрядов. Во время археологических раскопок найдены фигурки людей, сделанные из глины, со следами преднамеренных уколов или порчи. В некоторых местах обнаружены целые «комплекты» предметов для магических заклинаний. Нет сомнений, что это свидетельства «народных» обрядов, схожих с теми, существование которых у многих древних народов установлено этнологами. Святилища и другие места отправления культов подтверждают существование как «официальной» религии, о которой упоминают литературные источники, так и традиционных верований и обрядов.
См. также
Примечания
- , Encyclopædia Britannica Online , < > . Проверено 16 августа 2018. . (неопр.) . Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 7 мая 2020 года.
- , Encyclopædia Britannica Online , < > . Проверено August 16, 2018). . (неопр.) . Дата обращения: 28 декабря 2019. Архивировано 7 июня 2020 года.
- Waldman, Carl; Mason, Catherine. (неопр.) . — (англ.) (, 2006. — С. 205. — ISBN 1438129181 . 11 марта 2023 года.
- , p. 731.
- , p. 187.
- , 4.93–4.97.
- ↑ , p. 223.
- , p. 730.
- , p. 837.
- , p. 89.
- , p. 151.
- ↑ , p. 150.
- , p. 44.
- (неопр.) . Дата обращения: 29 июня 2012. 5 марта 2016 года.
Литература
- : [ 29 сентября 2022 ] / Маяк И. Л. // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 246. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
- Nandris, John. (англ.) // Festschrift für Richard Pittioni zum siebzigsten Geburtstag : journal / Friesinger, Herwig; Kerchler, Helga; Pittioni, Richard; Mitscha-Märheim, Herbert. — Vienna: Deuticke, 1976. — Vol. 13 , no. 13—14 . — ISBN 978-3700544203 . — ISSN .
- Husovská, Ludmilá. (англ.) . — Príroda, 1998. — ISBN 978-8007010413 .
- Herodotus . : [ др.-греч. ] .
- (1996), , in de Laet, Sigfried J., History of Humanity , vol. Volume 3: From the seventh century B.C. to the seventh century A.D., History of Humanity, UNESCO , ISBN 978-9231028120 , < > .
- Crossland, R.A. Linguistic problems of the Balkan area in the late prehistoric and early Classical period / R.A. Crossland, John Boardman. — CUP, 1982. — Vol. 3. — ISBN 978-0521224963 .
- Roesler, Robert E. Das vorromische Dacien. — Academy, Wien, XLV, 1864.
- Everitt, Anthony. . — Random House Trade, 2010. — ISBN 978-0812978148 .
- Bunbury, Edward Herbert. . — London : Humanities Press International, 1979. — ISBN 978-9070265113 .
- Oltean, Ioana Adina. . — Routledge, 2007. — ISBN 978-0415412520 .
- 2020-01-18
- 1