Interested Article - Артукогуллары

Внешние изображения
Зеркало Артук Арслана
Восточная Анатолия и Кавказ в начале XIII века

Артукогуллары (Артукиды) — тюркская династия, правившая в XII—XV веках в Западной Армении , Северной Сирии и Северном Ираке . Ветви династии Артукидов управляли из Хисн Кайфы между 1098—1232 годами, Мардина между 1107—1186 годами и Хартперта .

Первые представители династии пришли в Палестину и Сирию ещё до Крестовых походов , основатель династии Артук участвовал в битве при Манцикерте . Представители семьи принимали активное участие в борьбе за власть сельджукидов в Сирии. Несколько лет Артук и его сыновья Иль-Гази и Сукман управляли Иерусалимом и покинули его после осады Фатимидами лишь за год до осады города войсками Первого крестового похода .

Артукогуллары принимали активное участие в войнах с крестоносцами. Сукман и его племянник Балак победили антиохийское и эдесское войска у Харрана (1104), взяв в плен Балдуина Эдесского и Жослена . Иль-Гази разгромил войско князя Антиохии у Сармады (1119), Балак пленил Жослена (1122) и Балдуина (1123).

Так же Артукидам приходилось воевать с соседними мусульманскими правителями (в основном, с атабеками Мосула ), расширяя или защищая свои территории. Потомки Иль-Гази и Сукмана воевали и друг с другом.

В XIII веке власть Артукидов стала слабеть, и им пришлось стать вассалами более сильных династий, среди которых были Сельджукиды , Хорезмшахи , Хулагуиды , Ак-Коюнлу , Тамерлан . Бейлики с центрами в Хисн-Кайфе и Хартперте прекратили существование в 1232/33 году. В 1409 году земли Артукогулларов Мардина были захвачены Кара-Коюнлу .

Источники

Сведения о князьях Артукидах содержатся в источниках о сельджуках , Аббасидах , Фатимидах , крестоносцах, Зангидах , Айюбидах , мамлюках и монголах . Эти произведения не свободны от субъективного изображения событий .

Одним из наиболее подробных трудов по ранней истории Артукидов является «аль-Камиль» Ибн аль-Асира (ум. 1233). История Ирака и Джазиры до первого нападения монголов описывается историком с прозангидской точки зрения . Ибн аль-Асир опирается на труды от Ибн аль-Азрака , Ибн аль-Каланиси , Ибн аль-Джаузи и Имада ад-Дина аль-Исфахани . Книга содержит ценные данные о положении Артука среди турок-сельджуков, об отношениях Артука с Тутушем , об основании первых княжеств Артукидов в Дияр-Бакре, их развитии . Его сведения об отношениях Артукидов с атабеками Мосула точны и подробны. Ибн аль-Джаузи (ум. 1200/01) сосредоточил внимание в первую очередь на Багдаде и Ираке. Он предоставляет ценные подробности о времени, когда Иль-Гази б. Артук был в Багдаде, о роли Иль-Гази в борьбе между Баркияруком и Мухаммедом Тапаром . Труд Сибта б. Аль-Джаузи (ум. 1257) можно рассматривать как дополнение «аль-Камиля» Ибн аль-Асира. В нём содержатся подробностями отношений Артукидов с их западными и восточными соседями, описывается вторжение монголов в Сирию и Месопотамию и политику Артукидов по отношению к новым правителям . В дополнение к своей всемирной истории Ибн аль-Асир написал историю атабеков Мосула , которая содержит уникальные факты, не упоминающиеся в «аль-Камиле» . Бар-Эбрей не сообщает новых фактов об Артукидах. Абу-ль-Фида (ум. 1331) дает ограниченные сведения об Артукидах, в основном, копируя Ибн аль-Асира, но добавляет важные факты о периоде монгольского нашествия. То же самое можно сказать про (ум. 1349) и Ибн Касира (ум. 1372). Основным источником Ибн Халдуна был «Аль-Камиль» Ибн аль-Асира . Особого упоминания заслуживает Ибн Тагриберди (ум. 1469). Последнее княжество Артукидов пало при его жизни и он опирался на более ранние источники, часть которых утеряна. Он приводит подробности об отношениях между Артукидами и мамлюкскими правителями Египта. В том числе, он сообщает сведения о завоевании Иерусалима фатимидским визирем аль-Афдалем . Ибн Тагрибирди провел большую часть своей жизни в Каире , и потому его сообщения о контактах Артукидов с мамлюками особо ценны. Ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. 1448) уделил особое внимание внешней политике мамлюков во второй половине XIV века. Ибн аль-Фурат (ум. 1405) в описании Сирии и Месопотамии периода основания бейликов Сукманом и Иль-Гази опирается на работу чиновника из Алеппо , которая считается утерянной. Он приводит подробности о контактах сыновей Артука с первыми крестоносцами . Имад ад-Дин аль-Исфахани (ум. 1200) написал «Историю Сельджуков», которая сохранилась и в полном тексте, и в сокращенном изложении авторства аль-Бундари (ум. 1245). Садраддин аль-Хусайни (ум. 1225) также описал историю сельджуков. В этих трудах описывается роль Артука как военачальника Мелик-шаха. Основой для описаний политики Саладина по отношению к правителям Джазлиры для абу Шамы послужила утраченная история Ибн Аби Тая, а также труды Ибн аль-Каланиси, Имад ад-Дина аль-Исфахани, и Ибн Шаддада . Ибн Васил (ум. 1298) занимал высокие административные должности при последних султанах Айюбидов и первых мамлюках. Он был послом Бейбарса, прежде чем был назначен кади своего родного города Хама. В центре его труда находится карьера Салах ад-Дина. Ибн Васил подробно описал события на границе с Диярбакыром во время первого монгольского вторжения. Ибн Шахиншах (аль-Малик аль-Мансур) (ум. 1220) был Айюбидом и писал с проайюбидской точки зрения. Он был очевидем событий на севере Сирии в XII и XIII веках. Его труд ценен для исследования политики Айюбидов по отношению к правителям Джазиры. Ибн Шаддад (ум. 1285) написал труд, посвященый географическому, политическому и культурному положению современных автору Сирии и Месопотамии. Ибн Шаддад был Айюбидским чиновником в Алеппо . Ибн Шаддад посещал Мардин. Затем Ибн Шаддад поступил на службу к султану Бейбарсу. В своём труде Ибн Шаддад опирается на свои наблюдения, а также на Ибн аль-Асира, Ибн аль-Адима, Ибн аль-Каланиси и Усаму ибн Мункыза . Сведения об артукидских правителях Мардина содержатся в большом количестве источников о мамлюкских правителях. Аль-Макризи (ум. 1441) был высокопоставленным мамлюкским чиновником. Он подробно описывает положение в северных частях империи и в районах к востоку от Евфрата. Ибн ад-Давадари (ум. 1338) описал внешнюю политику Артукидов по отношению к мамлюкам и монголам в 13-14 веках . Ибн Муйассар (ум. 1278) , (ум. 1397) и аль-Айни (ум. 1451) описывают событиях в Египте, но используются для получения сведений о посольствах Артукидов в Каир. С промонгольской точки зрения описывали события Ибн Арабшах (ум. 1450) и Рашид ад-Дин (ум. 1318) . Ибн аль-Азрак (ум. 1146) написал историю двух городов (Амида и Майяфарикина) для Тимурташа бен Ильгази . Этот труд представляет собой наиболее важный источник по династии. Он содержит подробные сведения об управлении, экономике, архитектуре и политике бейликов Артукидов, информацию о внешних контактах Артукидов и их политике. Ибн аль-Каланиси (ум. 1160) описывает роль Артука и его сыновей Иль-Гази и Сукмана в Сирии. Как очевидец событий до захвата Дамаска Нуреддином Махмудом , он предоставил уникальные сведения . В истории Алеппо (ум. 1261) содержатся подробности о деятельности Артукидов в Сирии вплоть до смерти Нуреддина (1174). Его работа заполняет пробелы, касающиеся отношений Артукидов с крестоносцами и пребывании Иль-Гази в Алеппо. Ибн Мункыз провел 10 лет при дворе Артукидов в Хисн Кайфе и сообщал о конфликтах между Артукидами и их христианскими соседями. Ан-Насави написал в 1241 году биографию Джелал ад-Дина Мангуберди . Благодаря ей можно уточнить детали падения Хисн Кайфы и понять общую ситуацию в Джазире перед первым нападением монголов .

Географические сведения о Месопотамии и Сирии приведены Якутом аль-Хамави (ум. 1229) и Мухаммадом аль-Идриси (ум. 1165). Они позволяют идентифицировать каждое место в упомянутых регионах. О сельском хозяйстве, торговле, экономике, общество, ремеслах, архитектуре и религии Артукидов можно найти данные в путевых отчетах Ибн Джубайра (ум. 1217), Ибн Баттуты (ум. 1377) и Ибн Хаукала (ум. 1361)

Происхождение династии

В 1962 году турецкий историк А. Севим писал, что указывал происхождение династии из племени дёгер . Изучив штамп на монетах династии (в частности, Тимурташа , сына Иль-Гази ), Али Эмири-эфенди утверждал, что Артукиды принадлежали к племени кайы . Турецкий медиевист Х. Юнанч так же утверждал, что клейма на монетах Артукогуллары аналогичны клеймам племени кайы. Историк Ф. Сюмер заявил, что штамп не похож на штампы кайи, показанные Махмудом аль-Кашгари , Рашид ад-дином и автора «Истории сельджуков» Али Языджиоглу, но похож на тамгу племени дёгер у Языджиоглу. В 1962 году Ф. Сюмер полагал, что невозможно однозначно прийти к определённому выводу, что Артукиды происходят от дёгер , но в 1991 году уже утверждал, что Артук бен Эксюк был вождем огузского племени дёгер . Невозможно точно определить место, откуда племя прибыло в Анатолию, но есть теория, что предки Артука жили в городе под названием Шехриман (на западе Каракумов на территории современного Туркменистана ) .

Предыстория бейликов

После поражения византийского императора Романа Диогена в битве при Манцикерте в 1071 году в Анатолию массово стали переселяться тюркские племена, поскольку Византия не могла защищать свои границы. Военачальники Альп-Арслана захватывали византийские земли и образовывали на них независимые или полунезависимые бейлики .

Огузское племя дёгер из Средней Азии осело в Анатолии . Вождь племени Артук бен Эксюк служил Альп-Арслану с 455/1063 года и принимал участие в разгроме византийцев при Манцикерте . Артук служил Мелик-шаху и участвовал в кампании против Мерванидов Диярбакыра . Попав в немилость к султану Мелик-шаху, Артук поступил на службу к его брату Тутушу . Всесте они захватили Иерусалим в 1085 году и победили Сулеймана ибн Кутулмыш в 1086 году . Тутуш отдал Артуку Иерусалим в икта , где Артук и умер в 1090 /91 году .

Сыновья Артука Сукман и Иль-Гази , продолжали управлять Иерусалимом. В следующем 1092 году умер султан Мелик-шах, и началась борьба за власть между его сыновьями Мухаммедом Тапаром и Баркияруком и братом, сирийским правителем Тутушем . Артукиды последовали за Тутушем в Джазиру и приняли его сторону в его войнах с племянниками (1092—1095) . После гибели Тутуша в битве с Баркияруком в 1095 году один из его сыновей, , правил в Алеппо, тогда как второй, Дукак , унаследовал Дамаск. Сукман и Иль-Гази покинули Иерусалим и приняли участие в борьбе между сыновьями Тутуша. Сукман на стороне Рыдвана, Иль-Гази — на стороне Дукака . Позже братья вернулись в Иерусалим. Шиитский фатимидский халиф использовал ослабление тюрок после поражений от крестоносцев и послал войско под командованием Аль-Афдала , чтобы захватить город. Братья некоторое время сопротивлялись армии Фатимидов, но были вынуждены сдать город (1098) . Сукман отправился к правителю Алеппо Рыдвану. Иль-Гази некоторое время служил Мухаммеду Тапару, которого он поддерживал против его брата Баркиярука. Мухаммед Тапар назначил Иль-Гази управлять Багдадом .

Основание бейликов и первые годы

В 1097 году племяннику Сукмана Якути удалось занять Мардин . Сам Сукман овладел Суруджем , но в том же году был изгнан оттуда графом Эдессы Балдуином . После смерти эмира Мосула Кербоги в 1102 году жители Мосула поддержали как правителя эмира Мусу эт-Туркмани против эмира Караджи. Когда Караджа при поддержке Джекермыша выступил против Мусы, последний попросил помощи у Сукмана, пообещав отдать ему Хисн-Кайфу за 10 000 динаров. Муса победил с помощью Сукмана, но вскоре был убит. Сукман отправился в Хисн-Кайфу и отобрал город у племянника Мусы. чтобы укрепить свое господство, он подчинился султану Мухаммеду Тапару. После смерти Якути в 1103 году Сукман унаследовал от племянника Мардин . Он принимал участие в войнах против государств крестоносцев и в 1104 году у Харрана захватил в плен графа Эдессы Балдуина и Жослена . Вскоре после этого он умер. Наследовали ему сыновья Ибрагим в Мардине и Давуд в Хисн-Кайфе. Мухаммед Тапар отправил Иль-Гази обратно в Амид. В 1107 году Иль-Гази принимал участие в кампании против Джекермыша , в которой погиб сельджукский султан Рума Кылыч-Арслан , а в 1108 году он отнял Мардин у Ибрагима (другой сын, Давуд, сохранил Хисн-Кайфу) . В 1118 году Мухаммед Тапар умер, и Иль-Гази присоединил к своим владениям последний город Сельджукидов в районе Амид — Майяфарикин . После смерти Иль-Гази в 1122 году ему наследовали сыновья: Сулейман , в Майяфарикине, а Тимурташ в Мардине .

Племянник Иль-Гази Балак в 1112 /13 году воспользовался смертью туркменского бея Чубукоглу Мехмеда и захватил все его земли (кроме Хартперта ) с центром в городе Палу на реке Мурат-су , где основал новое княжество, сделав город Палу его столицей . Камаль ад-Дин писал, что Балаку принадлежало более 50 крепостей . Около 1115 года Балак захватил Ханзит с его центром, цитаделью Хартперт , ставшим его главной резиденцией . Бейлик Балака перешёл к правившему в Хисн-Кайфе с 1104 года сыну Сукмана, Давуду, который женил своего сына на дочери Балака .

Хиснкейфская ветвь (1102—1232)

В 1102 году в результате ссор между вождями Джазиры Сукман основал Хиснкейфскую ветвь Артукидов. Присоединив к своим владениям Мардин, он объединил большую часть области Диярбыкыр. После смерти Сукмана в октябре 1104 года ему наследовал его сын Ибрагим, которому пришлось подчиняться дяде Иль-Гази. Когда Ибрагим умер в 1108 году, его брат Давуд стал правителем Артукидов в Хисн-Кайфе. Давуд заключил союз с двоюродным братом Тимурташем, правителем Мардина, против Занги , атабека Мосула (1130). Он потерпел поражение от атабека и был вынужден оставить Серче и Дару Занги. В 1144 году Давуд умер и его сменил сын Фахреддин Кара Арслан. Он заключил соглашение с сельджукским султаном Месудом I против Занги. После убийства Занги в 1146 году при осаде замка Джабер , Кара Арслан захватил Гергер и Хартперт (1150). Он заключил союз с сыном Занги Нурреддином Махмудом, который стал правителем Алеппо . В 1163 году Кара-Арслан попытался отобрать Амид у Иналидов и Нисанидов , но ему помешало сделать это нападение Данышмендидов . Несмотря на это вскоре его сын Мухаммед вместе с Нурреддином пришли на помощь Данышмендидам против Конийского султана . Кара Арслан умер в 1167 году, оставив бейлик сыну Мухаммеду. В его время в Сирии начали набирать силу Айюбиды . Мухаммед подчинился Салах ад-дину и присоединился к его армии при осаде Мосула и Амида. В обмен на это Салах ад-дин, отдал ему в 1183 году Амид. Мухаммеда сменил его сын Кутбеддин II Сукман (1185), хотя на трон претендовал и Артукид Имадеддин Абу Бакр. Перед смертью Сукман назначил наследником своего мамлюка и зятя Аяза. Однако несколько дней спустя Аяз был свергнут, а правителем стал брат Сукмана Насиреддин Махмуд. Махмуд сначала подчинялся айюбидским султанам аль-Адилю и аль-Камилю , а затем сельджукскому султану Иззеддину Кейкавусу . После смерти Махмуда в 1122 году править стал его сын Мелик Месуд. Во время его правления в 1232 году аль-Камиль сначала завоевал Амид, а затем Хисн-Кайфу, чем положил конец правления этой ветви Артукидов .

Хартпертская ветвь (1112/13-1124 и 1185—1233)

Внук Артук-бея Балак б. Бахрам правил в Пале с 1112/13 года и основал здесь свой собственный бейлик. Примерно в 1115 году он перенес столицу в Хартперт . В 1122 году Балак подошёл к Эдессе, его люди начали грабить район, зная, что Жослена нет в графстве . Вскоре появился Жослен, но, лошади крестоносцев увязли в грязи, и воины Балака перебили беспомощных врагов . Сам Жослен был взят в плен . В 1123 году Балак победил франков и взял в плен Балдуина . В 1124 году он осадил Манбидж, где был ранен стрелой (1124). После смерти Балака от этой раны Хартперт перешел в руки его двоюродного брата, правителя Хисн-Кайфы Давуда. После смерти Артукида Хисн-Кайфы Нуреддина Мухаммеда в город прибыл брат Давуда Имадеддин Абу Бакр, находившийся на службе у Салах ад-дина. Но его племянник Сукман II был быстрее, и Салах ад-дин поддержал Сукмана. Однако Абу Бакру удалось взять Хартперт и его окрестности и возродить там независимое княжество (1185). Абу Бакр умер в 1204 году, и ему наследовал его сын Низамеддин Ибрагим. После смерти Ибрагима правителем стал его сын Хызыр, а затем сын последнего Нуреддин Артук. Эти правители Хартперта также подчинялись Айюбидам. Кемаледдин Камьяр, один из командиров Алаэддина Кейкубада , конийского султана победил Айюбидов у Хартперта. Часть айюбидских командиров укрылась в крепости Хартперта. Сельджуки осаждали её 24 дня и взяли его в августе 1234 года. Алаэддин Кейкубад пощадил правителя Артукидов и отдал ему Акшехир в качестве икта . Так эта ветвь Артукидов прекратила существование .

Мардинская ветвь (1106—1409)

В 1108 году Иль-Гази отнял Мардин у одного своего племянника Ибрагима бен Сукмана (другой сын Сукмана, Давуд, сохранил Хисн-Кайфу) . За короткое время захватил Нусайбин и Харран . Затем он прибыл в Алеппо и по просьбе народа взял город под свой контроль (1118). В следующем году он нанёс сокрушительное поражение крестоносцам в битве на кровавом поле . В 1122 году Иль-Гази умер, после чего его сын Сулейман занял Майяфарикин, сын Тимурташ стал править Мардином, а племянник Сулейман — в Алеппо. Тимурташ получил Майяфарикин после смерти брата в 1124 году, но атабек Занги захватил Нусайбин. После смерти Тимурташа в 1152/53 году ему наследовал его сын Неджмеддин Алпы. Он назначил своего брата Джемаледдина править в городах Хани, Сиван и Кулп, а другого брата Бахрама — в Дару. Неджмеддин Алпы заключил союз с сыном Занги Нуреддином Махмудом . В то же время Алпы закрепил своё положение, заключив союз с Сукманом Шах-Арменом , которому он согласился помочь против грузин . Алпы умер в 1176 году, правителем стал его сын Кутбеддин Иль-Гази II. В это время Салах ад-дин захватил Харран, Хабур, Дару и Нусайбин. Перед угрозой нападения Салах ад-дина Иль-Гази II заключил союз с сельджукским султаном Кылыч-Арсланом II . После смерти Иль-Гази II в 1184 году на престол взошёл его младший сын Хусамеддин Явлак (Йолук) Арслан. Во время правления Иль-Гази II во внутренние дела Артукидов вмешивался Салах ад-дин. Смерть Салах ад-дина в 1193 году дала Артукидам Мардина передышку, но новый правитель Айюбидов аль-Адиль осадил Мардин. Увидев, что опасность угрожает и Мосулу, его атабек Арслан-шах оказал помощь Явлаку Арслану. В результате аль-Адиль потерпел поражение и отошел от Мардина (1199) .

В 1202 году аль-Адиль отправил своего сына обратно в Мардин с большой армией. Явлак (Йолук) Арслан, находившийся в тяжёлом положении, был вынужден подчиниться Айюбидам Алеппо. После Явлака Арслана правителем в Мардине стал его брат Артук Арслан. В его время анатолийские сельджуки победили Айюбидов и установили свое господство в Восточной Анатолии. Артук Арслан воспользовался этой ситуацией, присоединился к Алаэддину Кейкубаду и выступил против Айюбидов. Однако в 1236 году аль-Камиль занял Эдессу и Харран. Гияседдин Кейхусрев II отдал Синджар и Нусайбин, которые он освободил от Айюбидов, Артуку Арслану в качестве икта. Артуку Арслану, умершему в 1239 году после тридцатипятилетнего правления, наследовал его сын Неджмеддин Гази I. Он воспользовался разногласиями между Айюбидами и заключил соглашение с айюбидским правителем Майяфарикина Шахабеддином Гази против Айюбидов Алеппо. Он захватил Эдессу, Харран и Джезире. Во время правления Неджмеддина Гази в 1252 году в области Диярбекира и Мейяфарикина вторглись монголы . Они грабили и совершали набеги до Саруджа, Харрана и Эдессы, а в 1256 году заняли районы Хартперта и Малатьи. Монгольский хан Хулагу по пути в Сирию в 1257 году поручил одному из отрядов захватить Мардин и Мейяфарикин. Поскольку у Мардина был укреплённый замок, он продержался более восьми месяцев, но в городе начался голод и разразилась эпидемия чумы. В 1260 году Неджмеддин Гази заболел и умер, и его место занял его сын Кара-Арслан .

Отчаявшись, Кара-Арслан признал монгольское господство в обмен на возвращение Дары, Хабура, Нусайбина и Рас эль-айна . Кара-Арслан также участвовал в походах монголов на Мосул в 1260 году и Сирию в 1281 году. После тридцатитрёхлетнего правления Кара Арслану наследовал его сын Шемседдин Давуд. Давуда, умершего в 1294 году, сменил его брат Неджмеддин Гази II. В период его правления ещё больше возросла близость Артукидов Мардина и Хулагуидов. Неджмеддин Гази умер в 1312 году, и ему наследовал его сын Али Алпы. Его правление длилось две недели, но его брат аль-Малик ас-Салих, пришедший после него, правил более пятидесяти лет (1312—1364). Мамлюки во времена аль-Малик ас-Салиха постоянно нападали на ильханов и постоянно беспокоили Артукидов Мардина. Мамлюкский губернатор Алеппо Шехабеддин Каратай вторгся на территории Артукидов и разграбил Мардин и его окрестности (1315). Туркмен Какаоглу Алаэддин, воспользовавшись смертью монгольского хана Олджейту, вторгся в Амид, взял в плен множество людей и приказал их убить .

В 1336 году и Чобаниды при распаде государства Хулагуидов подчинились аль-Малик ас-Салиху. С распадом государства Хулагуидов влияние в регионе начали приобретать туркмены ( Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу). В 1364 году аль-Малик ас-Салих умер и ему наследовал его сын аль-Малик аль-Мансур Ахмед. Ахмед обратился к Джалаиридскому правителю Багдада Увейсу за помощью против нападения вождя Кара-Коюнлу Байрама Ходжи. Ахмед правил 4 года, в 1368 году ему наследовал сын Махмуд, который был юн и пробыл на престоле около четырёх месяцев. Махмуда сменил его дядя Шемседдин Давуд, умерший в 1376 году. Правление Давуда и его сына Меджеддина Исы отмечено борьбой против Кара-Коюнлу. Меджуддин Иса потерпел поражение от правителя Кара-Коюнлу Кара Мехмеда в 1384 году .

Мардин подвергся вторжению Тамерлана. Кара-Коюнлу и Артукиды объединились против общего врага (Тамерлана) и попросили помощи у мамлюков. Мамлюкский султан Баркук послал Исе хилат (почетное одеяние) в 1395 году. Вероятно, помощь мамлюков была недостаточна и, когда Тамерлан приблизился к Мардину, Иса был вынужден подчиниться ему, чтобы предотвратить вторжение Тамерлана в Мардин. При этом Иса не предстал лично перед Тамерланом, как это сделали правители Эрзена и Хисн-Кайфы. Тамерлан послал солдат против Исы и даже на некоторое время осадил Мардин. Ещё до этой осады Иса покинул Мардин. Несмотря на это, он был схвачен Тамерланом и на три года заточён в Султание. Алаэддин Алтун Буга, визирь Исы, поставил его племянника аль-Мелика ас-Салих на трон Мардина. Когда Тамерлан освободил Ису, аль-Мелик ас-Салих передал трон дяде. Иса не присоединился к армии Тамерлана, посланной им против мамлюков. Тамерлан осадил Мардин, но поручил вождю Ак-Коюнлу Кара Осману захватить город. Через некоторое время Иса извинился и получил прощение (1403), однако он не смог предотвратить нападения Ак-Коюнлу. Против Кара Османа Иса заключил соглашение с одним из туркменских вождей Чекюмом. Они вместе выступили и вступили в бой с Кара Османом у Акматаша. В результате Аккоюнлу победили, Чекюм и Иса были убиты (1406). Племянник Исы аль-Мелик ас-Салих снова стал править. Его сын Шехабеддин Ахмед стал правителем Артукидов. Когда Ахмед понял, что не может защитить Мардин от Ак-Коюнлу, он передал город Кара-Коюнлу Кара Юсуфу (1409), а Кара Юсуф отдал Ахмеду Мосул, но через неделю Ахмед умер. Таким образом, прекратила существование мардинская ветвь Артукидов .

Управление

Система правления у Артукидов основывалась на сельджукских принципах наследования: после смерти правителя ему наследовал старший сын. Если он умирал, не оставив наследников, ему наследовал старший член семьи, например, брат. Если правитель был ребёнком, управление принимал визирь как опекун. В большинстве случаев Артукиды правили лично. Первоначально они называли себя эмирами, но с 1204 года стали, подражая Айюбидам и мамлюкам, зваться меликами (первым был Артук Арслан) и султанами .

Следуя сельджукской модели управления, Артукидские визири имели большую власть . У Артукидов был диван , его глава носил титул Назир ад-Диван .

Мухтасиб (рыночный надзиратель) выполнял обязанности стража внутренней безопасности и сбора налогов в небольших городах. Он имел полицейскую власть и поддерживал порядок, особенно в случае смерти правителя .

Как в любом мусульманском государстве, у Артукидов были кади . Главный кади находился в столице. Его назначал правитель, а далее главный кади назначал кади в менее важные города. Кади не только решал религиозные и светские споры, но и имел право голоса при определении налогов. Кроме того, кади возглавлял делегации к другим правителям вплоть до XIV века .

Экономика

Основой экономики Джазиры было сельское хозяйство, торговля и ремесла. До Артукидов регион Диярбакыра была известен плодородными почвами и богатством. Продукция экспортировалась в основном в Ирак. Путешественник Ибн Хаукал (ум. 977) восхвалял плодородие региона и крупные налоговые доходы правителей. Местный житель Ибн аль-Азрак сообщал аналогичные данные о конце XI века, утверждая, что вряд ли есть более богатые люди, чем в Майяфарикине. Но 50 лет спустя ситуация изменилась. Туркменские нашествия опустошили поля, разрушили деревни и изгнали людей. По словам Ибн аль-Азрака, из-за этого упало сельскохозяйственное производство .

Однако природные условия для сельского хозяйства в Диярбакыре не изменились. Каждую весну шли обильные дожди, а в горах таял снег, что обеспечивало полив террасных полей и пастбищ на равнинах. В лесах и реках было изобилие дичи и рыбы. Ибн Джубайр (1145—1217), проехавший через регион на пути из Испании в Мекку , описывал поля, орошаемые колесами с ковшами, разнообразие плодовых деревьев и виноградников, водяные мельницы .

Территория вокруг Арзана была особенно известна своим виноградом и хорошими фруктами. Выращивались также фундук, фисташки, хлопок, оливки, терпентинное дерево и шафран . В Хисн-Кайфе выращивали пшеницу, ячмень и бобовые в достаточным количестве для собственных нужд. Растили виноград и овощи на продажу. В Рас аль-Айне насчитывалось более 300 чистых источников. В окрестностях города выращивались рис, хлопок, пшеница и виноград. Нусайбин был окружён плодородными садами, в которых рос виноград и множество фруктов. Регион имел значение как поставщик фруктов и сухофруктов. Сарудж был известен виноградом, грушами, сливами, гранатами. Поскольку Мардин располагался на горном хребте, для нужд населения города и для орошения полей весной воду приходилось собирать в цистерны. К северу от Мардина находилась долина, где росли сады плодовых деревьев. Мардин был известен разнообразием винограда (существовало 70 различных сортов). Выращивались также ячмень и пшеница, хлопок, груши, яблоки, сливы и вишня .

Но военные кампании и набеги периодически опустошали регион, а иногда приводили и к лесным пожарам. Самый крупный бушевал 10 дней во время очередного набега монголов . Холодные зимы, засухи, землетрясения, эпидемии приводили к не меньшим разрушительным последствиям для экономики региона .

Регион торговал с Сирией, Анатолией, Ираком и Джазирой. Важнейшими торговыми городами были Маяфарикин, Арзан, Хисн Кайфа, Мардин, Дунайсир и Сур. Рынок Дунайсира описал Ибн Джубайр, который он посетил в 1184 году . Наиболее важные рынки находились на торговом пути между Египтом и Китаем. Основным средством транспортировки товаров были верблюды, ослы и лошади. Судоходство нельзя было использовать, поскольку уровень воды в реках сильно колебался. Даже во время войн в городах Артукидов велась оживлённая торговля. Правители предпринимали усилия для защиты караванов. Самой большой опасностью для торговли был грабёж на дорогах, с которыми боролись все Артукиды. В период Артукидов импортировались в основном финики, финиковый сироп, кедровые орехи, рис и кунжут, пшеница и ячмень. В горах между Арменией и Дияр Бакром поселились курды, которые поставляли шкуры животных. Мыло привозили из Алеппо, золото и серебро из Персии . Бедуины привозили шерсть и мясо. На экспорт из региона вывозили фундук, фисташки, оливки, виноград, миндаль, желуди, вино и сухофрукты. В урожайные годы — излишки шафрана, меда и зерна. В регионе добывали медь и железо, которые вывозили в Ирак и Турцию. Добывали гранит, который использовали при строительстве укреплений, каменный и бурый уголь .

Процветали швейные и ткацкие мастерские. Мардин был известен одеждой и материалом для шатров, Арзан — одеялами и верхней одеждой. Тканые изделия производились и в деревнях вокруг Мардина. Выращивание тутовых деревьев позволяло разводить тутового шелкопряда, шёлк обрабатывался в Мардине. В Багдад экспортировались бархат и ковры. Из железа делали мечи, изготавливали бронзовую и стеклянную посуду .

Неизвестны подробности налогообложения Артукидов. Налоги частично выплачивались натурой, деньгами или неоплачиваемыми работами .

Отношение к религии

Представители династии, как и большинство арабов и туркмен в их княжестве, придерживались суннизма .

Многие жители региона были христианами, больше всего было яковитов . Во многих городах и селениях были христианские храмы. Эдесса, Хисн Кайфа, Амид, Майяфирикин и Мардин были крупными христианскими центрами, а вне городов в регионе было более 20 монастырей, и множество скитов . Больше всего скитов было в окрестностях Нусайбина. Монастыри были богатыми, производили сельскохозяйственную продукцию, пользующуюся спросом, особенно монастырское вино. В целом, между мусульманами и христианами обычно не возникало проблем. Друг и советник Иль-Гази II б. Алпы аль-Хасан б. Халид и визирь города Рас аль-Айна были христианами. Отношения между христианами и мусульманами ухудшились лишь после вторжения монголов, поскольку христиан обвиняли в помощи врагу . В Арзане, Харзуме, Харпуте, Мардине, Джабал-Гуре проживали арамеи . Причем, в Харзуме они составляли большинство населения, а в Джабал-Гуре, по словам Якута, их было до 90 процентов . В бейликах Артукидов к христианам и евреям относились соответственно их статусу приверженцев монотеистических религий . В Джазире проживало небольшое число евреев. Еврейский путешественник Беньямин ат-Татили сообщал, что во второй половине XII века в Рас аль-Айне было около 200 евреев, но в Майяфарикине был еврейский квартал с синагогой .

Искусство и культура

Артукиды ценили искусство и покровительствовали поэтам и ученым.

Усама ибн Мункыз жил в Хисн-Кайфе с 1164 по 1173 годы. (1278-1339) написал двадцать восемь касыд восхваляющих Артукида Неджмеддина Гази. Яхья ас-Сухраварди был в конце XII века кади в Хартперте и написал там труд «аль-алвах аль-Имадия» для Артукида Абу Бакра. Абу Абдаллах М. б. Гахир аль-Андалуси писал стихи в Мардине для аль-Малика ас-Салиха Махмуда II . Джамаль ад-Дин ад-Синджари преподавал в Мардине исламское право в 1369 году и был визирем. Изз ад-Дин Юсуф ал-Хасан ат-Тебризи преподавал право и чтение Корана в Багдаде и Тебризе, но затем приехал в Мардин, Зайн ад-Дин б. Сариджа аль-Баруди был кади в Мардине до 1386 года и преподавал здесь право, чтение Корана и арабскую литературу. Аль-Ала ас-Сирали (ум.1388) преподавал толкование Корана и хадисы в Мардине. Абд ар-Раззак б. Аби Бакр б. Аль-Айни родился в Рас эль-Айне в 1193 году. Он учился в Багдаде, а затем преподавал хадисы и литературу в Мардине. Он был также известен как поэт. Абуль-Фатх б. Сари был родом из Хамадана и был ученым-правоведом в Мардине в период правления Иль-Гази и Тимурташа. Бадр ад-Дин б. Хабаль аль-Багдади был врачом в конце XII века в Мардине. Ибн аль-Азрак (1116-1176) занимал различные высокие посты в Майяфарикине при правлении Артукидов . Знаменитая книга Аль-Джазари была написана и проиллюстрирована во дворце Диярбакыра во время правления Артукидов, которым служил учёный . Для правителя Артукида аль-Джазари создал водяные часы .

Мечети и медресе Артукидов занимают важное место в раннем анатолийском турецком искусстве.

Мечети Артукидов возведены под влиянием архитектуры мечетей Великих Сельджуков и Зангидов. Тип мечети с куполом перед михрабом и большим внутренним двором начал развиваться при Артукидах и повлиял на последующую анатолийскую архитектуру .

  • , перестроенная по приказу Неджмеддина Алпы в 1157 году, возведена из тесаного камня. Её купол является одним из редких в западной Азии примеров, повторяющих принципы купола Исфаханской мечети Джума султана Мелик-шаха .
  • Самая ранняя датированная надпись на минарете указывает на 1176/77 год. Здание было заложено в 1156 году и постоянно перестраивалось вплоть до XIV века. Оно представляет собой ещё один пример мечети с куполом перед михрабом. Два минарета расположены с северной части двора .
  • , построенная Явлаком Арсланом и Артуком Арсланом в 1204/05 году — наиболее значимое сооружение Артукидов. Она известна уникальным михрабом .
  • , датированная 1156 годом, по плану и кирпичу похожа на мечеть Зевваре Джума великих сельджуков .

Из двух основных типов медресе, развитых в Анатолии, медресе с открытыми дворами были первыми построены Артукидами .

Мардинский Эминуддин Маристан, построенный в начале XII века, состоял из больницы, хаммама, медресе и мечети. Большая часть его находится в руинах. Двухэтажное Мардинское медресе Хатуние, построенное в третьей четверти XII века, сохранилось до наших дней как самое раннее из анатолийских медресе с двумя айванами и двором с портиком. Медресе Султана Исы (Зинджирие), датированное 1198/99 годом, и двухэтажное медресе Месудие, примыкающее с севера к близлежащей Большой мечети, строительство которого началось одновременно с мечетью, являются одними из первых медресе с двором с портиком. Эти черты же прослеживаются в медресе Шехидие в Мардине .

Мост Малабади
Медресе Хатуние
Медресе Султана Исы

Одним из наиболее важных сооружений искусства Артукидов является , обнаруженный при раскопках 1961—1962 годов в Диярбакыре. Сооружение было построено 1201—1222 годах. Развалины здания были описано Эвлия Челеби — с хаммамом, системой труб, подводивших воду из источника на противоположном берегу Тигра, и палатой дивана. Фонтан, украшенный богатой мозаикой и плиткой, на южном айване зала дворцового совета, ведет к восьмиугольному бассейну с фонтаном через кафельные каналы. Мозаика из цветного камня и стекла, первая из известных в анатолийской турецкой архитектуре, состоит из геометрических мотивов с изображениями рыб и уток. Этот дворец является самым известным среди дворцов Артукидов .

Первые турецкие бани в Анатолии относятся к периоду Артукидов, главными из которых являются четыре хаммама в Мардине .

В архитектуре Артукидов не обнаружено отдельных памятников-гробниц, мавзолеи обычно проектировались внутри медресе. Из источников известно, что Артукиды построили несколько гостиниц и караван-сараев, они придавали большее значение мостам для безопасности торговых путей. Самые главные — мост Диджле в Хасанкейфе через Тигр и мост Малабади через реку Батман на дороге из Диярбакыра в Битлис одноарочные с большим пролётом и фигурными рельефами, на дороге из Диярбакыр в Эргани семиарочный .

Бастионы Улу-Беден и Еди-Кардеш крепости Диярбакыра с рельефами показывают достижения Артукидов в военной архитектуре .

Дверные молотки
Бастион Улу-Беден
Водяные часы с павлинами (аль-Джазари)

Искусство мастеров Артукидов по металлу известно своими инкрустированными металлическими изделиями, знаменитыми дверными молотками, зеркалами, чашами и кувшинами, созданными с использованием различных техник, которые датируются XXII—XXIII веками (Например, бронзовый подсвечник с надписью , бронзовое блюдо XII века, декорированное перегородчатой эмалью , на котором различимо имя Артукида Давуда , зеркало с геральдической птицей , инкрустированная серебром чаша c надписью, в которой упоминаются Артукиды Кара Арслан, Иса и ас-Салих ). При Артукидах в регионе появилось и начало развиваться искусство изразцовых плиток .

По словам искусствоведа Е. Кононенко: «Славу архитектуре Артукидов создали прежде всего крепости Мардина, Хасанкейфа, укрепление Урфы (Эдессы) и инженерные сооружения (частично сохранившиеся мосты через Тигр (в Хасанкейфе) и Батман (около Сильвана))» .

Список правителей

Артук б. Эксеб (или Эксек), Захиреддин

Ветвь в Хисн Кайфе и в Амиде

1102—1104 (495—498) Сукман I б. Артук, Муинэддин

1104—1109 (498—502) Ибрагим б. Сукман I; в Мардине

1109—1144 (502—539) Давуд б. Сукман, Рукнеддин; в Хисн Кайфе, затем в Хартперте

1144—1167 (539—562) Кара-Арслан б. Давуд, Фахреддин; в Хисн Кайфе, затем в Хартперте

1167—1185 (562—581) Мухаммад б. Кара-Арслан, Нуреддин; также правил в Амиде

1185—1201 (581—597) Сукман II б. Мухаммад, Кутбеддин

1201—1222 (597—619) Махмуд б. Мухаммад, Насиреддин

1222—1232 (619—629) Маудуд б. Махмуд, Рукнеддин

1232—1233 (629—630) айюбидское завоевание Хисн Кайфы и Амида

Ветвь в Хартперте

1185—1204 (581—600) Абу Бакр б. Кара-Арслан, Имадеддин

1204—1223 (600—620) Ибрагим б. Аби Бакр, Низамеддин

1223—1234 (620—631) Ахмад Хидр б. Ибрагим, Иззеддин

1234—1234 (631) Артук-шах б. Ахмад, Нуреддин

1234 (631) сельджукское завоевание

Ветвь в Мардине и Майяфарикине

около 1101—1104 (около 494—497) Якути ибн Алп-Ярук ибн Артук

1104—1104 (497) Али ибн Алп-Ярук

1114/1115-1122 (507/508-516) Иль-Гази I ибн Артук, Наджмеддин ; в Мардине, а в 1118 (512) в Майяфарикине

1122—1154 (516—548) Тимурташ б. Иль-Гази I, Хусамеддин

1154—1176 (548—572) Алпы I б. Тимурташ, Наджмеддин

1176—1184 (572—580) Иль-Гази II б. Алпы, Кутбеддин

1184—1203 (580—599) Юлук-Арслан б. Иль-Гази II, Хусамеддин; потерял власть в Майяфарикине в 1185 (581)

1203—1239 (599—637) Артук-Арслан б. Иль-Гази II, Насиреддин

1239—1260 (637—658) Гази I б. Юлук-Арслан, Наджмеддин

1260—1292 (658—691) Кара-Арслан б. Гази I, Фахреддин

1292—1294 (691—693) Давуд I б. Кара-Арслан, Шамседдин

1294—1312 (693—712) Гази II б. Кара-Арслан, Наджмеддин

1312—1312 (712) Али Алпы б. Гази II, Имадеддин

1312—1364 (712—765) Махмуд б. Гази II, Шамседдин

1364—1368 (765—769) Ахмад б. Махмуд, Хусамеддин

1368—1376 (769—778) Давуд II б. Махмуд, Фахреддин

1376—1407 (778—809) Иса б. Давуд II, Мадждеддин (убит в 1407)

1407—1409 (809—812) Ахмад б. Иса, Шихабеддин

1409 (812) владения завоеваны Кара-Коюнлу

Генеалогические таблицы Артукогуллары

Примечания

  1. , S. 10.
  2. ↑ , S. 11.
  3. , S. 12.
  4. , S. 15.
  5. , S. 13.
  6. , S. 14—15.
  7. , S. 16.
  8. , S. 17.
  9. , S. 18.
  10. , S. 19.
  11. , S. 20—21.
  12. , S. 21—22.
  13. , s. 121—123.
  14. ↑ , p. 23.
  15. ↑ , Глава VI, § 1.
  16. ↑ , p. 123.
  17. .
  18. ↑ .
  19. , p. 24.
  20. , p. 25—34.
  21. , p. 35.
  22. ↑ , p. 124.
  23. ↑ .
  24. ↑ .
  25. ↑ .
  26. , p. 983.
  27. ↑ , p. 288.
  28. , Chapitre II. § III, 39.
  29. ↑ , Глава четвёртая. Две тысячи дней Триполи.
  30. ↑ , Chapitre III.
  31. ↑ , p. 344.
  32. , p. 540.
  33. , с. 162.
  34. , p. 354.
  35. , S. 181—183.
  36. , S. 184.
  37. , S. 189.
  38. , S. 189—190.
  39. , S. 190.
  40. , S. 193.
  41. , S. 193—194.
  42. , S. 194—196.
  43. , S. 196—197.
  44. , S. 198—200.
  45. , S. 200.
  46. , S. 201.
  47. , S. 202.
  48. , S. 202—203.
  49. , S. 203.
  50. , S. 213.
  51. ↑ , S. 214—215.
  52. ↑ , S. 215.
  53. , S. 208.
  54. , S. 209—210.
  55. ↑ .
  56. ↑ , Глава 6 Прикладное искусство.
  57. , с. 142—144.
  58. , с. 144.
  59. , с. 147—150.
  60. .
  61. .
  62. .
  63. , p. 296.
  64. , p. 244.
  65. .
  66. .
  67. , с. 141.
  68. ↑ , № 96.
  69. , с. 123.
  70. , p. 218.

Литература

  • Камаль аль-Дин Ибн аль-Адим. // Из истории средневековой Сирии / пер. Л. А. Семеновой. — М. : Наука , 1990.
  • Ibn-Alatyr . Extrait de la chronique intitulée Kamel-Altevarykh, par Ibn-Alatyr // / ed. and trans. W. MacGuckin de Slane. — P. : Imprimerie nationale, 1872. — P. 189—744. — 952 p.
  • William of Tyre. . — 1943. — Vol. 1, 2.
  • Запорожец В. М. . — М. : Воениздат , 2011. — 295 с.
  • Кононенко Е. Мечети Артукидов: почти забытая страница анатолийской архитектуры // Художественная культура. — 2015. — № 2 . — С. 136—155 .
  • Лэн-Пуль С. / Перевод: В. В. Бартольд . — М. : Вост. лит , 2004. — 310 с. — ISBN 5020184462 .
  • Маалуф А. / Перевод И. Л. Лащука. — Латтес , 2006. — 189 с.
  • Райс Т. Т. Сельджуки. Кочевники — завоеватели Малой Азии. — М. : Центрполиграф , 2004. — 238 с. — ISBN 5-9524-0949-0 .
  • Alptekin C. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1992. — C. 5 . — S. 402—403 .
  • Alptekin C. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — C. 3 . — S. 415—418 .
  • Altun A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — C. 3 . — S. 418—419 .
  • Atçeken Z., Yaşar B. . — Eğitim Yayınevi, 2016. — 352 S. — ISBN 978-975-8890-15-6 .
  • El-Azhari T.K. The Policy of Balak the Artukids against Muslims and Crusaders. A Turkmen Identity dilemma in the Middle East1090-1124 (англ.) // International Journal of Humanities and Social Science. — N. Y. : Globeedu Group, 2014. — Vol. 4, no. 4 . — P. 286—293. — ISSN .
  • Bilici Kenan. // Journal Libre de Estudios Orientales. — 2009. — № 14 .
  • Bosworth C. E. . — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2014. — 605 с. — ISBN 978-0-7486-9648-2 .
  • Cahen Cl. . — P. Geuthner, 1940. — 802 p.

Ссылки

  • (неопр.) . Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  • Karaca N. (англ.) // The Journal of Turk-Islam World Social Studies. — 2017. — Vol. 4 , iss. 10 . — P. 234–251 . — ISSN . — doi : .
  • (англ.) . .

Same as Артукогуллары