Башкирские восстания (1735—1740)
- 1 year ago
- 0
- 0
Башки́ры ( башк. башҡорттар ; самоназвание — башҡорт ) — тюркский народ , коренное население Башкортостана и одноимённой исторической области .
Численность в мире около 2 миллионов человек . В Российской Федерации по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживало 1 584 554 башкира (из них 1 172 287 — в Республике Башкортостан ) , а по данным переписи населения 2020 года численность башкир составила 1 571 879 человек .
Национальный язык — башкирский , также распространены русский и татарский языки.
Традиционная религия — ислам суннитского толка .
Существует несколько толкований этнонима башҡорт :
Устаревшее русскоязычное название — башкирцы .
Советский филолог, историк античности С. Я. Лурье считал, что предшественники современных башкир упоминаются в V веке до н. э. в « Истории » Геродота под именем аргиппеев . «Отец истории» Геродот сообщал, что аргиппеи обитают «у подножия высоких гор» . Описывая образ жизни аргиппеев, Геродот писал: «…Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик, …плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает чёрный сок под названием „асхи“. Сок этот они …пьют, смешивая с молоком. Из гущи „асхи“ они приготовляют лепёшки» . С. Я. Лурье соотносил слово «асхи» с тюркским «ачи» — кислый . По версии башкирского языковеда Дж. Г. Киекбаева , слово «асхи» напоминает башкирское әсе һыуы — кислая жидкость . О менталитете аргиппеев Геродот написал: «…Они улаживают распри соседей, и если у них найдёт убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть» .
Знаменитый востоковед Заки Валиди предполагал, что башкиры упоминаются в труде Клавдия Птолемея (II век н. э.) под именем скифского рода пасиртаев .
Интересные сведения о башкирах встречаются и в китайских хрониках дома Суй . Так, в « Книге Суй » (VII в.) в «Повествовании о теле» перечисляются 45 племён, названных составителями телесскими, и среди них упоминается и племена алан и башукили . Башукили отождествляют с этнонимом башҡорт , то есть с башкирами. В свете того, что предки теле были этническими наследниками гуннов , представляет интерес и сообщение китайских источников о потомках «старых гуннов» в бассейне Волги в VIII—IX веках. В числе этих племён перечисляются Бо-хан и Бей-дин , которые, предположительно, отождествляются, соответственно, с волжскими булгарами и башкирами .
Крупный специалист по истории тюрков М. И. Артамонов считал, что башкиры также упоминаются в « Армянской географии » VII века под именем бушков .
К IX веку восходят первые письменные сведения о башкирах арабских авторов. (IX в.), Ибн Фадлан (X в.), Аль-Масуди (X в.), Аль-Балхи (X в.), (XII в.), Идриси (XII в.), Ибн-Саид (XIII в.), Якут аль-Хамави (XIII в.), Казвини (XIII в.), Димашки (XIV в.), Абу-ль-Фида (XIV в.) и другие писали о башкирах.
Первое сообщение арабских письменных источников о башкирах принадлежит путешественнику Салламу ат-Тарджуману. Около 840 года он посетил страну башкир и указал её примерные пределы . Впервые этнографическое описание башкир дал Ибн Фадлан — посол багдадского халифа аль Муктадира к правителю волжских булгар. Он побывал среди башкир в 922 году. Башкиры, по утверждению Ибн Фадлана , были воинственными и могущественными, которых он и его спутники (всего «пять тысяч человек» , включая военную охрану) «остерегались… с величайшей опасностью» . Они занимались скотоводством. Башкиры почитали двенадцать богов: зимы, лета, дождя, ветра, деревьев, людей, лошадей, воды, ночи, дня, смерти, земли и неба, среди которых главным был бог неба, который объединял всех и находился с остальными «в согласии и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ» . Некоторые башкиры обожествляли змей, рыб и журавлей. Наряду с тотемизмом Ибн-Фадлан отмечает у башкир и шаманизм. Видимо, среди башкир начинает распространяться ислам . В составе посольства был один башкир мусульманского вероисповедания. По свидетельству Ибн Фадлана , башкиры — тюрки, живут на южных склонах Урала и занимают обширную территорию до Волги , их соседями на юго-востоке были печенеги , на западе — булгары , на юге — огузы .
Другой арабский автор Аль-Масуди , повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминал башкир. Средневековый географ Шариф Идриси сообщал, что башкиры жили у истоков Камы и Урала. Он говорил о городе Немжан, расположенном в верховьях Лика. Башкиры занимались плавкой меди в печах, добывали лисьи и бобровые меха, ценные камни. В другом городе Гурхане, расположенном в северной части реки Агидели , башкиры делали предметы искусства, седла и оружие .
Другие авторы Якут, Казвини и Димашки сообщали «о горном хребте башкир, находящемся в седьмом климате» , под которым они, как и другие авторы, имели в виду Уральские горы . «Земля башкард лежит в седьмом климате» — писал Ибн-Саид . У Рашид-ад-Дина башкиры упоминаются три раза и всегда в числе крупных народов. «Точно так же народы, которых с древнейших времён и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степях…, в горах и лесах областей Дешт-и-Кипчака, русов, черкесов, башкир Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары» . Махмуд ал-Кашгари в своём энциклопедическом «Словаре тюркских языков» (1073/1074 гг.) в рубрике «об особенностях тюркских языков» перечислял башкир в числе двадцати «основных» тюркских народов. «А язык башкир» , — писал он, «очень близкий к кипчакскому, огузскому, киргизскому и другим, то есть тюркский» .
По мнению учёного Дьюлы Немета, в IX веке вместе с древними мадьярами предгорья Урала покинули родовые подразделения нескольких подвергшихся раннесредневековой мадьяризации родов предков башкир, таких как Курт-Гуармат , Еней , Кесе и ряда других. Они вошли в состав древневенгерской конфедерации племён , которая располагалась в стране Леведии , возможно, в междуречье Дона и Днепра . В начале X века венгры под предводительством князя Арпада перешли через Карпатские горы и завоевали территорию Паннонии , основав Венгерское королевство . Позднее в Венгрию перекочевали и другие восточные народы.
В X веке первые письменные сведения о башкирах Венгрии встречаются в книге арабского учёного Аль-Масуди «Мурудж аз-захаб». Он называет и венгров, и башкир башгирдами или баджгирдами. По мнению известного тюрколога Ахмад-Заки Валиди , численное доминирование в венгерской армии и переход политической власти в Венгрии в руки верхушки венгерских племён, родственных башкирским племенам Юрматы и Еней, в XII в. привели к тому, что этноним башгирд (башкир) в средневековых арабских источниках стал служить для обозначения всего населения Венгерского королевства.
В XIII веке Ибн Саид аль-Магриби в книге «Китаб баст аль-ард» делит жителей Венгрии на два народа: башкир (башгирд) — тюркоязычных мусульман, которые проживают южнее реки Дунай , и венгров (хункар), которые исповедуют христианство. Он пишет, что у этих народов разные языки. Столицей страны башкир был город Керат, расположенный на юге Венгрии. Абу-ль-Фида в произведении «Таквим аль-булдан» пишет, что в Венгрии башкиры жили на берегах Дуная по соседству с германцами. Они служили в знаменитой венгерской коннице, наводившей ужас на всю средневековую Европу .
Средневековый географ Закарийа ибн Мухаммед ал-Казвини (1203—1283) пишет, что башкиры живут между Константинополем и Болгарией . Он так описывает башкир: «Один из мусульманских богословов башкир рассказывает, что народ башкир очень велик и что большая часть их использует христианство; но есть между ними и мусульмане , которые должны платить дань христианам, как христиане у нас мусульманам. Башкиры живут в избах и не имеют крепостей. Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владельцами, он отнял у них эти владения и назначил определённое жалованье из государственных сумм. Когда царь башкир во время набега татар вызывал этих господ на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты же не послушались царя и разошлись. Тогда напали татары и опустошили страну мечом и огнём, не находя нигде сопротивления» .
Польский историк Т. Левицкий в статье «Madjar, Madjarstan» приводит информацию о башкирах, принявших в 1241 г. активное участие в вооружённом сопротивлении венгров татаро-монголам из армии Бату-хана . Т. Левицкий приводит сведения об участии башкир в составе объединённого германо-венгерского войска в разгроме одного из отрядов татаро-монголов возле города Шибеника на берегу Адриатического моря .
Первое сражение башкир с монголами произошло в 1219—1220 годах, когда Чингисхан во главе огромного войска провёл лето на Иртыше, где были летние пастбища башкир. Противостояние двух народов продолжалось долго . С 1220 по 1234 годы башкиры беспрерывно воевали с монголами, фактически, сдерживая натиск монгольского нашествия на запад.
Л. Н. Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая Степь» писал: «Монголо-башкирская война тянулась 14 лет, то есть значительно дольше, чем война с Хорезмийским султанатом и Великий западный поход… Башкиры неоднократно выигрывали сражения и наконец заключили договор о дружбе и союзе, после чего монголы объединились с башкирами для дальнейших завоеваний…» .
Башкиры получают право бийства (ярлыки), то есть, фактически, территориальную автономию в составе империи Чингисхана. В правовой иерархии Монгольской империи башкиры занимали привилегированное положение как народ, обязанный каганам прежде всего военной службой, и сохраняющий собственную родоплеменную систему и управление. В правовом отношении возможно вести речь лишь об отношениях сюзеренитета-вассалитета, а не союзных .
Башкирские конные полки приняли участие в рейдах Батыя на северо-восточные и юго-западные русские княжества в 1237—1238 и 1239—1240 годах, а также в походе в Центральную Европу 1241—1242 годов .
В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды .
18 июня 1391 года при реке Кондурче состоялась « Битва народов ». В сражении столкнулись армии двух мировых держав того времени: хана Золотой Орды Тохтамыша , на стороне которого выступили башкиры, и эмира Самарканда Тимура (Тамерлана) . Битва закончилась поражением золотоордынцев .
После распада Золотой Орды территория исторического Башкортостана входила в состав Казанского , Сибирского ханств и Ногайской Орды .
Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними, в 1554—1557 годах, связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой . Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 1580—1590-х годах, после развала Сибирского ханства .
Разгромив Казань , Иван Грозный обратился к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царём. Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами (XIII в.) . В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признавал вотчинное право на них (кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию ( «…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…» ). Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак — поземельную подать.
О добровольном присоединении к России и получении башкирами жалованных грамот говорится и в хронике старшины Кидраса Муллакаева сообщённой П. И. Рычкову и опубликованной затем в его книге «История Оренбургская»: «…не только те земли, где они прежде подданства своего …жили, а именно — за Камою рекою и около Белой Волошки (кой после Белою рекою названа), им, башкирцам, подтверждены, но сверх того и другими многими, на которых они ныне жительствуют, пожалованы, как это свидетельствуют и жалованныя грамоты, которыя у многих поныне имеются» . Рычков в книге «Топография Оренбургская» писал: «Башкирский народъ въ подданствожъ Россійское пришелъ» .
Исключительность отношений башкир и России отражено в «Соборном Уложении» 1649 года , где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать» .
Согласно « Книге Большому чертежу » (1627): «…А ниже Белыя Воложки 40 вёрст пала в Каму Ик река, а Ик река вытекла с верху реки Самара за 200 вёрст от Самары, протоку Ик реки 350 вёрст. А усть реки Белыя Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и дале, все живут башкирцы…»
С 1557 до 1798 годы, в течение более чем двухсот лет, башкирские конные полки воевали в рядах Русской армии. Будучи в составе ополчения Минина и Пожарского, башкирские отряды приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.
В войнах с Польшей (1768—1772) и Швецией (1788—1790) участвовало специально сформированное башкирское войско и самостоятельные башкирские полки. 8 октября 1771 г. Екатерина II повелела Государственной военной коллегии призвать из «башкирского войска … три тысячи человек» и направить в Польшу, в помощь российской армии, с февраля 1768 г. ведущей войну против войск Барской конфедерации . Во главе десяти трехсотенных партий войскового формирования башкир были утверждены 7 волостных старшин: 3 — с Сибирской дороги, 2 — Ногайской, 2 — Казанской, и 3 походных старшины (с Ногайской, Казанской и Осинской дорог). К каждому из них Рейнсдорп обратился с «сочинёнными на их башкирском языке» наставлениями. Формирование войска состоялось в очень короткие сроки. 18 декабря по установленному маршруту из Уфы двинулась 1-я партия, за ней ежедневно до 23 декабря уходили со 2-й по 6-ю команды. Остальные, поджидая, видимо, командируемых из отдалённых волостей, отправились позднее: 7 и 8-я 25 и 30 декабря, 9 и 10-я-1 и 4 января 1772 г. Башкиры являлись на сборные пункты под Уфой на своих лошадях, со своим оружием и в своей одежде. А с апреля по август войско в полном составе несло службу в российских войсках под общей командой генерал-поручика А. И. Бибикова. Башкирская конница была крайне необходима для быстрого преследования и разгрома партизанских отрядов барских конфедератов, обладавших тоже высокой подвижностью. Она препятствовала объединению разрозненных отрядов конфедератов и их продвижению в районы крупных военных действий в Польше и Литве. Командующим башкирским войском был генерал-майор князь А. А. Урусов.
При жизни Ивана Грозного условия соглашения соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как «Белый царь» ( башк. Аҡ батша). С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма в Башкирии сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704—11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама.
После восстания 1704—11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию. В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары , Саратова , Астрахани , Вятки , Тобольска , Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками — кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленён и позже казнён один из предводителей башкирского восстания 1704—1711 гг. Мурат Султан . Людские и материальные потери были огромны.
Самым тяжёлым по потерям для самих башкир является восстание 1735—1740 гг. , в ходе которого был избран хан Султан-Гирей ( Карасакал ). В ходе данного восстания многие наследные земли башкир были отняты и переданы служилым мещерякам . По подсчётам американского историка А. С. Доннелли , из башкир погиб каждый четвёртый человек.
Следующее восстание разразилось в 1755—1756 гг . Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена лёгкого ясака (единственного налога на башкир, который брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян , убивших мелкого чиновника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности, планы одновременного выступления башкир всех четырёх дорог, на этот раз в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкортостана, мишарь Габдулла Галиев ( Батырша ). В плену мулла Батырша написал своё знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне », дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником. При подавлении восстания, ряд участвовавших в восстании эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду .
Башкиры активно участвовали в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Емельяна Пугачёва : один из руководителей этого восстания Салават Юлаев остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем .
Последним восстанием башкир было 1834—1835 годов . Помимо башкир в этом восстании участвовали и государственные крестьяне , оренбургские казаки , мишари и тептяри (около 40 тыс. человек). Оно было вызвано слухами о предстоящем переводе их всех в удельные крестьяне . Благодаря полной неорганизованности и разрозненности выступлений оренбургский военный губернатор В. А. Перовский сумел быстро подавить восстание .
Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления , действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года. По указу от 10 ( 21 ) апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России . В административном отношении были созданы кантоны. Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й — в Оренбургской губерниях. В 1802—1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) — 5-м.
Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 1830-х годах Из башкирского и мищарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) — во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске . Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску » от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского войска. Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября 1855 г.»
С присоединением казахских земель к России Башкирия стала одной из многих внутренних областей империи, и необходимость привлечения башкир к пограничной службе отпала.
14 мая 1863 было принято «Положение о башкирах», определявшее и закреплявшее правовое положение башкир. В соответствии с положением башкирское войско упразднялось, кантоны и юрты реорганизовывались и укрупнялись. Было создано 808 сельских и 130 волостных обществ, в которых старостами и старшинами стали в основном зажиточные башкиры.
2 июля 1865 года было принято высочайшее утверждённое мнение Государственного Совета «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство». Башкиры окончательно переходили из военного в гражданское ведомство, гражданские и некоторые уголовные суда могли разрешаться в общегражданских судах по «обычаям сего народа» и шариату .
Всего в войне 1812 года и заграничных походах 1813—1814 гг. участвовало 20 пятисотенных башкирских полков. Кроме того, башкиры выделили для армии 4139 лошадей и 500 000 рублей. Башкирская конница, подоспевшая в составе отряда князя Кудашева предотвратила взрыв Кремля .
Во время заграничного похода в составе русской армии в Германии, в городе Веймере с башкирскими воинами встретился великий немецкий поэт Гёте , которому башкиры подарили лук со стрелами. Девять башкирских полков вошли в Париж . Французы прозвали башкирских воинов «северными амурами» . В памяти башкирского народа Отечественная война 1812 года сохранилась в народных песнях «Баик», «Кутузов», «Эскадрон», « Кахым туря », « Любизар ». Последняя песня основана на подлинном факте, когда главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов благодарил башкирских воинов за проявленную в бою храбрость словами: «любезники, молодцы». Участники войны были награждены серебряными медалями « За взятие Парижа 19 марта 1814 года » и «В память войны 1812—1814 гг.» .
После революций 1917 года прошли Всебашкирские курултаи (съезды) на которых было принято решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 15 ноября 1917 года Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозгласило создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний территориально-национальной автономии Башкурдистан .
В декабре 1917 года делегаты III Всебашкирского (учредительного) съезда, представлявшие интересы народонаселения края всех национальностей, единогласно проголосовали за утверждение постановления (Фармана № 2) Башкирского областного шуро о провозглашении национально-территориальной автономии (республики) Башкурдистан. На съезде было образовано правительство Башкурдистана, предпарламент — Кесе-Курултай и другие органы власти и управления, а также были приняты решения о дальнейших действиях.
В марте 1919 года в соответствии с Соглашением Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством была образована Башкирская Советская Республика .
11 октября 1990 года Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете . 31 марта 1992 года Башкортостан подписал федеративный договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в её составе и приложение к нему от Республики Башкортостан, определившие договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Родоплеменная организация башкир — традиционная структура башкирского общества, основанная на генеалогическом родстве. Сложилась в условиях преобладающего полукочевого, скотоводческого хозяйственно-культурного типа, была обусловлена обычаями и историко-культурными традициями.
Основными родоплеменными атрибутами являлись тамга , оран , онгон . Исторические события фиксировались в шежере . Предводителем племени являлся бий . Органами самоуправления являлись народные собрания ( курултаи , йыйыны ) и советы старейшин (аксакалов).
В XVIII—XIX вв родоплеменая организация потеряла своё значение в общественной жизни башкир и в дальнейшем продолжает существовать лишь в силу традиции.
В этнологии на основе материалов по археографии, археологии, антропологии, сравнительно-историческому языкознанию сложились финно‑угорская, тюркская и иранская теории происхождения башкир .
В истории формирования башкир выделяют семь историко-этнографических пластов:
В процессе расселения и этнической истории сложились основные этнографические группы башкир:
Антропологическими исследованиями выделено четыре основных антропологических типа башкир: светлый европеоидный , субуральский , понтийский , южносибирский .
В результате сравнительного анализа краниологических данных по древнему населению края и современным башкирам выявлено, что первые три антропологических типа являются наиболее древними . Европеоидный тип преобладал в Южном Приуралье в эпоху неолита, бронзового века, раннего железного века. Субуральский тип характерен для населения пьяноборской культуры, бахмутинской культуры; понтийский тип — савроматской культуры, сарматской культуры. Южносибирский антропологический тип в составе башкир появился довольно поздно и тесно связан с тюркскими племенами IX—XII веков и кыпчаками XIII—XIV веков. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии .
Основная доля Y-хромосом башкир относится к гаплогруппам: R1b-M269 и R1b-M73 (47,6 %), R1a (26,5 %), широко представленным в Восточной Европе, Иране и Индии, и N1a1 (17 %), широко распространённой по всему северу Восточной Европы и Сибири. С меньшей частотой встречаются гаплогруппы J2 , C , O , E1b , G2a , L , N1a2 , I , T . Гаплогруппа R1b-Z2106 доминирует у башкирских родов бурзян и гайна (87 %), у клана канглы доминирует (60 %) гаплогруппа G1, у клана еней доминирует (61 %) гаплогруппа N3 (44 % приходится на «восточносибирскую» ветвь N3a2). У клана елан три четверти генофонда приходится на гаплогруппу N (37 % приходится на ветвь N3a4, характерную для многих популяций севера Восточной Европы), у клана уран частота N3a4 доходит до 90 %. Весь генофонд унлар представлен гаплогруппой R1a, у клана R1a достигает балыксы 77 %. В генофонде минцев «североазиатская» гаплогруппа N3a составляет 34 %, а субвариант N3a4-Z1936 достигает 29 %, гаплогруппа R1a1a* у минцев составляет 22 %, «центральноазиатская» гаплогруппа C2*-M217(хМ48) составляет 16 %, «переднеазиатские» гаплогруппы J2 и G2 составляют по 10 % .
Основная доля гаплогрупп мтДНК (60,8 %) принадлежит к западно-евразийским линиям (H, U, HV1, J, T, V, I, W), 39,2 % — восточно-евразийским (A, B, C, D, F, G, N, M, Y). Высокая частота линий G, D, С, Z и F указывает на значительное участие сибирского и центральноазиатского компонента в этногенезе башкир. Но с другой стороны, уровень распространения линий мтДНК, специфичных для Европы и Ближнего Востока также достигает больших значений. .
Согласно исследованиям Балановской и других учёных были сделаны выводы: «Центральноазиатское (монгольское) влияние на их генофонд выражено крайне слабо. Это подтверждает тезис историографии о том, что Башкирия не входила в зону кочевания ордынского населения, будучи не привлекательной для ведения кочевого хозяйства» .
Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое (йяйляжное) скотоводство , которое сочеталось с земледелием , охотой , бортничеством , пчеловодством , птицеводством , рыболовством , собирательством и др. Из ремёсел применялись ткачество, выделка войлока , производство безворсовых ковров , шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева, металла. Башкиры занимались производством наконечников стрел, копий, ножей, элементов конской сбруи из железа . Из свинца отливали пули и дробь для ружей. Башкиры имели своих кузнецов и ювелиров. Из серебра производились подвески, бляшки, украшения для женских нагрудников и головных уборов. Металлообработка базировалась на местном сырьё . Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний. Русский историк М. Д. Чулков в своей работе «Историческое описание Российской коммерции» (1781—1788 гг.) отмечал: «В прежних годах башкирцы из сей руды плавили в ручных печах самую лучшую сталь, что после учинившегося в 1735 г. бунта им уже не позволялось» . Горное училище в Санкт-Петербурге , первое высшее горно-техническое учебное заведение в России, предложил создать башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов .
В
XVII
—
XIX веках
башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты переселенцами из центральной России и Поволжья. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 1920-х годах.
Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и
саманные
(глинобитные), у восточных башкир на летовках была ещё распространена войлочная
юрта
(
тирмә
).
Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи.
Башкирские блюда отличаются малым количеством классических пряностей : используются только чёрный и красный перец . Особенностью башкирских блюд является обилие мяса во всех горячих блюдах и закусках. Любовь башкир к конской колбасе « казы » и конскому салу заслуживает отдельного внимания: башкиры любят есть конину с толстыми кусками сала, запивая его бульоном с кислым коротом (кисломолочный продукт), нейтрализующим последствия такого количества жира.
Кочевой образ жизни привёл к формированию широкого ряда продуктов длительного хранения. Основную массу башкирских национальных блюд составляют отварная, сушёная и вяленая конина , баранина , молочные продукты, сушёные ягоды, сушёные злаки, мёд . Примерами являются такие блюда как казы (конская колбаса), какланган-ит (вяленое мясо), пастила , кумыс , сейәле һары май (вишня в топлёном масле), муйыл майы (черёмуховое масло), корот (сухой курт), эремсек и айран — все эти блюда относительно долго сохраняются даже при летней жаре и их удобно брать с собой в дорогу. Считается, что кумыс готовился именно в дороге — сосуд с кобыльим молоком привязывался к седлу и болтался в течение дня.
Такие блюда как айран , буза, казы, катлама , кумыс , манты , уря , умас-ашы и многие другие считаются национальными блюдами многих народов от Уральских гор до Дальнего Востока .
Традиционное башкирское блюдо бишбармак готовится из отварного мяса и халмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом . Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты — редкое застолье обходится без курута или катыка (кефира). Большинство блюд башкирской кухни отличается питательностью и простотой приготовления.
Кумыс является национальным напитком башкир. Умение делать вкусный кумыс издавна ценилось и передавалось от поколения к поколению. Для кумыса предпочитаются специальные породы лошадей. Кумыс употребляется в свежем виде, иначе он быстро киснет и теряет свои лечебные качества. В нём содержится небольшое количество алкоголя.
Современные башкирские блюда сохранили всю самобытность традиционной башкирской кухни и дополнили её, разнообразив ассортимент продуктов и сервировку. Несмотря на изобилие и роскошь современных блюд, традиционные блюда занимают особое место в башкирской кухне и на праздничном столе. Ни один праздничный стол башкир не обходится без бишбармака , казы , хурпы, , баурсак или чак-чака .
Традиционная одежда башкир весьма вариативна в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов , бисера , раковин, монет. Это нагрудники ( яға , һаҡал ), чересплечные украшения-перевязи ( эмейҙек , дәғүәт ), наспинники ( иңһәлек ), различные подвески, накосники, браслеты, серьги.
Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный [Кашмау|ҡашмау] , девичья шапочка таҡыя , меховой ҡама бүрек , многосоставный кәләпүш , полотенцеобразый таҫтар , часто богато украшенный вышивкой. Весьма красочно украшенное головное покрывало ҡушъяулыҡ . Среди мужских: меховые шапки-ушанки ( ҡолаҡсын ), лисьи шапки ( төлкө ҡолаҡсын ), капюшон ( көләпәрә ) из белого сукна, тюбетейки ( түбәтәй ), войлочные шляпы.
Оригинальная обувь восточных башкир: ҡата и сарыҡ , кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ҡата и женские сарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги ( итек , ситек ), и лапти ( сабата ) (за исключением ряда южных и восточных регионов).
Обязательным атрибутом мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшенный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой халат елән , аҡ саҡман (который к тому же нередко служил и головным покрывалом), безрукавные камзулы , украшенные яркой вышивкой, и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени ( саҡман ), полукафтаны ( бишмәт ). Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских, хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканные (до 2,5 м в длину), ремённые, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума ( ҡаптырга или ҡалта ), а с левого бока — нож в деревянных, обшитых кожей, ножнах ( бысаҡ ҡыны ).
Помимо свадебного празднества ( туй ) известны религиозные (мусульманские): ураза-байрам , курбан-байрам , мавлид и другие, а также народные праздники — праздник окончания весенне-полевых работ сабантуй и каргатуй , другие праздники — кякук сяйе , йыйын .
К национальным видам спорта башкир относятся: борьба куреш , стрельба из лука , метание копья и охотничьего кинжала , конные скачки и бега, перетягивание каната ( аркана ) и другие. Среди конных видов спорта популярны: байга , джигитовка , конные пробеги . В Башкортостане популярны конноспортивные народные игры: аузарыш, кот-алыу, кук-буре , кыз кыуыу . Спортивные игры и состязания являются неотъемлемой частью физического воспитания башкир, и на протяжении множества веков входят в программу народных праздников .
Башкирское народное творчество разнообразно и богато. Оно представлено различными жанрами, среди которых имеются героический эпос , баиты , сказки и песни. Одним из древних видов устной поэзии был кубаир . Среди башкир нередко встречались певцы-импровизаторы — сэсэны , соединяющие в себя дар поэта и композитора.
Среди песенных жанров встречались народные песни ( йырҙар ), обрядовые песни ( сеңләү ). В зависимости от мелодии башкирские песни разделяются на протяжные узун-кюй и короткие кыска-кюй , в котором выделяются плясовые ( бейеү көй ), частушки такмак ( таҡмаҡ ).
У башкир имеется традиция горлового пения узляу .
Наряду с песенным творчеством у башкир развита музыка. Среди музыкальных инструментов наиболее распространены кубыз и курай . Кое-где встречался трёхструнный музыкальный инструмент думбыра .
Танцы башкир отличаются своеобразием. Пляски всегда совершаются под звуки песни или курая с частым ритмом. Присутствующие отбивают такт ладонями и время от времени восклицали: «Эйе!».
Памятником башкирского устного творчества является эпос Урал-батыр , мотивы которого встречаются и в других башкирских эпосах (« Заятуляк и Хыухылу », « Кунгыр-буга », « Алпамыша », « Кузыйкурпяс и Маянхылу »), а сказания « Акбузат » и « Бабсак и Кусэк », продолжая сюжетную линию «Урал-батыра», образуют единый цикл башкирских героических сказаний.
Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Истоки восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей, к рукописным произведениям XI века на языке тюрки и древнебулгарским поэтическим памятникам ( Кул Гали и др). В XIII—XIV веках башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладали традиционные жанры — газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика. Самым характерным в развитии башкирской поэзии является её тесное взаимодействие с фольклором.
С XVIII века по начало XX века развитие башкирской литературы связано с именем и творчеством Баик Айдара (1710—1814), Шамсетдина Заки (1822—1865), Гали Сокороя (1826—1889), Мифтахетдина Акмуллы (1831—1895), Мажита Гафури (1880—1934), Сафуана Якшигулова (1871—1931), Даута Юлтыя (1893—1938), Шайхзады Бабича (1895—1919) и многих других.
В начале XX века в Башкирии имелись лишь самодеятельные театральные коллективы. Первый профессиональный театр открылся в 1919 году почти одновременно с образованием Башкирской АССР. Это был нынешний Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури . В 1930-х годах в Уфе появилось ещё несколько театров: кукольный, театр оперы и балета. Позднее государственные театры открылись в других городах Башкортостана.
Период, который охватывает историческое время с 1860-х годов до начала XX века можно назвать эпохой башкирского просвещения. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения того периода были М. Бекчурин , М. Куватов , Г. Кииков , Б. Юлуев, Г. Сокорой , М. Уметбаев , Акмулла , М.-Г. Курбангалиев , Р. Фахретдинов , М. Баишев, Ю. Бикбов, С. Якшигулов и другие.
В начале XX века сформировались такие деятели науки и башкирской культуры, как Ахметзаки Валиди Тоган , Абдулкадир Инан , Галимьян Таган , Мухаметша Бурангулов .
По религиозной принадлежности башкиры мусульмане суннитского направления .
С X века среди башкир распространяется ислам . Секретарь посольства аббасидского халифа аль-Муктадира к волжским булгарам Ибн Фадлан в 921 год писал, что в составе посольства был один башкир мусульманского вероисповедания.
По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году ) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин , проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская» . В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Белой , Ика , Дёмы , Таныпа » .
Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе в 1220-е годы тот встретил группу башкирских студентов из Венгрии, прибывших на учёбу. Они рассказали, что в древние времена к их предкам ещё до того, как те переселились в Венгрию, прибыло семь мусульман из страны булгар. Эти мусульмане-проповедники поселились среди башкир и обратили их в ислам.
Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 1320—1330-е годы и связано с именем золотоордынского хана Узбека , который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды .
Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу .
К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкирии относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы , внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек , сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры , то есть в 1339 году . Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии . Например, в башкирском Зауралье, на горе Ауштау в окрестностях деревни Старобайрамгулово (Аушкуль) (ныне в Учалинском районе ) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком .
Национальный язык — башкирский . Относится к кыпчакской группе тюркских языков . Основные диалекты : восточный , северо-западный и южный . Распространён на территории исторического Башкортостана .
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7 % от общего числа башкир, указавших родные языки). Татарский язык назвали родным 230 846 башкир (14,6 %). Русский язык является родным для 216 066 башкир (13,7 %) .
По результатам последней Всероссийской переписи населения (2020-2021) количество башкир, назвавших татарский язык родным за 10 лет сократилось на 125 тысяч и составило 106,7 тыс. башкир .
Башкирские племена в древности пользовались древнетюркским письмом . После принятия ислама , которое началось в X веке и продолжалось в течение нескольких столетий, башкиры начали пользоваться арабской письменностью . На основе этой письменности образовался так называемый письменно-литературный язык тюрки и его локальный вариант поволжский тюрки , на котором писали с XIII по начало XX века .
С середины XIX века начинается формирование национальной башкирской письменности . В 1923 году утверждается алфавит на основе арабской графики . В 1929 году появляется башкирский алфавит на основе латиницы ( яналиф ). В 1940 году введён алфавит на основе кириллицы . Современный алфавит башкирского языка состоит из 42 букв.
Численность башкир в мире около 1,6 млн человек. В России по данным переписи 2010 года проживает 1 584 554 башкир, из них 1 172 287 чел. в Башкортостане . Башкиры составляют 29,5 % населения Республики Башкортостан .
Помимо собственно Республики Башкортостан , башкиры живут во всех субъектах Российской Федерации , а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья. За пределами республики в настоящее время проживает около трети всех башкир.
В результате колонизации, земельной политики государства, миграции населения, переселенческих движений, административно-территориального деления сформировались этнические группы , иргизо‑камеликских башкир , , оренбургских башкир , пермских башкир .
Башкиры проживают в Казахстане — 17 263 человек (2009) , Украине — 4 253 (2001) , Туркменистане — 3 820 (1995) , Узбекистане — 3 707 (2000) , Кыргызстане — 1 111 (2009) , Белоруссии — 607 (2009) , Латвии — 230 (2020) , Таджикистане — 143 (2010) , Эстонии — 112 (2011) , Литве — 84 (2011) , Венгрии , Германии , Китае , Турции , Японии и в других странах .
Советский Союз | Российская империя , РСФСР , Россия | Башкирская АССР , Башкортостан | Татарская АССР , Татарстан | Челябинская область | Уфимская губерния | Оренбургская губерния | Оренбургская область | Курганская область | Пермский край | Свердловская область | Москва | ХМАО | ЯНАО | Тюменская область | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1865 | — | н.д. | — | — | — | 619 732 | 206 895 | ||||||||
1897 | — | 1 321 363 | — | — | — | 899 910 | 254 561 | ||||||||
1912 - 1913 | — | н.д. | — | — | — | 846 413 | н.д. | ||||||||
1917 | — | н.д. | — | — | — | н.д. | 290 541 | ||||||||
1920 | — | 1 402 368 | 371 884 | — | 807 213 | 346 | |||||||||
1926 | 713 693 | 712 366 | 625 845 | 1 752 | — | — | 15 081 | ||||||||
1939 | 843 648 | 824 679 | 671 188 | 931 | 70 358 | — | — | ||||||||
1959 | 989 040 | 953 801 | 737 711 | 2 063 | 88 480 | — | — | ||||||||
1970 | 1 239 681 | 1 180 913 | 892 248 | 2 888 | 117 537 | — | — | ||||||||
1979 | 1 371 452 | 1 290 994 | 935 880 | 9 256 | 133 682 | — | — | ||||||||
1989 | 1 449 157 | 1 345 273 | 863 808 | 19 106 | 161 169 | — | — | ||||||||
2002 | — | 1 673 389 | 1 221 302 | 14 911 | 166 372 | — | — | ||||||||
2010 | — | 1 584 554 | 1 172 287 | 13 726 | 162 513 | — | — | 46696 | 12257 | 32730 | 31 183 | 6609 | 35 428 | 8 297 | 2680 |
2020 | — | 1 571 879 | 1 268 806 | 11 029 | 128 071 | — | — | 36181 | 8026 | 16105 | 17286 | 5715 | 29 717 | 6 111 | 3001 |
Число семейных ячеек |
Национальная принадлежность
жены и мужа — башкиры |
Национальная принадлежность
мужа — башкир |
Национальная принадлежность
жены — башкирка |
Доля этнически смешанных
супружеских пар, % |
|
---|---|---|---|---|---|
Республика Башкортостан | 207242 | 125175 | 38256 | 43811 | 39,6 |
Остальные регионы Российской Федерации | 94158 | 30827 | 28938 | 34392 | 67,3 |
Российская Федерация | 301400 | 156002 | 67194 | 78204 | 48,2 |
Доля этнически однородных супружеских пар у башкир по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 51,8 %, а доля этнически смешанных — 48,2 %. При этом большинство смешанных для башкир браков (почти 60 %) заключаются с представителями татарского народа, являющегося культурно и конфессионально родственным для башкир. По оценке межэтнических расстояний между русскими и другими национальностями на основе распространённости смешанных семей башкиры наряду с чеченцами являются самыми дистанцированными от русских народами, то есть создаётся мало башкирско-русских семей . Следующая таблица позволяет это увидеть на цифрах.
Оценка межэтнических расстояний между русскими и 10 — ю национальностями на основе распространенности смешанных семей, Россия, данные по всероссийской переписи населения 2010 года.
Национальность | Расстояние |
украинцы | 0,66 |
мордва | 0,68 |
удмурты | 0,71 |
армяне | 0,74 |
чуваши | 0,75 |
татары | 0,84 |
казахи | 0,97 |
азербайджанцы | 1,03 |
башкиры | 1,55 |
чеченцы | 2,03 |
Значение «1» соответствует отсутствию предпочтений национальностей при образовании супружеских пар. Меньшее значение расстояния означает наличие больших преференций при формировании семей с данной комбинацией национальностей мужа и жены. Значение выше единицы говорит о серьёзных барьерах, мешающих образованию смешанной семьи. В результате подсчетов получается, что украинцы наиболее близки к русским среди выделенных национальностей (коэффициент 0,66).
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая башкирам.